Уход Евгения Примакова из лидеров фракции ОВР окутан массой слухов. Оно и понятно. В России до сих пор было не принято покидать высокие посты просто так. Поэтому в поступке Евгения Максимовича слухмейкеры усмотрели тайные помыслы и неразглашенные мотивы. По самым скромным их предположениям, Примаков готовится занять престижную должность в исполнительных структурах. Список таковых уже насчитывает десяток наименований — от спецпредставителя в зоне какого-нибудь конфликта до руководителя путинской администрации... Поговаривают также, что Евгений Максимович ушел действительно “в никуда”, но вовсе не для того, чтобы предаться мемуарам, а чтобы готовиться к следующим президентским выборам и выиграть. Нынешняя должность руководителя лояльной Кремлю ОВР в эти планы никак не укладывается. И, наконец, ходят слухи, будто бы Примакова просто выжили более прыткие коллеги из “Отечества” и “Единства”, объединению которых политический тяжеловес сильно противился. Обо всем этом мы решили поговорить с нашими экспертами.
Алексей Подберезкин,
директор Института современного социализма:
- Я считаю, что Примаков ушел с поста руководителя фракции по личным мотивам. Он всегда тяготился партийно-общественной тусовкой. Это не его амплуа, насколько мне кажется, а знаю я Примакова много лет. Что касается назначения, которым президент Путин может его наделить, то здесь уместно говорить о двух сферах, где опыт Евгения Максимовича будет очень полезен. Во-первых, он профессионал-международник. Его можно привлечь к ряду переговорных процессов по внешнеполитическим проблемам России (их у нас немало). Примаков, например, мог бы стать спецпредставителем по арабо-израильскому конфликту или координатором каких-то программ по развитию отношений Ираком или Ираном. Во-вторых, опыт Примакова, достойно руководящего Верховным Советом СССР, его способность договариваться с депутатами и различными политическими силами весьма, пригодились бы в Совете Федерации. Однако с учетом возраста Евгения Максимовича и, видимо, его нежелания выживать на ежедневных заседаниях, этот вариант менее предпочтительный, чем первый. Для самого Примакова и для президента.
Безусловно, уход Примакова сильно скажется на работоспособности Думы, возможностях фракции ОВР и возможностях каких-либо компромиссов. В последний год Примаков часто играл ключевую роль координатора, выходящего за рамки своей фракции. К сожалению, у нас довольно слабый состав нижней палаты. Если бы в Думе было бы не 15, а 50 политтяжеловесов, ущерб от ухода Примакова не был бы столь очевиден.
Московский комсомолец, 10.09.2001г.
|