Заявление [Малого совета атаманов Союза казаков] о дискриминации казачьего населения [1992, 17 февраля, Москва]

Президенту и Вице-президенту Российской Федерации,

Верховному Совету России,

Подкомиссии Верховного Совета по проблемам казачества России.

Прошло полтора года со дня первого обращения Союза казаков, объединившего потомков 11 бывших казачеств, к Верховному Совету России с призывом обратить внимание на бесправное положение народа, первым подвергнутого жесточайшим репрессиям после октябрьского переворота. Никаких позитивных изменений к казакам не произошло. И все же проявляя добрую волю и выдержку, мы вновь обращаемся к высшим руководителям Российской Федерации, надеясь на понимание и конструктивное взаимодействие.

Не станем в очередной раз делать глубокий рейд в историю и рассказывать, как пограничный народ, образовавшийся на стыке Азии и Европы, Руси и восточных государств, в XVIII веке вошел в состав России, в XIX был искусственно превращен в сословие, а в XX — вычеркнут из списков наций и народов бывшего СССР, теперь — СНГ. Для этого имеется достаточно много бесстрастных документов, в том числе многотомные истории казачества, к счастью, сохранившиеся в бывших спецхранах и сейчас широко переиздающиеся. Наша главная забота — сегодняшнее состояние казачьего народа, непрекращающаяся дискриминация как со стороны экстремистов-расистов в национальных республиках, органов массовой информации, так и со стороны центральных властей и местной администрации в России, упорно закрывающей глаза на нужды и чаяния казаков. Так непринятие обещанного Б.Н.Ельциным Постановления “О политической реабилитации казачества” стимулирует антиказачьи провокации на Северном Кавказе. Общеизвестны факты ряда убийств казаков и вооруженный погром в станице Троицкой Сунженского района Чечено-Ингушской Республики, преднамеренные убийства директора совхоза “Советская Россия” П.Д. Кудлая, бывшего первого секретаря райкома А.А. Просвирова в Наурском районе этой же автономной республики. Преступники до сих-пор гуляют на свободе и совершают новые преступления, после убийства атамана Подколзина они совершили вооруженное нападение на его соратников, атамана пос. Карабулак И.А. Жданко, атамана Сунженского отдела А.Л. Черкашенинова, ограбили их, угрожали физической расправой. Руководство Сунженского района не только не приняло мер по пресечению преступления, но и заявило для ТАСС заведомо ложно, что сведения о нападениях выдуманы дня разжигания межнациональной розни.

Что это, как ие прямое поощрение расовой дискриминации и шовинизма, целенаправленная политика вытеснения казачьего населения с их исторических земель? Идет нескрываемая тяжба чеченцев и ингушей за исторически казачий Сунженский район (о проживании казаков на р. Сунжа известно историкам еще с XVI века). Вытесняются казаки из Наурского и Щелковского районов, которые в 1957 году волюнтаристским решением любителя царских подарков — Хрущева были, без учета мнения местных жителей, оторваны от Ставропольского края и переданы в состав Чечено-Ингушетии для заселения чеченцами, прибывшими из Средней Азии. Хотя ранее чеченцы на этой территории не проживали, казаки встретили их с пониманием, помогли обустроиться, а теперь пожинают благодарность за свое радушие — в 1991 году из Наурского и Щелковского районов вынуждены были выехать из-за постоянных притеснений около 500 семей, из Сунженского района — половина населения, около 12 тысяч человек. Аналогичное положение назревает в казачьих районах Дагестана и Карачаево-Черкессии. Название этому явлению — геноцид, что считается тягчайшим преступлением против народа с целью его физического и морального уничтожения. Нельзя простить, но можно понять происки национал-экстремистов против хранителей российского порубежья, которые преграждали пути ордам грабителей, насильников и работорговцев, но как понять представителей центральной российской власти, которые не могут или не хотят защитить свой народ? Напрашивается невольный вопрос, кого и что защищает эта власть, в чьих интересах она функционирует?

По одному и тому же сценарию разыгрывается антиказачья драма и в Казахстане, на Горькой линии сибирского казачества, и в Уральской области. В поселке Котельном Уральской области сожгли дом казака А. Матвеева, хозяйственные постройки у Л. Сахарнова и Е. Ботовой, русскую православную церковь. Поджигателя церкви задержали, но он был осужден лишь условно. Для чего это делается, догадаться не трудно, достаточно было прочесть некоторые лозунги на митинге в Алма-Ате 17 декабря 1991 года, например, такой: “Казачеству нет места а Казахстане!” или послушать откровенно враждебные к уральским казакам выступление на том же митинге Б. Адилова. Все это происходит в присутствии президента Казахстана Н. Назарбаева и с его молчаливого благословления. И в данном случае цель расовой дискриминации предельно ясна — выжить казаков с их земель, подаренных беззаконно некогда Киргизскому краю, затем Киргизской автономной республике Лениным и Сталиным.

Как видим, для кого период послеоктябрьской истории — трагедия, а для кого — манна небесная. Как бы не жаловались на большевистский произвол депортированные чеченцы, ингуши и другие мусульманские народы, но доподлинно известно, что их число за последние 70 лет выросло в 2, 5 раза, а казачье население, особенно оказавшееся в пределах этих республик, неумолимо сокращается.

Малый совет атаманов Союза казаков требует немедленных и решительных мер со стороны руководства России по восстановлению автономии казачьих округов в Дагестане, ЧИР, Кабардино-Балкарии, Сев. Осетии, Карачаево-Черкессии, а также казачьих районов я Казахстане и включение их в состав Российской Федерации. Все вынужденное покинуть эти места население должно получить статус беженцев и материальную компенсацию в размере, достаточном для организации нового крестьянского хозяйства. Отсрочка принятия Постановления “О реабилитации казачества” более недопустима, в период массовой критики ГУЛАГовского социализма она выглядит издевательством над народом, подвергшимся массовым репрессиям и геноциду большевиков.

В целях предотвращения дальнейшего растаскивания России по национальным квартирам и укрепления обороноспособности Российской федерации мы настаиваем на образовании в составе Вооруженных Сил казачьих регулярных и иррегулярных частей и подразделений на базе существующих в казачьих регионах воинских частей, усилив Северо-Кавкаэский и Приволжско-Уральский военные округа за счет войск, выводимых из Прибалтики и Закавказья.

Считаем необходимым создание казачьих представительств в высших органах власти России и национальных республик, в состав которых входят различные казачества и их территории, казачьего отдела в Совете Министров и Министерстве обороны СНГ.

Слабая Россия ни мира, ни уважения к себе ни у кого не выпросит. Для возрождения ее необходимы не столько внешние инъекции, сколько напряжение внутренних, здоровых сил. Защитой, своеобразной иммунной системой для России многие века являлись казаки — древнее воинство Христово. И сегодня оно самоорганизуется перед лицом нависшей опасности. Несерьезное отношение к казачеству — непростительная безответственность, ибо казаки законопослушны и уважительны к той власти, которая уважает их.

Принято Малым советом атаманов Союза казаков 17 февраля 1992г.

Источник: “Обозреватель” — Еженедельная газета, /992г., № 2-3, февраль. Офсет. 24 полосы. Вкладыш. Москва. С.31.