[Макет коллективного договора на 1991 год, разработанный Союзом трудовых коллективов Ленинграда. 1990, Ленинград]

Преамбула к макету коллективного договора на 1991 год

Макет коллективного договора, разработанный союзом трудовых коллективов Ленинграда (СКЛ), основывается на трех видах гарантий:

1. Правовой (законодательной);

2. Экономической (имущественной);

3. Социальной, наличие которых является необходимым и достаточным условием для начала переговоров сторон, участвующих в заключении договора на 1991 год.

Правовую гарантию дают законы РСФСР, регламентирующие трудовые отношения: КЗОТ РСФСР, закон о предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР, о налогах с предприятий..., об отпусках, о правах профсоюзов.

Экономическую гарантию договору дают имущество и финансы предприятия, владение и распоряжение которыми осуществляется на основании закона о собственности РСФСР.

Социальные гарантии дают коллективные соглашения на союзном, республиканском (региональном) уровнях между исполнительными органами советской власти и соответствующими профсоюзными органами “О социальных гарантиях населению региона”, в которых определяется порядок денежных дотаций, обеспечивающих защиту покупательской способности населения в условиях экономической инфляции.

Обращаем внимание профкомов и СТК предприятий на необходимость решениями конференций трудовых коллективов потребовать от указанных органов заключения таких соглашений до принятия колдоговоров. Соглашения дадут ясность по вопросу, сколько денежных средств потребуется от самих предприятий по обеспечению прожиточного минимума в 1991 году работнику и его семье. Выявятся предприятия, которые окажутся банкротами в данном вопросе, и продолжение дальнейших коллективных переговоров с администрацией таких предприятий будет бессмысленным.

Концепция коллективного договора на 1991 год

Коллективный договор, являясь на уровне предприятия юридическим и фактическим гарантом защиты прав и интересов трудового коллектива, в переходный к рыночной экономике период приобретает важнейшее значение. Возникающие я этот период новые условия жизнедеятельности предприятий делают необходимым отход от устаревших форм и положений колдоговора.

Разработчики предлагаемой концепции колдоговора 1991г., проанализировав принятые к настоящему моменту союзные и республиканские законы “О собственности”, “О налогообложении...”, “О предприятиях...”, предложения госкомитета по труду и социальным вопросам “Меры социальной защиты населения в условиях рынка”, проект закона о коллективных договорах, решения 1-го всесоюзного совещания представителей трудовых коллективов в г. Тольятти 31.08- 4.09.90г., определили четыре ключевых момента, регламентация которых через колдоговор становится совершенно необходимой.

1-й момент: приватизация собственности госпредприятий.

2-й момент: самоуправление трудовых коллективов.

3-й момент: обеспечение занятости я условиях перепрофилирования предприятий.

4-й момент: социальная защита работников предприятия (обеспечение прожиточного минимума в условиях рыночной экономики).

По первому моменту предлагается включить в колдоговор 1991г. следующее положение:

Не допускаются без согласия трудового коллектива, выраженного тайным голосованием нс конференции 2/3 голосов полномочных представителей трудового коллектива, преобразование формы собственности предприятия вхождение я концерны, ассоциации, акционерные общества, выделение малых предприятий, кооперативов и любые другие действия, связанные с принятием финансовых и организационных обязанностей.

Это положение колдоговора будет обеспечивать каждому работнику право голоса при рассмотрении вопросов, определяющих его судьбу, до того, как принято окончательное решение.

По второму моменту предлагается включить в колдоговор 1991г. два положения:

1. Вновь разрабатываемый устав предприятия утверждает трудовой коллектив до его регистрации в местном совете.

2. Трудовой коллектив (конференция) утверждает положение о Совете трудового коллектива (СТК), которым закрепляет свое право на самоуправление.

До создания на предприятии органа коллегиального руководства хозяйственной деятельностью — совету предприятия, рекомендуется добиваться через колдоговор наделения СТК правами юридического лица.

Оба положения создадут надежную гарантию реализации права трудового коллектива на самоуправление, закрепленного законом “О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятием” 1983г. (Статьи 19-21, глава 3) и законом “О предприятиях в СССР” 1990г. (Статья 10).

По третьему моменту предлагается включить в колдоговор 1991г. положение:

Администрация обязуется прежде, чем принимать решение о сокращении численности работающих в связи с перепрофилированием предприятия, предпринять корректирующие меры:

— сокращение административно-управленческих расходов;

— передача коллективу работ, ранее отданных на сторону;

— заключение новых контрактов на объемы выполняемых работ;

— добровольные увольнения;

— другие меры, уменьшающие издержки процесса перепрофилирования. Администрация организует переподготовку кадров, выделяет средства на эти цели. Эти гарантии станут дополнением к таковым же, принимаемым на союзном, региональном, отраслевом уровнях.

По четвертому моменту: предлагается в колдоговор 1991г. положение о создании на предприятии дотационного фонда, из которого будут выплачиваться надбавки к зарплате по возрастающему индексу цен на товары, чтобы обеспечить прожиточный минимум работнику предприятия и его семье. Эта мера явится дополнением к таким же мерам, принимаемым на союзном и республиканском уровнях.

Дотационный фонд может быть создан на основе изъятия для этой цели средств из двух фондов предприятия:

страхового и фонда развития предприятия. Колдоговором следует закрепить такой порядок расходования этого фонда, чтобы обеспечивалось исключительное право трудового коллектива в принятии решений по этому вопросу.

Предлагаемые новые положения колдоговора будут встречены сторонами неоднозначно. На стадии выработки совместных решений рекомендуется использовать право трудовых коллективов на проведение собраний, митингов, обсуждение проекта договора в бригадах, цехах и т.п.

Разногласия сторон оформляются протоколом. В необходимых случаях к разрешению спора подключаются вышестоящие хозяйственные и профсоюзные органы, союз трудовых коллективов Ленинграда.

Структурные подразделения предприятия могут разработать свои соглашения между цехкомами, СТК и администрацией этих подразделений, а которых отразить специфические проблемы. В таком случае в общем колдоговоре делается запись, что эти соглашения являются его неотъемлемой частью.

Источник: Межреспубликанская конференция Союза трудовых коллективов [Пакет документов и материалов], 1991г., октябрь. Машинопись, лринтер+ксерокс. 46 с. Москва.