Взгляд на проводимые в стране реформы с позиций сути самих рыночных преобразований приводит к неутешительному выводу. Выбрано неправильное (неэффективное) направление рыночных преобразований, ориентированное на создание модели экономики совершенной конкуренции и, так называемых, конкурентных рынков, конкурентность которых обуславливается, в основном, свободным входом и выходом (пакет нормативных актов, регулирующих свободу входа, представлен правительством). Эта модель, во- первых, не согласуется с существующими экономическими условиями экономики России, во-вторых, не характерна для развивающейся экономики, в-третьих, нацелена на макроэкономическую стабилизацию и, в - четвертых, не использует эффективные формы конкуренции (ценовую и качественную).
Согласно экономической теории рынки разделяются на рынки совершенной (свободной) конкуренции и рынки несовершенной конкуренции. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что на рынках несовершенной конкуренции товаропроизводители могут управлять как ценами на товары и услуги, так и влиять на их качество, то есть проводить ценовую и качественную конкуренцию.
Предлагаемая стратегия развития внутреннего рынка построена на модели экономики несовершенной конкуренции, что в наибольшей степени отвечает реалиям нашей экономической системы. Суть рыночных преобразований состоит в формировании конкурентной рыночной среды, базирующейся на условиях ценовой конкуренции и конкуренции товаров по качеству как основных движителей рыночных преобразований и обусловленного ими экономического развития. Само экономическое развитие с точки зрения рынка выражается в виде изменений в совокупном спросе и совокупном предложении, которые отражаются в важнейших экономических показателях - уровне цен и объёме реального национального продукта. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяет уровень развития внутреннего рынка, макроэкономическое состояние экономической системы.
В отличие от общепринятого подхода, связывающего экономический рост с инвестициями, обосновывается двухэтапное экономическое развитие, первый этап которого характеризуется увеличением оборотного капитала, снижением цен и накоплением денежных средств. Этап базируется на создании условий ценовой конкуренции, которая определяется формированием товаропроизводителями эффективного совокупного предложения, состоящего в предложении предприятиями известных потребителям товаров и услуг по сниженным ценам при одновременном увеличении их количества.
Микроэкономический эффект эффективного предложения основывается на возможности предприятия увеличивать свою прибыль через увеличение товарооборота при понижении цены и росте объёмов выпуска (пока предельный доход превышает предельные издержки, то есть при неизменных постоянных издержках и не возрастающих переменных единичных издержках; уменьшение переменных единичных издержек с ростов объёмов выпуска, обычно имеющее место (эффект масштабов производства), даст большую эффективность.) Этап связан с жизненным циклом товара и основными стадиями пребывания товара на рынке: выведения товара на рынок, зрелости, насыщения, при этом последовательно с понижением цены товара, растёт прибыль и увеличивается товарооборот предприятия, создаются условия для производственного накопления денежных средств. Объёмы выпуска растут за счёт увеличения объёмов товарного спроса.
Эффективное предложение, взаимодействуя с совокупным спросом, стимулирует увеличение объемов совокупного спроса. Объемы спроса дополнительно регулируются путем перераспределения национального дохода через налоговую систему, при этом доходы перераспределяются от домохозяйств с высокими доходами к домохозяйствам с низкими доходами. Перераспределение доходов позволит в той или иной мере выровнять доходы и создать массового потребителя, тем самым, увеличив объем спроса на товары массового спроса. Рост объемов совокупного спроса связан с решением социально значимой задачи по увеличению количества потребляемых товаров и услуг на душу населения. Повышается прежде всего потребление хорошо известных покупателю потребительских товаров массового спроса. Эффективное предложение ориентируется на массового потребителя.
В условиях ценовой конкуренции совпадают интересы трех субъектов экономики -государства, товаропроизводителей и населения: товаропроизводителей, поскольку при снижении цен на товары увеличивается с ростом товарооборота получаемая предприятиями прибыль; населения, поскольку оно может по пониженным ценам купить большее количество товара; государства, поскольку растет уровень национального продукта, а с ним улучшаются и все другие показатели социально-экономического развития.
На втором этапе экономическое развитие базируется на конкуренции товаров и услуг по качеству и связано с увеличением капитальных вложений путем производственного финансирования. В результате капитальных производственных вложений и обновления основного капитала производство становится способным создавать качественно новые товары, находящиеся на начальных этапах жизненного цикла и обладающие высоким потенциалом увеличения товарооборота. Эти товары формируют спрос в сторону его повышения, так как за товары более высокого качества потребитель готов заплатить более высокую цену. На данном этапе закладывается фундамент экономического роста.
Естественно, что предлагаемая модель экономического развития предполагает проведение совершенно иных (по отношению к нынешним) институциональных реформ. Остановимся на основных.
Выполняя многочисленные, часто ненужные функции, государство не выполняет, пожалуй, самой главной своей функции: обеспечения экономической системы деньгами, что автоматически подрывает основу рыночных отношений. Часто недостаток денег связывают с монетаристской концепцией, что совершенно неправильно. В основе монетаристской концепции лежит увеличение денежной массы пропорционально росту национального продукта (денежная масса при этом соответствует стоимости товарной массы), а не просто ограничение денежной массы (как это у нас обычно понимается), что в корне отличается от политики, используемой в нашей экономике.
Основной целью государственной политики на 1 этапе развития следует считать проведение денежно-кредитной политики, позволяющей увеличить оборотный производственный капитал. Для этого следует решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, направить деньги в реальный сектор экономики, и, во-вторых, снизить процентные ставки. Деньги самостоятельно пойдут на предприятия только тогда, когда процентные ставки не будут превышать производственную рентабельность. Поскольку нынешние процентные ставки недоступны для предприятий реального сектора экономики, то для направления денежных ресурсов в реальный сектор экономики следует использовать механизм переучета Центральным банком долговых обязательств товаропроизводителей, который через посредника - коммерческий банк напрямую свяжет поставщика денежных ресурсов (Центральный Банк) с их потребителями - товаропроизводителями. Финансирование увеличения товарооборота при производстве товаров (в первую очередь производств с высокой оборачиваемостью оборотных средств) и использование кредитов как формы оборотного капитала, позволит избежать инфляции. Применение механизма переучета позволит не только увеличить денежную массу, но и так же резко снизить процентные ставки через уменьшение ставки рефинансирования до уровня ниже инфляции.
В настоящее время многие отрасли обладают значительными неиспользуемыми производственными мощностями, что снижает инвестиционную нагрузку на производственную систему и делает проблемы роста производства товаров и услуг зависимыми только от наличия оборотного капитала. Обеспечение оборотными денежными средствами позволит многим предприятиям, хотя и не без значительных трудностей, нарастить выпуск товаров в относительно короткие сроки, не связывая рост производства капитальными предварительными вложениями.
Передаточный механизм экономического роста на 1-ом этапе: кредиты в производственную систему - эффективное предложение производственной системы -ценовая конкуренция - рост оборотного капитала - рост ВВП.
Основной целью государственной политики на 11-ом этапе следует считать создание системы производственного финансирования капитальных вложений путем регулирования налога на прибыль и создания условий для накопления прибыли, получаемой предприятиями, на их расчетных счетах. Этот внутренний путь развития позволит отказаться от поиска внешних инвесторов и снять нагрузку с банковской системы по долгосрочному кредитованию, сделав предприятия финансово независимыми как от банковской системы (в части долгосрочного кредитования), так и от внешних инвесторов. Следует освободить предприятия от уплаты налога на прибыль при условии её капитализации и дать возможность предприятиям её накапливать (а не ограничивать накопление одним кварталом) без ограничения срока, что позволит им аккумулировать необходимую сумму денежных средств (совместно с амортизированными средствами) на их расчетных и иных счетах для решения крупных инвестиционных проектов. Источником финансирования капиталовложений в этом случае служит валовая прибыль экономики (которая занимает значительный объём порядка 40% ВВП), доля которой, выделяемая на капиталовложения, резко возрастает. Доля зависит от налога на некапитализированную валовую прибыль. Если увеличить ставку налога на прибыль до 80-90%, то можно порядка 25-30% ВВП средств направлять на производственное финансирование капитальных вложений. Политика производственных финансов обеспечит беспроцентное финансирование капитальных вложений предприятиями за счёт внутреннего источника финансирования и предполагает конкурентное развитие в условиях рынка всех (а не выборочных, как при внешних инвестициях) предприятий.
За счет производственного финансирования можно профинансировать развитие непроизводственных объектов собственности и создать товары “коллективного пользования” (поликлиники, дома отдыха, детсады, ясли, клубы и пр., принадлежащие коллективам предприятий). В этом случае роль государственных субсидий и инвестиций в социальную сферу переходит к финансированию капитальных вложений социального сектора самими предприятиями, сбалансированному рыночными отношениями. Идеология развития (частной) собственности и увеличения её стоимости сливается с идеологией социального развития собственности и коллективного пользования ею. Передаточный механизм экономического роста на 11-ом этапе: получение нераспределенной прибыли производственной системой - накопление прибыли - капитальные вложения - увеличение стоимости основного капитала - производство товаров повышенного качества -качественная конкуренция - рост ВВП.
Профессор Строков В.А.
|