После первого взгляда на экономическую программу КПРФ (наиболее полно представленную в №72 газеты "Советская Россия" от 24 июня 1999г.) возникает чувство удовлетворения от сознания того, что, наконец-то представлена широкой общественности столь долгожданная программа экономического развития. Особенно восхищает раздел "Наши цели", после прочтения которого невольно спрашиваешь себя: "Разве такое возможно?". Однако, по мере более детального ознакомления и перехода от целей к направлениям экономической политики чувство удовлетворения переходит в чувство разочарования, усугубляющегося с изучением разделов программы.
Денежно-кредитная политика в целом носит противоречивый характер, в котором цели расходятся с предполагаемыми действиями. Стремление понижения процентных ставок наталкивается на предпринимаемые меры по увеличению спроса на рубли; стремление направления денег в производственную сферу входит в противоречие с существованием и развитием открытого рынка с его спекулятивным движением капитала. Изложенная в программе кредитно-денежная политика не сможет решить задачу обеспечения предприятий реального сектора кредитными ресурсами "по доступным для производственной сферы процентным ставкам",поскольку "одновременно с мерами по расширению денежного предложения будут приняты меры по соответствующему увеличению спроса на рубли как на внутреннем, так и на внешнем рынке". Не вызывает сомнения, что снижение процентных ставок теоретически возможно только при падении спроса на рубли или, по крайней мере, неизменности спроса на рубли, а планированием увеличения спроса, как это предусмотрено программой, провоцируется рост процентных ставок. Кроме того, увеличение денежного предложения увеличит предложение рублей на валютных рынках и вызовет падение курса рубля, которое, в свою очередь, приведет к увеличению спроса на рубли для обмена на иностранную валюту. Меры, которыми предлагается повысить устойчивость национальной валюты, как то преодоление демонетизации, вовлечение сбережений населения в оборот, де долларизация внутреннего рынка, не способны эффективно изменить ситуацию, поскольку являются следствием падениям курса рубля и не следует ожидать, что устранение следствия устранит причину.
В программе опущен важнейший момент политики валютного регулирования - курсовая политика, намечаемый переход на "прямое курсообразование рублю по отношению к евро" ничего не меняет. Сейчас курс свободно колеблется относительно доллара, будет колебаться относительно евро, но потенциал долларов, аккумулированных в стране, будет потерян.
Нельзя согласиться с авторами программы, что предлагаемая ими "реструктуризация банковской системы обеспечит переориентирование банковской системы на кредитование производственной сферы, обретение банками своей главной функции аккумулирования сбережений и их трансформации в инвестиции", поскольку все предлагаемые меры малозначительны…и.т.д. Главная функция решается не перераспределением задач по названиям банков, а реструктуризацией банковских активов и возможностями по формированию пассивов, что в значительной мере определяется изменениями в денежно- кредитной и валютной политиках, которые остались вне внимания авторов программы.
Запрограммированное "оздоровление государственной финансовой системы" представляется экономически совершенно не обоснованным и противоречащим заложенными авторами программы эффективными де стабилизаторами финансовой системы. Это, во-первых, использование кейнсианского направления развития экономики с его дефицитом бюджета; во-вторых, поддержание свободно колеблющегося курса с его расточительными валютными интервенциями и зависимостью от внешней финансовой нестабильности; в-третьих, наличие открытого рынка краткосрочных обязательств с его спекулятивным характером движения фиктивного капитала.
Отметим, что содержание самой налоговой реформы вызывает сомнения и носит противоречивый характер. Так в одном абзаце говорится о "существенном снижении совокупных ставок налогов на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда до уровня 30-50%", а в следующем абзаце, что "программа предусматривает отказ от налогообложения прибыли, двукратное снижение ставок налога на добавленную стоимость".К сожалению, приходится констатировать, что сама налоговая реформа направлена против домохозяйств с низкими доходами.
При ознакомлении с п.1.6. Внешнеторговая политика возникает ряд вопросов:
.
Что такое "отечественные товары с высокой добавленной стоимостью" и почему эти товары надо "продвигать" на мировом рынке и почему это надо еще и финансировать???
.
Как осуществить "поддержание единого рыночного обменного курса рубля на уровне, гарантирующем конкурентоспособность не менее 2/3 имеющегося в стране производственного потенциала"???
Эти несомненные "открытия" авторов программы, по крайней мере, должны быть пояснены.
Особые "достижения" программы связаны с "оздоровлением рыночной среды" .
Пункт 2.2 Реструктуризация промышленности характерен искусственным объединением полярных экономик- административной и рыночной и подменой функций, выполняемых рынком, функциями государства.
Конечно, следует приветствовать проведение инвентаризации результатов приватизации, особенно в части произошедших "нарушений законности", но вызывает крайнее беспокойство поддержка программой мер государственного вмешательства в рыночным механизм через "применение процедуры банкротства" и "приватизации оставшихся в государственной собственности предприятий".Можно отметить, что немалый опыт российской системы "трансформации отношений собственности" показывает, что с точки зрения экономической эффективности эти трансформации бессмысленны. Но при этом непременно происходит, во-первых, вытеснение рыночной конкуренции и сдвиг рынка в сторону усиления монополистических отношений собственности и , как результат, монополистические ценообразования. Во-вторых, уничтожение производственного капитала страны, чем основательно подрывается сама основа рыночного хозяйствования.
Удивляет и демагогическая изощренность, когда сообщается, что "земельная реформа, наконец, будет завершена" и суть ее завершения в вовлечении в "организационный оборот земельных участков".При этом в одном абзаце содержатся такие выражения как "мы выступаем против раздробления земельной собственности и вовлечения ее в спекулятивный оборот", но и в тоже время "организованный оборот земельных участков под общественным контролем создаст необходимые условия для эффективного землепользования"надо полагать, что "организованный оборот земельных участков" и, что самое важное "под общественным контролем" - это как раз тот недостающий штрих, который "оздоровит рыночную среду".
Вместо выполнения прямой функции государства по обеспечению сельских хозяйств деньгами для восстановления их оборотного капитала и налаживания товарно-денежного оборота и рынка продуктов предлагается организация оборота основным капиталом и создание рынка земли.
Программа предусматривает использование кейнсианского направления экономического роста через "стимулирование конечного спроса на отечественные товары". Хотя применение этого направления представляется далеко не бесспорным, но ряд обстоятельств делает его просто неприменимым. Это направление предполагает изначально наличие макроэкономических условий роста предложения через возможности получения легкодоступных дешевых кредитов и существование низких цен внутреннего рынка, что не отвечает ни предлагаемыми программой денежно-кредитной и валютной политиками, ни сложившейся ситуацией.
Сама деятельность предприятий подвергается жесткому административному воздействию через "создание необходимых правовых и экономических условий для повышения оплаты труда; введение уголовной и административной ответственности должностных лиц и материальной ответственности работодателей за несвоевременную выплату заработной платы"..и.т.д.
"Направление стимулирования конечного спроса" через "программу восстановления сбережений граждан" навряд ли оправдает возлагаемые на него надежды. При восстановлении сбережений граждан путем приобретения товаров длительного пользования (как предполагается в программе) возрастет предложение товаров длительного пользования, а спрос будет расти на товары повседневного спроса. Для населения же восстановление сбережений связывается с возможностями приобретения товаров повседневного спроса, продуктов питания, а не товаров длительного пользования,. до использования которых основная масса населения просто не доживет.
Одной из наиболее значимых для экономики является способность экономической системы стимулировать развитие производства и, несомненно, вся многогранность решения этого вопроса определяется примененной моделью построения механизма финансирования. К сожалению, составители программы выбрали хорошо известный из административного хозяйствования путь экономического развития, зацикленный на бюджетное финансирование, который, при нашем жалком бюджете, заранее обречен на неудачу.
Из пункта "регулирование иностранных капиталовложений" ясно , что именно ориентация регулирования "на стимулирование притока прямых иностранных капиталовложений" будет осуществляться обновление и развитие основного капитала. Это путь, заявленный еще в начале реформ, результаты которого нам хорошо известны. Регулировать ничего не придется, ввиду отсутствия самих капиталовложений.
Социальная политика - это продолжение и результат всей экономической политики. Если одобряется разрушение производственной базы через "применение процедуры банкротства", то это - ничто иное, как сокращение рабочих мест и увеличение армии безработных. Если предлагается "организация рационального земельного оборота" и создание "земельного рынка", то это - тысячи банкротств крестьянских хозяйств и рост цен на продукты питания. Этот перечень можно продолжать и вообще не понятно, как можно говорить об увеличении социальных гарантий граждан, используя жесткие меры либерализма, которые всегда связаны с сокращением социальных расходов и снижением жизненного уровня.
Противоречивая рестриктивная денежно-кредитная политика, базирующаяся на свободном рынке государственных долговых обязательств; валютная политика, основанная на регулируемом государством валютном курсе с ее импортируемой инфляцией, фактором международной нестабильности и расточительными валютными интервенциями; финансовая система с государственными закупками, растущим дефицитом бюджета и наращиванием фиктивного капитала; налоговая система с ее переносом тяжести налогообложения на наименее обеспеченные слои населения; отсутствие инвестиционной политики - это не те направления, которые смогут кардинально воздействовать на изменение экономического положения и уж конечно не дадут возможности создать "общество, гармонично сочетающее социальную справедливость с эффективным и устойчивым развитием".
Профессор Строков В.А.
|