Самсонов Б. Казачий мир [1952, август, США (см. примечание в источнике)]

Что такое казачество, что такое казаки, каковы духовные основы казачьего мира?!

Если казаки особый народ, то как наука о племенах и народах — этнография — определяет его признаки, его внешние — антропологические — особенности, его язык, его географические границы?!

Если это народ — то какой? — славянский, тюркский, финский, монгольский или какой-либо иной?!

Я утверждаю: этнически казачьего народа — нет!

Параллели с современным американским народом — не помогают. Американская нация, составленная из сотен различных племен и народностей, находясь в исключительных геополитических условиях, выработалась в государственный организм, совершенно самостоятельный, суверенный. Этого не произошло с казахами.

Но в то же время казаки и казачество были, есть и будут... Казачество — это не есть случайное явление российской истории, это нечто более глубокое и значимое.

Казачество — это почти тысячелетнее реально существующее общество живых людей, связанных между собою совершенно особыми духовными началами.

Бесчисленные поколения приходили и уходили, а духовные основы этого казачьего мира оставались неизменными и не умирали.

Основным началом казачьей жизни и их общественного идеала является — прежде всего — вера а Бога, вера в миропорядок и непреложные законы бытия, вера в абсолютную ценность неповторимой человеческой личности. У казаков личность духовно свободна, не пода лена ничем, а только лишь условиями жизни и традициями, лишена своего буйства, эгоизма, возможности паразитического существования.

Все у казаков основано на любви, доверии и свободе. Каждый, кто вошел в казачью жизнь, где нет примата государственной власти над человеком, чувствует себя свободным, полноправным и невольно становится мужественным, сильным и бесстрашным, чтобы защищать это чувство независимого и полноправного человека.

Эта духовная сущность казачества, их как бы особое национальное самосознание, втянула в казачий мир всех, кто пришел в него: славян, кабардинцев, осетин, цыган, татар, калмыков, киргизов, мещеряков, бурят и др., без конца.

В казачестве сливаются сотни кровей различных племен и народов, кочевавших в том историческом степном коридоре между Азией и Европой, где жили казаки.

It все эти пришельцы неизменно превращались в истинных казахов, воспринимая их культуру и их отношения между личностью и обществом. Пришлые поселенцы с разных концов русского государства воспринимали дух казачества и образовывали казачьи войска.

Хоперские казаки — старообрядцы, преследуемые центральной властью, как раскольники, перебрасывались с Дона, с Хопра на реку Аграхань, Куму, в Ставропольскую губернию и в беднейший Баталпашинский отдел, но они при этом не теряли своего казачьего уклада жизни.

В Турции, на берегу Мраморного моря, казаки-некрасовцы, ушедшие в эмиграцию при Петре Великом, почти 250 лет живут,

оторванные от своих родимых краев, и до сих пор они остались казаками, сохранив все свои казачьи основы жизни: язык, религию, предания особый быт.

Ссыльный, после 1905 года, еврейский писатель Богораз-Тан встретил в Восточной Сибири, в глухой, тайге, каких-то казаков, ни к какому войску не принадлежавших. Воинской повинности они не несли, говорили на старинном русском наречии и заявляли этому Богораз-Тану, что они — казаки и только казаки.

У них этот ссыльный писатель записал оригинальные казачьи напевы песен: свадебных, разбойничьих, о Стеньке Разине и т.п. Это казаки живой действительности. Независимо от времени и места, сохранились они от вымирания, благодаря своим духовным устоям жизни и неумираемым казачьим традициям.

Многие интересуются, почему среди казаков такой большой процент старообрядцев в “Дикое поле” от преследований “князя мира сего — Антихриста*, захватившего, по их убеждению, вершины государства и церкви.

Они ушли в свободное казачество. Когда руки всемогущей власти трогали их на Дону, раскольники поднимали восстания. Свободная религиозная мысль староверов восставала против гонений на дух и не хотела подчиняться власти. Так, медведицкие старообрядцы в 1989 году свое восстание едва не развернули до всероссийского бунта размеров Степана Разина.

Старообрядчество не есть только религиозно-церковное ощущение жизни и формальное понимание религиозных обрядностей, нет это — явный протест против западно-европейских влияний. Раскольничьи чернецы Питирим и Кирилл были главными вдохновителями Булавинского восстания на Дону.

Духовные запросы у казаков в старинные времена удовлетворялись, конечно, главным образом в религиозных формах, поэтому так много было на юге монастырей. Запорожские монастыри: Митринский, Киево-Межигорский, Терехтемировский были расположены между Киевом и Черкассами. Донские монастыри: Лисогорский, Фарасановский, Борщесскии, передача которого царским правительством Воронежского епископату была одной м причин Булавинского восстания.

Религиозно настроенные донские казаки перед решительным боем с татарами поддержали князя Дмитрия Донского, благословив его иконой Божьей Матери, и до сих пор чтимой всей Россией под именем Донской Богоматери.

После наполеоновских войн казаки поднесли серебряный иконостас Казанскому Собору.

Донской атаман Алексей Шафран был арестован в Валуйках с большим количеством серебра, которое он вез в Киевскую святую Софию — серебряные ризы и кадила.

Знаменитый запорожский атаман Евстафий Дашков оставил громадные пожертвования на запорожские монастыри, ибо так по казачьим понятиям надлежало поступить “человеку рыцарскому”.

Интересно отметить серьезное выявление “духа казачьего” в необыкновенно красочном обряде — “расставании казака с боевой жизнью и переход с иную жизнь — монастырскую”.

Известен знаменитый “ор”, это поклонение реке Уралу (Яику), у казаков-уральцев.

Все вышеупомянутые явления, ведь это — черты какого-то особого, цельного, глубокого, духовного мира.

На протяжении ряда веков казачество видоизменялось, много раз меняло свои места, меняло свои формы, но через всю его многовековую историю красной нитью проходит некий лейтмотив: это — пренебрежение к жизни м житейской роскоши, презрение к смерти, готовность отдать свою жизнь за других , за родимые края, порядки м свои устои жизни.

Этот лейтмотив и был причиной того, что у казаков все были братья, все были равны. Не было у казаков никаких своих князей, графов и баронов, только кое-кого из пришлых титулованных особ за особые заслуги принимали в “почетные казаки”.

В наше страшное время (мировой революции) все исторические ценности и все примятые нормы и основы жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Происходят напряженные и социальные искания. Отпадают одни ценности, другие получают новое обоснование.

И нет сомнения, что создающееся новое включит в себя многое старое, конечно, в преобразованном м обновленном виде; однако у казаков основная духовная традиция преемственная линия не порывается. Внутренняя сущность казачьего мира не меняется; традиции, это — корни казачества, — не разрушаются. Их природная казачья умственная пытливость заставляет их критически относиться ко всем новшествам и современным “измам”.

Казачество, как особый духовный мир, здоровый, крепкий и сильный, остается неизменным; казачество остается борцом за свои общественные идеалы, за веру своих отцов, за правду, добро и справедливость, за истинное братство, свободу и равенство, за свое извечное народоправство. Казачество создало свой особый мир, свою особую духовную культуру, свой собственный общественный идеал человеческого общежития, проверенный в грозе и в буре прошедших столетий... Идеал общежития, и доселе не превзойденный нашей современностью.

Братья казаки! Берегите же свои святыни! Верьте в величие своих устоев жизни! Боритесь за них! Укрепляйте их прежде всего в ваших собственных душах!

Нас, казаков, остается мало, но велики и возвышенны наши идеалы и духовные основы нашей жизни. С нами наша неукротимая энергия жизни, с нами Бог — мы победим!”

Источник: “Казачьи ведомости” — приложение к еженедельной газете “Русский вестник”. 1991. № 32. Тираж 1Ю тыс. экз. Офсет. 16 полос. Москва. C.11.