Общин - 110
Иудаизм - древнейшая религия, основанная на строгом монотеизме (вере в единого Бога). Еврейская религиозная традиция - (Тора) уникальна в своем последовательном проведении принципа Единобожия. Первым человеком на земле, исповедующим иудаизм, был Авраам и его семья (около 4 тысяч лет назад). Именно полная вера в единого Творца и стремление следовать его воле, а не этнические и национальные признаки (Авраам родился в семье халдеев), выделили его из среды языческих племен и народов того времени. Авраам и его домашние соблюдали Закон (Тору) и передали это знание, как духовное наследство последующим поколениям. Однако, во всей своей полноте Учение было дано еврейскому народу Всевышним через Моисея во время Синайского откровения 33 века назад (1312 г до н.э.). На горе Синай была получена как письменная традиция, т.е. собственно Библия (по еврейскому канону включает 24 книги: Пятикнижие Моисееве, книги Пророков (7), и Писания (12), так и устная, которая спустя 2 тысячелетия напряженной работы еврейских мудрецов оформилась в многотомный Талмуд (3-5 век). Дальнейшее развитие в этом направлении привело к созданию Рамбамом (Маймонидом) своего знаменитого Кодекса, т.н. Мишнэ Тора (12 век), а позже к написанию Иосифом Каро четырехтомного труда Шулхан Орух (16 век), являющегося и по сей день общепринятым источником Гала-хи (еврейского религиозного закона). Письменная и устная традиция дополняют друг друга, по сути составляя единое целое.
Практическую основу еврейской традиции составляет система 613 заповедей, 10 из которых, имеющих особое значение для еврейского народа, были, как известно, высечены на скрижалях Завета (т.н Десять заповедей).
Еврейская религия принципиально не миссионерская. Хотя и существует обряд перехода в еврейство, у раввина, да и любого иудея есть обязагаость отговаривать человека от этого шага.
Тора, в широком смысле этого слова, касается всего многообразия человеческих проявлений, регламентируя как самые возвышенные и тонкие, так и самые примитивные стороны человеческих проявлений (от правил поведения в Храме, до принятия пищи и законов ритуальной чистоты и нечистоты), определяв всю жизнь общины во всей ее полноте. Основные принципы и постулаты Торы оставались неизменными и общепринятыми всеми еврейскими общинами на протяжении всей нашей истории, однако в различных исторических, социальных и проч. условиях они приводили к разным галахическим (законодательным) решения". Возникали разнообразные общины, отличающиеся своими обычаями, одеждой, административным устройством, разговорным языком, но живущие по одним и тем же религиозным канонам, молящиеся на святом языке иврит и изучающие ту же Тору, переписанную с точностью до знака. Так, например, общепризнанно, что во время вавилонского плена (5-6 век до н.э.) группа евреев переселилась на Кавказ и дала начало общине Грузинских евреев. Подобным образом сформировались общины йеменских и бухарских евреев.
В 68 г. римлянами был разрушен Второй Храм и еврейский народ почти на два тысячелетия ушел в галут (изгнание). Постоянно мигрируя, спасаясь от преследований и погромов, через Северную Африку, Испанию и Германию, а дальше через Польшу в Россию, евреи распространились по всей Европе. Однако, есть основания полагать, что уже в эпоху Киевской Руси в древнем Киеве существовала еврейская община.
Большинство верующих России принадлежит к ортодоксальному иудаизму.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ИУДАИЗМ
В январе 1990 г. учрежден Всесоюзный Совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО), в который вошли 74 общины ортодоксального направления. ВСЕРО не имеет административной власти, осуществляет консультативно-координирующую и представительские функции.
Всероссийский Совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО).
Президиум: г. Москва, ул.Архипова, 10.
Главный раввин Совета Шаевич Адольф Соломонович.
Самой крупной синагогой является Московская хоральная синагога. Она имеет мацепекарню, которая изготовляет ежегодно до 150 тонн мацы. При синагоге открыт культурный центр с читальным залом. Община поддерживает широкие связи с иудейскими общинами в нашей стране, а также в США, Венгрии, Румынии, Канаде и др.
Председатель Московской еврейской религиозной общины Федоровский Владимир Семенович: г. Москва, ул.Архипова, 10. тел.: 924-24-24, 924-63-01.
Главный раввин Московской хоральной синагоги Шаевич Адольф; г. Москва, ул. Архипова, 10; тел.: 924-29-01.
Раввин Гольдшмидт Пинхас, глава раввинского суда в г. Москве, тел. 923-47-88.
С 1960 г. в Москве существует духовная школа - иешива, которая готовит раввинов, резников, переписчиков Торы и других служителей для проведения необходимых ритуалов.
Иешива "Огалей Яков" - руководитель Гольдшмидт Пинхас, тел.: 923-47-88.
В мае 1992 г. Минюстом Российской Федерации зарегистрирована Еврейская религиозная семинария-иешива "Мекор-Хаим". Совет: г. Москва, ул-Звенигородская, 16; тел.: 144-32-46. Сопредседатель совета семинарии Чупрун Захар Семенович.
В рамках ортодоксального иудаизма в XVIII в. появилось мистическое течение - хасидизм. В настоящее время в России сохранилось единственное направление хасидизма - Любавические хасиды. Центром Любавических хасидов (ХАБАД Любавич) являются синагоги в Марьиной роще и на Б.Бронной.
Председатель Марьинорощинской еврейской религиозной общины (МРЕРО) Куравский Зеев, главный раввин Бэрл Лазар: г. Москва, 2-й Вышеславский пер., 5а; тел.: 289-94-23, 289-94-27.
Раввин синагоги на Б.Броннои, 6 (ХАБАД Любавич) Коган Ицхак, тел.: 202-45-30.
В России действует представительство Еврейской международной культурно-просветительской организации ХАМА.
Президент Представительство ХАМА в России - раввин Карпов Довид 125212 Москва, а/я 153; тел.: 159-36-95, 150-25-88.
Хасиды создали в Москве 2 иешивы - "Томхеи Тмимим" (руководитель Камышов Ури) и женскую иешиву "Махон Хая Мушка" (руководитель Бэрл Лазар), тел.: 289-23-25
Иудейские ортодоксальные общины располагают службами милосердия и благотворительности.
При Московской хоральной синагоге действует служба милосердия "Ян Эзра" (председатель Кригер Светлана Александровна, тел.: 924-30-25), а при синагоге в Марьиной роще - общество милосердия и взаимопомощи "Агавас Исроэль" (Председатель Ямпольская Галина Израилевна. г. Москва, 13-ая Парковая ул., 27, к.1, кв.5;
тел.: 468-70-57) и медицинское общество милосердия "Рихамим" (председатель Карпов Довид. тел. 305-41-64).
Среди ортодоксальных иудеев некоторые отличительные особенности имеют сефарды - (их далекие предки происходят из средневековой Испании, Африки, стран Ближнего Востока). В России сефардов немного, роль центра их землячества играет Дом сефардских евреев" (г.Москва, ул. Гарибальди, 20/29, к.1, кв. 15, Кукулиев Амал Данилович; тел.: 120-85-53 и Танковый проезд 3, кв. 43, Алхасов Вячеслав Алексеевич; тел.: 362-30-44).
РЕФОРМИРОВАННЫЙ ИУДАИЗМ
В России есть небольшое число последователей реформированного иудаизма (возник в XVIII-XIX вв. в Европе и США).
Основатели реформированного иудаизма "отредактировали" Тору, отбросив то, что, по их мнению, устарело или не соответствовало духу времени, стремясь сделать еврейскую традицию "комфортной" для современного человека. Появились такие явления, как женщина-раввин, кошерная свинина и т.д. Реформизм и родственное ему течение - консерватизм пользуются еврейской терминологией и основываются на Торе, однако являются продуктом современного творчества и поэтому выделяются в самостоятельную группу.
В Москве существует общество прогрессивного иудаизма "Гинейни", раввин Коган Зиновий Львович; ул.Новорязанская, 26, тел.: 264-75-38.
Еще одно течение реформированного иудаизма, называемое консервативный иудаизм, представлено в Москве религиозным объединением "Мидрешет Ирушалаим" - московским филиалом института (Бет Мидраш) по изучению иудаизма в Иерусалиме (вице-президент Московского филиала - Козлова Марина Рудольфовна).
|