Есть ли перспективы у российской социал-демократии?
Вторую неделю в Президент-отеле в Москве идет непростой разговор о будущем социал-демократического движения в политическом спектре России. О будущем – потому что в органах власти не представлена организованная сила социал-демократической ориентации, способная реально защитить интересы тех слоев в нашем обществе, которые и создают большинство материальных и духовных ценностей, благ и услуг в России (представители наемного труда, в том числе и в бюджетной сферы (учителя, врачи, ученые, деятели культуры и пр., предприниматели малого и среднего бизнеса, управленцы, работающие на государственных и частных предприятиях, в органах государственной власти и местного самоуправления). Непростой – потому что в постсоветские годы и в особенности в годы Второй республики (второй срок президентства Б.Ельцина) сложилось удивительное несоответствие политического спектра и общественного мнения. Судя по социологическим опоросам общественного мнения (да и по разговорам на работе, в метро, в кафе и на кухне) и коммунисты, и либералы западники расцениваются как политические силы, достаточно себя дискредитировавшие. Судя по расстановке сил в Думе, наши политические пристрастия распределяются именно между этими двумя группами, а связующее звено между ними –президентская власть В.Путина. Эта виртуальная реальность тиражируется и насаждается как стереотип не только массового сознания, но и политической практики. Если Вы хотите преуспеть в политике, вступайте в “Единство” или КПРФ, представляйте и поддерживайте “Единство” и КПРФ. Говорите о своей центристской ориентации и желании поддерживать власть или ее официальную оппозицию, честно отрабатывающую социальный заказ реальной власти. Вот азбука и норма политического поведения, которые принято сегодня расценивать как политический реализм.
В этом ракурсе политическое будущее социал-демократических и социалистических партий и движений в России выглядит не слишком радужным. Что привлекает в социал-демократической идее современный мир? Неприятие эксплуатации (экономической, политической, духовной) - идея и идеал свободы. Оптимальность инструментария, средств, избранных для достижения свободы – демократическая политическая практика. Свобода от штампов национальной и социально-классовой розни, сочетающаяся с осознанием общественных различий, вытекающих из разницы в имущественном положении. Уважение к субъекту и участнику экономической деятельности сегодня – квалифицированному производителю и потребителю товаров, услуг, благ, идей , актору высокотехнологических процессов. Чувство собственного достоинства, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия, брутальности, социального манипуляторства, насилия над личностью и мыслью. Уверенность, что деятельность на благо общества и человека имеет смысл и значение. Убежденность, что политика вправе и должна влиять на справедливое распределение социальных благ в обществе. Все эти идеи в отечественном политическом сознании выносятся за рамки ценностей социализма, представляются достоянием других политических идеологий и идеологем. Российская социал-демократия еще не нашла формулировок, отчетливо декларирующих приоритеты в создании новой России. Образ и опыт социал-демократии постперестроечной формации – образ и опыт разрушителя (коммунистического идеала, реального социализма, парторганизации). На это есть свои причины. Дискуссии о левых идеях все еще негласно табуированы в “серьезной” политике и СМИ. Ценности политической свободы преподносятся как собственность и достояние свободного капитала, а любой другой путь к свободе – как дорога к рабству.
Но сегодня ситуация постепенно меняется. Все чаще мы задаемся вопросом: как можно приблизиться к реальной свободе в политической ситуации современной России? Вряд ли свобода сводится к безоговорочному одобрению политиками решений власти, к вручению ей, как прежде, исключительного права распоряжаться всеми ресурсами общества, волевым усилием одного или нескольких лидеров решать судьбы народов и поколений. Демократическая свобода – это и право на протест, право не подчиниться политической воле власти, если с ней не согласно общество, ощущающее себя как общество демократическое. Именно цивилизованному протесту, критике и представительству идей, отличных от национально-либеральных ценностей, не находится сегодня места в российской политике и власти. КПРФ декларирует приверженность идеалам социальной справедливости, но традиционно безразлична к повседневным нуждам трудящихся. Идеализируя прошлое, ее лидеры не замечают необратимости перемен, происходящих в мире. Традиции государственного социализма мешает в спорах с властью. Что касается патриотических (социал-демократических по многим своим ориентирам) сил, то это движение до сих пор не смогло выйти из состояния первичного хаоса. И задачи национального возрождения, защиты культуры, помощи соотечественникам вошли в программы других партий, потеряли универсализующее для российской социал-демократии значение. Политическая организация, способная представлять их интересы, нужна и российским профсоюзам. Профсоюзные лидеры стремятся в большую политику, и это свидетельствует о том, что потребность в создании партии, которая выразит общие интересы трудящихся осознается многими.
Слабость социал-демократической составляющей отрицательно влияет на состояние всей российской политической системы. В исполнительных, и законодательных органах в достаточно широко представлены сторонники либеральных сил. Но кроме формально оппозиционной КПРФ им нет альтернативы, отсутствует точка опоры, которой может стать в современной ситуации основанная на принципах социал-демократии и национального возрождения партия.
Такая ситуация разлагает российское общество, всех нас. Мы превращаемся в равнодушных зрителей и наблюдателей и политического фарса и трагедии. Потому что мы знаем - наша позиция не интересует власть и не влияет на ее действия, но ничего не делаем для того, чтобы переделать такую власть Логика общественных эволюций требует преодоления этого состояния. Выживает общество, способное к самоорганизации. В двадцатом веке – веке политических кризисов и катастроф социал-демократия продемонстрировала лучшие примеры, навыки и приемы, утверждая и охраняя достижения социальной демократии. Настало время осваивать, осмысливать, применять этот опыт и в России. Нужно собирать силы, людей, видящих перспективу российской социал-демократической политики и верящих в нее. Волю к объединению высказали в своем Заявлении участники Круглого стола “Будущее российской социал-демократии” - представители Всероссийского общественно-патриотического движения “Духовное наследие”, Социалистической партии России, Всероссийской объединенной социал-демократической партии, Партии социальной свободы. Ясен и политический мотив – В демократическом представительстве и социальной демократии, в гарантиях свободы, справедливости, равенства нуждаются практически все социальные группы и слои современной России. Разрозненные партии и организации социал-демократической ориентации реально выступать за эти гарантии, обеспечивать их не в состоянии. Дело за главным – за поступком, процессом, акцией и актом объединения.
Е.Л. Петренко 29.05.2001
|