Резолюция [II съезда Межреспубликанского Союза трудовых коллективов] “О развитии экономической ситуации в стране” [1991, 18 октября, Москва]
Объем производства в стране катастрофически падает, лавинообразно идет обнищание населения страны. Более 60% населения уже живет ниже черты бедности. Резко возросла социальная напряженность в обществе. По мнению съезда такое положение является следствием следующих основных причин:
1. Сохранение действия затратного механизма в экономической деятельности предприятий, особенно в ВПК, при котором работать экономно и эффективно невыгодно.
2. Госпредприятия, стоимость имущества которых составляет 90% стоимости фондов страны, не является самостоятельными экономическими субъектами.
3. В условиях отсутствия достоверной информации о финансовом положении и нагнетания психоза о грядущей безработице, часть трудовых коллективов не решается взять на себя ответственность за результаты деятельности предприятия.
4. До сих пор сохраняется принцип монопольного производства и централизованного управления экономикой со стороны государства, что не позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции.
5.
Проводимое разгосударствление предприятий идет я интересах номенклатуры, действующей в основном в ущерб имущественным правам трудящихся и интересам общества в целом.6. Несоблюдение законодательства республик, в части прав трудовых коллективов, практически лишает эти коллективы возможности защитить свои имущественные и правовые интересы.
7. Состояние экономических структур и законодательной базы в стране не обеспечивает защиту имущественных интересов и прав трудовых коллективов при взаимодействии с иностранным капиталом.
8. Законодательные акты, принимаемые Верховными Советами и Президентами суверенных республик, зачастую игнорируют имущественные и правовые интересы трудовых коллективов, составляющих большинство из избирателей и основную производительную силу, создающую национальное богатство страны.
Существующая структура экономики, действующий механизм управления ею и деятельность бывшего центра являются причиной того, что стоимость прибавочного продукта в стране в расчете на одного жителя более, чем в 10 раз ниже, чем в развитых странах.
Практические действия нынешних республиканских структур не смогли остановить паление производства продукции для населения.
Кадровые отношения в большинстве коллективов по прежнему ориентирована на верность и преданность работника нанимателю, а не на его деловые качества.
До сих пор развитие экономики зависит от действий отдельных политических деятелей, в то время как политика должна обслуживать экономику, стимулируя производство, освоение новых технологий, рост благосостояния трудящихся. Поэтому только совместные действия производителей, предпринимателей и властных структур способны предотвратить экономический хаос в стране.
Трудовые коллективы в нынешних условиях не могут больше ждать действий по стабилизации экономики от властных структур во избежание социального взрыва в обществе и вынуждены выступить со своими предложениями.
Для достижения стабилизации экономики в едином экономическом пространстве бывшего СССР, развития рыночных цивилизованных отношений между работниками и предпринимателями, производителями и потребителями съезд настаивает перед властными структурами суверенных республик о принятии следующих решений:
1. Для реализации экономической ответственности каждого производителя за результаты своей деятельности незамедлительно я законодательном порядке предоставить полную хозяйственную самостоятельность государственным и муниципальным предприятиям, предприятиям — структурным единицам объединений, трестов (имеющим гербовую печать, расчетный счет) в лице их трудовых коллективов, в том числе организациям Советской Армии (производства и сферы обслуживания), где более 50% работников является вольнонаемными, и вывести их из непосредственного подчинения военного командования.
2. Для реализации механизма разгосударствления и приватизации в интересах трудящихся и закрепления продукта труда за производителем использовать всю полноту действующего законодательства м делегировать права собственника трудовому коллективу в лице СТК.
3. Законодательно обеспечить прямую зависимость оплаты труда администрации государственных и муниципальных предприятий от результатов их деятельности, в том числе для госбюджетных предприятий (медицина, культура, наука, образование и т.д.) через контракты, утвержденные совместно с СТК.
4. Для управления обществом в нынешних условиях создать правительство народного доверия, программа которого должна быть рассмотрена Верховным Советом каждой суверенной республики с участием Совета представителей СТК. Программа должна учитывать позицию трудовых коллективов наряду с позицией предпринимателей и отвергать претензии номенклатуры сохранить механизмы затратной экономики и распределительной
системы.5.
Перейти в военно-промышленном комплексе к управлению созданием и производством вооружения на основе оборонного заказа, чтобы исключить монополизм экономических структур.В условиях неэффективности действий властных структур и экономического спада в стране Съезд протестует против попыток ограничения прав трудовых коллективов на самоуправление, в частности предпринятых в проекте Закона о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.
При отказе властных структур (Президент, Верховный Совет, Совет Министров) суверенных республик от реализации предлагаемых мер до конца текущего года трудовые коллективы будут вынуждены предпринять активные действия по защите своих прав, в том числе отказать в доверии политическим деятелям вплоть до требования об отставке или переизбрании таких деятелей.
Направить по согласованию в органы властных структур суверенных республик представителей Союза трудовых коллективов для защиты их интересов при разработке законодательных актов и конституций.
Источник: Копия оригинала, 1991г., октябрь. Машинопись+ксерокс. Зс. Москва.