ПРОЕКТ
ЧАСТЬ 1.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
Статья 1. Цели и задачи законодательства о труде
Целью законодательства о труде является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий и охраны труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Законодательство о труде направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства.
Основной задачей законодательства о труде является правовое регулирование трудовых и следующих непосредственно связанных с ними отношений:
- по организации труда и управлению трудом;
- по трудоустройству у данного работодателя;
- по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя;
- по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении законодательства о труде в предусмотренных законом случаях;
- по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
- по разрешению трудовых споров.
Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений признаются:
- свобода труда;
- право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, включая право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;
- право на защиту от безработицы и содействия в трудоустройстве;
- право на справедливые условия труда, в том числе, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности гигиены и право на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- запрещение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;
- право на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера;
- право на получение заработанной платы своевременно и в полном размере;
- право на профессиональную подготовку и переподготовку;
- обеспечение равенства возможностей работникам без всякой дискриминации в продвижении по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности;
- право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
- право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;
- право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты прав работников и работодателей, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном федеральным законом;
- право работодателя требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя;
- право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и законодательства о труде Российской Федерации, в том числе право представителей работников осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанным с деловыми качествами, в том числе при доступе к работе, в оплате труда и других условиях труда.
Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в трудовых отношениях, вправе обратиться в органы системы федеральной инспекции труда и/или в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации, а также о возмещении причиненного в связи с этим материального вреда и компенсации морального вреда.
Статья 4. Запрещение принудительного труда
Принудительный или обязательный труд запрещен. Принудительный или обязательный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве средства наказания за участие в забастовке;
- в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.
Не считается принудительным трудом:
- работа, выполнение которой обусловлено федеральным законом о военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
- работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;
- работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Статья 5. Законодательство о труде и иные акты, содержащие нормы трудового права
1. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется законодательством о труде (включая законодательство об охране труда) и иными актами, содержащими нормы трудового права:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- международные договоры Российской Федерации;
- настоящий Кодекс и иные федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- нормативные правовые акты о труде федеральных органов исполнительной власти;
- Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- Акты о труде органов местного самоуправления и акты о труде организадий.
2. Нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты о труде органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
3. Умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации запрещается. Законы, иные нормативные правовые акты, акты о труде органов местного самоуправления, акты о труде организации, умаляющие или отменяющие трудовые права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, недействительны и не подлежат применению.
Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и связанных с ними отношений
К полномочиям федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной политики, а также федеральные целевые программы в области труда и охраны труда;
- основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
- гарантированный государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
- единый порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- принципы и порядок осуществления федерального надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;
- единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему при исполнении трудовых обязанностей;
- установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения;
- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
- особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты о труде по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации уровень трудовых прав и социальных гарантий работников, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми 'актами Российской Федерации, действующие до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по данному вопросу ранее принятый закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Статья 7. Акты о труде органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления вправе принимать акты о труде в пределах своей компетенции на основе и в соответствии с законодательством о труде.
Статья 8. Акты о труде, принимаемые работодателем
Работодатель принимает акты о труде в пределах своей компетенции на основе и в соответствии с законодательством о труде, соглашением, коллективным договором.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами работодатель при принятии актов о труде учитывает мнение представителей работников.
Акты о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты о труде.
Статья 9. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
- В соответствии с законодательством о труде регулирование трудовых и непосредственно связанных с ним отношений может осуществляться на договорной основе: путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, а также трудовых договоров.
- Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде. В случае их включения в коллективный договор, соглашение, трудовой договор действует законодательство о труде.
Статья 10. Законы, иные нормативные правовые акты о труде и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации
- Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
- Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами о труде, то применяются правила международного договора.
Статья 11. Действие нормативных правовых актов о труде
Настоящий Кодекс, иные нормативные правовые акты о труде распространяются на всех работников, использующих свою способность к труду на основании трудового договора с работодателем независимо от его организационно-правовой формы.
Трудовой кодекс, законы и иные нормативно-правовые акты о труде обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех организаций (лиц) независимо от их юридического статуса и организационно-правовой формы.
В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работодателем и работником, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.
На территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами о труде, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, а также организаций созданных или учрежденных ими либо с их участием, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин и молодежи, государственных служащих и т.д.), частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие дополнительные правила, устанавливаются настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статья 12. Действие законов, нормативных правовых актов о труде во времени
Закон или иной нормативный правовой акт о труде вступает в силу с момента, указанного в нем или в ином акте, определяющем порядок введения в действие данного акта.
Закон или иной нормативный правовой акт о труде прекращает свое действие в связи:
- с истечением срока действия, указанного в данном акте;
- с вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы по тому же вопросу;
- с отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иные нормативные правовые акты о труде не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта о труде распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта о труде, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статья 13. Действие законов и иных нормативных правовых актов о труде в пространстве
Законы и иные нормативные правовые акты о труде Российской Федерации распространяются на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих актах не предусмотрено иное.
Законы и иные нормативные правовые акты о труде субъектов Российской Федерации действуют в пределах территории соответствующего субъекта.
Акты о труде органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующей территории.
Статья 14. Исчисление сроков
Течение сроков, с - которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено его начало.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудового отношения.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и не рабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЕ ОТНОШЕНИЕ. СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ОТНОШЕНИЯ. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 15. Трудовое отношение.
Трудовое отношение - отношение между работником и работодателем о личном выполнении работником определенной работы (трудовой функции) с подчинением внутреннему трудовому распорядку за плату при обеспечении работодателем предусмотренных законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, трудовым договором условий труда.
Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и в порядке, установленных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации трудовые отношения возникают на основании трудового договора и иных актов, предшествующих заключению договора:
- избрания (выборов) на должность;
- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
- назначения на должность или утверждения в должности.
Статья 17. Трудовое отношение, возникающее на основании акта избрания (выборов) на должность и трудового договора
Трудовое отношение на основании акта об избрании (выборов) на должность возникает, если из акта избрания вытекает обязанность выполнения работником определенной работы(трудовой функции).
Статья 18. Трудовое отношение, возникающее на основании акта избрания по конкурсу и трудового договора
Трудовое отношение на основании акта избрания по конкурсу и трудового договора возникает, если законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации определен перечень должностей и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Статья 19. Трудовое отношение, возникающее на основании акта о назначении или утверждении в должности и трудового договора
Трудовое отношение возникает на основании акта о назначении на должность или утверждении в должности в случаях, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.
Статья 20. Стороны трудового отношения
Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовое отношение с работодателем на основании трудового договора, иных актов и лично выполняющее определенную работу (трудовую функцию) с подчинением внутреннему трудовому распорядку.
Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), состоящее в трудовых отношениях с работником на основании заключенного трудового договора, иных актов и являющееся стороной указанного договора. В установленных законодательством случаях в 'качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовом отношении осуществляются им самим (физическим лицом) и/или органами управления организации в порядке, установленном законом, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами организации.
Статья 21. Основные права и обязанности работника
Работник имеет право:
- на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
- на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором по его трудовой функции;
- на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным в государственных стандартах организации и безопасности труда и в коллективном договоре;
- на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- на информацию об условиях труда и -требованиях по охране труда на рабочем месте;
- на повышение своей квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
- на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих прав и свобод;
- на участие в управлении организацией в предусмотренных законом, коллективным договором формах;
- на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договор и соглашений через своих представителей и на информацию о выполнении соглашений, коллективного договора;
- на защиту своих трудовых прав и свобод всеми не запрещенными законом способами;
- на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном федеральным законом;
- на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей;
- на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
- добросовестно выполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщать работодателю либо -непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами;
- вступать в коллективные переговоры и заключать коллективный договор;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения действующего внутреннего трудового распорядка;
- привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- принимать локальные акты о труде;
- создавать и вступать в объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные акты о труде, коллективный договор, соглашение и условия трудовых договоров, заключаемых с работниками;
- предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников необходимыми средствами (оборудованием, инструментами, технической документацией и др.), для выполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
- вести коллективные переговоры, а также, в порядке, установленным настоящим Кодексом, заключать коллективный договор;
- предоставлять представителям работников полную и 'достоверную информацию, необходимую для заключения и контроля за выполнением коллективного договора, соглашений;
- своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов о труде;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявлении нарушениях законов и иных нормативных правовых актов о труде, об охране труда и сообщать о принятых мерах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с выполнением ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать обязательное социальное страхование работников в порядке, определенном федеральными законами;
- возмещать работнику причиненный ему вред, связанный с выполнением им трудовых обязанностей.
РАЗДЕЛ П. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Понятие социального партнерства
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Статья 24.Основные принципы социального партнерства.
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия на себя сторонами обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность исполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых соглашений, коллективных договоров;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине соглашений, коллективных договоров.
Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Статья 26. Система социального партнерства
Система социального партнерства включает следующие уровни:
Федеральный - устанавливает основы регулирования отнршений в сфере труда в Российской Федерации;
- Региональный - устанавливает основы регулирования отношении в сфере труда на уровне субъекта Российской Федерации;
- Отраслевой - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне отрасли (отраслей);
- Территориальный - устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне муниципального образования;
- организации - устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в форме:
коллективных переговоров по подготовке и заключению соглашений и
- коллективных договоров;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде;
- участия работников, их представителей в управлении организацией.
Статья 28. Особенности применения норм настоящего Раздела
Особенности распространения и применения норм- настоящего Раздела в отношении государственных служащих и работников в Вооруженных силах, органах внутренних дел, безопасности, налоговой полиции устанавливаются федеральными законами.
ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Статья 29. Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются:
профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также
реализации права на участие в управлении организацией,
- рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за его исполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по
регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных
- организаций профсоюзов.
Статья 30. Представители интересов работников, не являющихся членами профсоюза.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной проЦэсоюзной организации на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, соглашения.
Статья 31. Иные представители работников
При отсутствии первичной профсоюзной организации, а также при наличии действующей профсоюзной организации, но объединяющей менее половины работников организации, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов имеющейся профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
Работодатель обязан создавать условия, необходимые для деятельности представителей работников в соответствии с настоящим Кодексом, законами и заключенными коллективными договорами.
Статья 33. Представители работодателей
Представительство работодателя при ведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора осуществляется руководителем организации в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами.
При проведении коллективных переговоров, заключении ими изменений соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Статья 34. Иные представители работодателей
Представлять работодателем - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из бюджета, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством или уполномочием работодателей.
При осуществлении социального партнерства они обладают правами, равными с правами объединений работодателей.
ГЛАВА 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения, заключения их, а также организации контроля за исполнением коллективного договора и соглашения на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне - постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Членами Российской трехсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Положениями об этих комиссиях.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих финансовых органов.
На уровне организации создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
ГЛАВА 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Статья 36. Ведение коллективных переговоров
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны в течение семи календарных дней вступить в переговоры.
Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если такой орган не создан в течении 5 дней с момента начала коллективных переговоров, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
В случае, если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) тайным голосованием определяет профсоюзную организацию, которой поручается проведение коллективных переговоров для подготовки и заключения коллективного договора.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам, их объединениям. При наличии на этих уровнях нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе органа по ведению переговоров
с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности между ними о создании единого органа для коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.
Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения являются государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайной. Лица, разгласившие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Сроки и место проведения переговоров, повестка дня определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров.
Статья 38. Урегулирование разногласий
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами предусмотрено увольнение с работы.
ГЛАВА 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
Статья 40. Коллективный договор
Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев с момента начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях, с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с федеральными законами о разрешении коллективных трудовых споров.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах, иных структурных подразделениях. Сторонами коллективных договоров, заключаемых в филиале, представительстве, ином структурном подразделении выступают с одной стороны работники филиала, представительства, иного структурного подразделения, с другой - работодатель.
Статья 41. Содержание коллективного договора
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
- формы, системы и размеры оплаты труда, пособия, компенсации;
- механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
- соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, , обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;
- отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор при условии их выполнения.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Статья 42. Порядок разработки проекта и заключения коллективного договора
Порядок разработки и заключения коллективного договора определяются сторонами договора.
Статья 43. Действие коллективного договора
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, им установленного.
Стороны вправе продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, филиала, представительства, иного структурного подразделения.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие на период до окончания реорганизации.
При смене собственника организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев с момента перехода прав собственности.
При реорганизации или смене собственника организации любая из сторон вправе направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.
Статья 44.Изменение и дополнение коллективного договора
Изменение и дополнение коллективного договора производится в порядке, определенном настоящим Кодексом для его заключения.
Статья 45. Соглашение
Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
оплата труда;
- условия и охрана труда;
- режимы труда и отдыха;
- развитие социального партнерства;
- другие вопросы, определенные сторонами.
Статья 46. Содержание соглашения
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Статья 47. Порядок разработки проекта и заключения соглашения
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, финансируемым из федерального бюджета, должны заключаться, как правило, до внесения проекта федерального бюджета в Федеральное Собрание Российской Федерации.
Региональные и территориальные соглашения должны заключаться, как правило, до принятия соответствующих бюджетов в субъектах Российской Федерации.
Порядок, сроки разработки проекта и заключения соглашения определяются комиссией.
Соглашение подписывается представителями сторон.
Статья 48. Действие соглашения
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели в течение 30 календарных дней с момента получения предложения о присоединении к соглашению, не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей с момента получения предложения.
Статья 49. Изменение и дополнение соглашения
Изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения.
Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения
Коллективный договор, соглашение в течение семи дней после его подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Регистрация не влияет на вступление коллективного договора, соглашения в силу.
При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с настоящим Кодексом, иными законами, другими нормативными правовыми актами и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующий орган федеральной инспекции труда. Условия, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, органами по труду.
При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, участвовавшие в заключении соглашения, обязаны предоставлять представителям работников и представителям работодателей информацию, необходимую для контроля за выполнением данного соглашения.
ГЛАВА 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 52. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора
Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению или изменению соглашения или коллективного договора, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном федеральным законом.
Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном федеральным законом.
Статья 53. Ответственность за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора
Лица, представляющие работодателя, а также представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по соглашению, коллективному договору, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном федеральным законом.
ГЛАВА 9. УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Статья 54. Право работников на участие в управлении организацией
Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется федеральными законами, учредительными документами организадии, коллективными договорами.
Статья 55. Основные формы участия работников в управлении организацией
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия актов о труде;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров.
Представители работников вправе получать информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих изменение условий труда большинства работающих;
- подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров;
- по иным вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников вправе также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях этих органов при их рассмотрении.
Вариант, предлагаемый к согласованию 27.04.2001 г.
|