Экономика и социология
Обозреватель - Observer



 ПОДРОСТОК В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Виктор Медиков,
докторэкономических наук, профессор

 

 Что посеешь, то и пожнешь

Не верь чужим словам, коль скажут, - все пройдет.
Из тех, кто видел храм, не всяк в него войдет.
Пусть наша жизнь как бег, по разным этажам.
Но каждый человек свой выбор сделай сам.
Александр Коротынский


Очевидно, что после развала СССР жизнь подростков полностью увязла в экономических проблемах. До 90-х годов дети, в массе своей, представления не имели, где и как зарабатывать.

Не было в СССР такой проблемы - подросток в экономическом пространстве. Был подросток с его умеренными, исходя из существовавшей идеологии, потребностями. Но не было таких категорий, как бизнес, прибыль, банк, частное предприятие и т.д. Пусть даже заработал старшеклассник за месяц заводской практики 20 руб. Куда он их вложит для роста? Какая здесь экономика?

В 90-х годах начался дикий капитализм, в условиях которого экономика не могла быть не преступной. Одна приватизация чего стоит! Начался, и до сих пор продолжается, черный передел собственности и власти. Преступность, коррупция проникли даже в такие сферы, как воспитание и образование.

Что по прошествии более 10 лет есть в стране? С научной, да и практической точек зрения все хорошо: существует множество систем воспитания и образования, в том числе и экономического. Рассмотрены всевозможные варианты, ситуации, позиции, мыслимые и немыслимые. Считается, что досконально изучен зарубежный опыт. Все оформлено как положено, в лучшем виде: учебники, пособия, карты, схемы, путеводители, фильмы, аудио программы, компьютерные игры, методики. Мощная законодательная база на всех уровнях, от ООН до микрорайона, села, деревни.

Казалось бы, все сделано, выделено, продумано, придумано, доставлено, обеспечено. Каков же результат?

А результат таков, что молодежь в целом повсеместно деградирует.

Наркомания с 17-летней снизилась до 11-летней. Считается, что только в стране учтенных наркоманов - 3,5 млн. Специалисты же утверждают, что на самом деле их гораздо больше. По данным социологических опросов, почти половина молодежи от 12 до 22 лет употребляет регулярно или пробовала тот или иной наркотик. Газета "Московский комсомолец", ссылаясь на федеральную программу "Комплексные меры противодействия наркотикам и их незаконному обороту", приводит прогноз: к 2007 г. наркоманов в России станет более 30 млн.

НИИ им. Гамалея, специализирующийся на проблемах наркомании, считает, что в стране уже 5 млн. наркоманов, а к 2005 г. их будет 38 млн. 33 млн. из них - молодежь. Заметим, что в России всего 35 млн. граждан от 14 до 29 лет.

Попытка Госсовета под председательством Президента (24 сентября 2002 г.) если не искоренить, то остановить или хотя бы приостановить наркоманию, показала: власти, наука, специалисты абсолютно бессильны. Даже самые высшие.

Детская проституция катастрофически прогрессирует. Установлено, что только на просторах страны (за рубежом гораздо больше) работает более 400 000 представительниц древнейшей профессии. В возрасте 16-17 лет - почти 60%. Десятая часть проституток - дети от 8 до 14 лет. По московским данным, 40% девушек наркоманки, 42% - алкоголички. Более трети лечились от сифилиса, четверть - ВИЧ-инфицированы.

Известно, что только в 2001 г. в Москве убиты или пропали без следа более 2000 проституток. Ежегодно обманом, насильно увозится за рубеж и продается, по сути дела в рабство, около 750 тыс. девушек.

На полном серьезе, забывая, что мысль материальна, в самых высших эшелонах власти рассматривается вопрос скорейшей легализации публичных домов и проституции. Есть и экономические обоснования. Считается, что объем "любовного" бизнеса в России - 5-6 млрд. долл. Порядка 500-700 млн. долл. планируется получать от лицензирования этого вида деятельности - так называемых "желтых билетов". Для сравнения, бюджеты городов-миллионеров много меньше, бюджет всего здравоохранения на 2003 г. порядка 1 млрд. долл. Сторонников этой идеи вдохновляет "богатый" опыт ряда стран, в частности, Германии и Голландии.

СПИД, туберкулез стали национальной трагедией многих стран, в том числе и России. В армии служить некому: большинство призывников физически непригодны. У нас лишь 10% школьников старших классов признаются с большой натяжкой здоровыми. В призыв 2002 г. в Москве годными оказались только 5% призывников.

Нет нужды напоминать о чудовищной детской преступности, о беспризорности, попрошайничестве, бродяжничестве, суицидах и пр. Сотни тысяч брошенных детей, переполненные дома ребенка, малютки, детские дома, тюрьмы и колонии, больницы. Пьянство, курение, токсикомания. И т.д. и т.п. Можно исследовать разные группы: детей и подростков, городских и сельских, мальчиков и девочек, христиан и мусульман… Ряд бесконечен. Но картина везде одна и та же.

Вот, собственно, это и есть экономическое пространство для подростков и детей, в котором все меньше и меньше места настоящим, полезным делам во всех сферах. В этих условиях ни о каком нормальном экономическом пространстве, честном бизнесе, в том числе и малом, даже самом малюсеньком, и речи быть не может.

Это подтвердила опубликованная в сентябре 2002 г. "Доктрина безопасности США", самый обстоятельный документ о принципах и целях американской линии поведения в мире со времен доктрины Трумэна полувековой давности. "В мире, где … половина человечества живет меньше чем на два доллара в день, не может быть ни справедливости, ни стабильности. … Именно бедность порождает благоприятные условия для международного терроризма". Кстати, правительство РФ установило размер прожиточного минимума в России на второй квартал 2002 г. 1804 руб. в месяц на душу населения. Это меньше 60 руб. в день, значит и меньше двух долл.

Непозволительно много людей живет за чертой бедности. В России их более 35 млн. чел. Если же черту бедности считать по нормам ООН, то эта цифра увеличится более чем в два раза и превысит половину россиян.

Почему подросток втягивается, даже стремительно засасывается в криминальную среду? Какова роль СМИ?

Если ребенку создано достаточное пространство любви в семье - будет счастливый ребенок, способный быстро развиваться, творить, жить полной жизнью. Если семья строит и расширяет, обеспечивает пространство любви на протяжении всей жизни, это и будет самый настоящий рай на Земле, а не какой-то мифический, заоблачный.

Начнем с рождения. Где рожают? Роддом. Дети - в общей палате. Плохо? Очень! И всем. Ребенок должен быть с мамой.

Далее период до яслей, детсада, школы. Если до школы ребенок дома, в семье (настоящей), очень хорошо. Но, как правило, семей мало хороших, и мало кто может позволить себе самому воспитывать своих детей. Даже если это и могут, по разным причинам доверяют воспитание другим. Что другие, это не мама с папой и не бабушка с дедушкой, тоже ясно.

Весьма важно, в естественной ли среде воспитывается ребенок, или в искусственной, искусственном информационном поле. Это, к сожалению, в настоящее время понимают единицы. Современная жизнь протекает в городах с грязными водой и воздухом, отравленной землей, при телевизорах, компьютерах, кучах игрушек, уводящих детей от истинного мира. Этот стиль культивируется повсюду.

В яслях и детских садах продолжается активное воспитание биоробота. Как бы нянечки и воспитатели ни хотели, они не могут заменить семью. Всюду строем: раздеваться, одеваться, на горшок, пить, есть, спать, играть, читать, петь, плясать, радоваться и веселиться.

Но и дома не намного лучше. Среда обитания та же. Мама с папой не идеальны. Тем более, их отношения. Больше заняты собой: работа, телевизор, застолья, "тусовки" и т.д.

Если разобраться, к школе ребенок подходит, пройдя путь искусственного мира (антимира), не зная природы, истинной любви, не ведая мало-мальского пространства любви.

Далее школа: 10-12 длинных лет. За партой. Учителя в массе своей не идеальны. Педагогика никак не может определиться, что, как и в каких объемах давать. Не говоря о нравственном воспитании. Уместно привести воспоминания В.А.Сухомлинского: "Работая директором школы, я с горечью замечал, как иногда извращается естественная жизнь детей, когда учитель видит воспитание только в том, чтобы вложить как можно больше знаний в их головы". Остается только добавить, каких знаний? Истинных ли? Которые он пропустил через свою душу, сердце. В которых уверен и которые передает с великой радостью. Или те знания, которые в него кто-то также бездушно вложил, не задумываясь.

За последние 12 лет капитализм - враг. Коммунизм - ад, коммунисты - черти. Всю историю перекроили: царь хороший. Мы вас в рай приведем. В капиталистический. Демократический. Только проголосуйте. Гайдары, Чубайсы, Березовские, Ельцины и Ко - вот боги, которые все знают и за которыми надо идти.

Проходит немного времени, и эти летят с пьедестала. Богов нет, истории нет. Идеал - доллар. Вот на кого молитесь. Только с ним хорошо. Неважно, каким путем заработан.

Белое - черное, черное - белое. Где свет, где тьма? Кто главный? Кому подчиняться? Все скажут вездесущие СМИ: телевидение, газеты, радио, видики, листовки и др. Верьте им. Не хотите уже верить? А куда ж вы денетесь!

В этих условиях и происходит воспитание, точнее самовоспитание подростков. Взрослым они уже не верят. Чувствуют, что взрослые врут, а вся государственная машина создана для их порабощения и уничтожения.

Что делать? Выбираться самим.

Любовь - не знаем, что такое. Нет ее, настоящей. А деньги реальны. На них можно все купить.

Деньги можно добывать двумя путями: честным и нечестным.

Конечно, лучше бы честным. Но честная работа и деньги в наше время понятия несовместимые.

В педагогике основные споры ведутся вокруг системы ценностей. Выделяются две основных системы: абсолютная и релятивистская.

Абсолютная система, полностью господствовавшая до ХХ в., включает такие ценности, как вера, надежда, любовь, совесть, покаяние, искупление, вечная жизнь и др. А также ценности человеческого общества: семья, коллектив, школа, нация, гражданское общество, все человечество. Абсолютные ценности незыблемы и не должны подвергаться сомнению. В то же время они воспитывают человека, преданного определенной системе, подчиняющегося этой системе, безынициативного.

Поэтому в ХХ в. начали переходить к воспитанию на основе релятивистских (антропоцентрических) ценностей, суть которых в самореализации "Я" как такового: свобода, ответственность, толерантность и др.

Можно сколько угодно спорить об этих системах и их составных элементах, достоинствах и недостатках. Что из них брать, как сочетать, для кого. Но ребенка не обманешь. Душа его без всяких наук моментально распознает любую ложь. Он видит, чувствует все, что ему говорят не искренне, не от души. Во взрослом обществе все свелось к материальному, приобретаемому за деньги. Их надо взять любыми путями. Конечно, начинают с честных. Но сразу же попадают в систему связей, паутину, вынуждающие человека устраиваться там, принимать все ее пороки.

Современное экономическое пространство и отношения, де факто в нем сложившиеся, практически не оставляют подростку шансов не только нормально существовать и оставаться свободным с чувством собственного достоинства, но и элементарно выжить.

Вступая во взаимодействие с окружающим экономическим пространством, доступным ему, он неизбежно попадает в зависимость: рэкет, притеснения, издевательства, в результате чего подростки в лучшем случае вынуждены отдавать все заработанное. А в массовом случае становятся рабами, рабочим скотом: попрошайки, проститутки и пр.

Некое меньшинство из них становятся выше на ступеньку. Но и у них положение не на много лучше. И над ними есть, только более организованные и более суровые "дяди" и "тети".

Сильнейшее влияние на эти процессы оказывает искусственная окружающая среда и искусственное информационное поле, лепящие за кратчайший период даже из абсолютно нормального человека биоробот.

Искусственные среда и информационное поле втягивают человека в разрушительные процессы: войну, вооружение, подавление одних другими, уничтожение природы и всего живого. И что бы мы ни стали рассматривать, все будет направлено, в конечном счете, против человека. На то, чтобы превратить его в машину, робот. У которого нет времени думать о смысле жизни, творчестве, любви.

Экономическое пространство и все общество уродует детей. Если родители хотят сохранить своих чад, им придется заняться будущим своего рода.

Что делать? Первое, что приходит на ум, - полностью вернуть прежнюю систему воспитания со спортивными секциями, дворовыми площадками, внешкольным образованием и т.д.

Конечно, это будет лучше, чем сейчас. Но время ушло, система (идеологическая, экономическая, социальная, политическая и др.) полностью сменилась. В одну воду нельзя войти дважды. Нельзя вписать бывшую систему воспитания в новую уродливую общую систему, пожирающую всех, в том числе и их создателей. Нетрудно представить, во что превратятся бывшие пионерские комнаты, лагеря, секции, спортшколы и пр. Кто будет их хозяином, и что будут там делать. Под прикрытием государственных интересов.

Но даже если и воссоздать их в первоначальном виде, эффект будет чрезвычайно мал. Будет процесс, подобный всем известному постепенному обрубанию хвоста.

Настало время каждому все переосмыслить, найти свой путь, свое предназначение.

Нужна новая идеология. Нужна настоящая национальная, государственная идея.


   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]