ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ РОССИИ (ХДСР)
МОСКВА
Общероссийское политическое объединение партийного типа. ХДСР самоопределяют себя как “политическая организация, опирающаяся в своей деятельности на мировоззренческий и нравственно-этический фундамент, заложенный в Евангелии, “данный нам Господом нашим Иисусом Христом”.
Образовалась 4—7 августа 1989г. на Учредительной конференции, проходившей в г. Москве на частной квартире. В ней приняло участие около 80 представителей различных христианских, общественных и политических групп и организаций ряда городов страны, созванных по инициативе организационной группы за созданию ХДСР (последняя возникла в июле 1989г. на основе бывшей хриспшанско-демократической фракции Демократического союза. Союза верующих социалистов В качестве временных программных документов были приняты “Основные принципы ХДС России” и Декларацию и “Принципы организационной структуры ХДС России” — основу будущего устава, а также — “Обращение к христианам России”. Избран руководящий орган — Координационный Совет (КС), председателем Координационного совета “единодушным волеизъявлением без голосования” был избран А.Огородников.
Цель деятельности Политические и идеологические установки.
“ХДС России ставит своей целью духовное возрождение России, выражение интересов христиан независимо от их конфессии, защиту их образа жизни и гражданских прав, построение правового демократического государства, исходя из принципов христианской демократии—. Принципы христианской демократии в интерпретации ХДСР предполагают:
— деидеологизацию государства;
— парламентскую демократию и многопартийную систему;
— безусловное обеспечение всех гражданских прав;
— обеспечение прав наций на самоопределение, что включает отделение и создание суверенной парламентской России;
— свободу вероисповеданий, миссионерство:
— создание многоукладной рыночной экономики, базирующейся на различных видах и формах собственности (частная, кооперативная, коллективная, государственная).
“ХДС России выступает за основные ценности христианской культуры: любовь, свобода, милосердие и соборность. “ХДС России безоговорочно отрицает террористические и любые другие насильственные формы политической борьбы как несовместимые с идеалами христианства, свободы и демократии”.
В своих идеологических постулатах опираются на социальные идеи христианских философов — Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Новгородцева, Г. Федотова, С. Франка, “которые помогли подняться западноевропейской мысли от христианского социализма к идеям христианской демократии”. Своими предшественниками считают Христианско-Демократическую партию России, возникшую в марте 1917 г. Она же была и первая в Европе. Организаторы партии — видные деятели протестантских церквей И. Проханов. В. Павлов.
Основные формы работы: проповеди, лекции, семинары, организация конференций (в том числе международных), митингов, демонстраций, участие в избирательной кампании, издательская деятельность и др.
Организационное строение. Высший орган ХДСР — собор (съезд), который из числа делегатов избирает Координационный Политический Совет (КПС) из состава, которого избирается Председатель ХДС России и три его Заместителя (по идеологии, просвещению и вопросам печати). “Председатель ХДС России может наложить вето на решение КЛС. В случае отказа КЛС признать вето Председатель ХДС России может объявить чрезвычайное положение в партии и созвать внеочередную конференцию”. В настоящий момент Председателем ХДСР является А.Огородников. Руководящий исполнительный орган — Политсовет, в который в начале 1992г. выбраны 12 человек из московской (двое) и других региональных организаций, из структур, существующих в рамках ХДСР помимо региональных и из людей, пользующихся личным авторитетом, “является исполнительным, распорядительным и информационным органом ХДС России в период между съездами”. Политсовет координирует деятельность местных отделений и организует работу в комиссиях по направлениям деятельности Союза. При Политсовете действует 21 комиссия: по идеологии, образования и просвещения, по приему новых членов и распространению христианско-демократических идей, по внешнепартийным связям внутри страны, по международным связям, благотворительности, по рабочему движению и христианско-демократическим профсоюзом, по молодежи, реставрации храмов и памятников и возвращению церквей верующим, примирительная по правам человека, по защите церкви, организационная. по предпринимательской деятельности и кооперативам, по печати, “эко-юрис” (юристы в борьбе за экологию), медицины (санитарные нормы в столовых, оказание помощи конкретным членам ХДСР), биологическая и др.
В числе руководителей лидеров но направлениям работы ХДСР А. Полонский (публицист, поэт), М. Шевченко (молодежное движение), Т. Латышева, Л. Анисковец, И. Сысолятина (женское движение), Семенский (биологическая комиссия), Л. Голованов (католическое движение) и др.
К середине 1992 года (по данным А. Огородником) численность ХДСР .по республикам СНГ составляет 7 тысяч сторонников и активистов, в том числе по России — 3 тысяч. Актив: 150-200 человек. Социально-профессиональный состав: интеллигенция, студенты, священнослужители, немного рабочих и крестьян. Возраст участников 17 — 65 лет. Местные отделения у ХДСР есть в 19 регионах СНГ, его организации функционируют на территории четырех бывших союзных республик. По данным руководства ХДСР, к лету 1992 года наиболее крупные региональные организации ХДСР (по данным руководителей) работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Саратове, Мариуполе, Минске, Иркутске. Функциональная направленность региональных организаций различна. Так, организация ХДСР Белоруссии (“Воскресение”) имеет ярко выраженную религиозную ориентацию, в Санкт-Петербурге члены ХДСР более политизированы и т.д.
Народные депутаты ом ХДСР образовали фракцию в Моссовете, а также несколько депутатов в ВС РСФСР представляют интересы организации.
За границей две группы представляют интересы ХДСР: в Европейском бюро в Германии и в США.
Печатный орган. Первоначально печатным органом ХДСР был бюллетень “Хроника недели” (начал в марте 1989г. над названием “Хроника”; с 8-го номера стал еженедельным изданием под нынешним названием; до 10 номера — приложение к “Бюллетеню христианской общественности”, с 10 номера — орган ХДСР). объем — до перехода на еженедельную периодичность 25 — SO стр.: после — 13 стр. Тираж — около 300 экз. В Брюсселе издается Интернационалом христианской демократии на английском, французском и испанском языках. С начала 1990 г. издание прекращено, в настоящее время печатное издание над таким названием издается людьми, которые ни к ХДСР, ни к прежней редакции отношения не имеют. Вышло 13 номеров. Редактор — Никольский.
В связи с расколом в ХДСР с марта по июнь 1990 г. издавалось два варианта “ВХД” — один собственно ХДСР, другой издавался группой А. Чуева (позже Христианская Демократическая партия) (см.ст.). С 14 номера издававшийся А. Чуевым “ВХД* получил название “Христианская политика”.
В настоящее время орган ХДСР — “Вестник христианской демократии” (издается с апреля 1989г.. к лету 1992г. вышло 13 номеров. Тираж 3 тыс. 4 полосы.).
• • •
Инициативная группа на созданию ХДСР возникла в июле 1989г. на основе бывшей христианско-демократической фракции Демократического союза. Союза верующих социалистов (союз христианских социалистов): Первоначально эта была Группа политико-религиозной ориентации созданная в 1986г. с целью “добиться равноправного участия верующих в общественной жизни”. Она предпринимала попытки разработки собственной теории христианского социализма Ее численность тогда составляла 13 — 20 человек (православные, баптисты и др. конфессии). Она работала в рамках Федерации “Общего дела” и редакции самиздатовского “Бюллетеня христианской общественности” (Выходил с июля
19S7 г по весну 1990г. Всего вышло к апрелю 1990 г. — 16 номеров. Объем — около 200 с., тираж — 1000 — 1300 экз. на русском языке. Издавался также на английском и немецком языках Интернационалом христианской демократии. Редактор А-Огородников).На Учредительной конференции ХДС России совместно с национально-демократической партией Грузии, Армянским движением Пркутюн (“Спасение”), Христианско-демократической группой Белоруссии и с принципиального согласия Литовской и Эстонской христианско-демократических партий (по техническим причинам не явившихся на конференцию) образовал на паритетных началах Координационный Комитет Конгресса христианских демократов СССР, в который вошло но два представителя от каждой республиканской организации. От ХДС России организованный в Комитет были избраны А-Огородников и А. Чуев. В основу работы Координационного Комитета Конгресса ХД были положены “Основные принципы ХДС России”. К. весне 199
0 г. Координационный Комитет фактически прекратил работу в связи с обострением противоречий (в основном личного характера) между его членами.9—10 сентября 1989г. в Москве состоялась 2-я конференция ХДСР, в работе которой приняло участие около 80 представителей организаций ХДС из Москвы, Ленинграда, Пскова, Кургана, Минска. Львова, Магадана и др. городов. Представители Русской Православной церкви. Украинской католической церкви, католической, лютеранской церквей, баптисты, члены Армянской Апостольской Церкви, гости из ХДС Эстонии, активно помогающие ХДСР в создании партии представители “Саюдиса” (Литва). Конференция приняла программу и устав ХДСР. На конференции выступил с обширной речью Генеральный секретарь Европейского Демократического Союза Андреас Коль
(Австрийская Народная партия), в которой в частности заявил о создании в Москве отделения Фонда Аденауэра при помощи ХДСР и подобных ей организаций с информацией (Фонд Аденауэра — институт, финансируемый гражданами ФРГ. Близок к христианской демократии. Председатель — Бернхард Фогель, вице-президент Европейского Демократического Союза. Специализируется на изучении международной христианской демократии). Съезд избрал Координационный Политический Свет в составе 14 человек: А-Огородников — председатель ХДС России, В.Савицкий — 1-й заместитель Председателя ХДС по идеологии христианской демократии, священник В. Лапковский — 2-й заместитель Председателя ХДС по просвещению. А. Чуев —3-й заместитель Председателя ХДС по печати, М. Байзерман, И. Барыльник, священники В. Григорьев, В. Дронов, А. Минкевич, профессор Г. Черепанов. Н. Зубова, В. Литовкин, В. Никольский, А. Семкин.ХДС России сразу после образования вошел в качестве члена-наблюдателя в Интернационал христианской демократии (в нем состоят партии 34 стран). На Всемирном Конгрессе Интернационала 18-20 сентября 1989г. Союз принят в полномочные члены этой международной организации. Руководство Интернационала ХДС в начале 1990 г. считало, что у христианских демократов благоприятные перспективы, а потому 8 февраля
1990 г. его бюро (штаб-квартира в Брюсселе) ходатайствовало перед М.С. Горбачевым о скорейшей регистрации ХДСР. Приняли решение о необходимости создания на базе ХДСР политической партии — ХДСР себя партией не считая: Мы — союз. объединение христиан всех конфессий православных, католиков, протестантов, региональных политических групп, философских обществ, редакций газет: “Вестник христианской демократии” и “Собор” (Москва), “Воскресение” (Ленинград), групп милосердия.В марте 1990 г. в ХДСР произошел раскол. Ленинградское отделение ХДСР (лидер — В. Савицкий) заявила о своем непризнании полномочий А. Огородникова и в настоящее время функционируют независимо от центральных органов Союза (в апреле вступили на правах двойного членства в Российское Христианское Демократическое Движение).
Второй конфликт внутри ХДСР произошел зимой 1990г. Группа А. Чуева, одного из лидеров Союза (в основном редакция “Вестника христианской демократии”), обвинив лидера ХДСР А. Огродникова в растрате по их мнению партийных средств (более 300 тыс. долларов), “недемократических методах руководства и развале работы Союза”, вышла из ХДСР с частью его материальных средств. В последующем на ее основе была образована Российская Христианско-демократическая партия (РХДП). Состоявшаяся 16 марта 1
990 г. в Москве VI чрезвычайнаяконференция ХДСР признала безосновательными обвинения в адрес А. Огородникова и подтвердим его полномочия.
3-3 мая 1990 г. в Москве состоялась очередная VII конференция ХДС России. На конференции были приняты поправки. в основные принципы Устава, 'направленные на совершенствование структуры Союза, облегчающие доступ широкому кругу желающих вступить в ХДС”. Если в первой редакции необходимыми условиями вступления в ХДСР было непременное исповедание христианской религии, признание основных программных документов Союза, обязательная работа в одной из организаций христианских демократов и устанавливался возрастной ценз не моложе 16 лет, то новая редакция этого пункта устава предусматривала, что членом ХДС может также быть 'человек
, исповедующий фундаментальные христианские ценности и демократические идеалы и разделяющий Программу и основные принципы и устав ХДС России”. Координационно-Политическому Совету в особых случаях предоставлялось право “принимать предприятия, общественные и политические организации, христианские общины, политические клубы, группы поддержки, правозащитные организации в качестве коллективных членов ХДС России, если их программные принципы не противоречат программе ХДС России”. Конференцией был создан, целый ряд комиссий по различным направлениям деятельности партии, а также принято решение об учреждении 3 оплачиваемых должностей. Конференция еще раз подтвердила полномочия Л. Огородникова и приняла решение по преодолению раскола.IS —
20 мая 1990 г. в Ленинграде по инициативе ХДСР совместно с обществом христианской культуры и организацией Свободная Россия” прошла международная конференция ^Христианство и общество” с участием представителей христианско-демократических организаций России, Эстонии, Грузии, Литвы и Народного Движения Италии.22 — 24 июня состоялась 8-я конференция ХДСР. Конференция внесла очередные поправки в устав и приняла ряд резолюций, среди которых резолюции “Об отношении ХДСР к закону свободе свести”, ”0б участии ХДСР в восстановлении храмов Донского монастыря”, 'Резолюция протеста против акта вандализма на Ваганьковском кладбище, организованной лидерами патриотического движения” (осквернение еврейских могил). Принято обращение к студентам с призывом бойкотировать программы обучения по курсу научного атеизма, в которых 'вместо изучения церковных источников предлагаются работы классиков марксизма-ленинизма”.
24-25 ноября 1990г. в Москве состоялась 9-я конференция ХДС России. Конференция началась с острого конфликта между Председателем ХДСР А. Огородниковым с частью волгоградской делегации, в результате которого значительная часть делегатов конференции покинула помещение. Конференция одобрила в качестве концепции новую программу ХДС России. Вопрос об изменении в Уставе решено вынести на съезд организации.
В 1991г. ХДСР расширила ареал свое деятельности в сторону общественной благотворительности. С мая 1991г. в Москве работает благотворительная столовая с общим охватом до 10 тысяч человек. Начала работу артель художников, которая самостоятельно обрабатывают землю, занимаются изготовлением поделок, изделий народных промыслов. Совместно с Комитетом солдатских матерей образовано движение 'Женщины — против насилия”, вошедшее в ХДСР в качестве коллективного члена в августе 1991 года (включает в себя около 60
0 активистов). Члены этого движения принимают активное участие в создании так называемого 'приюта” (в смысле спокойных условий обитания) 'для солдат срочной службы, сбежавших от дедовщины и прочих армейских порядков”. В июле 1991 года группа активистов из Молодежного движения ХДСР организовала в Альпах двухнедельный международный скаутский лагерь. 26 сентября 1991 года образован Христианский союз предпринимателей (оргкомитет которого был раме зарегистрирован) с целью 'защиты прав личности в области предпринимательства, создания цивилизованных условий для бизнеса с обращением к российским традициям”. 1 октября 1991 года состоялось торжественное открытие Гуманитарного лицея ХДСР в Москве. Обучение производится с 14 лет для подростков разных конфессий (православные, католики, армяне-григориане). Основные дисциплины лицейской программы, помимо общеобразовательных; экономика, менеджмент, 3 европейских языка, богословие, философия, проблемы межконфессиональных отношений. В конце 1991 года члены ХДСР (в основном — скауты и католическое движение) по просьбе Интернационала христианских демократов занимались распространением брошюры о правах человека на Кубе.18-19 января 1992 года в Москве в Большом зале префектуры Северо-восточного округа состоялась XI Конференция (съезд) ХДСР. А.И. Огородников огласил приветственную телеграмму к делегатам конференции председателя Всемирного Интернационала Христианской Демократии Андре Луи. Среди приглашенных на конференции присутствовали: постоянный представитель Баварского фонда имени Зайделя Пол Диттер, представитель “Кэстон Колледжа” в Москве Джейн Эллис (Великобритания), экономический советник ХСС Баварии Микаэл Космала, член политического совета ХДС Латвии Эгилс Лагэдукалис, сопредседатель ХДС Беларуси М.В. Орешков, сопредседатель
ХДС 'Воскресение” А.Э. Козловский (Беларусь), член ГКС СДПР A.S. Хрипак, представитель Либерально-Демократического Союза В. В. Фадеев, представитель Народной партии Свободной России A.H. Варварич. На конференции был принят новый вариант программы. Политическая декларация ХДСР, Обращение к руководству Российской Федерации и ряд резолюций. На форум для обсуждения был вынесен проект Собора (Конгресса) Христианской демократии, который должен быть образован партиями и организациями христианско-демократической ориентации независимых государств, входящих в состав бывшего Советского Союза, и христианско-демократическими партиями и организациями Восточной Европы. Председателем ХДСР после перевыборов вновь был избран А.И.Огородников. Он же был выбран главным редактором 'Вестника Христианской Демократии: В соответствии с планами ХДСР в первой половине 1992г. был проведен ряд 'круглых столов” в МАИ со студентами в целях создания Оргкомитета Студенческого движения. За рубежом: велась подготовка к проведению ” Калабрии (Италия) на кинофестивале ранее запрещенных советских кинолент выставки-анонса к нему, благотворительного концерта, в котором должны принять участие жены участников ансамбля 'Битлз”, объединенные в организацию 'Христианский английский призыв”.Продолжалась активная работа в рамках движения 'Демократическая Россия” (ДР) и проходимых ею акциях. ХДСР практически полностью поддерживало позицию Координационного Совета ДР в лице Л. Пономарева и Г. Якунина.