Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
СМИ
Вашингтон. ДОНАЛЬД РАМСФЕЛД: ВЫСЛУШАЙ ДРУГИХ, СДЕЛАЙ ПОСВОЕМУ

ВАШИНГТОН /Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Хаботин/. Перед 68летним Дональдом Рамсфелдом, новым министром обороны США, президентом Джорджем Бушем поставлены три главные задачи: крепить доверие между руководителем Белого дома и военнослужащими, защищать американцев и союзников США от ракет и террора и приступить к реорганизации ВС страны для обеспечения их готовности к опасностям нового столетия.

Еще в 1996 году в интервью газете "Уоллстрит джорнэл" Рамсфелд заявил о том, что США обязаны обеспечить себе страховку от ракетного нападения и ракетного шантажа. Двумя годами позже возглавляемая им двухпартийная комиссия конгресса по оценке ракетной угрозы пришла к заключению, что ракетные программы таких стран, как Северная Корея и Иран, развиваются гораздо более быстрыми темпами и связанная с этим опасность для США является более реальной, чем об этом заявляли американские разведслужбы.

В ходе нынешней избирательной кампании, как рассказал будущий пресссекретарь Белого дома Ари Флайшер, Рамсфелд "консультировал" Буша по вопросу о НПРО, и, возможно, позиция нового президента в отношении национальной противоракетной обороны сформировалась и под влиянием этих бесед. Сам новый министр обороны убежден, что создание НПРО является ответом США на реальные угрозы, вызванные распространением в мире оружия массового уничтожения и средств его доставки. "Ряд государств, - заявил он на днях в беседе с корр. ИТАР-ТАСС, - поставляют в другие страны необходимые компоненты и тем самым помогают им "перескакивать" нормальный многолетний период, требующийся для разработки соответствующего потенциала". Хотя Рамсфелд и не называл конкретных стран, очевидно, что этот намек относился и к сотрудничеству России с Ираном.

Такая убежденность министра в необходимости создания НПРО позволяет аналитикам предполагать, что в поисках средств для достижения этой цели Рамсфелд готов будет пойти на значительное сокращение или даже ликвидацию некоторых крупных программ Пентагона, включая строительство новых истребителей или эсминцев. Помимо НПРО, значительные средства, как полагают, он направит на программы создания новейших вооружений, обеспечение компьютерной безопасности и модернизацию транспортной авиации для повышения мобильности сил быстрого развертывания.

Работавшие с Рамсфелдом люди считают, что проводить эти изменения новый министр будет решительно. "Он действует жестко и целеустремленно в достижении своих целей. Он готов выслушать других, но иные мнения не парализуют его воли", - отозвался о Рамсфелде бывший госсекретарь США в администрациях Никсона и Форда Генри Киссинджер. "Он энергичен, но не прет на людей подобно бульдозеру. Он настойчив, но у него хорошее чувство юмора и действительно легкая рука", - вспоминает о совместной работе с Рамсфелдом в двухпартийной комиссии по оценке ракетной угрозы бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси.

Некоторые бывшие сослуживцы Рамсфелда указывают на сходство между ним и Чейни: оба являются решительными и расчетливыми руководителями, проведшими десятки лет на высших постах как на федеральной службе, так и в частном бизнесе. Оба студентами играли в американский футбол, оба женились на своих "подругах по учебе", оба служили в конгрессе, а затем занимали посты руководителя аппарата сотрудников Белого дома и министра обороны. Их общность взглядов и давняя личная взаимная симпатия, вероятно, сыграли важную - если не решающую - роль в назначении Рамсфелда на пост министра обороны - этому, по общему признанию, активно способствовал Чейни.

Свой выбор в жизни Рамсфелд, похоже, сделал, еще будучи студентом Принстонского университета, поскольку там он специализировался на политических проблемах. По завершении учебы, в 1954 году, он три года прослужил в авиации ВМС США, а затем работал административным помощником конгрессмена от штата Огайо. Рамсфелд быстро овладевает искусством политика и уже в 1962 году, в возрасте 30 лет, избирается в палату представителей конгресса США от штата Иллинойс. В 1973 году он назначается представителем США в штабквартире НАТО в Брюсселе.

Как впоследствии выяснилось, это назначение спасло его как минимум от подозрений в причастности к "уотергейтскому скандалу" и сделало возможным получение в 1974 году нового перспективного предложения - возглавить переходную команду Джеральда Форда, сменившего ушедшего в отставку Никсона. По выполнении этой задачи он получает пост руководителя аппарата сотрудников Белого дома, а через год рекомендует на него Ричарда Чейни, а сам становится самым молодым в истории США министром обороны.

В кресле руководителя Пентагона Рамсфелд пробыл всего 14 месяцев, до завершения президентства Форда, и ничего "героического" совершить не успел. Но тогда, возможно, его имя нередко упоминалось в семейном кругу Джорджа Бушастаршего, занимавшего в то время пост директора ЦРУ. Рамсфелд решительно критиковал отца своего нынешнего патрона за то, что ЦРУ занижает в своих оценках уровень военных расходов СССР.

Оставив в 1977 году государственную службу, Рамсфелд уходит в частный бизнес, работая сначала в фармацевтической компании "Джи.Ди. Сирл энд Ко", где он прошел путь от главного менеджера до председателя, а затем в "Дженерал инструмент" и позднее - в "Джилид сайенсиз". Деятельность Рамсфелда на посту министра обороны будет отличаться от периода 25летней давности только тем, что сейчас "его единственной задачей будет хорошее выполнение своей работы", полагает Киссинджер. С этим согласны и ряд экспертов, которые расценивают в качестве большого плюса отсутствие у нынешнего министра обороны - в силу его солидного возраста - "карьерных соображений", накладывающих отпечаток на действия любого молодого политика.

Свои амбиции, полагают они, Рамсфелд давно и довольно успешно реализовал и теперь спокойно может заниматься делом, не оглядываясь на авторитеты и вышестоящее руководство. Впрочем, новый министр обороны и в более "молодом" возрасте не был замечен в желании угодить начальству. В Пентагоне и в Белом доме якобы до сих пор помнят свод так называемых "Правил Рамсфелда", одно из которых, в частности, гласит: "Не принимай пост или оставь его, если у тебя нет понимания с президентом по поводу того, что ты не собираешься скрывать от него то, что думаешь, и имеешь смелость сделать это в резкой форме - "рявкнуть". Рамсфелд родился в 1932 году в Чикаго. Он женат, имеет трех детей и пять внуков.

"ВАШИНГТОН ПОСТ" О ПРОБЛЕМАХ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ США

ВАШИНГТОН /Корр. ИТАР-ТАСС/. Газета "Вашингтон пост" в номере за 7 августа под заголовком "На пути Рамсфелда множество препятствий" опубликовала статью Томаса Рикса, в которой, в частности, говорится:

Когда министр обороны Дональд Рамсфелд вступал на свой пост, казалось, что это именно тот человек, который выполнит предвыборное обещание президента Буша о "реорганизации" вооруженных сил США.

Пробыв четыре срока в конгрессе, а также на должности руководителя аппарата сотрудников Белого дома при Джеральде Форде, он знал Вашингтон. Он знал, как управлять корпорациями, поскольку два десятилетия был руководителем корпораций. Он даже уже занимал однажды пост министра обороны. Благодаря работе впоследствии в комиссиях по оценке ракетной угрозы и космосу он хорошо разбирается в проблемах национальной безопасности в период после окончания "холодной войны".

Однако после того как Рамсфелд проработал шесть месяцев в администрации, строившей свою предвыборную кампанию на обещании реорганизовать вооруженные силы, его амбициозные планы подвергаются критике со всех сторон. Еще до того как Рамсфелд сделал какието окончательные выводы, конгресс ясно заявил, что будет противиться даже скромным сокращениям войск и традиционных систем вооружения. Консерваторы кричат о том, что министерство обороны не получает нужных ему денег от Белого дома, а высшие военные руководители, как выяснилось, противятся его руководству.

"Возникло стойкое ощущение отчуждения между руководством в военной форме и гражданским руководством", - сказал генерал морской пехоты в отставке Энтони Зинни, поддерживавший Буша во время предвыборной кампании.

Вопрос о том, почему же столь опытный и искушенный человек, как Рамсфелд, сталкивается с такими трудностями, стал одной из главных тем, которая обсуждается в Пентагоне и в кругах, связанных с национальной безопасностью. Рамсфелд, безусловно, столкнулся с трудными обстоятельствами, включая налоговые сокращения в размере 1,3 трлн. долларов, что ограничивает оборонный бюджет, а также отсутствие политических поборников болезненных изменений в вооруженных силах. Некоторые сотрудники министерства обороны и сторонние эксперты утверждают также, что Рамсфелд оттолкнул потенциальных союзников в вооруженных силах и на Капитолийском холме.

Однако все объяснения сходятся в одном: оценка проблем обороны, вероятно, даст гораздо меньше результатов, чем было обещано. Урок, который можно извлечь из возвращения Рамсфелда в Пентагон, как утверждают некоторые, состоит в том, что реформирование современных вооруженных сил может быть невозможно, если это не является главным приоритетом Белого дома.

Вице-президент Чейни, который сам в прошлом был министром обороны, признал в одном из интервью, что попытки провести реорганизацию в Пентагоне вызвали "сильное противодействие на Капитолийском холме, и, думаю, в самом Пентагоне тоже". Но, сказал он, любому человеку было бы трудно провести реорганизацию вооруженных сил после, как он выразился, "многолетнего пренебрежения к ним". Он предсказал, что в конечном итоге Рамсфелд сформулирует "важную новую концепцию относительно наших потребностей".

В заключение Чейни дал понять, что борьба еще далеко не закончена: "Это будет трудно, и ему придется решиться на некоторые скандалы, но он - именно тот человек, которому эта задача по плечу".

С.М Рамсфелд объясняет это тем, что "изменения - это трудная задача", слова, которые он сам и его подчиненные произносят в последнее время довольно часто.

Другие скептически оценивают возможность серьезных изменении, исходящих от Пентагона, где выявились глубокие разногласия, "Насколько плохо положение? Думаю, весьма плохо", - сказал Ларри Сиквист, работавший в Пентагоне при Чейни.

Он сказал, что высокопоставленные профессионалы в Пентагоне, рассчитывавшие работать с профессионалами, сейчас боятся, что столкнутся с некомпетентностью.

Поразительно большое число специалистов говорят, что реорганизация вооруженных сил была обречена с самого начала. При этом они ссылаются на речь Джорджа Буша двухлетней давности, в которой Буш, в то время баллотировавшийся в президенты, впервые изложил свои соображения по поводу того, какие изменения необходимо произвести в вооруженных силах США и почему. Вооруженные силы, сказал тогда Буш, выступая в военном колледже "Цитадель", штат Южная Каролина, до сих пор ориентированы на "холодную войну" По мнению Буша, они слишком большие, медлительные и громоздкие, лучше подготовлены к ведению войны с Красной Армией на равнинах Центральной Европы, чем к отражению множеств разных угроз - от террористов, могущих совершил:. нападение на территорию Соединенных Штатов, до стран третьего мира, имеющих ракеты большой дальности, и кибератак.

Буш призвал к созданию быстрореагирующих вооруженных сил, и большей мере опирающихся на невидимые для РЛС технологии "Стеле" и беспилотные средства доставки. Он сказал, что его будущие вооруженные силы будут оснащены высокоточным оружием, создадут многослойную противоракетную оборону и будут реагировать на новые угрозы.

"В качестве президента я немедленно начну всеобъемлющий анализ наших вооруженных сил", - пообещал Буш, - который будет охватывать "структуру вооруженных сил, состояние их стратегии, приоритеты в области закупок". Этот анализ повлечет за собой радикальные перемены, сказал он. Это будут не "маргинальные улучшения", а "мы перепрыгнем через целое поколение в технологии".

Но, по словам некоторых экспертов, для этого сейчас просто неподходящее время, потому что не слышно требований общественности в отношении реорганизации Пентагона и нет политической поддержки такой реорганизации.

"Исторически сложилось так, что реформа срабатывала после какого-то серьезного поражения, такого, как, например, "Перл Харбор" или "Пустыня1" (попытка спасения американских заложников в Иране в апреле 1980 года), или когда мы сталкиваемся с серьезным угрожающим кризисом, к которому мы абсолютно не готовы", - сказал полковник в отставке Ричард Данн.

Другие утверждают, что одна серьезная ошибка была совершена после выборов, когда, по словам этих людей, новая администрация назначила в Пентагон неподходящих людей. Некоторые критикуют лично Рамсфелда; они говорят, что во время предвыборной кампании он не принимал активного участия в формулировании оборонной политики Буша, которую его позже просили претворять в жизнь.

Другие указывают на то, что Рамсфелд не назначил Ричарда Армитиджа на второй по значению пост в министерстве обороны. Армитидж был главным составителем речи, произнесенной Бушем в военном колледже "Цитадель". Он хорошо разбирался в такой проблеме, как военная реформа, поскольку работал в комиссии по национальной обороне, проводившей по указанию конгресса в 1997 году анализ, в котором она призвала к "фундаментальным изменениям" в вооруженных силах.

На их встрече в начале января Рамсфелд заявил Армитиджу, что "шансов на то, что вы станете моим заместителем, меньше, чем 50 на 50", - рассказал человек, знакомый с содержанием этого разговора.

"Нет, - ответил Армитидж, серьезный "тяжеловес" со скрипучим голосом. - У вас ноль шансов на то, что я стану вашим заместителем". Армитидж был назначен на второй по значению пост в государственном департаменте, возглавляемом его старым другом Колином Пауэллом.

"Думаю, возможно, это был решающий момент, потому что не было поборника идей, изложенных нами в выступлении (Буша) в "Цитадели", - сказал Джон Хиллен, военный эксперт, помогавший Армитиджу, когда тот писал текст этой речи. - Пришел Рамсфелд, и ему вручили программу, в разработке которой он не принимал никакого или почти никакого участия".

К тому же утверждение новых назначений проходило так медленно, что в течение нескольких месяцев Рамсфелд фактически один руководил министерством обороны. Одним из немногих чиновников, которых он знал по своей прежней работе там, был Эндрю Маршалл, давний руководитель аналитического центра Пентагона, специалист по таким вопросам, как введение новшеств в вооруженных силах.

Прошлой зимой в качестве одного из своих первых шагов в Пентагоне Рамсфелд поручил Маршаллу написать основной доклад о военной стратегии США. То, что Маршаллу поручили такое важное задание, вызвало у военной верхушки нервозность: этот опытнейший аналитик давно настроил против себя военных, потому что он и его сотрудники писали доклады, в которых ставили под сомнение полезность в будущем некоторых систем, которыми военные больше всего гордились - таких, как авианосцы армейские танки и истребитель ближнего действия.

Когда группа Маршалла приступила к работе, то, как и другие комиссии, созданные Рамсфелдом, она работала за закрытыми дверьми, военные не присутствовали на ее заседаниях и все больше нервничали. Такой закрытый стиль затруднил работу, по словам некоторых сотрудников Пентагона. Военных не допускали в некоторые комиссии, созданные Рамсфелдом для изучения важнейших проблем, и главнокомандующие различных видов вооруженных сил жаловались, что им приходилось запрашивать у подчиненных Рамсфслда документы, которые им должны были предоставлять автоматически.

Уполномоченный от комитета начальников штабов в проведении этого анализа. Генерал-лейтенант ВВС Брюс Карлсон, недавно заявил другим высокопоставленным офицерам, что весь этот анализ "развалился", так как проводился "поверхностно", сообщили два сотрудника министерства обороны.

По словам военных, они возмущены тем, что к ним относятся как к сотрудникам, запятнавшим себя тем, что они работали при администрации Клинтона. Они считали, что при Билле Клинтоне, а затем при Буше вели себя как лояльные офицеры, подчиняющиеся гражданским властям. "Люди в поенной форме абсолютно лояльны к руководству, - сказал один офицер в Пентагоне. - Они готовы были поддержать его (Рамсфелда), если бы он сказал им: "Вот как я это себе представляю, вот как мы хотим действовать". Он этого не сделал, и, по-моему, это было серьезной ошибкой".

Рамсфелд изменил тактику в июне, проведя беспрецедентную серию интенсивных обсуждений с комитетом начальников штабов, проходивших чуть ли не ежедневно. Но к тому времени ущерб уже был нанесен; как сказал представитель Пентагона, "когда теряешь доверие военных, его трудно обрести вновь".

Если Рамсфелд и совершил за это время какие-то просчеты, то это только часть проблемы, как считают многие сторонние наблюдатели. Более важное препятствие, по мнению этих людей, - военная верхушка, состоящая из генералов и адмиралов, неразрывно связанных с находящимися на вооружении военными системами, структурой вооруженных сил и стратегией. Сиквист, вышеназванный бывший сотрудник Пентагона, утверждал, что "военные руководители абсолютно не готовы предложить какую-то новую концепцию".

В самом деле, сказал Ньют Гингрич, бывший спикер палаты представителей, уже давно выступающий за реорганизацию вооруженных сил, нынешнюю напряженность с комитетом начальников штабов следует расценивать как признак прогресса. "Если бы сейчас он руководил Пентагоном, который был бы всем доволен, это означало бы, что этот парень швыряет деньги на прошлое", - сказал он.

Действительно, Рамсфелд, возможно, хочет тратить деньги на те проблемы, которые он сам считает важными. Сообщают, что он запросил вдвое большую сумму, чем те 18,5 млрд. долларов, выделения которых Белый дом добивается в наступающем финансовом году.

Однако комитет начальников штабов хотел получить гор;1;ю большую сумму, что побудило некоторых специалистов говорить о том, что Рамсфелда подкосил главный приоритет администрации - провести через конгресс крупное налоговое сокращение. "Главная проблема - это не сам Рамсфелд, а отсутствие помощи и поддержки со стороны Белого дома" - к такому выводу пришел Адам Гарфинкл, редактор консервативного внешнеполитического журнала "Нэшнл интерест".

Военное руководство было согласно позволить Рамсфелду говорить о реорганизации пока его планы не противоречили их собственным приоритетам, отмечают многие эксперты. Он хотел добитая дополнительных расходов на противоракетную оборону, спутники и разведку. У них же был свой собственный закупочный список: новые корабли, самолеты и бронемашины, а также компьютеры, оборудование связи и специалисты для их обслуживания.

Все изменилось, когда конгресс принял решение о налоговом сокращении в размер 1,35 трлн. долларов, и администрация подала сигнал о том, что увеличение бюджетных расходов на оборону ограничено, ясно дав понять, что, вероятно, нет достаточно денег для финансирования разных пожеланий Рамсфелда и комитета начальников штабов.

В этот момент стало очевидно, что для того, чтобы финансировать свои идеи. Рамсфелду, возможно, придется сократить войска и военную технику в том, что касается обычных вооруженных сил и вооружений. Рамсфелд до сих пор не сказал, что именно он буде сокращать и будет ли он это делать вообще. Но многие в Пентагоне предполагают, что он предложит скромные сокращения численности армии, ВВС, ВМС и морской пехоты, где на действительной службе состоят в общей сложности 1,4 млн. человек.

Может быть, наиболее озадачивающий аспект второго пребывания Рамсфелда Пентагоне - его плохие отношения с конгрессом, причем не только с сенатом, в котором демократы имеют большинство, но и с республиканцами в обеих палатах.

Плохие отношения начали складываться с того момента, когда Рамсфелд пропустил весной крайний срок для объявления результатов своего стратегического анализа предложений об изменениях в оборонном бюджете. Когда Рамсфелд, наконец, выступи на Капитолийском холме, сенаторы жаловались, что они, как и военные, почувствовал себя отстраненными от участия в этом процессе. Сенатор Сюзан Коллинз (республиканка, от штата Мэн) заявила, что Пентагон во главе с Рамсфелдом подает "нечеткие противоречивые сигналы" относительно своих планов для ВМС.

Именно в тот момент, когда Рамсфелд начал вовлекать в этот процесс конгресс, администрация вновь вызвала враждебность со стороны консерваторов по вопросам обороны на Капитолийском холме своим неожиданным решением прекратить к 2003 год испытания на полигоне на пуэрториканском острове Вьекес. Не успело рассеяться недовольство, вызванное этим решением, как новый шаг Пентагона - сокращение соединения бомбардировщиков и перевод его с баз в штатах Джорджия и Канзас - вызвал еще больший антагонизм со стороны конгресса.

"Я обескуражен, разочарован и возмущен", - заявил, обращаясь к Рамсфелду н слушаниях в сенате, сенатор Пэт Роберте (республиканец, от штата Канзас) считающийся "ястребом"

Складывается единодушное мнение, что анализ, осуществляемый Рамсфелдом, н оправдает ожидании, возникших под влиянием амбициозной риторики речи Буша военном колледже "Цитадель" Эксперты предсказывают, что Рамсфелд достигнет прогресса в трех областях: создании противоракетной обороны, сокращении ядерного потенциала и придании операциям Пентагона более делового характера. Но широка реорганизация вооруженных сил, обещанная Бушем два года назад, вряд ли будет проведена, отмечают они. Например, в Пентагоне уже не так часто говорят об отказе с одной из трех новых дорогостоящих программ создания тактического самолета.

Представители администрации попрежнему выражают осторожный оптимизм. "Я думаю, мы справимся с ситуацией, и у нас будет три или четыре удачных года", заявил один из тех, кого Рамсфелд назначил в Пентагон. Но, признал он, "мы создали для себя трудное положение, из которого теперь надо выбираться".

ПЛАНЫ БЕЛОГО ДОМА ПО ПРО "НАИБОЛЕЕ ДОРОГОСТОЯЩИЙ ОТВЕТ НА НАИМЕНЕЕ ВЕРОЯТНУЮ УГРОЗУ" ДЛЯ США, СЧИТАЕТ СЕНАТОР ТОМАС ДЭШЛ

ВАШИНГТОН /Корр. ИТАР-ТАСС/. Планы администрации США по созданию системы противоракетной обороны представляют собой "наиболее дорогостоящий ответ на наименее вероятную угрозу" интересам национальной безопасности США. Такое мнение высказал лидер демократического большинства в сенате конгресса США Томас Дэшл в тексте своего выступления по вопросам внешней политики, которое прошло в четверг в столичном Центре имени Вудро Вильсона. Материал с его речью по международной проблематике - первой после изменения расстановки сил в сенате, произошедшей в июне этого года - был распространен накануне аппаратом сенатора.

По мнению Дэшла, основной угрозой для безопасности США являются не "большие, неуклюжие межконтинентальные баллистические ракеты с четким обратным адресом", а "биологическое и химическое оружие и бомбы, которые могут быть контрабандно доставлены в грузовом контейнере или рюкзаке". В этой связи он выступил с критикой увеличения финансирования программ Пентагона в области ПРО на 10 проц. в 2002 финансовом году Законодатель, представляющий штат Южная Дакота, отметил, что эти средства - около 2,5 млрд. долларов могут эффективно использоваться на другие проекты в области обороны и национальной безопасности.

Среди них сенатор назвал восстановление прежнего объема финансовой помощи России для содействия в демонтаже ее ядерных вооружений, увеличение ассигнований на программы нестратегической ПРО, а также на проекты борьбы с терроризмом. Кроме того, это также позволило бы выделить больше средств на создание ПРО театра военных действий, что, по его словам, может понадобиться США в самое ближайшее время "для защиты наших солдат в том случае, если мы будем втянуты в другую войну", подобную вооруженному конфликту в Персидском заливе.

Ранее Дэшл уже заявлял о своей обеспокоенности тем, что администрация президента Джорджа Буша попрежнему придерживается курса на односторонний выход из Договора по ПРО от 1972 года и развертывание ядерного "зонтика". В то же время "демократы поддерживают внесение совместно согласованных изменений в Договор по ПРО и масштабные испытания" в этой области, говорится в его речи. "В надлежащих условиях мы можем поддержать развертывание ограниченной системы национальной ПРО", - отметил он.

В подготовке текста речи Дэшлу, по словам сотрудника его аппарата, помогали такие видные члены предыдущей американской администрации Билла Клинтона, как помощник президента по национальной безопасности Сэмюел Бергер и бывший постоянный представитель США при ООН Ричард Холбрук. На прошлой неделе с критикой планов официального Вашингтона в области стратегической безопасности, в частности, намерения администрации в одностороннем порядке выйти из Договора по ПРО выступил другой влиятельный американский политик - лидер демократической оппозиции в палате представителей конгресса США Ричард Гепхардт.

Дэшл и Гепхардт называются местными аналитиками в числе потенциальных кандидатов на участие в следующих президентских выборах в США, которые должны пройти в 2004 году.

ДОГОВОР ПО ПРО 1972 ГОДА

/По материалам Справочной службы ИТАР-ТАСС/

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО подписан в Москве 26 мая 1972 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном. 3 октября 1972 года министр иностранных дел СССР Андрей Громыко и госсекретарь США Уильям Роджерс в Вашингтоне обменялись грамотами о ратификации Договора. Договор вступил в силу 3 октября 1972 года.

В Договоре говорится: "Исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия" и "желая содействовать смятению международной напряженности и укреплению доверия между государствами", стороны обязались не развертывать системы ПРО на территории страны и не создавать основу для такой обороны; ограничить размещение своих систем ПРО двумя районами: вокруг столицы и в одном и районов расположения пусковых установок межконтинентальных баллистических раке (МБР). США и СССР обязались также не создавать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильноназемного базирования не придавать другим средствам, не являющимся компонентами ПРО, способностей решат задачи ПРО и не испытывать их в целях ПРО.

Договор разрешает модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов. Запрещается передача другим государствам и размещение вне своей национальной территории систем ПРО или их компонентов, подпадающих под ограничение по Договору, также предоставление другим государствам технологии таких средств,

Таким образом, Договор ограничивает возможности сторон в области создания противоракетной обороны и тем самым практически исключает для любой из них возможность безнаказанного ядерного удара. В соответствии с Протоколом к Договору по ПРО, подписанным 3 июля 1974 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и Президентом США Ричардом Никсоном в Москве, СССР обязался н развертывать системы ПРО или их компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок МБР, а США - в районе их столицы.

Во время саммита в мае 1995 года в Москве президенты РФ и США Борис Ельцин и Билл- Клинтон подписали Совместное заявление о том, что обе стороны полностью поддерживают Договор по ПРО. 23 сентября 1996 года в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ Евгений Примаков и госсекретарь США Уоррен Кристофер подписали совместное заявление по проблеме разграничения стратегической и нестратегической обороны. 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке подписан пакет документов по вопроса разоружения между четырьмя странами СНГ и США, в их числе Меморандум о правопреемстве в отношении Договора по ПРО, первое и второе согласованные заявления по разграничению стратегической и нестратегической ПРО, Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем нестратегической ПРО.

Министр иностранных дел РФ Евгений Примаков и госсекретарь США Мадлен Олбрайт подписали Протокол к Договору между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ2) и Обменные письма. Заключение этих соглашений рассматривалось как исключительно важное событие на пути укрепления жизнеспособности Договора по ПРО. В соответствии с Меморандумом от 21 декабря 1972 года создана Постоянная консультативная комиссия (ПКК), в задачи которой входит содействие осуществлению целей и положений Договора по ПРО. С 1993 года в работе ПКК вместе с США участвуют Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина - государства - правопреемники бывшего СССР по Договору.

Эксперты признают Договор по ПРО ключевым в области разоружения и контроля над вооружениями и крайне необходимым для выполнения условий Договора СНВ1 и вступления в силу Договора СНВ2. В связи с намерением администрации президента США Джорджа Бушамл. внести изменения в существующий режим ограничения систем ПРО президент России Владимир Путин изложил позицию России относительно Договора по ПРО: "Мы полагаем, что Договор по ПРО 1972 года является краеугольным камнем современной архитектуры международной безопасности". Судьба Договора по ПРО была одной из основных тем переговоров между президентами РФ и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, состоявшихся 16 июня 2001 года под Любляной (Словения). Владимир Путин ознакомил Джорджа Буша со своим видением эффективных путей обеспечения международной безопасности.

Речь идет, в частности, о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений до 1500 боезарядов в 2008 году у каждой из сторон на основе четких договоренностей и механизмов верификации и при условии сохранения и укрепления Договора по ПРО. Владимир Путин предостерег Джорджа Буша от создания "противоракетного щита" без согласия Москвы, заявив, что попытки внести изменения в Договор по ПРО 1972 года могут серьезно осложнить отношения между странами.

На встрече в Генуе 22 июля 2001 года президенты РФ и США Владимир Путин и Джордж Буш обсудили вопросы стратегической стабильности и отношение обеих сторон к Договору по ПРО 1972 года. Президенты приняли Совместное заявление, в котором содержится договоренность начать консультации по ПРО. На выполнение договоренности, достигнутой президентами РФ и США, направлено проведение трех раундов российско-американских консультаций, которым предстоит конкретизировать позиции по проблематике противоракетной обороны и вопросам стратегической стабильности. Первый раунд состоялся 78 августа 2001 года в Вашингтоне на уровне экспертов.

НПРО

/Но материалам Справочной службы ИТАР-ТАСС/

В США под национальной системой ПРО понимается система обороны территории страны, в первую очередь от случайных или несанкционированных ударов баллистических ракет. Администрация Билла Клинтона, пришедшая к власти в 1993 году, отказалась от дальнейшей реализации программы "звездных войн" (СОИ) и повела речь об ограниченной национальной системе ПРО. До 1996 года программа создания НПРО находилась в стадии разработки технологии, и подготовка к ее развертыванию не планировалась. В 1996 году администрация Клинтона установила срок развертывания первого этапа НПРО к 2005 году.

В январе 1999 года министр обороны Уильям Коэн объявил о существенном расширении программ ПРО США. Они включали программу национальной стратегической системы ПРО, призванную обеспечить защиту территории США от МБР, и программу тактической системы ПРО (ПРО ТВД) - для защиты вооруженных сил и передовых баз США, дислоцированных за границей, а также союзных вооруженных сил и государств от ракет средней и меньшей дальности. По мнению Уильяма Коэна, ограниченная национальная система ПРО могла бы защитить все 50 штатов США от угрозы ракет большой дальности со стороны агрессора. Весной 1998 года специальная комиссия, созданная по инициативе конгресса и возглавляемая бывшим министром обороны Дональдом Рамсфелдом, представила доклад, содержащий вывод о том, что в течение пяти лет Северная Корея и Иран могут создать ракеты, способные достигать территории США. Этот доклад лег в основу всей концепции новой ПРО.

Администрация президента Билла Клинтона рассматривала развертывание ограниченной НПРО как средство защиты своей территории против возможного ограниченного по масштабу удара с применением МБР со стороны таких государств, как Северная Корея, Иран и Ирак. 23 июля 1999 года президент Билл Клинтон подписал одобренный ранее конгрессом законопроект о создании НПРО. Закон уполномочивал Пентагон разместить элементы этой системы для защиты всей территории США, когда это было бы "технически возможно". Принятие окончательного решения о сроках развертывания НПРО ожидалось к концу 2000 года после оценки результатов испытаний компонентов этой системы, общего хода ее разработки, стоимости программы, степени угрозы безопасности США.

Планы Пентагона включали: к 2005 году - развертывание в центральных районах Аляски 100 ракетперехватчиков, строительство новой РЛС и модернизацию нескольких уже действующих РЛС раннего предупреждения; к 2010 году - выведение на околоземную орбиту 24 спутников, которые могли бы следить за запусками ракет; к 2015 году - развертывание еще 150 ракетперехватчиков в Северной Дакоте, а также вывод на орбиту других космических аппаратов, которые были бы задействованы в системе НПРО. По подсчетам Бюджетного управления конгресса США, на три этапа создания НПРО потребовалось бы около 60 млрд. долларов. Развертывание системы НПРО явилось бы прямым нарушением Договора по ПРО от 1972 года, который запрещает ПРО на территории всей страны, но позволяет развернуть в двух районах (по протоколу 1974 года - в одном) ограниченную систему ПРО, предназначенную для борьбы со стратегическими наступательными вооружениями.

1 сентября 2000 года президент Билл Клинтон, выступая в Джорджтаунском университете, сделал заявление о том, что окончательное решение о начале развертывания системы НПРО будет принимать следующая администрация США, поскольку техническая осуществимость системы в целом пока не подтверждена, и у него нет уверенности в ее технологии и эффективности.

1 мая 2001 года пришедший на смену Биллу Клинтону 43й президент США Джордж Буш, выступая в Университете национальной обороны с речью о развертывании системы НПРО, обосновал необходимость этого шага наличием угроз и опасностей современного мира и подчеркнул, что США "должны выйти за рамки ограничений Договора по ПРО 30летней давности", который "не признает реалий настоящего и не указывает на путь в будущее". "Новые рамки", позволяющие США создать НПРО, "должны поощрять дальнейшие сокращения ядерных вооружений". Джордж Буш заявил, что США "могут и будут изменять размер, состав и характер" своих ядерных сил.

Приступая к созданию НПРО, США могут использовать уже имеющиеся технологии, включающие элементы ПРО наземного и морского базирования для перехвата ракет в середине полета или после их входа в плотные слои атмосферы. США признают также важные преимущества перехвата ракет сразу же после запуска, особенно на этапе разгона. Они готовы продолжать работу по определению окончательного варианта ПРО.

В настоящее время Пентагон уже заявил о передаче в ведение своего Управления противоракетной обороны все программы в области ПРО, которые осуществляются под эгидой командований видов вооруженных сил, чтобы помочь созданию "интегрированной архитектуры" ПРО с элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования. Принято решение более широкого использования лазерной техники для уничтожения ракет противника на начальном участке траектории.

Изучается вопрос о разработке оружия нового поколения - "космического бомбардировщика", который будет летать со скоростью, в 15 раз превышающей скорость нынешних бомбардировщиков. 14 июля 2001 года США успешно провели четвертое летное испытание НПРО, в ходе которого противоракета поразила цель на высоте 230 км (Из предыдущих трех испытаний в 2000 году одно было успешным.) Пентагон планирует начать строительство на Аляске полигона для испытаний системы НПРО, который в случае их успеха уже к 2004 году может быть переоборудован в станцию перехвата ракет и станет важной составной частью НПРО. В проекте военного бюджета США на 2002 финансовый год на НПРО выделено 8,3 млрд. долларов.

По мере продвижения к поставленной цели президент Джордж Буш обязался проводить тесные консультации со своими "друзьями и союзниками (включая Россию и Китай), которым также угрожают ракеты и оружие массового уничтожения". В мае 2001 года президент Джордж Буш направил высокопоставленных представителей своей администрации в ряд стран Европы (в том числе Россию) и Азии с разъяснительной миссией в поддержку создания НПРО. Однако реакция союзников США не везде была положительной. Большинство из них ожидали конкретных сведений о том, какой должна быть система ПРО, но не получили ответа.

По их мнению, некоторые идеи, в первую очередь касающиеся модификации Договора по ПРО, выглядели весьма сомнительными, если не опасными. 78 июня 2001 года, находясь в Брюсселе, министр обороны Дональд Рамсфелд официально заявил, что США приступили к испытаниям элементов новой системы ПРО, которая неизбежно вступит в противоречие с советскоамериканским Договором по ПРО от 1972 года Сдержанное отношение европейских союзников к американской инициативе по НПРО нашло свое отражение в согласованных формулировках итогового коммюнике заседания Совета НАТО на уровне министров обороны.

В них подчеркнута необходимость продолжения консультаций и важность поддержания и усиления существующих форм сдерживания и международного контроля над вооружениями. В июле 2001 года госдепартамент США разослал в американские посольства за рубежом меморандум с аргументами, которые дипломаты должны использовать для разъяснения позиции США по НПРО. В документе говорится, что испытания системы в течение месяцев, а не лет, выйдут за рамки Договора по ПРО. Тема создания Соединенными Штатами "ракетного щита" обсуждалась и в ходе первого официального визита президента Джорджа Буша в Европу. В Брюсселе на специальной встрече глав государств и правительств 19 стран НАТО активными сторонниками американских планов выступили молодые члены союза - Польша, Чехия, Венгрия. Реакция остальных была сдержанной.

Тема НПРО была одной из главных тем, обсуждавшихся в июне и июле 2001 года на встречах президентов РФ и США Владимира Путина и Джорджа Буша в Любляне и Генуе. Россия выражает обеспокоенность тем, что развертывание Соединеными Штатами ограниченной НПРО может стать прелюдией к созданию намного более мощной системы, которая нарушит существующий уровень стратегической стабильностью, краеугольным камнем которой она считает Договор по ПРО от 1972 года. Отказ от этого документа повлечет за собой разрушение 32 международных соглашений, касающихся безопасности в мире.

Итар-Тасс


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки