Создание любой политической организации, в том числе и социал-демократической, требует мировоззренческих решений, взаимосвязанных с теми тенденциями и вызовами, которые мы наблюдаем в наступившем 21 веке, и которые будут играть решающую роль для мирового развития и, естественно, для России как составной части цивилизованного мира. Хотел бы отметить три тенденции и три основных вызова начала века, по моему мнению являющимися основополагающими:
1. Это кризис суверенитетов, когда основные решения в области политики, экономики и финансов, влияющие на развитие любой страны, принимаются на наднациональном уровне.
2. Кризис традиционных идеологий. Мы видим, что те идеологические системы, которые сложились к началу прошлого века, сегодня практически не отвечают жизненным реалиям. Когда произошла внутренняя конвергенция, означающая повсеместное сочетание капиталистического способа производства с социалистическим характером государства, когда западная модель приоритета прав человека, сознательно идеализированная и доведенная до утопической формы в противостоянии с коммунистической утопией после крушения последней, переживает жесточайший кризис. Выборы в Австрии и в Италии являются замечательным примером этого кризиса. Я уверен, что следующий пример мы получим на выборах во Франции весной 2002 года.
3. Крайний радикализм. Нарушение баланса сил и равновесий в мире после развала Советского Союза, привело к огромнейшей угрозе крайнего радикализма в мире, который мы наблюдаем в двух наиболее ярких формах - антиглобализм в западном мире и исламский радикализм на юге. Вся опасность сегодняшних радикальных тенденций заключается в том, что они также носят наднациональный характер и отсюда следует невозможность разрешения конфликтов традиционными политическими методами. Ни в Палестине, ни в Косово, ни в Чечне не работают старые схемы, так как фактически отсутствует партнер для переговоров в традиционном смысле этого слова. Поэтому реальной представляется угроза мирового конфликта, но в ином качестве, когда на первое место выходят не ядерный потенциал, а динамит и автомат Калашникова.
Все эти тенденции и вызовы непосредственно касаются России. И новые идеи, которые возможно предложит российская социал-демократия, обязательно будут влиять на ее успешность, как политической организации.
Не менее важной стороной представляется и внутрироссийские политические вызовы. По сути дела, сегодня мы стоим перед выбором той политической организации государства, которая определит дальнейшую судьбу страны. Хотелось бы заметить, что есть два пути, по которым обычно формировалась государственная система. Это или союз народов, или единая нация, как надэтническое государственное понятие.
В первом случае государства разваливались всегда, как только ослабевала необходимость в централизации. Российская, Австрийская и Турецкая империи в начале прошлого века, или Советский Союз, Югославия и Чехословакия в конце. Только государство, в основе которого лежит единая нация, переживая кризисы, сохраняло устойчивость и возможность дальнейшего развития. Мне представляется, что для России, как для государства, нет иного пути, как объявить формирование единой нации основной национальной идеей. И на этой основе проводить и политические, и экономические, и социальные, и прочии реформы. Если социал-демократия, в момент своего объединения на политическом пространстве России, возьмет на вооружение эту идею, то мне кажется, у нее есть большие шансы получить широкую поддержку в российском обществе.
В чем я абсолютно убежден, что не возможно объединяться ради объединения и новая обновленная мировоззренческая база российских социал-демократов позволит привлечь на свою сторону широкий круг людей, которые никогда прежде не относили себя к этому идеологическому направлению.
круглый стол 20 июня 2001г.
|