Общин - более 30.
Буддизм, возникший в Индии в IV в. до н.э., в России начал распространяться в XVII в. через Монголию из Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом разрешила бурятам исповедовать буддизм.
Приверженцы буйдизма в форме ламаизма и поныне проживают в Бурятии, Туве, Читинской и Иркутской областях, а также в Калмыкии.
Перед октябрем 1917 г. в Забайкалье насчитывалось 36 буддийских (ламаистских) монастырей, в Туве - 44, в Калмыкии - 105. Но уже в 1928 г. в Забайкалье деятельность ламаистских организаций была прекращена, то же произошло в 1932 г. в Калмыкии, в 1937 г. - в Туве. Было распущено Духовное управление в Забайкалье. К 1941 г. на территории СССР не осталось зарегистрированных буддийских обществ. Многие дацаны были разрушены.
Современная организационная структура буддизма на территории страны ведет свое начало с 1946 г., когда в Улан-Удэ состоялся Собор ламаистского духовентва. Собор избрал Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ) и принял "Положение о буддийском духовенстве (ламстве) в СССР".
В состав центрального исполнительного органа ЦДЦБ входят председатель, два его заместителя и шесть членов. Председатель избирается из числа лам и носит почетный титул Пандита Хамба Ламы. ЦДУБ ведает обеспечением религиозных потребностей верующих, поддерживает контакты с зарубежным духовенством и мирянами-буддистами. В канонических (богослужебных) вопросах все религиозные объединения буддистов руководствуются указами Духовного управления.
Центральное духовное Управление буддистов России (ЦДУБ). Правление: Бурятская ССР, г. Улан-Удэ, Иволгинский дацан; тел.: 2-12-31. Председатель ЦДУБ Пандита Хамба Лама.
Постоянное представительство Центрального Духовного Управления Буддистов России в Москве.
Представитель: г. Москва, ул.0стоженка, 49; тел.:245-21-92.
Постоянный Представитель ЦДУБ России в Москве лама Содбо (Цырен-Дондок Доржиевич).
Зам. представителя - Верховский Леонид Анатольевич.
Главный специалист по тибетской медицине - лама Содбо (Дучаров Чимит Доржен), тел 245-22-89, 246-70-62.
В 40 километрах от Улан-Удэ - столицы Бурятии - расположен Иволгинский дацан. В нем же находится резиденция Пандита Хамба Ламы - верховного иерарха и председателя Духовного управления буддистов.
Деятельность лам дацанов практически ничем не отличается от той, которую ведут буддийские монахи в других странах. Отличие лишь в том, что ламы здесь живут больше среди мирян. Это повелось уже издавна, ведь буряты в прошлом вели кочевой образ жизни, и монаху приходилось передвигаться вместе со своей паствой. И именно поэтому у буддистов не так много монастырей. Монахи и теперь проводят большую часть времени не в монастырях, а в деревнях, поселках, городах, куда выезжают по просьбе верующих для совершения богослужений, например, в связи с рождением ребенка или смертью мирянина.
Кроме главного храма на территории Иволгинского дацана имеются еще два, где совершаются ежедневные богослужения. В центре дацана произрастает священное дерево Бодхи, семя которого было некогда доставлено из Индии.
Есть здесь и богатая библиотека рукописей и ксилографии на тибетском языке. Это литература по вопросам учения, сочинения по этике, медицине, астрологии, биографии деятелей буддизма. Ламы имеют здесь возможность пополнить и углубить свои знания. К ним ве}"ующие обращаются не только по религиозным вопросам. От них ждут совет и в трудной житейской ситуации, при конфликте в семье. Некоторые ламы владеют тайнами тибетской медицины.
Если еще в 1985 г. действовали всего лишь 2 буддийские общины, то ныне их более 30. Общины действуют и в самых крупных городах страны - в Москве русскоязычная насчитывает чуть более полусотни верующих: в Санкт-Петербурге верующим переданы пагода, построенная в начале XX в. Зарегистрированы общины во Владивостоке, Риге, Минске, Сочи, Киеве, Одессе.
При Хамбинском дацане (под Улан-Удэ) в феврале 1991 г. открылось буддистское духовное учебное заведение, срок обучения в котором 3 года, число учащихся 120 человек.
Буддисты страны придают больше значения развитию всесторонних отношений (не только духовных) с зарубежными единоверцами. Ими заключено соглашение о дружбе и сотрудничестве с буддистами Южной Кореи. Налаживаются контакты и с зарубежными соотечественниками, исповедующими буддизм - бурятами и калмыками, проживающими в США, Франции, Австралии.
Автономные общины, центры и школы образованы в основном в 1992 г.
Горно-алтайское буддийское религиозное объединение "Ак-Бурха": г. Горно-Алтайск, ул. Больничная, д. 35, кв.6.
Подчиняется Международному координационному центру буддийских организаций - Буддийская церковь Гелупа.
Молодежный буддийский центр: Калмыцкая ССР - Халым Тангу, г. Элиста, пл.Ленина, Дом Советов; тел.: 5-61-36. Руководящий орган - Совет Центра.
Тибетская школа Карма Кагьюпа - вероисповедная принадлежность буддийского религиозного объединения "Корма - Кунзанг Дордже Линг". Руководящий орган - общее собрание: г. Красноярск, ул. Ленинградская, 42.
Дальневосточная махаянская буддийская церковь Дзен корейской ветви Сон, школа Чогэ "Бодхи". Руководящий орган - Совет членов учредителей: г. Кемерово, ул.Халтурина, д. 29, кв.19.
Самарская буддийская община Чагья школы Дзэн "Кван Ум". Руководящий орган - Приходский Совет: г. Самара, ул. Больничная, д.31, кв.61; тел.: 36-45-10.
Религиозное объединение буддийский центр "Карма Осал Линг" - вероисповедная принадлежность Международной буддийской организации "Карма Кагыо" Руководящий орган - Совет Центра г. Ульяновск, проспект Туполева. д.За. Центр, подчиняется "Буддийскому обществу Карма Кагью" в Польше.
РОССИЙСКИЙ филиал Японской Религиозной Корпорации Аум Сенрике Центральный духовный Совет: г.Москва; тел.: 421-11-32. Председатель филиала монах Томомицу Ниими Представитель филиала Чернышев Василии Анисимович.
Всероссийский Центр Дальневосточного Буддизм Махаяны.
Президентский Совет: г. Ульяновск; тел.: 34-26-15, тел.: в Москве 944-76-25 Президент Центра Телегин Сергеи Юрьевич.
|