Реформа МВД начинается с генералов и губернаторов Всего-то пару месяцев назад лидер пропрезидентской думской фракции "медведей" ("Единства") Борис Грызлов неожиданно для всех был назначен министром внутренних дел, и вот уже подписан президентский Указ о реформировании МВД. Особого внимания заслуживают три новшества. Во-первых, создаются главные управления МВД при федеральных округах. То есть между министерством и 89 руководителями местных ГУВД и МВД национальных республик возникают еще 7 (по числу федеральных округов) центров. Таким образом, продолжается формирование единой вертикали власти, с помощью которой Москва хотела бы навсегда устранить угрозу распада страны на удельные княжества. Во-вторых, отныне руководители областных и республиканских органов внутренних дел будут назначаться в МВД России. До сих пор МВД было вынуждено согласовывать кандидатуры этих руководителей с региональными гражданскими властями. Такое согласование приводило к двойному подчинению местных органов внутренних дел, а на практике - столица далеко, да и не доходили у нее руки до каждого из 89 регионов - подчиняло милицейских генералов на местах губернаторам и президентам национальных республик. Кстати, московские городские власти, не так давно бурно возмущавшиеся назначением начальника московского ГУВД без согласования с ними, уже устранили противоречие в федеральном и местном законодательстве. Главного московского милиционера будет назначать МВД и только МВД. И, наконец, третье нововведение - внутри МВД будут созданы три службы: криминальной милиции, общественной безопасности и тыла. В состав криминальной милиции войдут Главное управление по борьбе с оргпреступностью, Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, уголовный розыск и другие оперативные службы. В службу общественной безопасности включаются управления обеспечения общественного порядка, ГИБДД, противопожарные и паспортно-визовые службы. Служба тыла займется хозяйственной деятельностью. Точно так же будут реформированы и главные управления внутренних дел в регионах, при этом местные власти получают возможность влиять на назначение одного из заместителей руководителя местной милиции. С ними будет согласовываться кандидатура местного начальника службы общественной безопасности. И это едва ли не единственная уступка федерального центра регионалам. Два месяца в должности министра явно недостаточно для того, чтобы человек, ранее далекий от милиции, сумел бы вникнуть в дела гигантского министерства настолько, что подготовил программу его реформирования. Даже если этот человек - Борис Грызлов. Очевидно, что реформа МВД готовилась заранее, а политический назначенец "комиссар" Грызлов выступает в роли бульдозера. Он, не связанный корпоративными и личными интересами, как нельзя лучше подходит для основательной чистки прогнившей системы. Было бы, конечно, наивно ожидать, что уже завтра органы избавятся от взяточников в милицейских погонах; что будет в одночасье поломана практика "красных крыш" (т. е. обеспечение безопасности коммерческих фирм, регулярно отстегивающих "спонсорские" взносы ментам); что местные милицейские начальники перестанут закрывать глаза на злоупотребления региональных баронов; что милиция наконец-то займется своим делом - защищать граждан... Но с чего-то начинать надо? Пока реформа по Грызлову выглядит обнадеживающе, посмотрим, к чему она приведет.
Агентство федеральных расследований "FreeLance Bureau”
>"Комсомольская правда"
09.06.2001
|