Военно-политические проблемы |
Обозреватель - Observer
|
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Михаил Арсентьев,
член-корреспондент Академии проблем качества РФ Владимир Байков, аналитик Фонда стратегических исследований По мнению многих российских экономистов, успешное завершение экономических преобразований в России в значительной степени зависит от темпов структурной перестройки экономики, применения зарубежного опыта, передовых методов и технологий производства и управления. Все это требует резкой интенсификации процессов накопления, обработки и распределения информации практически во всех областях человеческой деятельности. Наиболее эффективным инструментом такой интенсификации является информатизация, осуществляемая в настоящее время в стране в соответствии с комплексной программой "Информатизация России". Данная программа получила одобрение Экспертного совета при Президенте РФ и Совета безопасности РФ. Участие Совбеза РФ в детальной проработке всех вопросов, связанных с информатизацией, вызвано тем, что уже в п. 1 Указа Президента РФ № 170 от 20.01.94 "Об основах государственной политики в сфере информатизации" подчеркивается необходимость защиты информационных ресурсов государства как национального достояния и обеспечения интересов национальной безопасности в сфере информатизации. Причина в том, что, наряду с объективной необходимостью, экономической выгодой и всеми прогнозируемыми преимуществами информатизации, неконтролируемые государством процессы создания нужной для этого среды и инфраструктуры, а также расширения международного обмена информацией создают новые и вполне реальные угрозы безопасности российского государства, общества и личности. По мнению большинства экспертов, в настоящее время в стране отсутствует необходимая нормативно-правовая база государственного регулирования деятельности в информационно-коммуникационной сфере. Закон РФ "О государственной тайне" защищает информацию об оборонных и мобилизационных ресурсах, некоторые сведения в области экономики, науки и техники, внешней политики и другую информацию, составляющую государственную тайну. Однако ряд ценных сведений, являющихся составной частью национальных информационных ресурсов, не отнесенных к категории государственной тайны, законодательно не защищены. Введенное же Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" понятие "конфиденциальной информации" еще не получило своего нормативного развития и закрепления. Копирование информационных ресурсов на машинных носителях (лазерных дисках, съемных жестких и гибких дисках, дискетах и т.п.) и вывоз их за границу в настоящее время также не регламентируется. В развитие вышеупомянутого Федерального закона готовится целый пакет указов Президента, предусматривающих, в частности, формирование федеральных информационных ресурсов и создание механизма и процедур доступа к ним. Слабость и неразработанность нормативно-правовой базы в области информационной безопасности вынуждает органы управления субъектов РФ принимать самостоятельные решения, исходя из своего практического опыта, вводить всевозможные временные перечни сведений научного, производственного и экономического характера ограниченного распространения при международных контактах. Некоторые вопросы информационной безопасности регулируются нормативными актами различных государственных организаций и ведомств, в том числе министерства связи, экономики, Гостехкомиссии России, Роскоминформа и др. Эта законодательно-правовая неразбериха и бессистемность не может не использоваться нашими зарубежными конкурентами. Известно, что лейтмотивом новой концепции национальной безопасности США стал тезис "национальная безопасность Америки базируется на мощи и гибкости ее экономики". Передовые технологии призваны служить основой экономики и инструментом влияния США в мире. В связи с этим особое внимание в концепции уделено вопросам интенсификации и координации деятельности (межведомственной и союзнической) по повышению эффективности процесса добывания необходимых США передовых технологий за рубежом (в частности, в России), "доступа страны к иностранным рынкам, источникам энергии, минеральным и иным ресурсам...". В число "иных" входят и информационные ресурсы стран-конкурентов США. Цель такой стратегии обозначена достаточно четко - "американское лидерство должно оставаться стержнем глобальной экономической системы...". На добывание ценной научной и технологической информации в России нацелены как государственные структуры США (ведущая роль тут принадлежит разведке), так и частные. Они, как сказано в концепции, должны "отслеживать угрозы военного и технического характера.., подготавливать основу для успешной экономической деятельности американских компаний.., налаживать тесное сотрудничество (с союзниками США) в добывании закрытой и секретной информации". Поступающие в ФСБ России данные свидетельствует об активной практической реализации новой американской стратегии в области национальной безопасности. Интенсивность контактов американских ученых и бизнесменов со своими российскими коллегами, взаимный обмен информацией приобрели бес- прецедентные масштабы. Так, только три ведущие национальные лаборатории министерства энергетики США (Ливерморская, Лос-Аламосская и Сандия), обеспечивающие поддержание на должном уровне ядерного потенциала Соединенных Штатов и, в силу этого, весьма заинтересованные в новых идеях и передовых технологиях из России, сотрудничают с десятками государственных научных центров, академических и отраслевых НИИ и вузов России. Многие сотни наших ученых и специалистов работают по контрактам с американскими фирмами и лабораториями. При этом следует учитывать, что организация информационного обеспечения деятельности крупных зарубежных фирм по своей природе является разведывательно-аналитической. Масштабы России, наличие мощного производственного и научного потенциала, разветвленные связи между научными организациями и производственными коллективами существенно затрудняют поставленную перед разведывательным сообществом и частным сектором США задачу, делают ее трудно разрешимой без необходимых и привычных для западных специалистов и исследователей, телекоммуникационных и компьютерных сетей. Отсталость России в сфере информатизации не позволяет западной системе сбора, обработки и передачи информации функционировать эффективно. Только поставив весь этот процесс на поток, придав ему необходимое ускорение, можно рассчитывать на достижение поставленных целей. Ведь уже с начала 80-х годов американские исследователи и аналитики работают только с компьютером, базами и банками данных. Иной, во многом отличный от российского, подход, иная философия. Для большинства из них отсутствие какой-либо информации в соответствующих базах данных тождественно отсутствию этой информации вообще. Ее как бы физически не существует. Поэтому вполне понятно желание иностранных специалистов работать в России в привычных для них комфортных условиях, их заинтересованность в организации на территории России необходимой информационной базы и инфраструктуры. США положительно восприняли как программу "Информатизация России", так и инициативу министерства промышленности, науки и технологии РФ об объединении усилий для разработки современной телекоммуникационной системы, обеспечивающей доступ ученых двух стран к информационным ресурсам друг друга. Американская сторона согласилась принять на себя часть расходов по решению этой проблемы. При этом американцы руководствуются той очевидной истиной, что наибольшую экономическую выгоду от международного информационного обмена получает та сторона, которая в состоянии оперативно трансформировать полученные знания в коммерческую продукцию. Кризисное же положение российской экономики не позволяет нам сделать это, в результате чего стране грозит превращение в поставщика "информационного сырья". Процесс "утечки мозгов" будет проходить не только на физическом, но и на информационном уровне. И он уже происходит. Лишенные пока возможности перекачки значительных массивов научно-технической, технологической и иной информации за рубеж по компьютерным сетям, представители западных разведслужб и частного сектора накапливают интересующие их данные на машинных носителях с весьма ценной российской научной информацией и вывозят их за рубеж, что неоднократно предотвращали сотрудники правоохранительных органов. Часто западные фирмы, заключив с российской стороной договоры о сотрудничестве в сугубо гражданских отраслях (например, в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды), занимаются сбором научных и технических данных, не имеющих никакого отношения к указанной проблематике. Западные спецслужбы и представители частного сектора весьма активно готовятся к работе на территории России и в новых условиях - условиях компьютеризации и информатизации учрежденческой, научно-исследовательской и производственной деятельности. При этом разрабатываются следующие основные направления. 1. Выявление, идентификация и классификация российских объектов, обладающих секретной и несекретной, но ценной научно-технической информацией; создание специализированных локальных баз и банков данных. Так, в ряде западных стран уже созданы и интенсивно функционируют специализированные базы данных о российских режимных предприятиях. В подготавливаемых для России правительственными ведомствами и частными корпорациями этих стран проектах соглашений о сотрудничестве часто приводятся доводы о "целесообразности" участия в них данных предприятий. Институт защиты окружающей среды (Дортмунд, Германия), например, предлагает российским партнерам принять участие в совместной разработке проекта "КонверНет". Суть проекта состоит в создании единого международного банка данных в области конверсии, широкой сети источников информации и т.д. Подключение российских организаций к проекту предоставит организациям и ведомствам стран Запада возможность оперативно и легальным путем на постоянной основе получать ценные научно-технические данные о российских передовых технологиях. По оценкам российских экспертов, Запад уже сейчас располагает обширным банком данных о состоянии российской науки. Прежде всего, его интересуют перспективные и фундаментальные исследования и разработки в области ядерной физики, математического моделирования, физики твердого тела, постоянных магнитов, лазеров, космической техники, то есть там, где у России есть достижения мирового уровня. Американцы, например, настойчиво предлагают российской стороне совместную программу по созданию единого банка океанографических данных, надеясь таким образом получить доступ к ценнейшей информации, накопленной российскими учеными за десятилетия напряженной работы. Активным сбором информации о ведущих и перспективных российских ученых, научных разработках и идеях заняты различные западные общественные и неправительственные организации и фонды. Так, проведенная только одним американским Фондом Сороса широкомасштабная акция по изучению конкретной теоретической и практической научной деятельности сотрудников ряда российских институтов и университетов позволила американцам при минимальных затратах создать соответствующую базу данных, достаточно глубоко исследовать рынок идей и интеллектуальный потенциал некоторых регионов России. Это дает им возможность прогнозировать ход развития исследований, выявлять наиболее талантливых и перспективных ученых, предпринимать шаги по недопущению некоторых разработок на западный рынок или их перекупке на ранней стадии и т.д. Следует отметить, что аналогичной деятельностью в России занимаются еще два американских фонда - Фулбрайта и Макартуров. 2. Создание на территории России инфраструктуры, необходимой для сбора, накопления, систематизации и оперативной передачи на Запад сведений о российских научных достижениях, открытиях и передовых технологиях. В свое время американская фирма Technology Transfer предложила одному из "закрытых" сибирских предприятий, обладающему передовыми технологиями, создать специальный информационно-коммерческий центр по сотрудничеству для практической реализации за рубежом изобретений российских ученых и специалистов и оснастить его необходимой компьютерной техникой. При участии британского правительственного фонда "Ноу-хау" в одном из поволжских городов создан Бизнес-центр, официальная цель которого - налаживание связей между специалистами двух стран. Однако основной целью новой структуры является сбор экономической, научно-технической и иной информации о регионе. Недаром одним из первых мероприятий Бизнес-центра будет создание развернутой информационной базы данных по промышленным (в том числе конверсионным) и коммерческим предприятиям области, где весьма сильны позиции российского ВПК. По инициативе американской стороны и в соответствии с договоренностью между Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США и Институтом космических исследований РФ в Красноярске начался монтаж наземной спутниковой станции, предназначенной для сбора научной информации о состоянии земной поверхности и атмосферы Сибири и северных регионов России, поступающей со спутников Национальной океанографической и атмосферной администрации (NOAA) США. На территории России намечено создать три таких комплекса - в Красноярске, Якутске и, возможно, Москве. Ведущие ученые Красноярского научного центра СО РАН, специалисты Военно-космических сил МО РФ высказывают вполне обоснованные опасения о возможности утечки из региона ценной научной информации, существенном расширении возможностей американской стороны по сбору, обработке и передаче за рубеж военной, научной и экономической информации. Новым настораживающим моментом информатизации является активно идущий при содействии иностранных фирм процесс создания и развития компьютерных информационных сетей, имеющих неконтролируемые российской стороной каналы связи с зарубежными сетями. Так, оборудование монтируемой в некоторых учреждениях РАН системы электронной почты "Асик" (Арктическая компьютерная сеть) позволяет российской стороне контролировать только объем передаваемой и принимаемой информации, но не ее содержание. Это дает возможность использовать "Асик" в качестве удобного технического канала для несанкционированной передачи за рубеж практически любой информации. Следует отметить, что пользователями системы будут научно-исследовательские учреждения страны, многие из которых имеют дело с секретными сведениями и ценной научно-технической информацией. Эксперты отмечают, что предусмотренное программой "Информатизация России" постепенное объединение региональных и отраслевых информационных сетей в единую национальную сеть наряду с присоединением страны к международным соглашениям о трансграничной передаче данных создаст благоприятные предпосылки для утечки ценной научно-технической и технологической информации. Это, например, дает возможность Западу оптимизировать процесс создания новых систем вооружений. Наличие своего рода "гибкой обратной связи" - постоянного потока информации об уровне развития оборонного потенциала России, новых разработках и возникающих проблемах позволит Пентагону оперативно корректировать процесс разработки новых систем, приводить его в соответствие с реально возникающими задачами, выявлять и использовать в своих интересах неоптимальность принимаемых в России решений политического, военного и научно-технического характера. В опубликованном специальном докладе министерства обороны Конгрессу США сказано, что в ближайшие годы Пентагону требуется найти решение примерно 200 весьма сложных технологических проблем. И тут "помощь" российских ученых и специалистов, их идеи и технологии весьма пригодятся Америке. |
|