Введение
Цели, задачи и виды деятельности фонда
Политика по основным стратегическим направлениям деятельности
Часть I : Введение.
В настоящее время в Санкт-Петербурге детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей около 10 тысяч, из них более 5 000 находится в 40 детских домах и школах-интернатах системы образования (в том числе: 22 учреждений для детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии); свыше 1000 – в домах ребёнка Комитета по здравоохранению; 1500 в учреждениях Департамента социальной защиты населения.
Наблюдается динамика роста численности и изменения состава воспитательных детских домови школ-интернатов – увеличение числа “круглых” сирот ( с 3% в 1991г. до 13% в 1999г.).
Одна из основных причин этого- рост криминогенной тенденций в обществе ( противоправная купля-продажа жилой площади , сопряжённая с покушением на жизнь владельца ).
Другая причина - повышение смертности из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Подавляющая часть сирот – 92% составляю, так называемые, “социальные сироты” , то есть дети, оставшиеся без попечения родителей из-за:
- отказа от детей;
- фактического устранения от воспитания;
- недееспособности (болезни родителей);
- значительное число родителей, находящихся в местах лишения свободы.
Основа сиротства, как социального явления, - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребёнка, ценности семьи).
В 1995 году 725 детей были переданы на воспитание с лишением родительских прав , 70 детей – без лишения родительских прав.
В городе сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью и беспризорностью: десятки несовершенно летних детей ежедневно оказывается выброшенными на улицу.
В ответ на эту ситуацию в Санкт-Петербурге создаются детские социальные учреждения , как то: социально-реабелитационные центры, кризисные службы, социальные гостиницы , центры помощи выпускникам детских домов . Только в 7-ми учреждениях , подведомственных Комитету по социальным вопросам , находится более 300 детей.
Правительством Санкт-Петербурга 18.05.95 года принято постановление “О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, утверждена Программа развития системы социальных приютов для беспризорных детей и подростков. Разработано и утверждено положение о семейных воспитательных группах и подразделениях детских социазащитных учреждений позволяющая оперативно передавать детей в семьи, не дожидаясь окончательного решения о лишении их родительских прав.
Сегодня в семейных воспитательных группах живут и воспитываются около 100 сирот.
В городе создан Центр усыновления, опеки и попечительства. На 01.01.96 года число усыновлённых детей родственниками – 9249, гражданами – 4240. На 01.01.96 года в Санкт-Петербурге свыше 5000 опекунских семей, опекаемых детей – 6658.
И все же основная часть детей-сирот продолжает воспитываться в детских учреждениях интернатного профиля.
Очевидно, что ныне действующая система сиротских учреждений несовершенна, а именно, для неё характерно:
- подчинённость учреждений разным ведомствам;
- многочисленные перемещения ребёнка (дом ребёнка, дошкольный детский дом, школьный детский дом);
- замкнутость контактов, дефицит общения детей с миром взрослых;
- недостаточная психологическая поддержка ребёнка со стороны соответствующих служб;
- нерешонность социальных проблем детей, как то: обеспечение жильём, профессиональное образование, трудоустройство.
Главное же – сиротские учреждения не ориентированные на самоценность личности воспитанника .
Всё это не позволяет в полной мере решить вопросы социализации личности, адаптации, реабилитации и интегрирования детей сирот в общество. И как следствие этого – именно бывшие воспитанники детских домов и бывшие беспризорные пополняют армию безработных, бездомных и преступников.
Часть II : Цели, задачи и виды деятельности фонда.
Целью создания и деятельности Фонд является осуществление благотворительной деятельности, направленной на:
- поддержку и реализацию программ по защите материнства и детства;
- поддержку и реализацию программ и мероприятий в сферах профилактики заболеваний и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и массового спорта;
- социальную поддержку и защиту, включая улучшение материального положения детей г. Санкт-Петербурга, социальная реабилитация детей-инвалидов;
- оказание помощи детским домам, домам ребенка, иным детским учреждениям и отдельным лицам;
- оказание финансовой помощи под целевые проекты домов ребенка и детских домов;
- содействия по продолжению обучения и трудоустройству выпускников детских домов;
- организацию дополнительного медицинского обеспечения и обслуживания, дополнительного образования, обеспечения медицинским и иным оборудованием и инструментарием;
- организацию военно-патриотического воспитания подростков;
- организацию поиска родителей, родственников, опекунов;
- обеспечение школьно-письменными принадлежностями, игрушками, а также учебно-методической, художественной, научно-технической и иной литературой;
- содействие реставрации и ремонту жилых, производственных, учебных и иных помещений;
- организацию снабжения, обеспечения и оснащения учебным и прочим необходимым оборудованием, санитарно-гигиеническими принадлежностями, одеждой, обувью и иными необходимыми товарами народного потребления;
- организацию снабжения продуктами питания в рамках целевых программ;
- организацию и обеспечение сезонного отдыха детей и подростков;
- организацию и проведение развлекательно - досуговых и спортивных мероприятий.
Для осуществления своих целей Фонд:
- свободно распространяет информацию о своей деятельности;
- участвует в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренные действующим законодательством;
- активно сотрудничает с Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга в реализации благотворительных программ;
- представляет и защищает свои права, законные интересы своих участников и иных граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных, общественных и иных организациях;
- оказывает методическую, социальную и правовую помощь своим участникам и иным гражданам;
- разрабатывает, внедряет и осуществляет собственные благотворительные программы в соответствии с целями Фонда;
- проводит конференции, симпозиумы, семинары, лекции, выставки, лотереи и иные, культурно-просветительские и спортивные мероприятия;
- привлекает добровольные взносы и пожертвования в виде денег, ценных бумаг, иного имущества;
- осуществляет деятельность по привлечению ресурсов;
- проводит внереализационные операции;
- формирует имущество на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использует его на цели, определенные настоящим Уставом;
- учреждает премии и стипендии;
- поддерживает связи с аналогичными российскими и зарубежными общественными объединениями, осуществляет обмен делегациями, направляет для участия в международных мероприятиях;
- сотрудничает с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными, благотворительными и иными некоммерческими организациями, фондами и ассоциациями (союзами), а также коммерческими организациями;
- заключает договора с физическими и юридическими лицами в рамках уставной деятельности;
- проводит общественные экспертизы по проблемам, относящимся к деятельности Фонда;
- осуществляет в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.
ЧастьIII : Политика по основным стратегическим направлениям деятельности
Реализация основных направлений деятельности фонда.
Основываясь на программу Президента РФ “Дети России 2000” и программу Правительства Санкт-Петербурга “Дети-сироты” Фонд видит одним из основных направлений деятельности содействие в обеспечении материально-технической базой, учебными пособиями, медицинским оборудованием и медикаментами, игрушками, одеждой, обувью и другими необходимыми атрибутами в первую очередь детских сиротских учреждений, независимо от возрастной категории и состояния здоровья воспитанников вышеуказанных учреждений.
По мере развития Фонда, подобная политика, также будет проводится к коррекционным и обычным дошкольным и школьным заведениям, находящимся на территории Санкт-Петербурга и области.
Фонд будет осуществлять политику социальной адаптации выпускников сиротских учреждений, способствующую профессиональной ориентации и органичному устройству подростков в средние специальные и высшие учебные заведения. Трудоустройству на предприятия нашего региона.
Содействие в культурном воспитании. Для чего Фондом проводятся и будут проводится различные культурно-массовые мероприятия, конкурсы, лекции, фестивали, ярмарки и т.д.
Фонд способствует реализации программ, направленных на улучшение жилищных и санитарно-гигиенических условий для проживания детей в детских домах и школах интернатах.
Предполагается создание базовых предпосылок для восстановления экономических взаимоотношений между детскими сиротскими учреждениями и предприятиями Санкт-Петербурга и области.
Одна из главных проблем современных предприятий (промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и т.п.) – конкурентоспособность на внутренних региональных и международных рынках. В этой связи Фонд намерен за счёт своих внутренних и внешних финансово-кредитных, организационно-экономических, нормативно-правовых и административных возможностей создавать своим учредителям, попечителям и участникам режим наибольшего благоприятствования для развития.
Особая значимость в звене “Фонд - предприятие (фирма)” придается инвестиционному процессу, как фактору развития конкурентоспособного предприятия, организации, учреждения, фирмы. При этом, Фонд осуществляет комплексный подход к формированию и реализации своей меценатской политике по отношению к сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В генерализованном виде общую схему можно представить в 4 основных логико–экономических блоков.
Первый. Выявление наличия спроса и предложения на финансовые ресурсы.
Второй. Определение характера спроса, что задаёт вектор (направления) и условия меценатских вложений.
Третий. Наличие инструментария, позволяющего аккумулировать финансовые ресурсы, а также перераспределять их между надёжными каналами использования и освоения.
Четвёртый. Системы стимулов : Как на макро уровне – экономической системы Российского Государства и его Федеральных образований, так и на мезо – (региональном ) и микро – (отдельного предприятия, фирмы) уровнях, обеспечивающих возможность аккумулирования финансовых средств, с одной стороны, и постоянную потребность в них, с другой.
Внешнеэкономическая деятельность.
Ареал интересов деятельности Фонда – это, прежде всего, Северо-запад России. Большой Северо-запад (так принято его называть в среде регионалистов), является крупнейшим по территории регионом Европейской России и имеет уникальное геоэкономическое и геополитическое положение. Совокупность этих условий – становится мощным внутрирегиональным и одновременно внешнеэкономическим потенциалом для развития интеграции на Северо-западе в интересах всей РФ и международного сообщества. Именно в рамках интеграции возможна наиболее плодотворная реализация принципа партнёрства регионов и стран.
В этой связи Фонд считает необходимым и возможным в своей деятельности использовать:
- опыт зарубежных стран и их финансовой поддержке для создания в регионе инфраструктуры гарантирования благотворительного процесса с международным менеджментом и финансовым наполнением;
- опыт и финансовую поддержку для создания инфраструктуры реализации различных благотворительных программ.
Международная европейская деятельность Фонда ориентированна на сотрудничество со странами Восточной, Южной, Западной и Северной Европы с учётом их групповой и индивидуальной специфики. Одновременно Фонд учитывает особенности сотрудничества со странами СНГ, приграничными странами.
В поле интересов Фонда находится участие в работе (через своих учредителей, попечителей, Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга, представителей, наблюдателей) международных организаций: “UNICEF” , “Юнеско”, “NSPCC”, Европейский Союз (и его исполнительным органом – Комиссией Европейских Сообществ), Европейский Банк Реконструкции и Развития, отдельными иностранными гражданами (в том числе влиятельными политическими и финансовыми лидерами).
|