“И Россию возродим” [интервью советника атамана Кубанской казачьей рады по экономическим вопросам есаула И.П. Пузикова газете “Обозреватель”. 1992, февраль, Москва]

“Обозреватель”. Что представляет собой кубанское казачество сегодня?

И. Пузиков. Возрождается наше казачество. Только за несколько недель этого года у нас появилось 27 новых организаций в станицах. Всего же в крае их уже около 300. Это не какие-то партии, которые приходят и уходят, это народ. Есть у нас устав, традиции, стремление возродить былую славу дедов и прадедов.

Кому Россия обязана своими границами? Кто стоял на самых опасных рубежах? Вспомним Ермака, Хабарова, Дежнева. Казак — это в первую очередь воин, а потом уже землепашец. Смысл его жизни — служить отечеству: “За Веру, Царя и Отечество!” Конечно, и сейчас у нас на первом плане стоит вера наша Православная. На кругу в станице каждый казак рассказывает о себе. И у нас атеистов быть не может.

“О”. Много ли храмов сейчас открывается?

И.П. Очень. Везде, где только сохранились церкви, они возвращены верующим. Там же, где их егерям с лица земли — строим заново. Недавно было освящение храма в Славинске. Идет возрождение веры. Надеюсь не только у нас, но и по всей России. Это корень всего. Потому что без веры нет народа, а только- сада. Его ведут пастухи и делают с ним, что вздумается. Вот из нас и делали стадо 74 года.

“О”. Каковы ваши экономические планы?

И.П. Самое главное для нас сейчас — земля. Она никогда у нас не была предметом купли-продажи, будучи собственностью всей общины. Сейчас некоторые дельцы хотят втихаря приватизировать землю. Но на Кубани, можно совершенно твердо сказать, подобное не пройдет: казаки никому не отдадут ноля на распродажу. Хотелось бы, чтобы все было в рамках закона. Кубань должна оставаться жемчужиной России, ее житницей, ж не пустыней. На сладкие посулы таких людей, как Олег Калугин, мы не поддадимся.

У нас разрабатывается экономическая программа Кубанской казачьей рады, охватывающая различные области жизни: строительство, сельское хозяйство и т.д. Работа идет, продолжается поиск новых путей развития. Скоро, а частности, будет создан казачий банк. Под него уже получено помещение. “О”. Каким Вам видится с Кубани состояние нашего общества?

И.П. Остановлюсь на армии, как более мне близкой. Мы с атаманом Кубанской казачьей рады Владимиром Прокофьевичем Громовым недавно участвовали во всеармейском офицерском собрании. Честно сказать, очень расстроились после него. Ведь что же получается? У нас нет русского офицерского корпуса, повторяю, русского. Я с удивлением смотрел, как адмирал захлопывает майора, который толковые вещи говорил. Разве могло такое произойти в России, в старой армии? Да никогда. Стыдно было смотреть на улюлюкающих военных. Среднему офицерскому звену — от майора до полковника — заткнули рот, не дали высказаться.

Затем был я на заседании “Движение офицеров за возрождение России”. Может здесь что-то толковое получится. Пока же казаки — единственная сила в бывшем Советском Союзе, которая предлагает свои услуги армии, совершенно безвозмездно. Мы готовы хоть сейчас сформировать казачьи полки, другие формирования и нести службу в рядах Российской армии. Мы не мыслим себя вне России.

Другое дело, что надо восстановить старое административное деление. Была область Кубанская — пусть она и будет, со своим статусом, но, конечно, в составе России.

“О”. А какой Вам видится судьба Уральского войска и казаков Горькой линии в сегодняшнем Казахстане?

И.П. Думаю, там будет все нормально. Тяжело им, конечно, но поможем нашим братьям.

“О”. Будет ли официально возвращено историческое название столицы Кубани — Екатеринодар?

И.П. В ближайшее время. Без этого не возможно восстановить справедливость. Малый совет уже постановил вернуть незаконно отнятые имена улиц и станиц. Мы придаем большое значение возрождению традиций. Казаки должны иметь свою форму, и они будут ее иметь. Хотя надо несколько тысяч рублей на человека, чтобы “обшиться”.

Кубань оживает. В этом году особо торжественно праздновалось Рождество Христово. В Войсковом соборе состоялась величественная служба. Весь народ колядовал: были и огни, и стрельба, и гульба.

Но сейчас, повторяю, самое главное — земля. Будем иметь свою землю в казачьем общинном землепользовании — станем экономически крепкими. Мы и Кубань поднимем, и Россию возродим.

Источник: "Обозреватель"Еженедельная газета. 1992г., № 2-3. февраль. Офсет. 24 полосы. Москва. С. 14.