Программа действий трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий в условиях подготовки к приватизации и перехода к рыночным отношениям [1991, 19 октября, Москва]
1. СТК и трудовым коллективам (ТК) предприятий:
1.1. На государственных и муниципальных предприятиях восстановить или избрать СТК. Считать утратившими силу полномочия Советов предприятий, сформированных по союзному законодательству.
В целях защиты законных прав и интересов трудящихся добиваться предоставления статуса Юридического лица для СТК как органу самоуправления трудового коллектива. Основанием для предоставления в СТК статуса юридического лица считать решение общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия.
1.2. С целью осознанного выражения ТК своего права на хозяйственное ведение потребовать отчета администрации о хозяйственной деятельности и финансовам положении предприятия, об участии предприятия в различных организационно-хозяйственных и коммерческих структурах, а также оценки администрацией дальнейшего положения предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям.
1.3. Принять на конференции ТК решение об изменении Устава предприятия в связи с приведением его в соответствие с республиканскими законами о предприятиях и предпринимательской деятельности. В Уставе предусмотреть право трудового коллектива на хозяйственное ведение в лице СТК и исключить из него Совет предприятия, передав его функции СТК.
Добиваться утверждения этих Уставов в органах по управлению государственными (муниципальным) имуществом или его региональных агентствах.
В случае отказа представителя собственника имущества от утверждения приемлемого для ТК Устава предусмотреть меры воздействия на администрацию, вплоть до запрета профкомом увольнения работников по инициативе администрации.
1.4. Для активизации деятельности предприятия и защиты руководителей предприятия от административного диктата реализовать право ТК на заключение контракта с руководителем предприятия.
В контрактах предусмотреть запрет на участие в исполнительных органов управления других предприятий, а также зависимость оплаты труда администрации от получаемой предприятием прибыли, ее подотчетность и подконтрольность Совету ТК и конференции (собранию) ТК.
1.5.
В целях экономической зашиты собственных интересов рекомендуется ТК самим проявить инициативу в проведении приватизации своих предприятий. Для этого необходимо:— оценить собственность предприятия и перспективы деятельности приватизируемого предприятия, включая возможную реорганизацию;
— выбрать форму приватизации и подготовить приемлемый для ТК план приватизации, согласовав его с местным Советом народных депутатов;
— подготовить (принять участие в подготовке) учредительных документов на приватизируемое предприятие, обратив внимание на защиту прав малоимущих акционеров (членов ТК), используя для этого весь комплекс льгот, предусмотренный законодательством;
— принять активное участие в учреждении приватизируемого предприятия, обеспечивая максимальное сокращение сроков подготовки предприятия к переходу в новой форме собственности;
— разработать меры социальной защиты различных групп трудящихся, включая предоставление за счет предприятия досрочного права на пенсионное обеспечение.
1.6. Для защиты интересов ТК предоставить СТК право принятия самых решительных мер противодействия незаконному захвату собственности.
1.7. Проявить инициативу в создании регионального Союза ТК и принять в деятельности регионального Союза активное участие.
1.8. Организовывать на предприятиях поддержку инициатив регионального и Межреспубликанского Союзов ТК.
2. Региональным Союзам трудовых коллективов:
2.1. Возглавить работу по восстановлению СТК на предприятиях, где СТК отсутствуют.
2.2. Осуществлять помощь трудовым коллективам по решению организационных вопросов и обеспечивать защиту прав и интересов ТК.
2.3. Принять активное участие в деятельности Межреспубликанского Союза трудовых коллективов и организовать поддержку ее инициатив.
Источник: Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. 1991г., октябрь, 2с. Москва.