Министр иностранных дел РФ И.Иванов подчеркнул важность для России российско-американской встречи в верхах и намеченных сразу за ней саммитов Россия - НАТО и Россия ЕС. В интервью газете "Коммерсант" министр отметил ускорение процесса формирования новой системы международных отношений, которая позволяла бы мировому сообществу более эффективно справляться с новыми вызовами и угрозами. Принципиально важно, заявил И.Иванов, что "Россия находится не на периферии этого процесса, а играет в нем активную, инициативную роль, опираясь на все более широкий круг единомышленников и партнеров".
Для того, чтобы оценить сказанное министром, стоит вспомнить озвученную после прихода к власти в США администрации Дж.Буша его советником по национальной безопасности Райс позицию, согласно которой у Америки не должно быть особых отношений с Россией, отношения с ней должны соответствовать ее экономическому и политическому весу. За этим последовали объявления США о намерении выйти из Договора по ПРО и не подписывать с Россией соглашения о сокращении СНВ. Хотя первая инициатива полностью лежит на совести Вашингтона, вторая была спровоцирована проволочками Госдумы с ратификацией договора СНВ-1. Итогом стало возникновение угрозы, что американцы окажутся не связанными вообще каким-либо договором по СНВ.
Сейчас эта угроза устранена. По словам И.Иванова, новый договор по СНВ и декларация о новых стратегических отношениях будут способствовать созданию необходимых правовых рамок обеспечения стратегической стабильности, что особенно актуально в связи с линией США на выход из договора по ПРО. В том же русле лежит договоренность о создании нового комитета Россия-НАТО, в котором Россия приобретает право вето. Хотя это не меняет решений НАТО о расширении, руководство России полагает, что благодаря созданию механизма "двадцатки" Североатлантический альянс в большей мере будет поворачиваться лицом к реальным, а не мнимым угрозам, способствовать формированию новой архитектуры безопасности в Европе.
Уместно заметить, что обе договоренности, по сути, являются попытками выправить положение, созданное другими. Первая представляет собой расплату за бездумную, не взиравшую на интересы государства, оппозицию оккупировавших Госдуму коммунистов, которые отказывались от ратификации договора СНВ-1, только ради того, чтобы сорвать исполнение договора СНВ-2, подписанного ненавистным им Б.Ельциным. Вторая - расплату за просчет М.Горбачева, который, дав согласие на объединение Германии, не удосужился сопроводить его условием не расширения НАТО.
Ныне Россия находится, безусловно, не на периферии процесса формирования новых международных отношений. Но настораживает молчание политиков с положительной оценкой достигнутых договоренностей. Похоже, что в условиях начинающейся подготовки к выборам, они уже занимают позиции, с которых хвалить власти не принято. Подобная демонстрация вряд ли будет способствовать авторитету страны. Похоже, что единственно кто озаботился этим вопросом, стала созданная недавно Социалистическая единая партия России, которая выразила положительное отношение к российско-американской встрече в верхах и надежду на плодотворность ее решений. Честь ей и хвала.
Владимир Георгиев
22-05-2002
|