Надо ли казакам засучивать рукава? — Интервью атамана Кубанской казачьей Рады ВЛ. Громова газете “Комсомольская правда” [1991, июнь, Краснодар]

...На тихой улочке в самом центре Краснодара стоит скромный двухэтажный старенький особнячок. Одно крыло этого особнячка занимает сегодня Кубанская казачья Рада. Войдем в небольшой кабинет, похожий, впрочем, скорее на комнату в просторной станичной хате, и от атамана Кубанской рады, потомственного казака, доцента Кубанского госуниверситета, историка Владимира Прокофьевича Громова узнаем, кто же они, эти люди в черкесках, — казаки, О которых говорят, что они ходят с кинжалами по Краснодару, стоят в аэропорту с шашками, вместо милиции, и устраивают порки на площадях. Что стоит за возрождением казачества?

— Владимир Прокофьевич, какой смысл вы вкладываете в слова “возрождение казачества”?

— Возрождение казачества — это возрождение народа с его традициями, культурой, семейным укладом...

— И с домостроем, битьем плетьми на площадях?

— А что, и домострой не во всем плох. Между прочим, в нем особенно заинтересованы женщины... Не знаю, как москвитянки, а казачки, по-моему, от нашего варварского “равноправия” очень устали.

— Вы склонны идеализировать старину?..

— Я ее не идеализирую, но люблю. Возрождение казачества — это часть возрождения России, которая буквально пошла в расхож, на глазах рассыпается... Это возрождение духовного потенциала народа... Наша главная задача — добиться реабилитации казачества. Политической. Экономической. Культурной. Мы считаем, что государство должно вернуть казакам их право на землю и традиционную систему землевладения — общинное землепользование.

— И вы решительно против собственности на землю?

— Решительно. Но при этом мы — за любые формы хозяйствования на земле: фермы, аренда, колхозы, совхозы... И, конечно, мы подразумеваем, что землей должны пользоваться на равных условиях все жители Кубани, независимо от их национальной принадлежности, в общем, все, живущие и работающие на Кубани... Но если землю начнут продавать, ее купят не казаки, у которых просто нет средств на покупку земли. Ее купят те, кто сегодня покупает в наших станицах дома за четыреста тысяч рублей. Это в основном люди и Закавказья.

— А как вы представляете себе культурное возрождение?

— Как возрождение культурной традиции. Наш народ, пройдя через такую мясорубку, сумел сохранить обряды, песни... Память сумел сохранить!.. Особенно молодежь корней отбилась. И только пронесенная через века народная культура позволит эту молодежь вернуть. Позволит противостоять всеобщему оболваниванию, в котором, кстати, принимают участие и многие другие журналисты. Кое-кого из них я бы просто выпорол. На Красной площади.

— Надеюсь, вы шутите... Кстати, о публичных порках... Ходят самые разноречивые слухи. Говорят, например, что а Анапе казаки выпороли какого-то парня и даже потом преподнесли эту “историческую” плетку вам лично в подарок...

— Мне ее никто не преподносил, но она действительно находится в Раде. И случай такой был. Парень пытался изнасиловать девочку. Каким-то чудом ей удалось спастись. Когда она прибежала домой, отец ее, казак, кликнул нескольких товарищей и пошел на квартиру негодяя. Там они его и выпороли. И предложили навсегда исчезнуть их этих мест... Лично я на это смотрю спокойно. Если милиция не в состоянии пресечь подобную дикость, остается самим засучить рукава... Кто нас защитит, если не сами? Президент? Вы слышали, чтобы он защитил кого-нибудь на Сунже? Ни черта. И теперь Кубанская Рада превратилась, по сути, в переселенческое бюро. Со всех концов русские беженцы приезжают. Так модно стало “старшего брата” бить! Разве не обидно? Ведь где только казачьи кости не лежат, кого только • свое время не спасли!.. Тех же кавказцев: куда они от турков бежали? Под вашу защиту!..

— Ваша организация формируется строго по национальному признаку?

— В общем, да. Так получается, что казачья Рада — единственная, кто представляет все славянское население Кубани. Кто-то обвиняет нас в шовинизме. А в чем шовинизм? Вы знаете, сейчас во множестве создаются националистические группы бандитского толка, которые активно вооружаются... А вы посмотрите на этих людей, что толпятся в Раде, — пахари, мастеровые... И о каком интернационализме может идти речь. если в Чечено-Ингушетии в станице Троицкой националистическая банда бесчинствовала несколько часов , жгла убивала — и никто даже не арестован?.. Если нам в глаза говорят: “Ваша земля за Доном...”?

— Многих скажем так, обывателей настораживает очевидная неприязнь к казачьему движению местного руководства компартии. Люди так и говорят: “Не для своей охраны войска собирают?”...

— Сам я — беспартийный. Казаки — не партия. Казаки — народ, который стремиться возродиться со всеми своими специфическими четами и особенностями. Поэтому нелепо говорить о какой-либо нашей “партийной”, коммунистической принадлежности. К сожалению, врагов у нашего движения больше, чем надо. В том числе и различные “партии”. Нет, мы не потерпим пока руководства ни с чьей стороны, и пусть никакая партия не прельщается этой надеждой.

— Допустим, ваше движение удерживается пока вне политики. Но люди, составляющие его, не все же аполитичны. Не подеретесь однажды?..

— Пока мы, к счастью, едины. И залогом тому православие — вера наших отцов.

— А как “записаться в казаки”?

— Поскольку мы — организация, то для этого надо стать членом нашей организации. Необходимые требования:

православие и любовь Отечеству. Стремление послужить ему верой и правдой.

— Стадо быть, казаком не может быть закоренелый атеист?

— Нет. Думаю, что нет. Ведь даже церемония принятия присяги связана с церковными обрядами.

— Но среди вас ость и коммунисты?

— В правлении — половина коммунистов. Но им теперь Устав не запрещает хорошо относиться к церкви...

- Как вы полагаете, национальные конфликты — это стихия? Или же этим кто управляет?

— Конечно, кому-то это обязательно выгодно. Если бы руководство страны и России сумело правильно распорядиться своей властью, многие “очаги” межнациональных конфликтов не разгорелись бы. Ведь был же Ельцин у самих истоков трагедии на Сунже — промедлил или не захотел вмешаться, теперь ситуация многократно осложнилась. Легко на словах раздаривать “суверенитеты”. А это оборачивается для многонациональных районов? Вот и Росам заявила о своем суверенитете. А вы хоть где-нибудь видели признаки российской государственности? Вы слышали о статусе “русских беженцев”?

- Собираетесь ли вы что-нибудь предпринять, чтобы ваше движение стало более массовым?

— Чтобы казаки сыграли свою роль в становлении российской государственности, необходимо, чтобы Верховный Совет России, будущий Президент России приняли государственную программу возрождения казачества.

— Но принятие такой программы наверняка вызовет у кого-то испуг. Да и в центре России тоже. Что ни говорите, а там до сих пор не забыли казачьей нагайки. У каждого своя историческая память. Не опасно ли будить ее?

— Как раз и надо ее будить. Посмотрите на наше знамя и под цвета знамени — нашивки на рукавах казаков. Тут соседствуют на равных три цвета: синий — “иногородние”, малиновый — казаки, зеленый — народы, исповедующие ислам. Это не наша выдумка. Это историческое знамя Кубанской казачьей Рады. Что же касается тех событий почти вековой давности, так ведь царь посылал “на усмирение” бунтов не только казаков, а и просто солдат. И усмиряли... Но и тогда были казачьи полки, которые отказывались “усмирять” — и шли на каторгу. В 17-м году казаки отказались защищать царя. Потом отказались защищать и временное правительство. Это признают даже сугубо партийные историки...

— Если не секрет, за кого думаете голосовать на выборах российского Президента?

— Пока не могу ответить. Думам.

— Все-таки игры с “национальным возрождением” слишком опасны. Стоило ли так броско, театрально облачаться в черкеску — ведь в черкесках казаки не пахали, а воевали...

— Еще раз решительно говорю: драки мы не хотим. Мы просто хотим снова стать собой. Наши предки, бывало, в графе “национальности” писали “казак”. Вот и мы хотим снова стать тем, что мы есть на самом деле, — казаками. Есть такой оригинальный, самобытны, очень интересный народ. Не лучше и не хуже других. Но не похожий на все другие народы. Нас оговорили, у нас отняли наше природное имя. А мы его теперь пытаемся вернуть. Вот и все.

Источник: “Комсомольская правда” — Всесоюзная ежедневная газета. Учредители: ЦК.

ВЛКСМ и трудовой коллектив редакции. 1991, № 129-130, S июня. Офсет. Тираж

18 200 тыс. экз. 4 полосы. Москва. С.1-2.