Кокунько Г. Возрождение казачества и как его пытаются использовать большевики? [интервью хорунжего, члена Правления Землячества казаков в Москве. 1990, Москва]

Возрождение казачества — и как его пытаются использовать большевики.

В последнее время в советской прессе не раз встречаю упоминания о начинающемся возрождении Российского казачества, обращении потомков казаков к своим историческим корням, воссоединении оборванных связей между казачьими областями России. Однако, согласимся, трудно ожидать, что сегодня, в обстановке, когда политические и национально-территориальные противостояние в СССР захватывают буквально все слои населения, подъем казачьего движения не попытаются использовать в своих интересах те или иные круги И, прежде всего, — те, кто пытается всеми правдами и неправдами (в том числе и спекуляцией национальными интересами) удержаться у незаконно присвоенной в 1917- м году власти.

Собственно говоря, так и произошло, и это очевидно из тех же газетных сообщений. И если поверить им, то можно представить, что все наши казаки — убежденные национал-большевики, последователи одиозной Российской компартии, Полозкова и К. То и дело встречаешь новые сообщения, что во главе еще одного казачьего объединения оказался офицер МВД ... инструктор райкома КПСС... “Как к вам обращаться? — спрашивают их. “Зовите меня просто — товарищ атаман!” — ответствуют они. И это уже не смешно. Советская власть, нещадно резавшая казаков, теперь хочет вытравить из выживших остатки самого духа казачьего!

Между тем, именно создание в Москве нашего Землячества казаков, инициаторами коего выступили мы с Друзьями два года назад, во многом дало толчок к пробуждению казаков на местах. Землячество поставило себе главной задачей объединение выходцев из областей казачьих войск и из потомков-москвичей для общения и работы по изучению и возвращению в жизнь культурно-исторического наследия и традиций казачества, поддержание связей с некогда оставленными родными местами, помощь им. Формально Землячество было учреждено при Центре общественных инициатив Всероссийского общества охраны памятников истерии и культуры (ВООПИиК) а январе 1990 г., однако задолго до этого уже складывались ряд неформальных казачьих коллективов — и фольклорные, и конный. и военно-исторический (Московский сводный казачий полк)...

Когда мы задумывали Землячество, когда собирали людей — все, казалось, были едины в том, что необходимость большой работы по возрождению памяти и культуры предков России в целом способны объединить всех потомков казаков независимо от их сегодняшних политических взглядов. А откликались на наши обращения самые разные люди — а том числе, немало коммунистов, офицеров советской армии. К сожалению, оказалось что для кое-кого из них продолжают отождествляться а сознании понятия социализма и патриотизма, служения нынешней политической системе (сделавшей все для уничтожения казачества как такового!) и Отечеству. К тому же и их не минула, увы, страсть собирать и распространять всякие нелепые слухи, разоблачать всякого, кто мыслит не так, как они, как враг народа”. Впрочем, сегодня, по моде, несогласные с фанатичным национал-большевизмом зачисляются в “провокаторы”, “члены Демократического Союза”, “масоны”... И это вместо совместной культурно-возрожденческой работы, конкретных дел; все встречи первого состава Правления Землячества новоявленные разоблачители пытались свести к постановке под своей контроль любой нашей работы — даже командовать Воскресной школой пытались офицера (читай — комиссара) поставить. Может быть, здесь не стоит называть конкретных людей — ведь они, в конце концов, оказались марионетками, носителями идеологии, привыкшей не терпеть возражений. Именно идеология эта толкала их на раскол. Сначала делали попытки прямыми оскорблениями вынудить покинуть Правление и Землячество тех, кто стоял у его истоков, кто пытался противостоять искусственному привнесению дешевого политиканства и наполеоновских амбиций в его работу.

Когда же это не вышло — небольшая группа людей во главе с “атаманом” (писателем и почетным членом МВД), его помощником (поэтом и офицером — заведующим отделом Воениздата) — покинула Землячество, сделав ставку на то, чтобы оседлать казачье движение уже по всей стране и командовать им из Москвы.

Таким образом и был собран в Доме культуры “Серп и молот” (символичное название!) так называемый “Всероссийский круг. Собран в обстановке большой тайны от несогласных, весьма спешно — пока действительно не поднялось казачество на местах, пока не прошли там большие и полномочные Круги, не выбраны действительно полномочные представители всех областей. Собирали на этот съезд большей частью выборочно, угодных его организаторам. И думается, совсем не просто так присутствовали на съезде этом сотрудники аппарата ЦК КПСС: так называемый “Круг” был разыгран точно по сценарию. Сначала собравшиеся избрали “наказным атаманом” совершенно неизвестного им директора московского автокомбината коммуниста Мартынова, а потом уже стали м устав обсуждать под чутким руководством. Верхом фарисейства было, когда новоявленный “атаман” принимал присягу на Библии — не имея (хотя бы для отвода глаз!) даже нательного крестика. А на вопрос, как он, коммунист, будет чувствовать себя во главе традиционно православного казачества, “товарищ атаман” отвечал: “Ничего, я веротерпимый!” Ну, а несогласным с таким оборотом просто не давали говорить. Когда известный журналист, исследователь трагедии расказачивания судьбы Миронова 80-летний Е.Ф. Лосев попытался сказать о там, то кое-кто пытается здесь захватить власть над казаками, его просто силой оттаскивали от микрофона, едва не выкручивая руки. Такая вот демократия, такие вот “казаки!” Похоже, что это достойные идейные наследники палачей казачества; понимают они это с ми или нет, но это так.

Понятно, почему немедленно предоставили свои страницы для освещения прошедшего “круга” многие советские официальные издания. Правда, ни одна из газет почему-то не рассказала об эпизоде с журналистом Лосевым. Еще бы, он как-то не вписывался в радостный рассказ о советских казаках. Но дальше пошло еще интересней: с позиций инициаторов съезда заговорила и так называемая “независимая пресса”, давая слово “товарищам атаманам”. Так, довольно известная газета “Коммерсантъ” рассказала о встрече С. Станкевича, заместителя Председателя Моссовета, с “настоящий казачьим атаманом” Мартыновым — как будто все так и должно быть, и коммунисты всегда командовали казаками, а не резали их.

В поисках широкой общественной поддержки и Станкевич говорит сегодня о “национальном примирении”, “примирении сословий” и т.д. Как будто не стоит до сих пор у власти наследники убийц, пришедших к власти в 1917 -м, как-будто покаялись палачи, как-будто не празднуем мы уже годовщину Октябрьского переворота, после которого и принялись уничтожать Российские сословия. Для фальшивого примирения, обмана Запада, после чего могут последовать новый геноцид и новое строительство “светлого будущего”, и нужны коммунистам “товарищ атаман” со компанией. В стране, правда многие это поняли. Обидно будет только, если обманутся в своих надеждах на действительное возрождение казака те, кто пока еще вообще ничего не знал о происходящем, в том числе и наши соотечественники в Русском зарубежье, решат что все разговоры у нас здесь о казаках — лишь очередной маневр советской власти.

Наше Землячество тем временем продолжает свою работу. Собираем молодежь, организовали для нее занятия. Воскресной школы и изучение воинских традиций казаков. Возвращается в наш быт и общение традиционная казачья форма. Выступают наши фольклорные коллективы, участвуют в проведении фольклорно-этнографических экспедиций. Действует в составе Землячества профессиональная конно-трюковая группа “Казаки”, собирается Московский сводный казачий полк. Приступаем к созданию в Москве своего Казачьего Подворья спасая от разрушения старинную усадьбу — с клубами для молодежи, с рестораном казачьей кухни, с представительствами казачьих областей (наше Подворье мы видим как своеобразный культурно-исторический центр района).

Из прошедших мероприятий хочется отметить проведение панихиды по казакам Русской армии, “за Веру и Отечество живот положившим” — Корнилову, Каледину, Дутову, Шкуро, Мамонтову, Покровскому, Семенову, Краснову..., участие в целом ряде встреч, выставок, посвященных памяти Государя Николая II и его семьи, в подготовке и проведении в Центре Общественных инициатив ВООПИиК Дворянского Собрания, в сотрудничестве с Болгарским культурным центром в возвращении памяти “Белого генерала” — М.Д. Скобелева и проведении приуроченных к годовщине его рождения памятных мероприятий, организации торжественного молебна в день обще-казачьего праздника Покрова Божией Матери в храме Большого Вознесения в Москве... Налаживаются тесные связи с местами (так, недавно провели митинг и демонстрацию в поддержку требований Сибирских и Уральских казаков, оказавшихся в результате произвольного проведения границ в 20-30 годах в составе Казахстана, о воссоединении с Россией), • том числе м экономические. Участвуем в реставрации памятников, издании литературы.

Впрочем, обо всем не расскажешь — да и зачем? Мы только в начале пути. Уже само возникновение Землячества в Москве, послужившее примером для многих казачьих объединений, надеемся, сыграло свою роль в возрождении казачества на местах. А попытка увести казаков в сторону, поставить их на службу пытающимся удержаться у власти последователям Ленина — Троцкого, думаю, обречены, в конце концов, на провал. Казаки возвращаются — значит, возвращается и Россия, как и прежде, казаки связывают свою жизнь со с ужением Отечеству. Особые надежды наши — на непосредственные связи с потомками казаков за рубежом, привлечение к совместной работе по возрождению и самого казачества, и России, на создание землячеств казаков и Россиян вообще за пределами Родины, сохранение в них культуры и традиций России.

В заключение хочется пригласить всех на выставку “Казаки: история и современность”, которую наше Землячество проводит в зале Общества охраны памятников на улице Разина в декабре этого года. Будем рады встретиться на ней с нашими братьями, друзьями и единомышленниками.

Источник: Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. 1990г. 4с. Москва.