Мне хочется сказать, что, когда мы говорим о научно-технической революции, надо иметь в виду, что оценки каких-то событий, которые близко произошли, они понятны. Они обычно бывают гипертрофированны, и есть желание их рассматривать как совсем революционные. Другая оценка революционности, она когда проходит большое время. Очень часто эти оценки разнятся, потому что, скажем, говоря об интернете и о других аспектах глобализации. Вот, тоже самое было, когда появились средства транспорта, когда говорили, что я вот сел и уже через два дня нахожусь в другом месте. Телефон, когда появился - стоит только набрать номер и, сидя, я мог связаться со всем миром. Поэтому я бы сказал, что в известной мере накатила эволюция, такой бы термин употребил. Вообще, история человечества насчитывает прямо тысячу поколений, из них всего лишь 60 или 70 поколений считают, 50 поколений читают. Самолет, паровоз, ракета и, наконец, этот самый персональный компьютер - это уже одно-два поколения. И поэтому этот специфический эволюционный накат, он естественно по-разному осмысливается и, естественно, что для того чтобы правильно на него реагировать, мало только… Даже мне кажется… Вот Алексей Иванович здесь говорил относительно истории 85-го года, о ценах и так далее. Я тоже, помню, участвовал в некоторых структурах, которые появились в результате вот таких решений. Это были всевозможные советы по автоматизации, по роботизации производства. Обкомы, горкомы - все имели советы директоров по этим же вопросам, все было. Но, однако, мне кажется, что тут есть два аспекта. Один связан с тем, что декларация и даже правильно записанные вещи, не отраженные, как бы, в менталитете, они в мозгу человека, принимающего решение, они оказываются принципиально не действующими. И вторая вещь, что мне кажется, что в тот период Вторая вещь, что мне кажется в тот период неадекватно была оценена степень нашего отставания и неадекватно были оценены ресурсы, которые должны были быть вот в этом направлении брошены, вложены и то внимание, которое должно быть к этому оценено. Не только проблемы в результате обмена произошедшего после первого вступления Алексея Ивановича, видно, что мы не только должны говорить о программистском продукте, о информационных ресурсах. Вообще произведения интеллекта и связанные с этим собственность интеллектуальная - они должны оцениваться адекватно. Если у нас не относясь приватизации, но когда при приватизации покупаются заводы, понимается под этим эта территории, эти здания и даже если это оборудование, то совсем не означает если он еще с конструкторским бюро, как авиационный то это совсем не означает, что те деньги о которых идет речь это адекватные деньги, когда мы продаем этот самолет за десятки, сотни млн.долл., но когда продается лицензия это стоит уже миллиарды долларов и следовательно оценка интеллекта и интеллектуальной собственности, которая реализована в виде документаций и наши игры, которые в последние годы с фистальными задачами государственными в отношении интеллектуальной собственности происходила, когда есть попытка ее как бы отдельно существующую от субъекта, который ее производил и который может ее сопровождать осуществляемость то вот эти процессы они принципиально более сложны, чем просто информационные технологии. Мне кажется, что второй аспект, о котором я бы сейчас сказал, особенно применителен к нашей стране он связан с тем, что будет рост или не будет рост и что с этим делать. Здесь есть две вещи: первая вещь к следующему: если будет рост, то в каких сферах надо преимущественно на него ориентироваться и его поддерживать. И здесь разговор идет об адекватном нашем представлении в мире в захвате некоторой ниши. Речь идет о метотехнологиях и информационной технологии, не единственной технологии в этой части это технологии, связанные с ядерным комплексом, это авиационно-ракетные технологии, это биотехнологии и т.д.
Я посчитал что этот аспект требует серьезного осмысления когда мы говорим о тех зонах, которым нужно внимание, чтобы быть на современном уровне, в смысле, что в этом отношении, когда мы оцениваем ресурсы, то нужно понимать, когда говорят об информационной экономике уже сейчас это и программа так сказать и Правительство почти каждое Министерство почти в каких-то программах пишут, но надо понимать где-то, где это может начаться. Каковы точки роста? Я бы здесь обратил внимание приходится заниматься двумя большими комплексами - это научные территории - города, наукограды, которыми мы занимались с 30-80-е годы очень интенсивно и мы сейчас в последние годы стоило большого труда обратить внимание на эти территории, как точки концентрации российского потенциала и надо сказать, что государственное внимание к таким территориям сейчас за рубежом потенциально больше, чем у нас. Это скажем, программа технополис в Японии - это сугубо другие территории там государственные вложения мощнейшие, государственные лаборатории в которых на государственные деньги трудятся японские ученые, там есть и негосударственные, но принципиальные вложения государственные они играют существенную роль. Вторая вещь, которая для нас является принципиально важной - это надвигающийся кадровый кризис, т.е. я не буду говорить об утечки мозгов, чтобы не отвлекать внимание.
Сотни тысяч людей, уехавших математики, программисты, физики, специалисты в биотехнологиях и т.д.
Из метро гоняют продавцов газет и они говорят, как это ужасно ведь профессор, который там продает газеты и это как должное воспринимается борются с тем, что гоняют продавцов газет. И есть вторая составляющая: ест утечка мозгов, которая еще до прихода в науку и высокую технологию студенты не идут на некоторые виды специальностей. Есть утечка мозгов, которую Боинг дает стипендию в ММТУ им.Баумана сейчас и тем самым эти студенты оказываются привязанными к Боингу уже на той стадии, на которой они начинают обучаться. Наконец челночество российских ученых. Работа по грантам во многих сферах это на самом деле утеря известных в мире длинных процессов, связанных с разработкой серьезной тематики. И надо сказать, что вот Алексей Иванович говорил, что американцы сделали некоторый прорыв в образовании. Действительно 1957г. запуск спутника возбудил и Кенеди целую программу провел относительно интенсивного образовательного процесса в Штатах. Посмотрите что сейчас происходит. Они прекрасно пользуются нашей ситуацией и недооценкой нами образовательных процессов. Смотрите в послании Президента написано, что платное существует, поэтому давайте узаконим и тем самым просто введем в нормальное русло. Там не идет речь о том, что у нас пока не хватает денег обеспечивать нормальное бесплатное образование. Взять послание Клинтона пару лет назад Конгресс говорит: "Я выделяю 20 млрд,долл. Для того, чтобы 20 млрд.долл. было выделено Штатами, чтобы каждый американец имел два курса закончил. Мы вместо этого уменьшаем здесь вклад а образовательные процессы. Надо сказать, что когда говорят относительно того, что уменьшается доля высококвалифицированных рабочих и занятых на производстве в развитых странах но ведь там выталкиваются в специфические технологии не только экологически грязные, но и интеллектуально грязные технологии, в том смысле, что пытаются сосредоточить и оставить у себя только интеллектуальные составляющие труда, а все остальные спихиваются в другие страны и мы рискуем остаться той страной, в которую не только ядерное топливо будет привозиться и соответствующим образом мы будем обеспечивать не интеллектуальные составляющие труда в другие страны. Я считаю, что это то над чем мы должны были бы задуматься, и особенно это касается и инженерных видов образования, созидательная составляющая она требует соответствующей подготовки. Вот в этой книжечке, которую я Алексею Ивановичу оставил мы анализировали Союз Новокоградова либо содействованного оборонного предприятия анализировали через опросы директоров предприятия анализировали состояния, в том числе и кадровое состояние. И надо сказать, что за последние регулярно уменьшается количество тех, кто говорит, что у них есть потребности в менеджерах, экономистах, бухгалтерах, маркетологах и т.д. А сейчас у них есть потребности в 70%, 80% предприятий говоря высококвалифицированные рабочие, высоко квалифицированные инженеры и люди, способные к интеллектуальной деятельности. Поэтому мне кажется, если рост будет, то следовательно о нем заботиться в тех длинных процессах, которые происходят. А это процессы в образовании, в науке и соответствующих сферах.
Спасибо за внимание.
17 апреля 2001 г.
|