Общин - 230.
Беспоповцы заменили священников уставщиками и начетчиками. В обязанности уставщиков входит руководство молениями, похоронами и поминками, крещение детей. Беспоповцы объединяются в несколько толков: поморский, федосеевский, филип-повский, бегунский, спасовский, часовенный.
Поморский толк
Второе встречающееся название - даниловцы.
Названия происходят от Данилы Викулова, основавшего в конце XVII в. первую мужскую общину на р. Выге, в Поморье. Сторонники поморского толка имеются в настоящее время в Западной Сибири, на Урале, Среднем Поволжье, на Дону, на Украине, в Беларуси. После 1988 г. образовано 3 республиканских центра: в Литве (Вильнюс), Латвии (Рига) и Москве (ему подчиняются беспоповские общины Украины и Беларуси). В Литве поморские общины объединены под началом Высшего старообрядческого Совета в Вильнюсе. Есть и обособленные от Совета поморские общины, образовавшие свои центры. Наиболее крупными из них являются московская и рижская (Гребенщиковская) общины.
Председатель Высшего старообрядческого Совета в Литве Иван Исаевич Егоров: г. Вильнюс, ул. Научнинку, 24, тел.: 75-20-68.
Председатель Центрального Совета древлеправославных старобрядцев Поморской Церкви Латвии Иван Иванович Миролюбов: г. Рига, ул.Краста, 73.
Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви. Председатель Совета - Олег Иванович Розанов: г. Москва, Преображенский вал, 25, тел.: 963-21-55.
Председатель Московской общины христиан-старообрядцев Поморского согласия Игорь Матвеевич Шувалов: г. Москва, Преображенский вал, 25, тел.: 147-32-97.
Федосеевский толк
Основан в конце XVIII в. Феодосием Васильевым. В прошлом наиболее радикальная, не шедшая на компромисс с государственной властью группа старообрядцев - беспоповцев. Решительно выступала против царизма и официальной Православной Церкви. Отличалась аскетизмом, вплоть до выполнения ее членами требования безбрачия. Впоследствии толк отошел от таких требований и стал носить более умеренный характер. Наиболее крупное объединение федосеевцев - московская община с руководящим центром на Преображенском кладбище. Среди других общин она наиболее авторитетная, но организационно они с ней не связаны. Есть общины этого толка в Беларуси, странах Прибалтики, в Псковской, Новогородской и других областях Российской Федерации.
Председатель Церковного Совета Крестовоздвиженской старообрядческой церкви федосеевского согласия (брак неприемлющих) Андрей Иосифович Лабза: г. Москва, Преображенский вал, 17; тел.: 963-27-24, 392-01-48.
Филипповский толк
Еще одно из радикальных течений в беспоповщине, порвавшее в начале XVIII в. с поморским толком и во главе с наставником Филиппом образовавшее свою общину. В выборе форм борьбы с государственной властью ее члены доходили до самосожжения. В настоящее время немногочисленных последователей этого толка можно встретить в северных областях европейской части России, в Орловской области и в некоторых других районах.
Бегунский толк
Его последователи называются бегунами, или странниками. Их наставники требуют от своих последователей разрыва всяких связей с обществом, проповедуют идею близкого конца света. Последователи этого толка есть в Ярославской и Саратовской областях, на Северном Урале, в Западном Казахстане, Беларуси.
Спасовский толк
Возник в конце XVIII в. в глухих Керженских лесах. Его последователи, отказавшись от священства и таинств, свои надежды связывали только с Христом (Спасом). Поэтому их называют спасовцами. Немногочисленными группами они проживают в верхнем и среднем Поволжье, Владимирской области.
Часовенное согласие
Возникло в первой половине XIX в. Вместо священников поставили уставщиков, которые вели службы в часовнях, исповедовали и причащали верующих. Имеется небольшое число последователей на Среднем Урале и в Сибири.
По оценкам самих представителей старообрядчества, его последователей в стране насчитывается приблизительно 2 млн. человек. Много старообрядцев проживает в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. В Румынии имеется своя митрополия.
ЕДИНОВЕРЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Общин - 3
К этой церкви относятся старообрядцы, признающие юрисдикцию Московской патриархии. Они сохраняют свою обрядность, совершают службы по старым книгам. Организационно подчиняются управляющим епархий Русской Православной Церкви. По количеству привербкенцев это направление очень малочисленно. Общины находятся в гг. Москве, Иванове и Арзамасском р-не Нижегородской области. Свято-Ми-хайловская единоверческая община (Москва) издает журнал "Светлояр".
|