Мне казалось, что можно посмотреть на вопрос с такой точки зрения: изменения которые присходят сейчас вокруг нас носят гораздо более фундаментальный характер, чем последствия научно-технического прогресса или его развития. Мне кажется, что материальная компонента окружающего нас мира, перестает играть определяющее значение в разных отношениях, и в экономических, и в трудовых и в разных других. Мы все больше начинаем жить в неком виртуальном пространстве, в мире имиджей, т.е. сейчас конкуриют между собой уже не товары, а их изображение. Сейчас можно говорить о том, что и на политической арене конкурируют не идеи, а образы личностей, образы идей. И конечно, научно-технический прогресс играет в этом существенное значение в средствах массовой информации. Я думаю, что те изменения, которые происходят сейчас, в смысле перемещения акцентов оот сферы материального производства к сфере производства софтвера и работе в компьютерных сетях, они связаны стем, что таким образом формируется база для более эффективного использования изображений, котрые сейчас в нашей жизни преобретают все большее и большее значение. При этом и экономические отношения, и прибавочная стоимость, скажем формируется средствами массовой информации, за счет рекламы, т.е. дорого стоит то, что хорошо отрекламировано. И мне кажется, что верх, как бы пирамиды, иерархии находится сейчас именно в области формирования имиджей. При этом, мне кажется, становятся понятными опасения Шродера, который говорил о утычке корреспондентов с Запада, которые здесь открывают свои фирмы. Я знаком с некоторыми из этих корреспондентов, и должен сказать, что эти фирмы не чисто информационные как правило, а эти фирмы - рекламные агенства, т.е. формируется конечный продукт. И социальные отношения конечно тоже меняются, потому что возникли новые отношения между производством и рекламопроизводителями, так скажем. И возникли новые отношения между потребителями продуктов и потребителями рекламы. При этом интересно, что вот не смотря на все спады которые были, дефолты в экономике, недавно я наткнулся на отрасль, которая постоянно увеличивалась в объемах, порядка 10% - это упаковка. Значит, если на молоко разливное нельзя наклеить этикетку, то для того, чтобы начать продавать и хорошо конкурировать на рынке нужно наклеить что-нибудь свое. Таким образом, мы все больше и больше живем в мире имиджей, и поэтому сам тезис субъективной реальности данной дам ощущения, нужно, мне кажется, пересматривать. И исходя из этого, пересматривать в интеренете. Дети у меня давно живут в интеренете, и там гораздо интересненее, там есть вещи полезные, хорошие, плохие. А то, что происходит в комнате рядом, это не так интересно. И мне кажется, это можно было бы взять за некоторую базу формирования идеологии левых сил, потому что это очень существенно влияет на трудовые отношения, социальную защищенность и т.д.
17 апреля 2001 г.
|