Введение
Мы, граждане своей страны, ощущая ответственность за ее судьбу, объединяемся в политическую партию Демократический Союз для того, чтобы содействовать экономическому и духовному Возрождению общества на началах гуманизма, демократии и свободы.
Мы считаем, что главным источником 70-летней трагедии нашего народа является установившийся в стране тоталитаризм.
Тоталитаризм - государственный строй, в основе которого лежит монополия одной политической силы - КПСС - на власть, собственность, идейную и духовную жизнь. Тоталитаризм не только подавляет личность, он разрушает ее, стирание личности является главным условием его существования.
Тоталитаризм поставил страну на грань общенациональной катастрофы. Нас ждет долгий, мучительный путь выздоровления.
Создавая ДС, мы делаем необходимый шаг к формированию политической инфраструктуры гражданского общества. Мы не намерены "править на месте КПСС лучше КПСС". Мы считаем саму сущность нынешней системы правления порочной. Власть в стране должна принадлежать свободно избранным представителям народа.
Наша программа - это программа переходного периода от тоталитаризма к демократии, к политическому, экономическому и духовному плюрализму - к обществу свободных граждан свободной страны.
Мы не за модификацию общественно-политического строя, а за полное его преобразование.
Таким образом, ДС ставит своей целью ненасильственное изменение тоталитарного государственного строя СССР.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ
Конституционная реформа
Четыре текста советской конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. законодательно закрепили и сделали основополагающим принципом идею дискриминации граждан в зависимости от политических убеждений, абсолютизировав и навечно предначертав путь коммунистического развития общества, лишив граждан иной политической ориентации, равных гражданских прав. С нашей точки зрения. Конституция свободной страны не может носить идеологический, узкопартийный характер. В стране почти 20 миллионов членов КПСС и 260 миллионов беспартийных. Приоритетная роль КПСС придает обществу олигархическую форму. Мы считаем, что ни одна партия (в т.ч. КПСС) не может быть руководящей и направляющей силой общества - иначе общество будет не демократичным, а партократичным.
В новой Конституции должны быть четко зафиксированы политические и гражданские права личности, которые в теперешнем тексте поставлены в зависимость от лояльности или нелояльности гражданина к политической системе СССР. Право существует для всех или не существует ни для кого, свобода слова, собраний, совести, печати, манифестаций и союзов должна быть предоставлена гражданам безоговорочно и безотносительно к их убеждениям. Учитывая нашу трагическую историческую практику, следует законодательно закрепить возможность существования в стране многопартийной системы и права граждан и организаций агитировать против существующего в стране политического строя, не прибегая и не призывая к насилию. Основополагающий принцип политической свободы и гражданских прав личности - примат прав личности перед интересами государства. Потому в Конституции нашей страны не должно быть меньше прав, чем обязанностей, как это имеет место сейчас.
Экономические и социальные права гражданина должны быть обозначены четко и конкретно, иначе их фиксация бессмысленна. Так, нельзя предоставлять право на труд без гарантии его оплаты, обеспечивающей достойный образ жизни, а не нищенское существование.
Реформы политической системы
Ни одна самая совершенная конституция не может обеспечить обществу благо свободы, если она не находит гаранта в институтах, предохраняющих общество от однозначности и возникающего вследствие ее тоталитаризма. Впрочем, и то и другое бессильно без гражданского достоинства граждан, готовых защищать свои права в случае необходимости ценой жизни. Такое состояние общества - плод длительного свободного развития и высокой политической культуры.
Необходимыми же условиями существования демократии являются многопартийная система, свободная пресса, независимые от государственной власти профсоюзы.
Основной политической задачей ДС является мирное ненасильственное изменение политической системы страны с целью создания представительной парламентской демократии на всех уровнях - от местного самоуправления до высшего законодательного органа. При этом ДС подтверждает, что он руководствуется принципом равноправия и плюрализма всех политических сил.
ДС считает, что объявленный правящей партией в стране процесс либеральных демократических реформ не может быть успешным без вовлечения в него широчайших масс населения. Для успешного развития процесса политической плюрализации общества необходимо, чтобы этот процесс начался "снизу", а не только и не главным образом по инициатива "сверху".
Задачи ДС на ближайший период
ДС отдает себе отчет в том, что отсутствие политической культуры и демократических традиций основной массы населения может сорвать процесс демократизации, если он будет осуществляться только на уровне реформ, предлагаемых "сверху" и встречаемых с равнодушием и непониманием "снизу". Поэтому ДС видит свою задачу в организации масс и просветительстве, в избирательных кампаниях по выборам в местные и общегосударственные представительные органы власти. ДС настаивает на своем прямом участии в выдвижении кандидатов в депутаты выборных органов на основе одного единственного критерия - компетентности в вопросах экономической, политической и социальной жизни данного избирательного региона и всей страны в целом.
Реформа политической системы немыслима без реформы избирательной. В соответствии с идеалом плюралистического общества выборы в любой из органов государственного управления должны проходить по многомандатной системе. Любая группа граждан - с политическими целями или без таковых - может выдвигать своего кандидата в депутаты. Этой группе - формальной или неформальной - должны быть предоставлены все необходимые права и свободы по ведению избирательной кампании, агитации, пропаганде своих взглядов через органы печати и другие средства массовой информации, а также путем организации свободных митингов, демонстраций, встреч кандидатов в депутаты со своими избирателями. Возможно также самовыдвижение.
Однако только наличие в обществе независимых политических структур, в т.ч. независимых партий, может сделать выборы реальными.
Демократия зиждется на строгом разделении властей: законодательной, исполнительной, судебной. Любая попытка смешения этих властей или подмены одной власти другой приводила общество в прошлом к упразднению демократии или к ее ущербности.
Подобное разграничение властей нс может быть осуществлено при управлении государством посредством Советов в нынешнем виде. Только парламентская демократия с неизбежной профессионализацией депутатов и возможностью отзыва депутатов обеспечит возможность такого разграничения. ДС признает первоначальную положительную роль Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, возникших в годы первой русской революции и в период после свержения в стране абсолютизма. Вплоть до переворота 25 октября 1917 г. они играли роль представителей народных масс и выразителей их интересов, они являлись представительными органами с участием всех социалистических партий. Однако монополизация государственной власти большевиками и последующее изгнание из Советов представителей других партий привело к фактической потере Советами своей роли органов государственной власти партийной номенклатуры.
ДС поддерживает выдвинутый некоторыми политическими силами страны в данный период лозунг "Вся власть - Советам!", имея в виду такие Советы, которые путем парламентаризации их должны стать органами подлинного народовластия и местного самоуправления при сочетании с политикой широкой децентрализации. Эти советы должны стать плюралистическими учреждениями с представительством всех политических сил страны, которые примут участие в свободных выборах и получат поддержку избирателей. Возникшие в условиях многопартийной системы, Советы только при таких условиях могут эффективно действовать и развиваться.
ДС считает, что ни один из выборных органов власти в период своего срока действия, своих полномочий не может находиться вне постоянного контроля и критики. Механизмом такого контроля могут стать самодеятельные политические организации граждан - от инициативных групп до политических партий. Важнейшие политические, экономические и социальные вопросы должны одобряться не только этими выборными органами власти, но и путем референдумов и плебисцитов.
Политическими формами перехода страны к демократической системе могут быть Учредительное собрание, референдум и т.п.
ДС предпочитает гражданский мир жесткому антагонизму общественных сил. Но гражданский мир предполагает мирное сосуществование различных интересов и позиций. Народ, не умеющий противостоять правительству и защищать от него свои интересы, не достигнет демократии. Поэтому ДС придает особое значение организации независимого профсоюзного движения трудящихся, в т.ч. и движения стачечного.
Если идеи демократизации станут идеями значительной части народа и между народом и властью возникнет конфликтная ситуация из-за отказа правительства выполнить требования народа и довести демократические реформы до конца, ДС призовет к организации кампании гражданского неповиновения и будет требовать отставки правительства в результате всеобщей политической стачки. Это, разумеется, крайняя, но необходимая мера самозащиты народа от произвола партократического государства.
Сегодня же самой насущной необходимостью является освобождение и реабилитация политзаключенных. ДС считает борьбу за всеобщую политическую амнистию своей непосредственной задачей: пока не освобожден последний политзаключенный, конфронтация ДС с властью неизбежна.
ДС активно поддерживает повторно начатую в 1987 г. и получившую большой размах кампанию за сооружение Мемориала памяти жертвам репрессий. Он должен быть воздвигнут по общенародной подписке, пока живы еще последние жертвы самых кровавых сталинских репрессий и пока еще живы последние палачи.
Реформа МВД и КГБ
Одной из главных основ существования нынешней тоталитарной системы является сформировавшийся в ходе ее развития и служащий аппаратом ее постоянного функционирования и необходимым условием ее самовоспроизведения блок МВД-КГБ.
Главная часть этого блока - Комитет государственной безопасности - является по преимуществу аппаратом политической полиции, в ведении которого находятся политический сыск, контроль за убеждениями и идеями граждан, подавление независимого общественного мнения, защита высшей партбюрократии от принципиального противодействия снизу. КГБ - это основное препятствие деятельности независимой общественности, без которой невозможна даже та демократия, которую планирует провести советское правительство.
Во всех действиях КГБ против инакомыслящих аппарат милиции полностью находится в распоряжении и полном подчинении аппарату КГБ; и, таким образом, вместо выполнения своих прямых функций - поддержания общественного порядка, борьбы с уголовными и хозяйственными преступлениями, административными правонарушениями - милиция становится зачастую придатком политической полиции, что подрывает ее авторитет в кругах демократической общественности.
В нынешней обстановке либерализации общественно-политической жизни и гласности аппарат КГБ как аппарат тайной государственной полиции, пожирающий огромные государственные средства, развращающий многочисленную армию своих сотрудников - штатных и внештатных -спецпривилегиями и спецснабжением, становится излишним и должен быть ликвидирован.
Все многообразие рождающейся независимой общественной жизни - образование неформальных общественных политических структур, демонстрации и петиции с политическими и гуманитарными требованиями, начавшееся кое-где забастовочное движение, вызванное фактическим социальными и экономическими бесправием трудящихся, - все это идеологи КГБ по-прежнему пытаются объяснить происками агентов спецслужб "империализма посредством наклеивания лживых и примитивных ярлыков".
Анализ деятельности этого государственного органа позволяет сделать вывод: аппарат КГБ является фактическим тормозом перестройки, ударной силой реакционных кругов, готовой в любую минуту по их указанию повернуть развитие страны вспять, установить новый период застоя и террора.
Концепция госбезопасности должна быть заново разработана на правовой основе.
ДС требует немедленного роспуска КГБ, ликвидации института "секретных сотрудников" и первых отделов в учреждениях и организациях, не имеющих оборонного значения, и создания новой службы безопасности на иной идейной и кадровой основе. Мы считаем необходимым издание после всенародного обсуждения и голосования общегосударственного закона, регламентирующего деятельность службы безопасности и подчиняющего ее контролю высшего органа государственной власти.
Государственная безопасность есть безопасность границ государства от вооруженного нападения извне, а его конституционного строя - от насильственного изменения, она включает в себя борьбу со шпионажем, но не войну с убеждениями и ненасильственной деятельности граждан своей страны.
ДС видит свою задачу в отношении органов КГБ в следующем:
1. Предавать полной гласности через независимые издания и официальные органы печати все факты преследования за инакомыслие, за участие в неофициальной общественно-политической жизни со стороны органов КГБ как судебного, так и внесудебного и административного.
2. Создавать независимые инициативные группы за освобождение политзаключенных, давать полную информацию внутрисоюзным и международным организациям по защите прав человека, составлять "Белые книги", разоблачающие репрессивную деятельность органов КГБ с поименным перечислением его сотрудников, как штатных, так и разоблаченных "сексотов".
3. Требовать допуска к архивам ВЧК-КГБ, обеспечение сохранности этих архивов.
4. Требовать разоблачения и наказания виновных за политические репрессии в отношении инакомыслящих за весь период существования этой репрессивной организации, требовать организации показательного процесса главарей КГБ как над преступниками, совершившими преступления против человечности.
5. Исходить в своей правозащитной демократической деятельности из принципа нравственного неприятия политических репрессий как главного социального зла и создавать вокруг органов КГБ обстановку нравственной нетерпимости и общественного осуждения.
В отношении органов МВД ДС предлагает следующее:
1. Обеспечить полную независимость органов МВД от КГБ и партийной номенклатуры, в частности путем упразднения политотделов.
2. Обеспечить полную зависимость (подчинение) органов МВД от выборных органов власти.
3. Осуществить, первоначально частично, в регионах, свободных от социальной напряженности, возможность выборности местных руководителей милиции.
Реформа вооруженных сил
Сегодня статус сверхдержавы Советскому Союзу удается сохранить только благодаря наличию непомерно большой, оснащенной современным вооружением армии, превосходящей все разумные пределы для обеспечения национальной безопасности.
Используемая неоднократно в прошлом для навязывания другим народам и государствам тоталитарных режимов, являясь по сути своей карательной службой внутри собственной страны, советская армия прочно утвердилась как один из незыблемых институтов насилия и подавления свободы.
Подчиненная через политотделы правящей номенклатуре, советская армия, обслуживающие ее интересы отрасли промышленности, всеобщая воинская повинность на территории нашей страны призваны обеспечить с позиции силы внешнеполитический успех СССР, каким бы преступным он ни являлся по существу.
Государственная армия должна подчиняться только государственным органам власти. Институт политотделов несовместим с правовым обществом.
Нам кажется недопустимым далее существование советской армии в ее сегодняшнем виде, на содержание которой, а также на военную помощь для поддержания антинародных политических структур за пределами нашей страны расходуются колоссальные средства, которые могли бы быть употреблены для организации новой экономики и повышения уровня жизни населения СССР.
Мы считаем необходимым, отказавшись от полюбившихся советскому руководству мифов о "враждебном окружении" и об "уязвимости советских границ", стремиться к созданию ограниченной профессиональной армии, необходимой только для обороны нашей страны.
Для этого следует сократить численность армии прежде всего за счет:
- выведения советских войск с иностранных территорий и некогда оккупированных, если народы последних предъявят такое требование;
- содействия международным соглашениям о ликвидации всех видов ядерного оружия и других средств массового уничтожения;
- одностороннего сокращения обычных видов вооружений до паритетного уровня;
- перехода от наступательной стратегии к оборонительной;
- на время переходного периода до создания профессиональной армии необходимо ввести альтернативную гражданскую службу для лиц, которые по соображениям совести не могут служить в армии, при этом необходимо учитывать, что альтернативная служба не должна быть поводом для дискриминации и унижения: ДС выступает за сокращение срока действительной военной службы.
ДС приветствует заключение договора о выводе советских войск из Афганистана, но находит неудовлетворительными назначенные сроки, они должны быть максимально сокращены. ДС требует, чтобы общество позаботилось о жертвах афганской войны. ДС призывает приложить все усилия к сохранению жизни попавших в плен советских граждан с возможностью гласного, беспрепятственного и безопасного возвращения их на родину либо выезда в любую другую страну, провести расследование и предать суду всех виновников развязывания афганской войны.
Протестуя против милитаристских настроений в нашем обществе, мы предлагаем отказаться от системы так называемых "клубов военно-патриотического воспитания", т.к. подобные клубы прививают подросткам первоначальные навыки смертоносного ремесла и усиливают тоталитарный характер общества. Также мы выступаем за пересмотр программ военных кафедр в высших учебных заведениях, обучение на таких кафедрах должно быть добровольным.
Одним из наших требований является отказ от начальной военной подготовки в школе (НВП) и от проведения военизированных игр.
В советской армии необходимо обеспечить соблюдение гражданских прав военнослужащих, установить более строгую ответственность офицеров за безопасность рядового состава, в особенности молодых солдат и представителей национальных меньшинств, от посягательства на их честь и достоинство.
Наша страна должна отказаться от экспорта оружия и транзита его через свою территорию.
Внешнеполитические принципы
Внешняя политика государства, ее принципы и проявления суть продолжение принципов и характера внутренней политики. Демократическая внешняя политика означает равноправные межгосударственные отношения, уважение прав и суверенитета народов, соблюдение их прав на свободу и на выбор своего пути.
История советского тоталитаризма - это история нагнетания международной напряженности, недоверия между народами СССР и народами других стран. Это естественно. Пренебрежение к правам человека внутри страны, нежелание считаться с международными пактами и документами в этой области, притязания на абсолютный характер избранного пути развития страны, названной социалистической, ложная идея о том, что этим путем должны идти все народы и страны - все это привело к внешнеполитическому экспансионистскому курсу, нашедшему свое проявление в отношении государств Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и других регионов. Осуществление такого курса, который представляет открытую угрозу силам демократии, мира и гуманизма -обусловило милитаризацию экономики, гонку ядерных вооружений, постоянные попытки военной и политической экспансии в другие страны.
Военные подавления Берлинского выступления в 1953 г., Венгерской народной революции в 1956 г., удушение "Пражской весны" в 1968 г., вторжение в Афганистан в 1979 г. - все это лишь внешние проявления внутреннего тоталитаризма.
Осуществлению такой политики внутри страны и за ее пределами служит закрытый характер общества. Эта закрытость обеспечивается наличием так называемого "железного занавеса".
Внешнеполитическая программа ДС основывается на следующих принципах:
- отказ от внешнеполитической экспансии, вывод всех иностранных войск с чужих территорий;
- необходимость соблюдения прав человека как прочный гарант доверия между народами, что является основным условием мира и дружбы между ними.
ДС подтверждает свою солидарность с силами демократии всего мира и выступает за неукоснительное соблюдение прав человека во всех странах. ДС заявляет о своей солидарности с миролюбивыми силами других стран, международными правозащитными, экологическими, пацифистскими организациями.
Главным критерием помощи государству, будь то восточно-европейское государство или страна "третьего мира", должно стать соблюдение ею прав человека и обеспечение основных свобод.
Ближайшие практические шаги во внешнеполитической сфере должны включать установление общественного контроля над всей внешнеполитической деятельностью нашего государства, достижение полной гласности в вопросах экономической помощи странам и движениям с тем, чтобы эти вопросы обсуждались на открытых слушаниях соответствующих постоянных комиссий высшего законодательного органа страны. Независимый общественный контроль ("народная дипломатия") особенно необходим для того, чтобы гарантировать прекращение широко распространенной в настоящее время позорной практики военной поддержки некоторых "национально-освободительных" движений, применяющих террор против гражданского населения, и различных диктаторских режимов (так называемых стран "социалистической ориентации") в "третьем мире".
Правительство должно гласно и однозначно заявить об изначальной и заведомой преступности интервенции в Афганистан.
Наша стран - часть общеевропейского дома, и логично рассматривать в качестве первоочередной внешнеполитической задачи преодоление раскола Европы, роспуск Варшавского договора и НАТО, способствование экономической, социальной и культурной интеграции европейских стран.
Принципы национальной политики
В области национальной политики ДС исходит из анализа исторически сложившейся ситуации за последние 70 лет. Провозглашенное советской конституцией федеративное устройство государства являлось и является фикцией, т.к. монопольно правящая партия строится не по федеративному, а по нейтралистскому принципу.
Этот принцип обусловил продолжение старой имперской политики, повлек за собой обострение великорусского шовинизма, с одной стороны, и усиление местного национализма и сепаратизма - с другой.
Фактически восторжествовал сталинский принцип автономизации.
Несмотря на главенствующее положение русского народа, он не в меньшей степени явился жертвой пагубной политики, что привело к национальному оскудению и деградации.
В основе этой политики лежала ложная большевистская идея о всеобщей ценности интернационализации, считалось, что различные нации и народности с помощью русского народа и коммунистической идеологии могут перейти к более высокому общественному строю и к более современным формам бытия, минуя естественные этапы собственного развития. Наихудшее решение национальных вопросов наблюдается именно в тех регионах, где эта идея была реализована.
За последние 70 лет мы были свидетелями вопиющих фактов: раздел Польши в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа, оккупация Прибалтийских государств, Бессарабии, Северной Буковины согласно тому же пакту; массовые депортации граждан Прибалтийских государств, поголовные депортации народов Северного Кавказа и Крыма, немцев Поволжья, трагический конфликт вокруг событий в Нагорной Карабахе. Произвольное перекраивание исторически сложившихся межнациональных границ во многих регионах страны обострило межнациональные противоречия.
Такого рода национальная политика уже таила в себе семена межнациональной розни, которые не могли не дать всходы в виде конфликтов на этнической основе, каковые и не замедлили разразится при благоприятной для этого обстановке.
К настоящему времени в области национальных отношений накопились следующие группы проблем:
1. Обеспечение права на отделение от СССР ряда национальных государственных формирований.
2. Сохранение своей национальной самостоятельности через развитие национальной культуры, соблюдение национальных традиций на основе сохранения, распространения и изучения национального языка и истории.
3. Осуществление культурно-национальной автономии для народностей, проживающих в инонациональном окружении.
4. Признание права на историческую родину или традиционные места проживания депортированных в прошлом народов.
5. Придание национального статуса национальностям, которые его лишены.
6. Приведение некоторых административных границ в соответствие с фактическим расселением народов.
7. Право возвращения на историческую родину за пределами СССР и в пределы СССР из-за рубежа.
8. Придание национального статуса отдельным территориям, имеющим компактное национальное население, а также повышение административного статуса отдельных национальных государственных образований. Создание национальных очагов.
В решении этих и других национальных проблем ДС исходит их принципа полного самоопределения, включающего право не государственное отделение, из принципа суверенности каждого народа и его равенства с другими народами. ДС будет стремиться к справедливому решению национальных проблем на основе:
1. Полной свободы и самоопределения каждой союзной республики.
2. Права коренной национальности - государственного образования на признание своего языка государственным.
3. Признания права на культурно-национальную автономию для народностей, проживающих в инонациональном окружении; права этих народностей на печать, книгоиздательское дело, радио и телевидение на родном языке; права на организацию национальных школ, кружков, семинаров, библиотек, развитие национального языка и культуры.
4. Права каждой национальной республики в соответствии с принципом самоопределения на формирование в рамках единой государственной армии отдельных национальных воинских подразделений.
5. Повышения статуса национальных автономных образований.
Разработку вопроса о разрешении современных национальных конфликтных ситуаций в различных регионах страны следует предложить межнациональным демократическим организациям.
В качестве альтернативного государственного формирования ДС выступает за преобразование СССР в демократическую конфедерацию.
Основные принципы правовой системы
Современное демократическое общество призвано обеспечить сочетание прочной законности (правопослушного поведения всех юридических лиц и граждан) с широкими гражданскими правами и свободами - такое сочетание, вне которого немыслимы динамический баланс между интересами личности, социальной группы, всего общества и государства.
В правовой системе разрыв с тоталитарным режимом власти предполагает, в первую очередь, переход от ПРОИЗВОЛА партийно-государственной бюрократии к ПРАВОПОРЯДКУ как государственной основе существования широких индивидуальных прав и свобод, создания достаточных нормативных, институционных и материальных гарантий и стимулов их использования в полном объеме всеми гражданами, не взирая на какие-либо различия политических и иных убеждений, социального происхождения, общественного или имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, места жительства или иных обстоятельств.
Из Конституции и законодательства СССР должны быть исключены все нормы, которые способствуют закреплению условии, порождающих произвол и беззаконие, препятствующих становлению подлинного правопорядка.
Любые формы правовой дискриминации граждан по мотивам политического и иного инакомыслия абсолютно нетерпимы и объявляются наказуемыми по закону, рассматриваются как тяжкое преступление против человечности, демократии и правовой государственности.
Необходимо не только иметь постоянно в виду, но и сделать практические выводы из того факта, что санкционирование в законе нетерпимости к инакомыслию, возведение ее в высшую гражданскую добродетель привело в СССР к оправданию массовых беззаконий, освящаемых и насаждаемых "партийной моралью". Это обернулось истреблением миллионов ни в чем не повинных людей, экономическим и культурным вандализмам, насаждением подозрительности и вражды между отдельными людьми, социальными группами и целыми народами, разрушением естественных общественных связей.
Любое насилие или угроза насилием над личностью не могут признаваться правомерными в качестве решающего довода в пользу той или иной системы идеологических ценностей, если их поборники устремлены к достижению подлинно демократических и гуманных целей.
Ненасилие должно утвердиться как обязательный элемент правового содержания внутренних законов. С этой целью внутренние законы должны быть приведены в соответствие с международными пактами о правах человека, которые наделяются на всех территории страны статусом норм прямого действия, до приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства.
Отменяется и объявляется недопустимым впредь любое, прямое или косвенное, закрепление в законе привилегированного положения каких-либо отдельных социальных групп, их организаций и идеологии как несовместимое с правовой государственностью, демократической формой правления, законностью и ведущие к тоталитарному перерождению власти.
Принцип безусловного равенства перед законом подлежит:
- распространению на все виды и формы участия граждан в управлении делами общества и государства, на общественный контроль за функционированием законодательных, исполнительно-распорядительных и правоохранительных органов;
- последовательному проведению, прежде всего в таких областях, как разработка, принятие (коррекция) и исполнение законов, особенно тех, которые затрагивают фундаментальные права личности (конституция, законы: о всенародном обсуждении, о референдуме, об информации, о судебном обжаловании; основы законодательства: уголовного, уголовно-процессуального, административного; законодательства о труде, пенитенциарного законодательства и др.).
Создание благоприятных условий для реализации принципа безусловного равенства перед законом гарантируется закреплением в законодательстве принципа открытости всех органов и учреждений, наделенных полномочиями принимать любые решения, затрагивающие фундаментальные права и свободы граждан. Всем желающим обеспечивается право присутствия на заседаниях органов любого уровня наряду с организацией прямых трансляций по общей радио и телесети, освещением в других доступных населению источниках массовой информации, изданием полных стенографических отчетов и т.п. Ограничения на открытость могут налагаться не иначе, как соответствующим законом после консультаций с общественностью, и должны иметь четкий и определенный характер, распространяясь исключительно на случаи обсуждения и решения вопроса, составляющих государственную или военную тайну. Понятие государственной или военной тайны должно быть сформулировано так, чтобы исключить двусмысленное или расширительное толкование. Закрытость (секретность) как принцип или форма деятельности в СССР любых общественно-политических формирований, является незаконной и противоречащей нормам демократии.
Законность, права и свободы личности, а следовательно, и интересы общества будут неизбежно попираться, если органы народного представительства всех уровней, прокуратура, суд, адвокатура, органы государственной безопасности и охраны общественного порядка по-прежнему останутся в полном распоряжении номенклатурного слоя партийных функционеров.
Суверенное право формировать выборные органы должно быть возвращено народу. В связи с этим одной из неотложных задач обновления законодательства является проведение избирательной реформы в целях создания юридического механизма формирования представительных органов власти, которые наряду с расширением пассивного избирательного права (быть избранными) гарантировали бы действительную свободу волеизъявления избирателей на всех стадиях избирательной кампании (выдвижение кандидатов, агитация за них и их платформы, подача голосов и участие в их подсчете). В итоге обеспечивался бы подлинно представительный характер выборных органов.
Важнейшей гарантией, противодействующей опасности концентрации власти в руках бюрократических групп, является право на представительство в выборных органах меньшинств, т.е. выделяемых по какому-либо существенному признаку социальных групп, не представляющих большинства общества. Таким образом, будет покончено с практикой, противоречащей принципу суверенитета народа, его абсолютному и неотчуждаемому праву на самоопределение.
Государство подчиняется законам и ответственно за соблюдение законов любым своим представителем, в каком бы качестве, личном или инициальном, он ни выступал. Каждое выборное или назначенное должностное лицо ставит интересы граждан и общества в целом, интересы обеспечения и соблюдения законов превыше всего.
Границы реализации гражданами своих фундаментальных прав и свобод должны на деле определяться принципом: "разрешено все, что не запрещено законом". Закон будет превращен в единственный критерий при определении запрещаемого или дозволяемого властью. Объявляются недействительными o с момента издания антидемократические и неконституционные по сути нормативные акты, вводящие разрешительный порядок или запрет на осуществление гражданами своих фундаментальных прав и свобод (право объединяться в общественные организации, свободы митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, печати и т.д.).
Государством проводится политика, ориентированная на преодоление карательно-охранительных и запретительных тенденций в законодательстве и усиление его регулирующе-стимулирующей направленности по принципу минимизации запрета.
В числе первоочередных мер по реформам законодательства и практики его применения ДС определяет следующие:
1. Осуществление действительной независимости юстиции от органов законодательных, исполнительных и карательных. Поднятие престижа судебной деятельности.
2. Демократизация условий и принципов формирования и деятельности судов. Введение суда присяжных.
3. Допуск защитника по выбору и желанию задержанного к участию в деле с момента задержания.
4. Отмена смертной казни.
5. Немедленное освобождение и политико-правовая реабилитация всех отбывших сроки лишения свободы в тюрьмах, лагерях, ссылках, специальных психиатрических больницах и психиатрических больницах обычного типа за политические или иные убеждения, компенсация им материального ущерба в полном объеме.
6. Освобождение и реабилитация всех жертв советской бюрократии и несовершенства хозяйственной системы.
7. Изъятия из уголовного кодекса статей 70, 72, 142, 190-1 У К РСФСР* (Уголовный кодекс РСФСР. - Прим. ред.) (равно аналогичных статей УК других союзных республик) для преследования граждан, критикующих государственную систему или жалующихся на действия отдельных должностных лиц.
9. Гуманизация пенитенциарной (так называемой "исправительно-трудовой") системы:
введение добровольности труда заключенных, отмена ограничения в пище, одежде, получении почтовых отправлений и передач, свиданий и т.п.
10. Запрещение принудительной госпитализации в психбольницах, иначе чем по решению суда.
11. Создание условий для нормальной адаптации и социальной реабилитации в обществе граждан, отбывших сроки заключения, с предоставлением им работы, со снятием всех дискриминационных ограничений.
12. Отмена паспортной системы и прописки.
13. Обеспечение права свободного выезда из страны и возвращения обратно.
14. Придание социального статуса ассоциации правозащитников.
15. Запрещение насильственной депортации из страны и принуждения к эмиграции.
16. ДС выступает за изменение государственной символики, отражающей тоталитарный характер государства.
Социально-экономические реформы
ЭКОНОМИКА
Из всех сфер жизни общества экономика - это область, где принципы демократизации, децентрализации и развития начал плюрализма получили сейчас на официальном уровне наибольшее признание при наименьшей их реализации. С созданием в нашей стране индивидуально-кооперативного сектора, с принятием закона о трудовом коллективе, с разрешением семейного подряда в сельском хозяйстве, с возможностью организации акционерных обществ и совместных предприятий с иностранным капиталом можно говорить о первых шагах в сторону экономического возрождения и раскрепощения, к созданию эффективной экономики, к конвергенции с экономиками высокоразвитых стран (наша страна по основным показателям социально-экономического развития остается среднеразвитой страной), к конвертируемости рубля. Такую перестройку в экономике можно было бы одобрять и поддерживать, если бы не половинчатость и некомплексность реформ, а главное, невозможность добиться экономического процветания при сохранении нынешнего губительного для всех живого и творческого в обществе диктата КПСС. Ведь даже в проект Закона о кооперации введено положение о создании в кооперативах партийных организаций для осуществления руководящей роли КПСС (!).
Бессмысленное и разорительное директивное планирование фактически сохраняется в форме
существования промышленных министерских обязательных госзаказов, фондирования сверху и пятилетних планов.
Реально существующая система распределения не по труду, а по установленным кем-то сверху потребностям приводит к тому, что оплата труда во многих сферах человеческой деятельности практически не зависит от конечных результатов. Процветают произвольное снижение расценок, сверхурочные работы, штурмовщина, уравниловка, "выводиловка" и т.п. При низком уровне жизни и колоссальном количестве производимых ненужных товаров денежная масса не имеет реального товарного покрытия. Это ведет к отсутствию предметов первой необходимости, к невиданному в истории расцвету государственной коррупции.
Неконкурентоспособность советской экономики привела к тому, что 80% валютных поступлений проходит за счет хищнической эксплуатации и распродажи невозобновляемых природных ресурсов (нефть, газ). Существование неподдающихся экономическому контролю государственно-профессиональных монополий вызывает трату народных средств на осуществление экономически бесполезных и экологически губительных проектов (строительство каналов, плотин, затопление огромных массивов плодородных земель), приводящих к отравлению и разрушению окружающей среды. Только активное взаимодействие всех - законодательной, исполнительной и судебной - государственных властей и широкое общественное понимание сущности проблемы могут остановить одну из самых "победоносных" войн - войну с природой. Необходимо укротить всевластие местных и ведомственных "мафий", ужесточить ответственность за нарушение экологических норм, сделать размеры штрафов превосходящими сиюминутные выгоды. Предотвратив возможность исполнения проекта "поворота рек", необходимо остановить строительство атомных электростанций в густонаселенных регионах, Транскавказской железной дороги, бесконтрольные гидроработы практически по всей стране, экологически недопустимые распашки, сведение лесов, отравления ядохимикатами. Необходимо изыскать государственные средства для восстановления экологических режимов Волги, Днепра, Байкала, Ладоги, Севана, Арала, Кара-Богаза, Азова и многих других загубленных рек, озер, морей; увеличить действенность государственной службы охраны природы: поощрять деятельность экологических клубов.
Бесчеловечность существующей тоталитарной системы проявляется в "остаточном" принципе финансирования социальных нужд, в гипертрофированной, достигающей 40% норме накопления в национальном доходе, в результате чего потребление урезано в мирное время до норм военного времени. По-прежнему используется труд женщин на тяжелых физических работах. Нарушается трудовое законодательство. Заработная плата и социальные пособия большинства населения остаются на нищенском уровне.
Общий подход ДС к реформированию экономики заключается в создании условий для развития многоукладной рыночной экономики, в радикальном снижении нормы накопления и сокращения государственных расходов на бюрократический аппарат и военно-промышленный комплекс. Частной и коллективной инициативе необходимо предоставить простор, реально уравнять в правах различные секторы экономики, обеспечив при этом такие важные социальные гарантии, как необходимый прожиточный минимум, пресечение как частного монополизма, так и государственного, право трудящихся на коллективную защиту своих интересов от произвола работодателей, включая государство, при помощи независимых профсоюзов. Прекращение государственного и партийного вмешательства в дела производства остановит идеологически обоснованное самоуправство в экономике, что позволит обеспечить самостоятельность предприятий (хотя бы в духе официально принятого Закона о государственном предприятии), свободу их хозяйственной инициативы и экономическую целесообразность деятельности. Честная конкуренция трех секторов: государственного, коллективного и частнокооперативного - залог эффективной динамической и саморегулирующейся экономической системы, стимулирующей творческий поиск и дальнейшее развитие производительных сил общества.
Особенность настоящего этапа развития нашего народного хозяйства заключается в контрастности и, казалось бы, исторической несовместимости наших проблем; так, наряду с вопросами технологической революции в промышленности, свободного развития страны в рамках европейского и мирового сообщества демократических государств стоит острейший вопрос элементарного обеспечения страны продуктами питания и товарами первой необходимости.
СТРУКТУРА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Народное хозяйство делится на три сектора: государственный, коллективный и частнокооперативный. Соответственно этому существуют три вида собственности: государственная, коллективная и частнокоопсративная. При широкой свободе хозяйственной деятельности коллективного и частнокооперативного секторов государство сохраняет за собой общую координацию народного хозяйства. По мере развития самоуправленческих начал в обществе, удельный вес государственного сектора будет снижаться за счет передачи и продажи госпредприятий другим секторам. С другой стороны, возможно, частный сектор постепенно будет втягиваться в систему кооперации.
Государственный сектор народного хозяйства составляет: природные богатства страны - недра земли, лесной массив, резервный земельный фонд, водные ресурсы; некоторые стратегически важные отрасли и предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, включая оборонную; энергетика, транспорт, пути сообщения; государственный бюджет, эмиссия денег, функционирование государственного банка. Государственный сектор народного хозяйства имеет и другие хозяйственные предприятия, а также проводит крупные общественные работы.
В коллективный сектор народного хозяйства, в отличие от государственного, входят все хозяйственные предприятия, принадлежащие трудовым коллективам, муниципалитетам, общественно-правовым организациям, фондам и корпорациям, доходы от которых не идут в частные руки.
Частнокооперативный сектор народного хозяйства возникает в результате свободного проявления хозяйственного почина при равенстве возможностей для всех граждан и полном равенстве прав с другими секторами экономики. Предприятия частнокооперативного сектора создаются путем личного, семейного и коллективного труда, вклада трудовых сбережений, а также путем выкупа, на основе кредита, выпуска акций, на договорных или арендных началах.
Государство осуществляет направляющее воздействие на народное хозяйство с помощью экономических, а не административных методов, проявляя необходимую гибкость и сообразуясь с обстановкой, проводит соответствующую финансовую(денежную, налоговую и кредитную системы) и торговую политику (государственную монополию, систему предельных цен, торговых льгот и ограничений, тарифных и таможенных мероприятий), а также политику гарантий сбыта продуктов, государственных программ и общественных работ. Главным регулирующим фактором во всех областях государственной деятельности является использование ресурсов госбюджета и производственной мощности государственного сектора, препятствующего, в необходимых случаях, возникновению общественно вредных монополистических тенденций в других секторах экономики.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Следствием затратной экономики и диктата производителя является то, что СССР, обогнав по большинству валовых показателей даже США, отстает по уровню экономического развития и еще более по уровню жизни не только от США, Европы и Японии, но и от многих новоиндустриальных стран. Огромные валютные поступления 70-х годов (нефтерубли) и значительные закупки западного оборудования и технологий, оказались не эффективными в условиях неэффективной экономической системы. Удельное энергопотребление советской промышленности, самое высокое в мире, до сих пор имеет тенденцию к повышению.
Директивное планирование неизбежно приобретает наиболее пагубную форму планирования "от достигнутого", что не стимулирует, а напротив, сдерживает развитие. Средства для технической модернизации промышленности могут быть получены только ценой отказа от директивного планирования за счет отказа от экономически неоправданного роста, прекращения растраты трудовых, сырьевых и энергетических ресурсов, сокращения, государственного бюрократического аппарата, раскрепощения и поднятия престижа научно-технического творчества. Главной госприемкой должна стать приемка потребителем, т.е. рынок.
Для создания конкурентоспособной промышленности, достойной великой державы, необходимы первоначально хотя бы в рамках, установленных постановлениями правительства, следующие нормы:
1. С целью освобождения деятельности предприятий от министерского диктата распустить или лишить командных функций существующие промышленные министерства, возложив на оставшиеся промышленные управления, действующие на основе полного хозрасчета, экспертные и консультационные функции по технологии и экономической конъюнктуре.
2. Упразднить промышленные отделы в местных партийных комитетах как первый шаг к предотвращению партийного вмешательства в дела производства.
3. Прекратить практику централизованного фондирования и установить систему снабжения предприятий сырьем и оборудованием через свободный рынок.
4. Отменить директивное планирование в промышленности, чтобы способствовать здоровому экономическому росту на основе грамотного учета экономической .конъюнктуры и гарантии реализации произведенной продукции с использованием для этой цели услуг министерств, НИИ, вузов и других организаций.
5. Разрешить создание промышленных предприятий на основе коллективной и частнокооперативной собственности с возможностью перевода в вышеперечисленные разряды отдельных, в основном убыточных, предприятий государственного сектора.
6. Установить, что все предприятия действуют на основе полного хозрасчета с возможностью получения в необходимых случаях государственного, иностранного и других кредитов. Допускается выпуск предприятием промышленных акций с целью финансирования и поддержки их деятельности.
7. Способствовать свободному выходу продукции предприятий на государственный и международный рынки.
8. Констатировать, что экономическая стратегия и руководство государственных предприятий должны устанавливаться государством. Напротив, направление деятельности и руководство коллективных и кооперативных предприятий должны регулироваться советами трудовых коллективов.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Задачи создания современного эффективного сельского хозяйства неизмеримо сложнее аналогичных задач в промышленности. Реформы 50-х и 60-х годов, как и сегодняшние, провозглашались с опозданием на 15-20 лет, а поэтому имели незначительный и кратковременный эффект. Перефразируя известное определение Ленина, можно констатировать, что сегодняшние сельские .жители (утратившие даже свое социально-классовое название) являются одновременно и государственными иждивенцами. Постановления о паспортизации сельского населения не восстановили здоровый демографический режим деревни и не подняли престиж сельскохозяйственного труда. Уходят из жизни последние сельские труженики. Большая (и растущая с каждым годом) часть сельских работ выполняется горожанами в порядке принудительной мобилизации. Меры по разрешению коллективного и семейного подрядов, по хозяйственной независимости колхозов и совхозов (в который раз!) остаются тщетны не только и не столько из-за противодействия райкомов и агропромышленных объединений, сколько из-за слабости так и не восстановившихся после коллективизации 30-х годов творческих сил тех, кто пришел на смену крестьянству. Кроме того, сельские жители с полным на то основанием не верят обещаниям властей.
Сельскохозяйственные проблемы в некоторых районах страны (главным образом Средней Азии) имеют специфический характер. Слабая местная промышленность, фактическая безграмотность населения и трудность адаптации его в других регионах страны вызвали огромное аграрное перенаселение, безработицу и сильно уступающий общесоюзному уровень жизни. Почти все земли заняты государственными монокультурными латифундиями, на которых "добровольно-принудительно" работают почти исключительно школьники и горожане. Ничтожные участки земли, оставленные под личное хозяйство "колхозников" не дают им возможности прокормиться, втягивают в спекуляцию и преступность.
Колоссальными государственными средствами, расходуемыми в течение последних 20 лет, вплоть до сегодняшнего дня, на "подъем" совхозно-колхозного производства, следует финансировать устройство сельского хозяйства на принципиально новых, демократических основах:
1. Земля должна быть закреплена (первоначально в порядке бессрочной аренды без права продажи) за отдельными лицами или трудовыми коллективами сельских или городских жителей, работающих на ней. Общественный контроль за распределением, а также охрана и содержание бесхозных угодий возлагаются на местные органы самоуправления.
2. Не может быть терпима впредь навязанная крестьянству принудительная система коллективного хозяйства. Вместе с тем не должно быть и принудительной деколлективизации, исключая расформирование убыточных колхозов и совхозов. Основными формами ведения сельского хозяйства должны быть: государственная, кооперативная (общинная) и частная (фермерская). Возможны и другие, подсказанные жизнью формы сельскохозяйственного уклада (смешенные, акционерные, подсобные хозяйства предприятий и т.д.). Право создания, ликвидации и реорганизации сельскохозяйственных коллективов принадлежит общему собранию членов коллектива и должно утверждаться органами местного самоуправления. Вместе с тем каждый колхозник наделяется правом выхода из общего хозяйства с получением необходимого инвентаря.
3. Допускается использование наемного труда в рамках, установленных законодательством, обеспечивающим справедливые условия и оплату труда.
4. Сельские хозяйства всех видов имеют право собственности на сельскохозяйственную технику, строения, технические сооружение пр. Они имеют право на свободный распоряжение плодами своего труда с выплатой государству необходимых налогов.
5. Государство организует сеть хозрасчетных предприятий для помощи сельскохозяйственным труженикам в производстве и реализации своей продукции, если эти функции не обеспечиваются частнокооперативными организациями того же назначения.
6. Сельским хозяйствам предоставляется широкий денежный кредит для их устройства и развития при условии его гарантированного погашения.
7. Государство оказывает финансовую помощь в расселении и создании рабочих мест для работников убыточных совхозов и колхозов, переквалификация которых на труд в промышленности и обслуживании соответствовала бы интересам как их, так и общества.
Полный хозрасчет в сельском хозяйстве невозможен, т.к. производство основных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, мяса) может оказаться нерентабельным. Также не принесет пользы предполагаемое повышение розничных цен на мясо (пусть и с обещанной компенсацией в зарплатах), т.к. ухудшит пищевой рацион населения, сузит внутренний рынок и ослабит стимулы к расширению производства. Таким образом, дотации на основные виды сельхозпродукции, существующие в большинстве стран мира с преобладающим городским населением, должны быть сохранены.
ТОРГОВЛЯ И УСЛУГИ
Хронический дефицит (зачастую искусственный), низкое качество товаров и услуг, огромные очереди, коррупция, спекуляция и черный рынок - эти атрибуты существующей системы торговли и обслуживания населения достаточно убедительно показывают несостоятельность попыток государства взять вышеназванные отрасли народного хозяйства в свои руки, регламентировать их деятельность, подчинив жесткому плановому контролю. Безуспешно подавляемая и истребляемая десятилетиями "теневая" экономика выполняет необходимые экономические функции по снабжению населения дефицитом и служит едва ли не единственным реальным проявлением "социалистической предприимчивости". Предприимчивость, торгово-коммерческую инициативу пора вывести из подполья и поставить на службу обществу. Пробивающиеся из-под бюрократических глыб первые частнокооперативные предприятия в условиях общей несвободы тоже становятся своего рода монополистами и устанавливают за свою продукцию завышение цены. Выход - в свободе торговли, предпринимательства, любой общественно полезной частнокооперативной деятельности при поощрении их конкуренции.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Порочность советской системы соцобеспечения и здравоохранения является одной из главной причин того, что после 30-ти лет мирной жизни, без массовых эпидемий, природных катастроф, тотального террора стала снижаться продолжительность жизни, возросла детская смертность, пошатнулось здоровье народа, физическое и духовное. При общей скудности государственной экономики соревнование с развитыми странами мира в этой области в ближайшее время нереально. Но создание для миллионов людей человеческих условий жизни, обеспечение прожиточного минимума - задача неотложная, учитывая недостаток продуктов питания в стране, ужасающее положение с жильем, медицинской помощью и соцобеспечением. Нехватка санаториев, домов отдыха, туристических гостиниц не позволяет обеспечить нормальный отдых в отпускное время, не говоря уже о доступных туристических поездках за рубеж, и восстановление жизненных сил трудящихся; отсутствуют элементарные условия для массового любительского занятия спортом. Мы считаем, жильем, качественными продуктами питания, приличной одеждой и нормальным медицинским обслуживанием население страны может быть обеспечено до того, как скажутся результаты экономических реформ. Реальным воплощением закона о борьбе с нетрудовыми доходами должны стать мероприятия по пресечению нетрудовых доходов "номенклатуры", их необоснованных привилегий в получении жизненных благ, а также прямым воровством благодаря занимаемыми o им постам. Именно нетрудовыми являются доходы огромной армии партийных, комсомольских и других чиновников.
Сокращение военных расходов, прекращение государственного финансирования аппарата партии и КГБ, экономия средств на внешней экспансии могут дать первоначальные возможности в ближайшее время провести ряд социальных реформ, которые существенно улучшат положение народа:
1. Создание национального фонда помощи безработным, инвалидам, бедным и сиротам. Выплата пособий по безработице.
2. Значительное (не менее чем в два раза) увеличение расходов на здравоохранение, в т.ч. заработной платы медицинскому персоналу всех уровней, затрат на содержание больных в стационарах.
3. Разумные эксперименты по введению платной медицинской помощи (по примеру большинства стран Запада) с возмещением этой платы за счет государственных, ведомственных и других целевых фондов для нуждающихся. Данный подход также поможет создать достойный жизненный уровень для медицинских работников, будет стимулировать их профессионализм, прекратит крайне аморальную медицинскую коррупцию. Однако ставка на поиски внутренних резервов, реорганизацию, хозрасчет в соцобеспечении не только не разрешит проблем, но при волюнтаристском проведении (а по-другому у нас не научились) обострит ее и превратит приюты в каторжные работные дома.
4. Поддержка и расширение начатой в стране акции "Милосердие" с созданием соответствующих фондов, освобождением от уплаты налогов с благотворительных отчислений, возможностью целевых взносов и завещаний, возможностью пожертвователей участвовать в делах опекаемых учреждений. Предусмотреть аналогичные возможности для деятельности зарубежных благотворительных организаций и отдельных лиц.
5. Открытие всех возможностей для самого активного участия Церкви, имеющей тысячелетний опыт и немалые материальные средства для благотворительной деятельности.
6. Превращение из отдельных прецедентов в систематическую, законодательно закрепленную практику передачи домов, дач коррумпированных чиновников, спецгостиниц и т.п. под пансионы, санатории и другие нужды.
7. Закупки продуктов питания и ширпотреба за рубежом. Пока экономика не сможет обеспечить внутренний потребительский рынок, не будет возможности отказаться от этой непрестижной и разорительной практики.
8. Разрешение жилищной проблемы. Она настолько запущена, что объявленное властями обещание - предоставить каждой семье квартиру или дом к 2000-му году - может быть реализовано, по мнению ДС, лишь при проведении в жизнь всего спектра экономических и социальных реформ. В частности, необходимо расширить не только государственные, но и частные (через договорные кредиты, выпуск акций и т.п.) ассигнования на жилищное строительство с переводом всех государственных строительных организаций на подрядную (аккордную) систему с помощью кооперативного и частного строительства.
9. Установление государством минимального уровня заработной платы и пенсий не ниже научно обоснованного прожиточного минимума и поддержание его за счет исчисления индексов стоимости жизни и выплаты обязательных надбавок на дороговизну во всех секторах экономики. Примерная оценка на сегодняшний день при нынешних ценах (с учетом недоступности многих товаров массового спроса по государственным ценам) соответствует средней заработной плате одного работника 200-250 руб. (с различием по районам), т.е. такой уровень дохода должен быть не средним, а минимальным.
С учетом раннего выхода на пенсию и возможностью для пенсионеров подработать, минимально приемлемый для достойного существования можно признать нынешний максимальный уровень обычной (не номенклатурной) пенсии - 132-160 руб. в месяц.
10. Установление достаточных пособий малоимущим семьям с детьми с тем, чтобы женщина-мать имела возможность не работать или работать неполный рабочий день или недели.
11. Отказ от бессмысленной антиалкогольной войны с народом и постепенное развитие разумных альтернатив хмельному досугу. Необходимо в первую очередь ликвидировать "зоны трезвости", а точнее, зоны массового самогоноварения, скупки сахара, отравления ядохимикатами и наркомании. Прекратить варварское уничтожение виноградников, открыть по всей стране с помощью частной инициативы широкую сеть пивных и кафе с качественным ассортиментом, развивать индустрию досуга, предоставляя льготы безалкогольным и безникотинным его видам.
Но пьянство не удастся потеснить, пока останутся в наличии его главные причины:
отсутствие работы на работе, отсутствие доброкачественного товарного обеспечения заработанных денег, отсутствие материальных возможностей для создания семейного очага, коррупция, превращение водки в валюту валют. Ясно, что от повышения денежных выплат количество товаров в магазинах не возрастет. Возможно, нас ожидают издержки роста, вспышки инфляции. Однако опыт ряда социалистических стран показывает, что эти задачи разрешимы. Но в нашей стране, через 60 лет после "великого перелома", решение этих проблем значительно сложнее, т.к. социально здоровое общество нужно не воссоздавать, а создавать заново.
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Огромную роль в создании духовного и творческого потенциала нации играет народное образование. Совершенно очевидным в настоящее время представляется факт не только низкого уровня преподавания в вузах и школах, но и негибкость, однобокость, заидеологизированность народного образования в целом. Все действующие в данный момент методики преподавания ориентированы в основном на среднего ("серого") ученика. Из года в год поощряется лишь уменьшение габаритов этого "прокрустова ложа". Наглядной иллюстрацией такого рода тенденции явились последние реформы высшего и среднего образования. Было бы неверным утверждать, что все наши беды в сфере образования проистекают от некомпетентности и инертности преподавательского состава. Многие учителя и преподаватели вузов на самом деле становятся "ретроградами поневоле", задавленные грузом спускаемых сверху инструкций, рекомендаций и приказов, обязательных к исполнению.
В настоящее время учебным заведениям в стране предоставляется несколько большая свобода в выборе методик, подборе кадрового состава, но эти меры саботируются педагогической бюрократией, чему способствует государственная монополия на выдачу аттестатов и дипломов о полученном образовании.
Тоталитарный режим привел народы к духовному обнищанию, к утрате выдающихся достижений культуры, снижению творческой активности людей. Ограничена доступность и даже установлен запрет на многие идеи национальной культуры, на достижения Духовной мысли зарубежных стран, особенно современной эпохи. В стране ведется массовая примитивная и оглупляющая культурная пропаганда под лозунгом "социалистического реализма". Наша исключительно богатая духовная культура, расцвету которой не могли помешать даже жесткие идеологические запреты, нуждается только в одном виде помощи со стороны государства: чтобы оно не вмешивалось в ее дела. Мы предлагаем следующие реформы в области образования и культуры:
1. Взять за образец систему народного образования, сочетающую демократизм, интеллектуализм и высокую эффективность. При существенном усложнении образования в средней и высшей школе обязательна дифференциация с 13-14 лет по избранной специальности (филология, математика, физика, техника, биология, история и философия и т.д.). Создать возможность получения подростками полноценного сообразно их склонностям среднего образования. Отменить обязательное трудовое обучение в школе.
2. Сделать знания и способность единственным критерием для приема в высшие учебные заведения. Устранить неравноправные условия приема по признакам национальности, пола, происхождения, убеждений, наличия трудового или воинского стажа и т.п.
3. Деидеологизировать образование (отменить обязательное изучение марксистско-ленинских дисциплин).
4. Расширить практику предоставления повышенных государственных стипендий для углубленного изучения наук и свободного научного поиска студентами, которые проявили блестящее дарование в какой-либо области знаний.
5. Разрешать и поощрять деятельность частных школ и вузов с возможностью наделения их правами, равными с государственными.
6. Препятствовать бюрократизации науки. Способствовать интенсификации развития на началах хозрасчета прикладных научных исследований, что позволит в дополнение к государственными ассигнованиям финансировать развитие теоретических и гуманитарных наук. Снять везде, где возможно, режим тотального засекречивания. Содействовать внутреннему и международному обмену идеями, информацией, патентами, проектами и т.п. Установить выборность в системе Академии наук.
7. Отказаться от разрешительного принципа по отношению к произведениям литературы и искусства, установив возможность запрета только по решению суда на основании принятых в наиболее цивилизованных странах мира. За счет отчислений и прибылей "массового искусства", а в необходимых случаях - государственных дотаций, пожертвований и т.п., обеспечить существование фольклорного искусства, высокохудожественного, "элитарного" искусства, художественных школ. Покончить с насаждением формализма, фальши, идиотической "идейности" в народную самодеятельность. Способствовать доступу произведений зарубежного искусства в страну, а национального - за рубеж. Устранить необоснованные льготы для членов творческих союзов и академий.
8. Реорганизовать на основе хозрасчета деятельность государственных издательств. Прекратить издание за народный счет заведомо идущих "под нож" книг литературных чиновников ("самиздат") и пропагандистской макулатуры. Ввести практику пробных тиражей. Расширить возможность печатания за счет авторов, предоставить оппозиции до формирования ее собственных издательств, телекомпаний и агентств средства массовой информации на паритетных началах с государством. В журналах и газетах выделить разделы для оппозиции.
9. Отменить цензуру с предоставлением государством частным издательствам, типографиям, газетам, театрам и журналам помещений и техники в наем. Разрешить свободный доступ населения к множительной технике.
10. Прекратить разрушение и уничтожение памятников культуры. Сделать действенными существующие ограничения и запреты на строительство в зонах старой застройки. Укротить всесилие ведомств. Поддержать действия Церкви, общественных и неформальных организаций по борьбе за охрану и восстановление памятников культуры.
11. Немедленно, пока еще не поздно, спасти от прозябания, разорения и расхищения библиотеки, архивы, музеи. Открыть нормальный доступ в сегодняшние спецхраны. Улучшить материальное положение сотрудников.
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ДС отказывается от каких бы то ни было ценностей, которым свободный человек обязан служить, поскольку достоинство человека не может явиться лишь как нечто определяемое государством, но им же и упраздняемое при необходимости. Так сегодня практически все официально признаваемые религиозные объединения находятся фактически в полном подчинении властей.
Государство должно признать обязанность оказывать благотворительное содействие любым институтам, которым духовные ценности посвящены, профессиональным, культурным, религиозным.
Отмечая, что среди религиозных институтов в стране важнейшее место занимает Православная Церковь, ДС констатацией этого факта не ограничивается. Мы считаем, что в силу свободной природы ценностей, которым призван служить человек, общество не может быть принудительно религиозным. Но в равной мере должно быть лишено принудительной власти над Церковью и государством. Оно обязано так осуществлять свои функции, чтобы не мешать церкви вести свою жизнь по ее внутренним законам. Изложенное относится в полной мере и ко всем иным религиозным организациям как христианским, так и нехристианским, в т.ч. ныне запрещенным и не имеющим статус юридического лица при соблюдении ими общепринятых правил человеческого общежития.
Провозглашая данный принцип развития автономии духовных и нравственных ценностей в качестве основополагающего в этой сфере, ДС считает, что в сегодняшних условиях немедленно следует:
1. Возвратить Церкви и религиозным объединениям по их требованию имущество и ценности, принадлежащие им исторически, - здания и прилегающие постройки, церковную утварь, иконы, мощи, антиминсы, другие предметы, изъятые ранее по Декрету 1922 года. ("О национализации всего церковного имущества"), Священные писания и религиозно-философскую литературу.
2. Конституционно гарантировать существование не только анти-, но и религиозной пропаганды, не только анти-, но и религиозных организаций, не препятствовать религиозно-пацифистской деятельности.
3. Разрешать религиозное образование детей по желанию родителей.
4. Разрешить и обеспечить на практике посещение священнослужителями и совершение ими религиозных обрядов по просьбе верующего (верующих) на дому, в больницах, в армии, в местах заключения; разрешить верующим, проходящим службу в армии, находящимся в местах заключения, носить нательные кресты и другие религиозные символы, иметь и свободно пользоваться религиозной литературой, иметь беседы со священнослужителями и исповедоваться.
5. Предоставить Церкви и религиозным объединениям в полной мере возможность свободного распространения собственных печатных изданий наряду с доступом в общие средства массовой информации. Разрешить Церкви иметь и развивать собственную полиграфическую базу, подконтрольную лишь Церкви и ей же подчиненную; допустить открытие свободных для доступа библиотек и читальных залов, фонды которых могут составлять религиозные издания.
6. Обеспечить любому гражданину, который по своим религиозным убеждениям не может брать в руки оружие, возможность альтернативной гражданской службы, вместо обязательной службы в Советской Армии.
7. Предоставить Церкви и другим религиозным организациям возможность благотворительной деятельности: создание обществ трезвости, касс взаимопомощи, больниц, домов для престарелых и инвалидов и т.п.
8. Считая Церковь и любые религиозные организации независимыми, не препятствовать их зарубежным контактам и международной миротворческой деятельности.
Изложенные выше, а также другие условия, которые могут способствовать укреплению автономии духовных ценностей, должны быть гарантированы правовыми нормами, в том числе Конституцией страны.
* * *
Программа ДС не претендует на открытия в области истории, политики и экономики и подлежит развитию, уточнению и дополнению на следующем съезде ДС. Сила и смысл Союза не в том, что он создал единственную верную программу, а в том, что он будет бороться за ее осуществление открыто. То, что здесь написано, знают многие. Но не многие говорят об этом вслух, и еще меньше тех, кто работает во имя того, чтобы эти идеи воплотились в жизнь. Мы попытаемся перенести идею плюралистического общества из нелегальной литературы в русло политической борьбы, ибо "идущий по дороге придет к цели. Блуждание же бесконечно".
Источник: Демократический Союз. Бюллетень Совета партии №1
(самодеятельное издание партии Демократический Союз.
Принтер+ксерокс). Москва. 1990 г. (февраль), 76 с. (с.38-57).
|