Уважаемые коллеги! Есть английская пословица: “Что в доме повешенного не говорят о веревке”. И казалось бы ну что тут обсуждать, что было то было, 10 лет назад произошло. Но как совершенно справедливо отметил коллега Константинов, пока мы не разберемся что с нами произошло 10, 15 лет назад мы очевидно не сможем сделать правильные выводы и найти правильный путь из создавшегося положения. К сожалению, вся история нашей России свидетельствует о том, что идеология играет определяющую роль в формировании российской государственности. Вспомним семнадцатый год с крахом монархической идеи погибла российская империя и страна, занимавшая пятую часть земного шара рассыпалась. В вакууме образовавшегося На смену монархической идеи пришла коммунистическая идея и под флагом этой коммунистической идеи к 22-ому году большевикам удалось объединить страну уже в меньших размерах, но уж одна шестая часть земного шара осталась. И к 22-му году было воссоздано новое государство, уже под названием Советский Союз, хотя исторически это была та же самая Россия и как бы мы не относились к идеологизированному названию Советский Союз еще раз говорю, это была Россия. С крахом коммунистической идеи на рубеже 90-х гг. опять произошла та же самая трагедия, погибло снова российское государство, рассыпалось. И сегодня мы уже живем в Российской Федерации, которая является небольшой частью от той былой исторической России и ее размеры сократились уже до одной седьмой части земного шара. Т.е. кожа, она сжимается, сжимается и этот процесс связан с кризисом идеологии. И беда в том, что мы сегодня не видим то, что говорят о национальной идеи, которая сегодня отсутствует. Ясно, что пока мы не выработаем национальную идею чем запомнить тот идеологический вакуум, вряд ли что можно что-нибудь изменить. Именно этим объясняются эти ранние метания что произошло 10 лет после распада Советского Союза и мы не видим пути, выхода из этой ситуации. И поэтому разобраться в причинах гибели КПСС, причинах гибели или поражения левой идеи России и во всем мире. В этом и существует жизненная необходимость. КПСС в последние десятилетия существования не была идеологической организацией, она не была политической партией в традиционном смысле этого слова. На мой взгляд, это была государственная структура именно в структурах КПСС выстраивалась вертикаль исполнительной власти. Давайте вспомним, не так давно, еще 10, 15 лет назад. Кто главным человеком был в районе? В районе города Москвы, области, городе? Это был первый секретарь райкома, горкома и т.д. Именно он принимал, несмотря на то, что был лозунг: “Вся власть советам!” Но реальную власть осуществляли партийные органы и именно они через свои вертикальные структуры скрепляли в единое целое государство. И подтверждение того, что это была именно государственная структура, можно привести такой факт, что после 21 августа вышел указ о запрете КПСС, 19 миллионов коммунистов, за небольшим исключением, дисциплинировано покинули райкомы, горкомы и ушли. Как будто это были работники ограпрома вышел просто указ о ликвидации ограпрома ну и люди забрали свои трудовые книжки, партийные билеты и разошлись по домам, в надежде, что придет время и будет новое рабочее место. Это трагедия. Идеология в последнее десятилетие существования КПСС отошло на задний план. И люди видели в КПСС отнюдь не организацию, в случае большинство из них, хотя было много людей, которые искренне верили в коммунистическую идеологию и действительно были искренними борцами за коммунизм и этих людей надо уважать и это действительно не самые худшие люди в нашей стране были. Но большинство это видели структуру в КПСС, став членом которой это можно было занять новую должность, получить кабинет, сделать ступеньку в своем развитии. В профессиональном. И я бы сказал, что члены компартии в последний период Советского развития это было новое дворянство. И люди становились этими дворянами, потому что ясно, что член КПСС, имея партийный билет в кармане он имел лучшие возможности в развитии своей профессиональной карьеры, получения образования, чем человек не имевший партийного билета в кармане. Можно спорить плохо это или хорошо. Но что новое дворянство оно было отнюдь не самой худшей частью нашего общества. Говорит о том, что даже в нынешних условиях большинство правящих элит на всех просторах бывшего Советского Союза это являются бывшие члены КПСС, носившие в своих карманах партийные билеты. Это говорит о том, что шел определенный отбор из 300 млн. нашего населения, шел отбор людей, должны были быть определенные принципы. Партия, отбирая из общей массы людей, это новое дворянство формировало управляющую элиту страны. Это управленческая элита демонстрировала чудеса в управлении государством. Вспомним военные годы, послевоенные. Когда эта партийная элита, отобранная через партийные структуры, она осуществляла управлением страной и позволяла добиваться огромных свершений. На мой взгляд, в КПСС существовали исторические традиции. Как в свое время в 15, 16, 17 веке в России на Руси мало обращали внимание на этническую принадлежность человека и на слух, русскому царю шли и татары и немцы и голландцы. Единственное условие, чтобы человек вошел в элиту русскую, тех веков это было необходимость принятия православия и обратите внимание: прошло несколько веков и чтобы попасть в новую управленческую элиту уже Советского Союза, надо было принять новую веру или стать членом КПСС. Я вижу в этом прямые исторические аналогии. Но беда в том, что КПСС из политической партии, она начала утрачивать, вернее, превратилась в государственную структуру и утратила качества идеологической организации. И связано это с развитием марксизма-ленинизма. На мой взгляд, произошло следующее. Что после смерти Сталина, а на мой взгляд, Сталин это был последний крупнейший теоретик марксизма-ленинзма, развитие теории марксизма-ленинизма остановились. И она была сконсервирована на уровне представлений первой половины 20 века. Да, очевидно в начале 20 века, в конце 19 века эта теория отражала реальную объективность и Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин, Сталин это были величайшие теоретики, которые верно отражали объективно существующую реальность и сумели теоретически это объяснить, но постепенно развитие теории постепенно стала отставать от практики и создался и появились признаки идейного кризиса в КПСС. Это привело к краху партии и государства. Запад очень напуганный великой Октябрьской революции на мой взгляд, сделал правильные выводы, выводы из событий октября и они решили придать капитализму социальную направленность. Богатым надо делится с бедными и это надо признать им удалось. И они сумели снять социальную напряженность в своем обществе путем перераспределения общественного богатства и передачи его частично менее обеспеченным слоям. А мы в то же время продолжали оперировать старыми догмами классовой борьбы и прочее. В итоге все это, в то время на Западе мне кажется, еврокоммунисты, евросоциалисты, они сумели свою теоретическую базу привести в соответствии с реалиями сегодняшнего дня или тех дней. У нас в Советском Союзе это все остановилось и застыло на уровне 20-30-х гг. И вот одна из причин краха левой идеи и краха КПСС. Поэтому я убежден, что без серьезной теоретической работы, без возрождения левой идеи, причем левой идеи, которая будет отражать реалии сегодняшнего дня, вряд ли мы что-нибудь изменим в нашей стране. Я считаю, что это очень тяжелый, очень непростой путь, но без развития этой идеи мы вряд ли что-нибудь сможем сделать. Спасибо.
24.04.2001
|