Доклад атамана Союза казаков А.Г. Мартынова Второму Большому кругу (съезду) Союза казаков [1991, 8 ноября, Ставрополь].
Господа старики! Владыко! Братья казаки, атаманы, делегаты Большого круга Союза казаков! Уважаемые гости!
Если проследить историю становления казачества в России, то оно сопровождалось объединением и расширением российских земель, укреплением государственности и армии.
Сегодняшнее возрождение казачества проходит тогда, когда Союза ССР, а это была Российская империя до 1917 г., уже не существует. И то, что осталось, — РСФСР — тоже на грани развала, так как объявляются новые и новые суверенные республики, а ряд из них уже требуют отделения. Государственность, что значит исполнение законов и соблюдение конституции, утрачена. Законы и конституции не исполняют ни президенты, ни правительства, ни народ. Армия деморализована, разоружается и разваливается на глазах.
И вот в такой обстановке мы собрались на своей первый полновесный Большой круг Союза казаков. Если на Большом Учредительном круге я Москве были представители восьми казачеств, то сегодня здесь представлены все казачества и землячества страны.
Наше организационное движение началось практически от создания Московского землячества в январе 1990 года. Раньше других работу по возрождению развернули терские казаки во Владикавказе. Создаваемые новые казачьи организации стали предлагать объединение в союзную организацию. В апреле в Москве собрались представители казачеств, создали организационный комитет, наметили дату проведения Большого Учредительного круга на коней июня. Оргкомитет справился с поставленной задачей.
Хочу подчеркнуть, что Московское землячество не претендовало на размещение в Москве Атаманского правления и организацию проведения Большого Учредительного круга. Это однозначно решил оргкомитет, обосновав тем, что государственные и правительственные органы находятся я Москве и связь с ними казачеств должна осуществляться через Атаманское правление, находящееся там же. Это решение оргкомитета после некоторых дебатов практически единогласно утвердил и Большой круг, который учредил Союз казаков и утвердил Атаманское правление.
Насильственное переселение и депортация казачества за годы Советской власти сделали свое черное дело казачьи земли обезлюдели, а позже были заселены жителями других областей. Но казаки на чужбине остались верны своим традициям, приумножили свой род и ныне создают организации, активно участвующие в жизни казачества страны.
Из сообщения мандатной комиссии видно, что география Союза казаков значительно расширилась за счет создания землячества во всех уголках страны, представленных на нашем кругу.
Высшим органом Союза казаков является Большой круг, который согласно уставу проводится раз в три года. Сегодняшний проводится через год по решению Большого Учредительного круга.
Верховный орган Союза казаков — Совет атаманов — был избран на Учредительном круге и численно дополнен на Совете атаманов в Краснодаре. Союза вошли войсковые атаманы, окружные и отдельческие атаманы, атаманы ряда юртовых станиц.
Исполнительный орган Союза казаков — Атаманское правление было избрано в следующем составе:
МАРТЫНОВ А.Г. — атаман Союза казаков
ЛАТЫНИН В.А. — товарищ атамана (первый заместитель)
НАУМОВ В.В. — подходный атаман
НЕМЧЕНКО ГЛ. — зам. атамана по культуре и издательской работе.
ОВЧАРОВ В.И. — кошевой атаман, был через два месяца освобожден по личной просьбе и заменен ЗОЛКИНЫМ А.И. Старшинами для работы по направлениям были избраны СЕМЕНОВ Д.И., БЕЗРУКИХ В.П., ПОЯРКОВ А.К., КАРПОВ АА., СКУНЦЕВ В.Н., ЧЕРЕЗОВ Г.Д.
Дальнейший разговор о конкретных делах, надеюсь, мы поведем на взаимопонимании, так как здесь присутствуют атаманы и казаки, уже ощутившие, что от лозунгов и призывов до практического их воплощения ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ ДАЛЕКО. И это “ОЧЕНЬ ДАЛЕКО” относится к членам атаманского правления Союза казаков и к атаманским правлениям на местах. Не все избранные оказались достойны этой чести, когда дело дошло до того, чтобы жертвовать своим временем, здоровьем, нести личные материальные затраты на общее дело.
Здесь можно понять казака, который об этом открыто заявляет и просит его освободить от занимаемой должности. Но сколько тех, кто ничего не делает в правлениях?! Зато имеет непомерные амбиции и представляется в своей новой должности на всех уровнях.
Есть и другие, которые используют должность в атаманском правлении для решения своих личных вопросов или своих кооперативов и т.д.
. Так, коммерческий старина Цапенко П.Н. еще до регистрации изготовил себе несколько печатей, пользуясь правовой неграмотностью на местах заключил уйму договоров, претензии по которым идут по сей день, дискредитирую Союз казаков.
С кошевым отделом сразу возникли трудности. Кошевой атаман овчаров В.И. Буквально через месяц-полтора попросил, чтобы его освободили. Просьба была удовлетворена, но не смог работать и стариной и постепенной самоустранился от работы. Старшина Костенко В.Г. переехал в Краснодар и со временем утратил связь с правлением.
Поэтому вместо кошевого отдела был создан кошевой Совет из казаков — хозяйственных руководителей: ЗОЛ-КИНА А.И.. ДЕРЖИЕВА В.И.. СМАГИНА С.А.. КАЗЕЕВА Ю.3.. МАЛЫШЕВА В.В. ФИЛИППОВА А.А. САВЕНКОВА В.А. Они возможно, не в полной мере осуществляли методическое руководство на местах, но помогли создать первичную материальную базу для Союза казаков.
Несколько позже на Совете атаманов в Краснодаре походным атаманом был утвержден НАУМОВ
B.B. С тех пор работа по походной линии несколько оживилась. Добились решения министра обороны о формировании 2-х полков кубанскими и донскими казаками.Правление союза казаков через походный отдел активно участвовало в организации лагерей в I Донском округе. готовило союзное участие в уральских событиях и а событиях в Чечено-Ингушетии, организовало поход в Дивеево. Оказывалась методическая помощь по походным делам на местах. Здесь надо отметить работу войскового старшины ПОЯРКОВА А.К.. который объездил много организаций, лично участвовал в работе лагерей. Возможно, есть к нему какие-то претензии, ко это преданный нашему делу казак. В прошлом году, участвуя в организации Учредительного Большого круге, мы надеялись, что во вновь созданном казачьем союзе самым лучшим образом будут поставлены периодическая печать и издательская работа, так как у истоков казачьего движения в Москве стояли писатели и журналисты, но этого, к сожалению, не произошло. Часть из них отошла от движения, часть ушла я оппозицию, а оставшиеся, возглавляемые зам, атамана НЕМЧЕНКО ГЛ., не проявили должной настойчивости и организованности. Всего было выпущено ни одного номера зарегистрированных журналов “Казаки” и “Стремя”. Не мало может быть претензий и к организации пропаганды казачьей культуры.
Лучшим образом из всех направлений деятельности правления Союза казаков была поставлена работа в орготделе, возглавляемом товарищем атамана Латыниным В.А., который сам лично участвовал в подготовке и проведении многих кругов в казачествах, в Советах атаманов. Здесь отобраны и систематизированы все данные по казачествам. обеспечена в основном устойчивая связь с местными организациями. В правлении налажено ежедневное дежурство, а в периоды обострения обстановки, как было на Сунже, на Урале и т.д., или в дни союзных мероприятий, это дежурство осуществлялось круглосуточно. По этому отделу, да и, наверное, в целом по правлению Союза казаков особо хочется отметить работу Войскового старшины БЕЗРУКИХ Виктора Павловича. В течение года он объехал немало казачеств, зачастую за свой счет, в некоторых находился по 2-3-4 недели, оказывая практическую помощь я налаживании работы правлений, в объединении казаков, регулярно вел приемы в правлении Союза казаков.
А кто только не жил у него дома из приезжающих, зачастую на полном довольствии.Активно участвовали в деятельности правления Рыбин ГЛ. Ичев А.Г., Макарова Э.С.. Бельмач Ю.Г., Артемова Л.М.
За прошедший период были проведены Совет атаманов в Краснодаре, обсуждавший первые итоги работы и принявший Декларацию казачества России, два экстренных заседания Малого Совета атаманов а Москве по положению на Сунже и Малый Совет атаманов в Пятигорске по обсуждению законодательного акта “О политической реабилитации казачества”.
У нас у всех были одинаковые стартовые условия — результат антинародной политики расказачивания, раскулачивания. передела казачьих территорий, отмены демократического казачьего управления и традиционного землепользования, переселения с земель праотцов в период становления Советской власти. Все это лишило казаков этнической самобытности, корневой связи с землей, историей и культурой предков, экономически закрепостило их, привело к духовному опустошению казачьего народа, физическому вырождению. И все
это на фоне уже не существующего государства — Советского Союза и разваливающейся России.Поэтому можно дать любую оценку деятельности атаманского правления, атамана Союза казаков за прошедший период, но никто не может умалить их заслугу в том. что меньше чем за год в таких условиях бескровно и без эксцессов был создан Союз казаков со своими организациями от Днестра до Сахалина, от Душанбе до Чукотки. На сегодня это самая крупная а стране общественная организация.
За 70 с лишним лет казачество впервые как организованная сила послужило Православной церкви, участвуя двумя полными сотнями в сопровождении и в охране переноса МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО а Дивеево. за что получило благославление его святейшества Патриарха московского и всея Руси АЛЕКСИЯ
II.В ознаменование этого события атаманским правлением учрежден памятный Дивеевский крест — первая Союзная награда, которая вручается участникам похода на этом Большом круге.
Двумя полными сотнями Союз казаков стоял плечом к плечу под камнями и оскорблениями казахских экстремистов, отстаивая право Уральских казаков на празднованис400-летнего юбилея служения России на своих исконных землях. Над головами казаков развевалось знамя Союза казаков — трехцветный Российский стяг с нашим гербом, учрежденный еще за год до того, как он стал национальным флагом России.
С этим знаменем после освящения его я храме Большого Вознесения в мае текущего года войсковые и окружные атаманы, члены атаманского правления, казаки прошли по центральны улицам Москвы, по Красной Площади на поклон великим людям России — гражданину МИНИНУ и князю Пожарскому. Таких, как они, сейчас очень недостает нашей Родине.
Были в нашей уже более годовой истории не только торжественные минуты, но и траурные, копи мы вместе хоронили атамана, а потом некоторое время спустя хоронили и казаков.
Здесь мне бы хотелось остановиться на роли личности в нашем движении. Был на Сунже казак Подколзин Александр Ильич, которого братья облекли доверием на атаманство. Некоторые из нас еще играют в казаки: делят движение на белых и красных, создают параллельные структуры, — спешат настучать, кто поддержал ГКЧП. — а я вот нет, и здесь же заработать дивиденд. А он не играл, когда говорил: “Меня облекли не только на атамаиство, но и обрекли погибнуть первым”. И как в воду смотрел. Не стало атамана, державшего все в руках, заставлявшего местные власти примером своего безбоязненного служения казачеству уважать себя и казаков, и начала Сунжа распадаться. Не буду бросать камень вслед уходящим, но взываю к тем, кто остался. Я понимаю ваше положение, через день после погрома ходил по нашей казачьей земле в сопровождении автоматчиков, беседовал с казаками, стоял на коленях у могилы Подколзина, предложившего меня когда-то я атаманы. Но помяните мои слова, как я поминаю слова погибшего атамана: “Тронетесь организованно с Сунжи — через несколько дет потеряем все казачьи земли на Кавказе”.
Возникает справедливый вопрос — ЧТО ДЕЛАТЬ? Давайте думать на кругу вместе. Но, принимая решение, отвечать пред казаками за его исполнение. Мы должны не освобождать Сунженские земли, а заселять их и присоединять к России с учетом мнения населения и сегодняшнего положения в Чечено-Ингушетии.
Можно создать хорошее Атаманское правление в Москве и в каждом войске по типу образцовой конторы, но если эти правления не будут помогать казакам ни местах оживлять работу, не будет ни казачеств, ни Союза казаков.
За время существования Союза казаков мне довелось побывать и на станичных кругах, и на окружных, и на войсковых, и на Советах атаманов всех уровней от Кубани и Дона до Хабаровска. Члены правлений также активно участвовали в этой работе. Вот те выводы, к которым мы пришли.
ПЕРВОЕ — пропадет эйфория начального периода возрождения, когда казалось, что надень форму и объяви себя казаком, и все придет само собой. Оказалось, что для возрождения казачества, как основы возрождения России, необходимо жертвовать и временем, и личными средствами, и самой жизнью. Вот здесь наши ряды несколько поредели. Одни молча отошли от движения, несколько ослабив его, но не выступая против тех, кто остался в организациях. Другие, прикрывая свое безделие, начали клеветать на казаков и атаманов, не стесняясь в выборе средств. И что характерно чем меньше человек делает, тем больше говорит и тем больше у него претензий к окружающим.
ВТОРОЕ — работа и уровень взаимоотношений в станицах и городах различны. В станицах казаки живут на земле, знают всех с детства, не раз выручали друг друга, знают, чем на этой земле заниматься, и успешно занимаются. Л в городских правлениях, включая и войсковые
, почти повсеместно идет полный разгул страстей и выяснения взаимоотношений. Некоторые казаки, утвержденные на должности, вместо того, чтобы руководить другими, показывая личный пример дисциплины, сами не подчиняются ни решениям Круга, ни Совета атаманов, ни правлений, ни приказам атаманов. При этом, если в станице трудно уговорить уважаемого казака стать атаманом, так как он, умудренный жизненным опытом, знает, что ляжет на его плечи и какая это ответственность, то в городах от желающих в атаманы нет отбоя. Об этом красноречиво рассказал атаман Кубанской казачьей Рады ГРОМОВ В.П. в журнале “Кубань”.И вот здесь возникает ТРЕТЬЯ проблема — не избранные, но претендовавшие на атаманство кандидаты сразу уходят в агрессивную оппозицию и начинают создавать параллельные структуры. Объединяют вокруг себя “обиженных” и несогласных и приступают “воевать” против официального руководства казачьим движением, принося тем самым вред своей репутации и всему казачеству. В составе оппозиции казаков можно разделить на три группы. К первой и второй группам относятся “заблудившиеся” или обиженные, которые очень скоро понимают, что можно обижаться на атамана, правление, но нельзя — на казачество, на своих братьев. А вот к третьей группе относятся люди либо с непомерными амбициями,
либо, имеющие задания от наших недругов расколоть, а потом похоронить казачество. Это лица финансируются теми, кому казачество, как кость в горле. Все это не детские игры и не случайности. Именно им предоставляются полосы газет, страницы в журналах, время на телевидении. Они не озабочены собиранием казачества в единую силу, созидательной деятельностью, а только разрушают то, что создается с большим трудом. Вы знаете, что разрушать куда проще, чем строить. Пусть вас не смущает их немногочисленность. Перед Октябрьским переворотом 1917 года партия большевиков тоже была немногочисленна, но оголтелая и беспринципная, без совести, чести и веры. Никто даже поверить не мог, что она может совершить переворот. Но она перевернула всю Россию, утопив в крови казачество и крестьянство.Теперь о создании параллельных или новых структур. Один из наших недругов говорил, что в России только дурак может делать диверсии и поджоги, не зная, что там любят новшества. Поэтому вы постоянно предлагайте новое и именно тогда, когда предыдущее еще окончательно не внедрено. Они только и будут заниматься внедрениями новшеств и никогда не увидят их плодов. А в конце концов Россия не станет на ноги. Всему этому подтверждение 74-летие Советской власти — и особенно в плане непомерных новшеств
— полный провал перестройки.Так вот. Союз казаков и года не просуществовал, не успел отработать основные структуры, а уже отдельные казаки и те, кто казаками никогда не был, начали создавать Союз казачьих войск. При этом усилия свои разделяют. Если КОКУНЬКО Г.В. поливает грязью Союз казаков на каждом углу, то другие, помудрей, такие, как ОЗЕРОВ А.А., одобряют отдельные моменты деятельности Союза, но показывают, что он себя изжил, и предлагают более оригинальную структуру, все тот же Союз казачьих войск или
, на худой конец. Союз казачеств.Каким быть Союзу казаков, вы будете решать не СЕГОДНЯШНЕМ БОЛЬШОМ КРУГУ. Нам нужно помнить, что игры, которые затеваются вокруг казачества, не новость и все не так просто в казачьем движении. И ЗНАЙТЕ ОДНО — НАС НИКТО НЕ ПОБЕДИТ ИЗВНЕ, КАК НИКТО И НИКОГДА НЕ ПОБЕЖДАЛ, МЫ МОЖЕМ ПОГУБИТЬ СЕБЯ ТОЛЬКО ИЗНУТРИ, КАК ПОЧТИ ПОГУБИЛИ СЕБЯ В 1917-1920 ГОДАХ.
И поэтому, наверное, в своем обращении “ЛЮБИТЕ РОССИЮ” в октябре 1919 года Донской атаман Петр Николаевич КРАСНОВ, невольно участвуя в братоубийственной войне казаков, сказал: “ШУМИМ, НО НЕ ДЕЛО ДЕЛАЕМ...”
Положение дел в казачествах и землячествах складывается неравномерно. Есть определенные трудности в Забайкалье и Оренбурге. Не все решено с руководством Сибирским казачеством, много моментов справедливых в критике я адрес атамана. И здесь огорчают нежелание договориться и даже какая то озлобленность. Мы можем спорить до принятия решения, но потом обязаны вместе выполнять намеченное. Есть вопросы по внутренней дисциплине в терском
казачестве. Не набрало сил Уссурийское и Амурское. Уральскому казачеству необходимо самым срочным образом заняться созданием казачьих организаций во всех станицах, поселках и городах. Енисейским казакам больше оказывать помощь своему правлению, а казака — руководителям предприятий сосредоточить внимание на создании материальной базы казачества. Якутским казакам и землячествам наращивать численность своих рядов, не забывая при этом о качественном составе, что в городах является проблемой номер один.Как не печально констатировать, но самое тяжелое положение в плане единства и практических дел сложилось в родном для меня казачестве — ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО. Как можно было объединять казаков, если в правлении не было единства и отдельные члены правления прежде всего сами не выполняли решения этого правления. Не внося должного вклада в общее дело, отдельные представители казачества, и прежде всего из Черкасского округа, самовольно посещали Верховный Совет, съезды депутатов России, возлагая на себя не данные им полномочия. Они неуважительно отзывались и о своих собратьях, и атаманах, и в целом о Союзе казаков, не внося в его работу и малой толики. Бездумно давали интервью налево и направо. Компанию им составляли “кокуньковцы”, а позже Сибирский “генерал” ДОРОХОВ с сотоварищами. Мне могут возразить — имеют право. Да, имеют. Если их туда направит не ниже чем войсковой атаман для совместных действий с правлением Союза казаков.
И другой момент. Почему же из других казачеств ни разу не было самозванных послов? Здесь следует отметить уставный порядок в Кубанской Раде. В день рассмотрения постановления “О политической реабилитации казачества” у Верховного Совета России рядом с членами Московского землячества стояли 30 кубанцев, прибывших в Москву по договоренности с правлением Союза казаков, показывая настоящую казачью выдержку.
Допустим, не все однозначно и в Кубанской раде, о чем пресса сообщает с величайшей радостью. Ново Дивеево кубанцы вместо сотни направили 130 казаков, покорив местное население и духовенство дисциплиной и активным участием в подготовительных строительных работах, а донцы из сотни направили только 20 человек. Образцы дисциплины в Дивеево показали забайкальцы и ставропольцы.
Прошу понять меня правильно. На Дону отсутствует необходимая монолитность казачества, так волгоградцы и хоперцы ведут большую организационную и хозяйственную работу, пользуются уважением всего населения, хорошие примеры есть ив Черкасском округе. Особо хочется отметить добрым словом уже второй раз 1-й Донской округ — бывший атаман МЕЩЕРЯКОВ С.А. — там есть чему поучиться донцам. Ростовский округ — атаман ПОПОВ В.П., который выполнил решение Совета атаманов Союза казаков и повез казаков на Сунжу, а позже отбивался в одном строю с казаками от казаками от казахских националистов на Урале. В Дивеево в основном были казаки его округа. Труды праведные не остаются не замеченными, эти два атамана за их конкретные дела были основными претендентами на должность Донского атамана. Победил МЕЩЕРЯКОВ С.А. Но очень бы хотелось, чтобы эти руководители казачества работали рука об руку будет большая потеря для донских казаков, если их пути разойдутся.
По-разному можно служить людям, с которыми живешь рядом. Верхнекубанский отдельческий атаман ЛЯШЕНКО Н.А. с правлением добровольно взвалили на свои плечи Всероссийский фестиваль казачьей песни. По размаху, радушию и хлебосольству подобных праздников я видел мало. Приехали 23 коллектива в количестве 520 человек практически из всех казачеств, съехались атаманы Союза казаков. На празднике были представители веек уровней власти и местных народных движений. Впервые нам, атаманам, довелось видеть столько слез благодарности и слышать столько теплых слов за то, что приехали поддержать местное казачество в такое трудное для Кавказа время. Но там казаки жаловались, что практически не проводятся круги, сходы, нет должной организации. Мы разговаривали с атаманами, но жалобы поступают и по сей день.
Больше всего радуют уровень взаимоотношений между организациями сегодняшних строителей Большого круга — Ставропольского краевого Союза казаков, дисциплина и порядок в этом казачестве. Мы это ощутили по уровню организации нашего круга. Огромная благодарность вам, казаки Ставрополья! Вам, члены правления Краевого Союза! Вам, атаман ФЕДОСОВ.
В докладе дана характеристика отдельных моментов положения отдельных моментов положения дел в казачествах. Более подробно со своей оценкой выступят Войсковые атаманы, поделятся опытом и, надеюсь, мы услышим их предложения по решению задач, стоящих перед союзными казачествами.
Вам роздан текст основных направлений возрождения казачества, его деятельности на ближайшую перспективу. Не буду останавливаться на его пунктах, а коснусь отдельных моментов ее реализации в правовом, организационном и хозяйственном аспектах.
На сегодня казачество как народ, наравне с другими народами, включено в закон "О реабилитации репрессированных народов" от 26 апреля 1991 года и наделено равными с ними правами во всех отношениях. Это большая победа Союза казаков, т.е. всех нас.
В ходе реализации этого закона возникли определенные трудности, связанные прежде всего с тем. что все сопредельные с нами народы были подвергнуты репрессиям на какие-то конкретные даты, о чем существуют соответствующие документы. Казачество, как народ, систематически истреблялось с 1917 года. подвергалось насильственной депортации — переселению. Границы казачьих земель перекраивались сначала пальцем Ленина, потом трубкой Сталина, последний удар казачьим землям в 1957 году нанес Хрущев. И в настоящее время геноцид по отношению к казачеству не прекратился. Наши земли с молчаливого согласия президентов всех уровней остались а составе новых суверенных государств, таких, как Украина, Казахстан и ряда других.
С нашей подачи был поставлен вопрос об отмене противоправных актов по отношению к казачеству на заседании Совета Национальностей Верховного Совета СССР и там был установлен месячный срок для рассмотрения, но времени для казаков не нашлось. Зато комиссия ЦК КПСС пачками реабилитировала преступников, топивших в крови казачество и крестьянство.
Сейчас новый виток развала — теперь уже РСФСР,
roe вновь создаваемая Чеченская суверенная республика думает отойти от России с землями Сунженского, Щелковского, Наурского и Терско-Гребенского отделов. Но это только пробный камень а деле развала РСФСР и создания Горской республики, связанной с полной потерей Кавказа для России. При этом продолжается методичное вытеснение казаков и русского населения с их исконных земель, где они прожили всю жизнь и где многовековые могилы их предков.На данное положение вещей в ходе очевидного развала Союза мы неоднократно обращали внимание Президента Горбачева и Союзного правительства. На наш взгляд, меры не принимались умышленно. После трагедии на Сунже. в ходе Малого экстренного Совета атаманов, мы посетили вице-президента страны и
потребовали принятия мер. Впервые в прессе, официально конфликту казаков с сопредельным народом был придан межнациональный характер. Но меры к убийцам атамана и казаков на Сунже не приняты до сих пор.Во время Малого Совета атаманов в Москве атаманы во второй раз посетили тогда еще Председателя Верховного Совета РСФСР Ельцина и опять обрисовали всю неприглядную картину положения казаков на Кавказе и в других республиках.
Теперь мы вновь обиваем пороги здания Российского парламента, показывай документально положение дел и указывая на возможность потери Кавказа. Мной направлено две телеграммы Президенту России с просьбой обсудить положение дел в этих регионах и принять атаманов. Надеемся, что в скором времени эта встреча состоится.
Учитывая особый характер геноцида по отношению к казачеству и весь поток клеветы на лучших сынов России. было принято решение принять постановление “О политической реабилитации казачества". Созданная комиссия из народных депутатов и представителей казачества разработала проект документа, который довел до сведения атаманов Союза казаков на нашем Совете член комиссии ЗАГУДАЕВ Ю.Н. Как и требовалось, в срок до 1 сентября этот документ был в Верховном Совете. Комиссия Совета Национальностей дважды обсуждало его, нами было сделано семь редакций, но рассмотрение вопроса отложено на декабрь.
Мной специально приведены подробно асе моменты наших хождений по мукам, потому что когда видишь один-два негативных факта бесправия народа в “правовом" государстве, которое в 1985 году обещал построить Горбачев. то можно это посчитать за случайность. Но когда просматривается вот такая система, то четко видна целенаправленная политика в отношении к русскому народу и казачеству. И мы к политике правительства на нашем Большом кругу должны высказать свое отношение и наметить конкретные шаги.
А они уже есть. Руководство казачества бывшего Баталпашинского отдела и Зеленчукско-Урупского. видя направленность новоявленных лидеров национальных движений с молчаливого благословения руководства СССР” сами провели референдумы и. используя закон “О реабилитации репрессированных народов”, куда включено и казачество, объявили о создании Баталпашинской и Зеленчукско-Урупской казачьих республик с присоединением их к Ставропольскому краю. И сделали это очень своевременно, так как сейчас создается Карачаево-черкесская Советская Социалистическая Республика — пока я составе РСФСР, но казаки знают, что означает это “пока”— Над проблемой защиты казаков в Карачаево-Черкессии много потрудились неутомимый атаман ЛЯШЕНКО Н.А.. его сподвижник атаман ТКАЧЕВ В.Н. и казачка, активный организатор двух референдумов за казачью республику — Анна Карповна Соболева. Она передала также 300 рублей в кассу Союза казахов с господним благословением атаману. Вот имена настоящих радетелей казачьего возрождения.
Мной умышленно заострены моменты положения отдельных казачеств, чтобы таким образом гадать вопрос тем немногочисленным “подрывникам” Союза казаков: “Кто защитит своих на казачьих землях, когда их предало союзное руководство!”
Были ли вы с нами на Сунже и Урале! Как быть казакам Урала, Семиречья и Горькой линии Сибирского казачества! Каким образом протянуть руку казакам Владикавказа и грозного! Вопросов больше, чем ответов.
Союз казаков специально так назван, чтобы показать, что его членами могут стать казаки и отдельные организации из любых мест, из любой республики и любой страны.
Напрасно в ряде мест сложилось мнение, что Союз казаков это Москва и Московское землячество. Союз казаков — это прежде всего казачества традиционных казачьих земель и землячества в стране и за рубежом, в том числе и Московское.
О руководстве Союзом казаков. Его высшим органом является Большой круг. Верховным органом — Совет атаманов. Исполнительным и организационным органом — Атаманское правление во главе с атаманом Союза казаков. Все эти моменты разберем в ходе принятия дополнений и изменений к уставу. А что касается Атаманского Правления. его задача прежде всего в оказании методической помощи казачествам, принятии определенных организационных мер, доведении до логического конца программ кругов и решений Советом атаманов. Но это совершенно не означает, что в проведении союзных мероприятий, я деле решения отдельных задач между казачествами, в вопросах взаимоотношения с правительственными органами, в мобилизации сил распоряжения Атаманского правления Союза могут выполняться по желанию. Должны быть упорядочены и посещения правительственных органов представителями с мест. Тем более, что Атаманское оправление официально признавалось и Союзным правительством признается республиканским.
Без внутрисоюзной дисциплины и дисциплины на местах, учитывая внедрение в наши ряды раскольников, мы не застрахованы от развала. Приучая людей к дисциплине, мы должны знать, что руководить успешно может тот, кто сам умеет подчиняться. Нам надо больше людей пропустить через руководство в атаманских правлениях, чтобы потом эти люди были кандидатами в депутаты, руководителями создаваемых предприятий.
Надевая форму, мы порой забываем, что представляем образ казачества, по каждому из нас, поэтому всегда важно думать не только о том, что делаем, но и что говорим, а появление отдельных пьяных казаков в форме на улице вообще недопустимо.
В ходе проведения и союзных кругов, и местных, вплоть до станичных, должно быть достойное полноправное представительство. Хорошо, что мы их превращаем в праздник, но обидно, что этим иногда все и заканчивается. На кругах должен быть серьезный разговор о казачьем общежитии, о создании независимых хозяйственных и коммерческих структур. Люди ждут от нас конкретных дел и прежде всего в экономике. Сейчас на примере развала Советского Союза стало очевидным, что республики в одиночку существовать не могут. Поэтому нам надо объединять усилия, постараться экономически и социально защитить свои области и нарождающееся казачество. На нашем кругу будет работать секция по экономическим вопросам, которая соберет кошевых атаманов и старшин, делегатов - хозяйственников. Но отдельные предложения хотелось бы высказать.
Пора четко усвоить, что помощи ждать нам неоткуда. Да мы и не позволим оскорблять себя гуманитарной помощью и другими подачками. На сотрудничество с зарубежьем надежды мало. Это показал конгресс соотечественников в Москве — казаки-эмигранты, как и весь Запад, не рвутся в бой за страну, где такая нестабильная обстановка.
Атаманскому правлению союза казаков и атаманским правлениям на местах прежде всего необходимо добиваться такого положения, чтобы наши программы становились составной частью государственных программ. Надо со всей очевидностью, признать, что колхозы будут продолжать разваливаться. Хотя, на наш взгляд, это далеко не всегда оправданно. Что будут с землей? Мы требуем сами и поддерживаем требования профсоюзов — единственного нашего союзника в этом деле, — чтобы земля принадлежала те, кто на ней работает. У нас это могут быть личные наделы пожизненное пользование с правом передачи по наследству и общинная земля, принадлежащая кругу, часть из которой будет для нареза наделов новым семьям и офицерам, демобилизованным из казачьих частей. Нужны и общинные пастбища.
А пока решение не принято. МЫ ДОЛЖНЫ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ И ЗЕМЛЮ И ТЕХНИКУ ХОЗЯЙСТВ, в которых мы работаем.
И ВОТ ЗДЕСЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПРАВЛЕНИЙ. Рядовой казак может сутками работать на этой земле, жизнь за нее положить, но ему трудно правильно оформить бумажки, не когда ходить по начальству, разбираться в круговороте законов. НА СЕГОДНЯ СДЕЛАЙТЕ ЭТО ВОПРОСОМ НОМЕР ОДИН.
Нельзя допустить распродажу наших земель. Всем миром восстанем против этого. Нам не на что и ни к чему ее покупать — за эту землю заплатили наши предки полной ценой — потом и кровью.
В городах представители землячеств должны активно участвовать в приватизации промышленных предприятий, помогать друг другу и в правовом отношении и материально. ЕСЛИ МЫ УПУСТИМ СЕЙЧАС ВРЕМЯ, ВСЮ ЖИЗНЬ БУДЕМ ГНУТЬ СПИНУ НА КОГО-ТО.
Справедливый вопрос: “Где взять на это деньги?” Один из источников — охранная деятельность. Люди пока еще доверяют казакам. И это надо использовать. А деньги здесь немалые.
Союз казаков понимает, что денег нужно много. Поэтому сейчас заняты учреждением казачьего банка. Учредители из казаков есть. В ближайшее время начнем кредитование вновь создаваемых хозяйств с открытием филиалов в казачествах. Только надо кредитоваться не так, как некоторые казачества, когда полученные деньги
пустили на ветер. Здесь нужны конкретные программы.Но и этого недостаточно. Надо будет срочно заняться созданием страховой компании, чтобы страховать будущие урожаи казаков их хозяйствах и под них давать кредиты.
Есть у нас еще одно неизлечимая болезнь. Мы стесняемся или не хотим торговать, в то время как залетные купцы уже стали миллионерами на результатах нашего труда. Наконец-то утвержден Торговый дом Союза казаков, выделен первый кредит под операции. Давайте предложения по открытию в казачествах филиалов с правом юридического лица.
Понимаю, что самой большой проблемой в этом, как и в правлениях, является проблема кадров. Надо готовить их на местах. На уровне Правления Союза казаков эта проблема тоже прорабатывается. И надо поставить дело так, чтобы первый и основной контингент прошел обучение в эту зиму, пока нет полевых работ. На будущее нам надо иметь свои собственные базы для обучения и переподготовки и в Москве, и на местах.
Казачество было основой русской арии, ее золотым фондом. Но тогда российское правительство, в отличие от сегодняшнего Союзного, старалось иметь достойную армию и имело ее. И сейчас, когда поощряются отказники, когда укрываются дезертиры и когда сам президент предлагает простить этих дезертиров, нанося этим последний удар по дисциплине в Вооруженных Силах, мы испрашиваем для себя службы. В программе отражены основные моменты наших предложений, которые мы изложили с походным атаманом в письмах в адрес Президента России Б.Н.Ельцина, вице-президенте Руцкого А.В. и Государственного советника Станкевича С.В., отдельным письмом в адрес Министра обороны маршала авиации Шапошникова Е.И. Теперь по их реакции будем судить, насколько они искренне желают улучшить службу в Вооруженных Силах.
Мы могли бы нести и пограничную службу, так как характер ее существенно меняется. Сейчас не надо ловить шпионов, они свободно проходят через КПП, но надо охранять границы от контрабанды и ликвидировать локальные конфликты, а так как казачество практически везде стало пограничны, то мы и дали свои предложения.
Мы участвуем в разработке проекта по Национальной гвардии, но не можем принять решение об участии в формировании, так как ее могут наделить полицейскими функциями поставить задачу по разгону незаконных демонстраций. Здесь мы имеем мрачный исторический опыт
.Недавно Министром обороны было проведена проверка службы кубанских и донских казаков в казачьих волках. Командованием полков дана высокая оценка службы первого призыва. Поэтому министром обороны принято решение полностью доукомплектовать эти полки казаками.
Но во всех случаях нас никто не избавит от допризывной подготовки казаков, от созданий казачьих трудовых лагерей, в чем Министерство обороны готово оказывать нам помощь.
Чтобы все перечисленное в докладе координировать, обмениваться опытом, пропагандировать лучшее необходимы информационная служба и печатный орган, который практически не выходил в прошлом году, хотя в целом по казачеству выходило, правда тоже нерегулярно, более 40 местных газет.
В канун круга достигнута договоренность, что в составе “Русского Вестника”, выходящего еженедельно, будет две казачьи полосы, готовящиеся редакцией “Казачьи ведомости”. Сами “Казачьи ведомости” будут выходить регулярно раз я месяц. Поэтому в казачествах и землячествах необходимо развернуть работу по подписке, чтобы “Русский Вестник” и “Казачьи ведомости* выписывала каждая казачья семья.
Надо признать, что мы совершенно недооцениваем роль печати. Распространение даже вышедших газет войсковыми правлениями было безобразным. Я видел в Новосибирске на Совете атаманов в сентябре этого года порядка 300 газет еще второго номера с материалами Учредительного круга. В станицах же казаки рады любому номеру казачьей газеты.
Заканчивая доклад, надеюсь, что вы его дополните выступлениями о положении дел в отдельных казачествах, подвергните справедливой критике деятельности Правления Союза казаков. Только большая просьба давать побольше предложений, как улучшить работу, а не критиковать тех, кто хоть что-то сделал для казачества.
При этом помните, что в единстве наша сила. И, как сказал епископ Уральский и Гурьевский АНТОНИЙ на торжественном молебне в честь 400-летия служения Уральского казачьего войска России, “ОТ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ БУДЕ БЕЖИТ”!
Казачество всегда было верующим, берегло церковь и церковь опиралась на казачество, и Господь Бог многие века хранил своих верно подданных. Возрождая казачество, мы чтим традиции и обряды своих предков. В нашем уставе записано, что решения, принятые на кругу без священника, являются незаконными. Но зачастую мы обряды только чтим, но редко исполняем сами, не приучаем к этому подрастающее поколение. Зачастую к церкви обращаемся ради выполнения треб. Намечен круг — зовем священника, надо знамя освятить — идем в церковь, родился кто-то — просим покрестить, женим — обвенчать. А часто ли мы ходим в церковь в форме в воскресные дни и в дни годовых праздников со своими детьми, как с нами ходили родители к заутрене или обедне? А сколько мы отработали на восстановлении храмов и помогли церкви материально? А сколько направили казаков в Ставропольскую семинарию? А как а этом году отметили Покров?
Меня часто спрашивают корреспонденты: “А удалось ли возрождение казачества?”
И здесь отвечаю вопросом на вопрос: “А как вы думаете — можно ли возродить за год то, что систематически уничтожалось 74 года и продолжает уничтожаться сейчас?”
Да мы только в начале пути!
И если ГОСПОДУ БОГУ будет угодно, то во главе с церковью, с памятью о славе наших дедов и отцов и об их незаслуженно пролитой крови, с Верой в наше так нужное сейчас России дело пройдем этот тернистый путь до конца.
8 ноября 1991г.
г. Ставрополь.
Источник: “Казачьи ведомости” — Приложение к еженедельнику “Русским Вестник”. 1991 г. № 4. Офсет.
8c. Москва. С.2-4.