О тезисах к интервью
Мы исходим из полной поддержки президента В.Путина в том, что Россия должна стать сильным государством.
Мы полностью поддерживаем цель президента и правительства сделать Россию современным правовым государством.
Мы также убеждены в приоритетности объявленной В.Путиным цели сделать Россию социальным государством.
Вопрос в том, каким может быть сильное современное правовое социальное российское государство, и как этого можно и нужно добиваться.
Может ли сильное современное государство существовать вне
эффективной рыночной экономики? Мы убеждены, что не может. Это сегодня понимают уже практически все во всем мире. Заметим, что на этот путь уже достаточно твердо и последовательно встал наш гигантский сосед Китай, где непрерывно расширяется сфера действия рыночных отношений и стремительно растет конкурентоспособный
"бизнес международных масштабов.
Возможна ли эффективная рыночная экономика вне практической реализации системы демократических институтов и современной правовой системы, в рамках которых неуклонно возрастает роль свободы личности и элементов гражданского общества? Мы убеждены, что нет. Для эффективного рынка необходимо множество самодеятельных инициативных личностей и та массовая правовая, гражданская, психологическая среда, в которой эти личности могут по-настоящему развернуть свою инициативу и свои способности.
Возможна ли современная эффективная рыночная экономика без системы крупных и сверхкрупных российских корпораций,
действительно конкурентоспособных на мировых рынках? Весь сегодняшний мировой опыт показывает, что невозможна. И все процессы слияний и поглощений бизнеса, все процессы наращивания размеров и капитализации компаний, которые мы наблюдаем в последние годы, говорят о том, что это одна из генеральных тенденций современной мировой экономики.
Но тот же мировой опыт показывает, что мировая конкурентоспособность современной рыночной экономика невозможна без активного взаимодействия корпораций и государства, без стратегического планирования с участием государства, без помощи государства своим корпорациям при их становлении и закреплении на мировых рынках. И заметим, что такую помощь своим корпорациям разными способами - от тарифных до дипломатических - оказывает не только, например, Китай, но и практически все развитые рыночные страны, от Италии до США.
Далее, возможна ли современная эффективная рыночная экономика, с мощной динамикой инвестиций и реализацией крупных долгосрочных хозяйственных проектов, в условиях нарастающей социальной дифференциации, при нищете значительной части населения страны, при массах действительно обездоленных, не имеющих ясной положительной социальной и экономической перспективы? Совершенно невозможна. Невозможна хотя бы потому, что такая ситуация - это угроза политической нестабильности, которая для любых (и отечественных, и зарубежных) инвесторов означает неприемлемые инвестиционные и вообще конъюнктурные риски.
На последнее обстоятельство хочу обратить особое внимание. Социальная проблема экономического развития сейчас везде в мире считается одной из ключевых. И по обозначенной причине социально-политических конъюнктурных рисков. И потому, что наличие массового слоя обездоленных сужает "потребительскую базу" развития экономики - обездоленные не покупают то, что экономика может производить, и создают так называемые "ограничения конечного спроса", в которые "упирается" любое хозяйственное развитие.
И это должно быть понятно государству. И потому оно не может не обеспечивать реализацию соответствующих крупных социальных программ - пенсии, образование, здравоохранение, пособия по безработице и т.д. Для чего нам необходимо сильное и богатое (то есть обладающее крупными собственными экономическими ресурсами и возможностями) государство.
Но это же должно быть понятно и бизнесу. И потому политика бизнеса в сфере зарплат, социального обеспечения работников, инвестиций в условия и охрану труда - должна быть социально-ответственной политикой.
Все, о чем я сказал, в развитых рыночных странах поняли давно и критики, и сторонники современного капитализма.
Западные социал-демократы из ситуации "войны" с капиталом и капиталистическим государством давно и настойчиво переходят к стратегии диалога. Нравится это кому-то или нет, но социал-демократы и лейбористы Европы, например, давно ушли от былой "радикальной левизны". o
Но и западный капитал уже давно и все последовательнее отходит от былой "радикальной правизны", от принципов "неограниченного рынка" и "минимального государства". В этом смысле очень показательны соображения Джорджа Сороса, которые он высказывает в последних своих книгах "Кризис современного капитализма" и "Реформируя глобальный капитализм". Он прямо называет миф о том, что рыночные отношения могут эффективно регулировать все общественные процессы или хотя бы все экономические процессы -"рыночным фундаментализмом". А далее говорит о рыночном фундаментализме как о самой опасной угрозе современному открытому демократическому обществу, и заявляет о необходимой высокой роли государства не только в социально-политической, но и в собственно экономической сфере.
Таким образом, ключевые общемировые тенденции, которые дают нашей России хорошие перспективы на будущее - это синтез сильного, но демократического, правового, социально-ответственного государства, насыщенной крупными корпорациями современной социально-ответственной рыночной экономики, и мощной системы поддержки и социальных гарантий для "слабых" групп наших сограждан.
Если пытаться дать политическое определение, я бы условно назвал такой синтез современным левоцентризмом
И для нас сейчас главное - в том, как идти к такому синтезу.
Очень сложная проблема России связана с тем, что у нас в течение многих десятилетий не взращивалась необходимая для такого синтеза политическая, экономическая, социально-гражданская культура.
Наша современная социал-демократия, в отличие от западной, не проходила огромной "школы социальных битв", не училась на собственном опыте поражений и побед политическому и экономическому "искусству возможного".
Наш нынешний капитал, в отличие от западного, никогда болезненно не "наступал на грабли" острой социально-политической нестабильности, и еще в массе своей не слишком понимает, какова важность и ценность социального мира для его, капитала,
эффективности, прибылей и, в конечном счете, внутренних и международных рыночных перспектив.
Наши современные профсоюзы не имеют настоящего опыта диалога с государством и капиталом, опыта, ведущего не к сервилизму "сдачи" интересов трудящихся и не к бесплодной конфронтации с капиталом и государством, а к действительному разрешению трудовых конфликтов.
Наше общество в своей подавляющей части не шло мучительной дорогой проб и ошибок к гражданской ответственности, к пониманию ценности демократических институтов и правового действия, к осознанию исключительной важности государства как гаранта и высшей инстанции защиты прав, безопасности, благосостояния личности и общества в целом.
Наше государство, в значительной части своих властных и бюрократических аппаратов, еще не осознало ни пределов своих возможностей "командовать", ни содержания и ответственности своих возможностей управлять, убеждая и помогая, вступая в конструктивный диалог с бизнесом и всем обществом.
Все это - единый комплекс неразрывных политических, социальных, экономических проблем, которые нужно решать системно и одновременно. И за нас их никто не решит. Нам
необходимо понять, что мы в своей перспективе можем надеяться на сильную, современную, богатую, демократическую Россию только в том случае, если строить ее будем все вместе. Причем строить, то есть реализовать описанный синтез современных государственных и общественных институтов, рыночной экономики и социальной ответственности, - быстро. Все это необходимо создавать и "выращивать" в нашей России уже сегодня, не дожидаясь, пока оно "созреет само", если мы не хотим через 2-3 десятилетия оказаться на политических, экономических, социальных "задворках" будущего мира.
Таким образом, современный левоцентризм в обозначенном понимании, как цель указанного синтеза и одновременно как средство движения к такому синтезу - это и есть, если формулировать совсем сжато, концептуальное ядро будущего политического объединения, которое мы намерены создавать.
При этом мы видим, что немало политических сил и разумных людей в нашей стране осознают цель и задачи примерно так же, как и мы. Их мы собираемся привлекать к созданию этого политического объединения в первую очередь.
В то же время мы видим, что позиции некоторых нынешних социал-демократических и центристских организаций совпадают с нашими взглядами, по крайней мере, по некоторым важным проблемам. С ними, я надеюсь, мы будем сотрудничать по всем этим проблемам.
Мы считаем, и в первую очередь исходя из обозначенного выше принципа социальной ответственности, что наша главная общая задача - учиться сотрудничеству, диалогу, коммуникации, а не конфронтации.
Но это, конечно, не означает, что надо стараться нравиться всем. С теми, кто решительно против наших концептуальных принципов, и в первую очередь с радикалами (и справа, и слева), рассчитывающими на решение проблем при помощи очередных "большевистских наскоков" -мы будем жестко бороться.
Рыбкин И.П.
|