Координатор секции ГРИГОРИЙ ПЕЛЬМАН
ПРОБЛЕМАТИКА СЕКЦИИ
Процесс обновления происходит в условиях постоянной борьбы между сильным старым и слабым новым, в непрерывной борьбе за перестройку. Новая политическая ситуация объективно требует выработки правового обеспечения и создания механизма социальной защиты для развития и углубления перестройки. В связи с этим, может быть, необходимо придать программе перестройки статус государственного закона? Но насколько юридически правомерно привлекать к административной и уголовной ответственности лиц зачинение препятствий в развитии перестройки: за неиспользованный исторический шанс, за упущенные возможности, за сдерживание гражданских инициатив? Кто несет персональную ответственность за невыполнение программы перестройки? Как обеспечить общественный
контроль за нарушение социалистической законности? Как создать общественный механизм социальной защиты всех и каждого, нового в борьбе со старым за перестройку?
В условиях перестройки, гласности формируется негативное отношение к социальному лицемерию, политической фальши, идеологическим спекуляциям. Доверие к программе перестройки всецело за висит от того, как воплощаются на деле декларированные лозунги и задачи радикальных преобразований. В связи с этим требует своего разрешения целый спектр юридических вопросов: каковы правовые гарантии обеспечения социальной справедливости? Каков правовой механизм контроля и осуществления принципа социальной справедливости в сферах распределения квартир, продуктов питания, медицинского обслуживания, прочих товаров и услуг? Что выступает правовой основой ликвидации "зон вне критики?"
Перестройка социально-экономической сферы прежде всего предполагает развитие общественного самоуправления. Каковы правовые гарантии участия в производственном самоуправлении? Каким об разом повысить реальную дееспособность демократических институтов? Что можно предложит" в порядке совершенствования избирательной системы, повышения действенности наказов избирателей, повышения компетентности и авторитета депутатов? Как обеспечить реальное всенародное обсуждение государственных законопроектов? Как организовать общественное оппонирование и каковы правовые гарантии защиты общественного мнения? Как повысить дееспособность демократического механизма всенародного обсуждения законопроектов:
-о молодежи,
-о ценообразовании,
-о печати,
-об информации.
Клубы, группы гражданских инициатив, любительские объединения являются порождением пере стройки, объединяют людей различных возрастов, профессий, в наибольшей степени заинтересованных в углублении и развитии перестройки. Самодеятельные объединения начинают играть все более значимую роль в общественной и политической жизни страны, однако потенциал таких групп сдерживается правовыми неувязками. Следует поставить вопрос о разработке нового положения о любительских объединениях, а также закона об общественных социально-политических клубах и порядке их взаимодействия с общественными и государственными организациями.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ СЕКЦИИ
1.
В ходе работы секции выявилась необходимость создания постоянно действующего специализированного органа Федерации, в задачи которого должны входить:
-правовое обеспечение социального статуса и существования Федерации;
-координация отдельных групп внутри этого органа по работе на основных направлениях его деятельности.
К основным направлениям деятельности здесь были отнесены:
-рекомендации по существенному облегчению регистрации инициативных общественных групп;
-создание действенного механизма социально-политической защиты индивидуальных лиц от нарушений законности;
-разработка предложений по наиболее актуальным направлениям совершенствования законодательства
2.
Основные результаты работы секции:
1. Создание инициативной группы социальной защиты, основными задачами которой является защита законных прав граждан и организаций.
2. Секция считает целесообразным следующую явочную форму саморегистрации возникающих общественных объединений: вновь создавшаяся группа посылает в Исполком местного Совета документ (Положение, Устав, Декларацию), характеризующий цели, задачи и принципы своей деятельности.
3. Секция считает необходимым добиваться такого положения, при котором ликвидация самозарегистрировавшегося общества может быть осуществлена органами власти только в судебном порядке.
4. Обсужден проект (КСИ) Законодательных инициатив в области трудового права, которые ре-комендованы к социальному продвижению.
5. Заслушан и одобрен Проект Гражданское Достоинство и принято решение об его организаци-онной поддержке.
В дальнейшем основные усилия правовая группа федерации предполагает сосредоточить на сле-дующих проблемах:
-разработка предложений по правовому обеспечению кардинального расширения общественного доступа к информации;
-совершенствование законодательства в целях его гуманизации, укрепления правовой базы для осуществления основных гражданских прав и свобод совести, слова, собраний, митингов;
-изучение возможностей присоединения СССР к международным конвенциям по гуманитарным вопросам;
-создание обществ защиты прав потребителей;
-пересмотр существующей системы привилегий и льгот в области обучения, здравоохранения, торгового и бытового обслуживания с целью большего соответствия их принципам социальной справедливости;
-совершенствование правового механизма образования кооперативов и развития индивидуальной трудовой деятельности.
4.
Основа работы группы-регулярные заседания. К конкретным методам работы группа относит деятельность по привлечению широкой общественности и средств массовой информации к рабочим проблемам группы и общественные акции: выставки, митинги, манифестации, пресс-конференции, консультации и т.п. i
Источник: Информационный бюллетень Пресс-центра Информационной встречи-диалога
"Общественные инициативы в перестройке" (Москва 20-23.08 87 г.).
Машинопись+ксерокс. Москва, 1987, сентябрь. 100 с. С. 73-76.
|