Обращение Совета представителей СТК к Президенту СССР, Верховным Советам ССР и республик. Комитету конституционного надзора и трудным коллективам предприятий СССР [1991, 21-26 января, Москва]

Отмечая неприемлемость для трудовых коллективов раздела IV и несовершенство других отдельных положений Закона СССР “О предприятиях в СССР”, изучив практику введения его в действия, считаем необходимым отметить следующее:

Постановлением ВС СССР “О порядке введения в действие Закона СССР “О предприятиях в СССР” от 04.06.90 г. поручалось СМ СССР:

— до 01.07.90 г. разработать и представить в ВС СССР порядок делегирования прав собственника имущества госпредприятий советам (правлениям) этих предприятий;

— до 01.09.90г. обеспечить пересмотр и отмену министерствами, госкомитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций; противоречащих названному Закону.

Однако, несмотря на неоднократные обращения Комиссии Совета Союза ВС СССР по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии к т. Лукьянову А.И., СМ СССР не выполнил Постановление ВС СССР, что не позволяет применить данный Закон к государственным предприятиям. Более того, СМ СССР своим Постановлением № 1073 от 23.10.90г. принял решение о наделении государственных чиновников а лице министерств и ведомств правом собственника общенародного имущества, чем нарушил конституционные права трудовых коллективов государственных предприятий. Пользуясь незаконно присвоенным правом собственника, министерства и ведомства в ускоренном темпе создают новые хозяйственные структуры (акционерные общества, ассоциации, концерны и.т-д.), которые позволяют им закрепить за собой собственность, причем вся эта работа проводится якобы по согласованию с трудовыми коллективами, что противоречит действительности. Разрабатываются Устав предприятий, ведется компания по заключению контрактов с руководителями предприятий. При этом трудовые коллективы от этой работы отстранены, а зачастую даже не информированы; об этом свидетельствуют многочисленные обращения с мест.

Совмин СССР посчитал представителем интересов граждан и трудовых коллективов созданный им Совет руководителей госпредприятий, придав ему статус общественной организации (Постановление СМ СССР № 1179 от 24.11.90г., п.2), хотя трудовые коллективы не уполномочивали руководителей представлять их интересы. Несмотря на уход с арены СМ СССР, созданные мм государственные структуры управления продолжают действовать в прежнем направлении. В связи с этим вызывает недоумение, что ВС СССР не обеспечил выполнение собственного Постановления, и поэтому введение в действие Закона СССР “О предприятиях в СССР* происходит в интересах номенклатурных меньшинств; все это является одной из основных причин роста социальной напряженности в трудовых коллективах, которые отчуждаются от имущества предприятий и управления.

В сложившейся ситуации Совет представителей считает необходимым предпринять следующие действия:

1. Приостановить всякую приватизацию госпредприятий до того, как будут приняты законодательные акты по разгосударствлению и приватизации.

2. После принятия законодательных актов по разгосударствлению и приватизации пересмотреть все ранее принятые решения и действия по приватизации предприятий и принять по каждому из них решения, соответствующие новым законам.

3. Принять и отменить незаконные акты по созданию акционерных обществ, ассоциаций, концернов и продажу акций госпредприятий, если эти действия идут без согласования с трудовыми коллективами.

4. Привлечь представителей Союза трудовых коллективов страны к участию в разработке всего пакета законов, касающихся деятельности предприятий.

5. Трудовые коллективы а лице своих органов самоуправления должны стремиться вывести госпредприятия из административного подчинения министерствам и ведомствам, сделать их независимыми предприятиями. На переходный период к рынку для некоторых предприятий (угольная промышленность, энергетика, часть оборонных предприятий и др.) сохранить соответствующее финансирование (дотации) ю госбюджета.

6. Требовать размещения госзаказов на основе договоров между соответствующими госорганом и предприятием;

при этом договоры должны заключаться с участием трудовых коллективов а лице их органов самоуправления.

7. Требовать от исполнительных органов перехода государственных предприятий в юрисдикцию республик.

8. Требовать разработки уставов предприятий, контрактов по сейму руководителя с участием и утверждением их трудовым коллективом.

9. Привлечь к ответственности виновных за невыполнение Постановления ВС СССР от 4.06.90 г. “О порядке введения в действие Закона о предприятиях в СССР* и отменить Постановление СМ СССР от 23.10.90 г. У& 1073 с опубликованием решения об отмене в средствах массовой информации.

10. По мнению Совета представителей Союза трудовых коллективов страны, ряд депутатов, виновных в затягивании решения указанных выше вопросов, заслуживают отзыва.

Обращение разработано Советом представителей Союза трудовых коллективов страны с участием народных депутатов СССР Ю.Г. Красильникова и В.И. Татарчука. членов Комиссии Совета Союза ВС СССР по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии.

Сопредседатели Союза трудовых коллективов страны:

И.Т. Ахметов

В.Г. Лащ

В.А. Андрианов

Источник: Копия оригинала, 1991г., январь. Лритер+ксерокс. 4с. Москва.