Методическое пособие в помощь партийным организациям


1. Демократическая партия России строится по территориальному. Первичные партийные организации создаются по месту жительства, в трудовых коллективах, на основе профессиональных, творческих и других интересов. Первичная ячейка может быть создана при наличии не менее трех человек, признающих Программу и Устав партии.

Для создания организации проводится учредительное собрание, на котором принимается решение о ее создании.

Это решение заносится в протокол, в котором указывается также дата и место проведения собрания, данные о присутствующих (фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес, телефон).

Протокол передается в непосредственно вышестоящую, территориальную партийную организацию для регистрации.

После регистрации организация получает все права, предусмотренные Уставом ДПР.

В дальнейшем. прием новых членов ДПР вновь созданная организация осуществляет самостоятельно на основании личных заявлений вступающих.

В соответствии с Уставом ДПР членские взносы уплачиваются один раз в квартал. Минимальный размер членского взноса при месячном доходе свыше 150 рублей составляет два рубля в месяц. Максимальный размер взноса не ограничивается. При доходе 150 рублей в месяц и ниже размер взноса определяется самим членом партии.

10 процентов поступивших в организацию членских взносов перечисляется в центральный бюджет партии. Размер отчисления в непосредственно вышестоящую организацию согласовывается с руководством этой организации.

При образовании на территории района (города, нескольких первичных организаций и при отсутствии координирующего партийного органа проводится районная (городская) партийная конференция. На конференции избирается руководящий партийный орган соответствующего уровня, координирующий работу первичных организаций.

2. Анализ процесса создания и становления парторганизации всех уровней показывает, что в настоящий момент все организации, независимо от уровня, можно разделить на три основных типа:

2.1. Организация типа "дискуссионный клуб", в которых не произошла структуризация, нет организационно оформленного актива, нет четкого плана действий в своих конкретных условиях.

Деятельность таких организаций ограничивается, в лучшем случае, просветительской работой и участием в массовых акциях; в худшем случае в таких организациях возникает две или более группировок, которые враждуют между собой. Количественно такие организации, как правило, невелики.

2.2. В организациях, которые прошли этап "дискуссионного клуба", активисты организационно распределены по направлениям работы. Но действуют эти организации только на основе проблем сегодняшнего дня. В действиях этих организаций нет четко очерченного плана действий, нет работы на перспективу.

2.3. Организации, внутри которых произошла четкая структуризация как в организационном плане, так и функционально. Эти организации имеют план действий на перспективу. У них, как правило, есть финансовая база и высокий качественный состав актива.

Конечно, такое деление довольно условно, но в целом, страдает состояние организаций по критерию "организация политической партии".

Цель методического пособия - помочь организациям выйти из стадии "дискуссионного клуба" и перейти в другое, более высокое политическое качество.

Основное количество парторганизаций - это районные (городские) организации. Методическое пособие в основном рассчитано на них, хотя может быть использовано для организации работы на более высоком уровне - городском с районным делением, областном (краевом) и республиканском.

2.4. Создание структуры организации. Для правильного построения работы организации избирается председатель, заместители председателя и Правление организации. За каждым заместителем председателя организации закрепляется определенный участок работы. Как правило, выделяются следующие направления:

1) организационное - учет членов организации, проведение партийных собраний, других партийных мероприятий и акций, выдача партбилетов, связь с Советами народных депутатов, демократическими фракциями и т.д.;

2) агитационно-пропагандистское - разработка документов организации, изучение документов, принятых вышестоящими партийными органами и дискуссия по ним, политическая учеба членов организации, подготовка содержательной части массовых мероприятий (текстов выступлений, плакатов, лозунгов, транспарантов), связь с различными общественно-политическими движениями, партиями, прессой;

3) финансово-хозяйственное направление - сбор членских взносов, организация торговли партийными газетами, значками, создание коммерческих структур, поиск возможных спонсоров.

Исходя из специфики местных условий, могут выделяться и другие направления. 3. Организация внутрипартийной работы

Необходимо помнить, что создание парторганизации - не самоцель, а лишь средство для достижения цели. Цель же создаваемой структуры:

- реализация предвыборной программы через победу на выборах. Избиратель отдает мандат доверия при соблюдении двух условий:

- привлекательность и конкретность предвыборной программы;

- доверие к той "команде", которая будет реализовывать эту программу.

Поэтому при организации партийной работы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- качественный состав организации

- формы агитации и пропаганды

- организация работы актива

- работа со средствами массовой информации; создание собственной печати

- создание собственной финансовой базы

- мероприятия по росту численности и созданию "первичек" на предприятиях и по месту жительства.

3.1. Оценка качественного состава организации

Для оценки качественного состава организации необходимо составить список членов организации с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, телефона, профессии, образования. Более углубленно оценить качественный состав организации можно, используя, к примеру, анкетирование, включая вопросы о том, чем хотел бы заниматься член партии.

Используя результаты анкетирования, а также применив систему тестовых оценок, можно составить достаточно точный качественный портрет организации. Результат анализа качественного состава должен показать, какие направления партийной работы "закрываются" членами партии и на какие направления необходим подбор кадров.

3.2. Формы агитации и пропаганды

Формы агитации и пропаганды могут быть самыми различными и определяются из конкретных условий и возможностей организации. Необходимо отметить о том, что задачей агитации и пропаганды является повышение качественного и увеличение количественного состава партийной организации, повышение ее авторитета среди жителей города (района).

Наиболее эффективной формой агитации является непосредственный контакт с людьми в виде встреч с трудовыми коллективами, избирателями, организациями и проведение "круглых столов". Тема таких встреч должна быть актуальна и притягательна для представителей различных социальных слоев населения (например, итоги Российского съезда).

Помимо непосредственного контакта, можно использовать местные средства печати, радио, листовки, распространение партийной прессы, митинги.

Важно понимать, что только комплексное использование всех форм агитации и пропаганды даст желаемый эффект.

"Зацикливание" на какой-либо одной из форм (например, митингов) может привести к противоположному результату.

3.3. Организация работы актива Для этого необходимо:

а) закрепить за активистами функциональные обязанности;

б) определить время, место еженедельного сбора актива;

в) организовать систему быстрого оповещения членов партии в случае необходимости (с разбивкой членов партии на группы по пять или десять человек с закреплением за активистами обязанностей по оповещению.

Способ оповещения должен быть основан на конкретных условиях (прозвонка, курьерская связь, объявления по радио или в печати и т.д.):

г) заместители председателя по направлениям разрабатывают план работы с указанием мероприятия, того, кто его организует, срока исполнения. На основании этих планов составляется и утверждается на общем собрании план работы организации на текущий и перспективный период (см. приложение 1).

3.4. Работа со средствами массовой информации. Создание собственной печати. Этот момент работы организации важен по двум причинам:

- во-первых, наличие таких контактов дает возможность вести агитацию и пропаганду;

- во-вторых, регулярные публикации, интервью, создают популярность организации и ее активистов в городе или районе, что очень важно при будущей предвыборной кампании.

Необходимо помнить о том, что демократические средства печати находятся сейчас в бумажном и полиграфическом "голоде" и любая помощь организации в этих направлениях позволяет наладить с демократической прессой хорошие контакты.

К созданию собственной печати следует подходить очень ответственно. Давая критические материалы в отношении местных органов власти, необходимо предлагать автору статьи или парторганизации вариант решения той или иной конкретной проблемы города.

Вместе с тем важно поддержать любые позитивные решения органов власти. Критикуя негативную сторону деятельности местных властей, нельзя замалчивать те положительные решения, которые они принимают (если, конечно, такие решения имеются).

Печатный орган парторганизации должен быть объективен!

3.5. Создание собственной финансовой базы

Понятно, что без собственных финансовых средств деятельность организации будет резко ограничена. Необходимо, чтобы организация получила статус юридического лица и свой расчетный счет. Регистрация организаций ведется в юридических отделах местных органов власти. Существует несколько возможных путей развития финансовой базы:

- спонсорство со стороны предпринимателей;

- создание членами партии предприятий, кооперативов с отчислением части прибыли на счет организации;

- издательская деятельность;

- сбор пожертвований на митингах и других массовых акциях;

- поступления от вступительных и членских взносов.

Важно помнить, что финансовая деятельность организации должна быть исключительно в рамках закона. Кроме того, и нельзя находиться на одном источнике финансирования (например, спонсорство).

Для ведения финансовых дел в организации должен быть казначей (бухгалтер) и ревизионная комиссия, контролирующая работу казначея.

3.6. Мероприятия по росту численности организации и созданию "первичек" на предприятиях и по месту жительства Помимо различных форм агитации и пропаганды, создания через органы печати известности организации в городе или районе, необходимо проводить и другие мероприятия по росту численности организации;

- организация встреч лидеров партии с жителями и трудовыми коллективами города;

- используя собственный и демократически настроенный депутатский корпус, организации встреч с избирателями на производстве и по месту жительства;

- распространение партийной печати, а также листовок, обращений к трудовым коллективам с предприятиями по созданию ячеек.

4. Партийная работа по усилению влияния парторганизации в городе (районе)

Этот вид партийной работы тесно связан и во многом зависит от того, насколько хорошо проведены мероприятии по внутрипартийной структуризации, насколько удачно расставлены кадры.

Как поставить партийную работу, чтобы влияние парторганизации в городе было весомым, чтобы политическое лицо парторганизации было привлекательным для будущего избирателя?

- Накопление банка данных

- Анализ социального состава округов, их "болевых точек" и действий властей по конкретным проблемам города

- Подготовка предвыборной программы

- Подготовка кандидатов в органы законодательной и исполнительной власти.

4.1. Создание банка данных

Этот вопрос деятельности организации следует начинать со сбора информации по следующим направлениям:

- о городе (районе) (особенности географического положения, социальной инфраструктуры, населения, проблем местного и общего порядка);

- об органах власти в городе (районе) (структура органов власти, исполкома, их подразделений и т.д.);

- об избирательных округах (особенности каждого округа, численность жителей, социальный состав, инфраструктура, депутатский корпус округа);

- о политических и общественных организациях (ориентация, численность, состав выборных органов);

- результаты выяснения общественного мнения;

- данные об имеющихся органах местной печати, радио и т.д.

- перечень предприятий, их подчиненности форме собственности, вид выпускаемой продукции и представленных услуг;

- другая необходимая информация.

Эти данные должны быть систематизированы и храниться в картотеке (либо в компьютере).

Сведения, находящиеся в банке данных, должны постоянно корректироваться с учетом их изменения.

Для чего нужен банк данных?

Во-первых, для анализа изменения общественного мнения и прогнозирования тенденции его изменения.

Во-вторых, для анализа изменения действий властей при решении проблем города (района).

В-третьих, для анализа действий политических партий и организаций и их отношения к данным проблемам.

Сведение результатов этого анализа должно дать следующий результат: предложения по действиям организации - как бы поступил в данном случае наш депутатский корпус. Данные предложения должны вырабатываться аналитической группой, обсуждаться на собрании актива и, по возможности, публиковаться в печати.

4.2. Подготовка предвыборной программы

При разработке предвыборной программы важно учесть:

- тенденции к изменению общественного мнения;

- в предвыборной программе должно быть дано решение конкретных проблем города (района);

- социальный состав округа, его инфраструктуру.

Основой для разработки предвыборной программы должна быть предвыборная программа партии, приложенная к конкретным условиям города (района) и каждого из округов.

Текст предвыборной программы необходимо довести до каждого избирателя (местная печать, радио,встречи с трудящимися, митинги, листовки и т.д.)

4.3. Подготовка кандидатов в органы власти "Команда" кандидатов должна быть сформирована задолго до выборов. Необходимо предусмотреть возможность и целесообразность блокировки с близкими по ориентации политическими группами с целью поддержки единого кандидата;

"Команда" должна быть сформирована. Должно быть четко определено, кто и какой пост, в каком органе власти займет место в случае победы. Основной критерий: компетентность, порядочность, отсутствие негатива в автобиографии. Принадлежность к ДПР в данном случае имеет второстепенное значение.

Формирование "команды" может быть проведено в несколько этапов:

- подбор кандидатов, тестирование, утверждение предварительного партийного списка:

- подготовка кандидатов в рамках семинаров центрального Правления:

- подготовка, обсуждение и утверждение окончательного списка кандидатов.

5. Планирование работы и партийное хозяйство

5.1. Для увязки всех разнообразных направлений деятельности партийной организации необходимо вести планирование работы. Планы должны быть посильными для организации. Попытка втиснуть в них чуть ли не все намерения и пожелания обрекают их на провал.

Пусть в планах будет меньше пунктов, но они должны затрагивать важнейшие участки деятельности парторганизации и приводить к достижению пусть небольших, но конкретных результатов. Применяются различные формы планирования, которые дополняют и уточняют друг друга.

Перспективный план работы составляется обычно на три-шесть месяцев, так как планирование на более длительный период бывает затруднено из-за быстро меняющейся политической обстановки. Он утверждается общим собранием (конференцией) и определяет направление деятельности партийной организации в целом.

Текущий план работы составляется на основании перспективного плана не более чем за месяц. Утверждается решением Правления (Исполкома) партийной организации. Он является конкретизацией перспективного плана работы и должен содержать указания, что должен сделать каждый член Правления и привлекаемый актив в этот период.

Оперативный план работы оставляется для распределения сил Правления и актива организации при проведении какого-либо крупного разового мероприятия (партийного собрания, конференции, митинга и т.д.). Он является таким же конкретным, как текущий план работы.

Индивидуальный план работы составляет председатель, заместители председателя партийной организации, а также члены правления (Исполкома) и актива, отвечающие за какое-либо направление работы или задействованные в целом ряде мероприятий партийной организации. Он помогает ничего не забыть и правильно распределить свои силы и время.

5.2. Партийное хозяйство

В понятие "партийное хозяйство" входит вся документация, имеющаяся в партийной организации: поступающая и составленная в партийной организации, исходящая и остающаяся для внутреннего пользования, действующая и архивная. Примерный перечень "дел", в которые формируются вся документация, включает:

1. Протоколы партийных собраний, конференций с приложением материалов по обсуждавшимся вопросам.

2. Протоколы заседаний Правления (Исполкома) с приложением материалов по обсуждавшимся вопросам.

3. Документы и письма вышестоящих партийных органов, советских и других организаций.

4. Перспективные, текущие и оперативные планы работы партийной организации.

5. Материалы по вопросам агитационно-пропагандистской работы и политической учебы членов ДПР.

6. Письма членов партии и населения.

7. Копии исходящих документов.

8. Справки, информация по различным вопросам.

9. Ведомости уплаты членских взносов и копии квитанций о переводе партийных взносов на центральный счет партии и на счет непосредственно вышестоящей (имеющей счет) партийной организации.

10. Список членов партийной организации.

11. Карточки персонального учета с обязательным указанием перечня постоянных или разовых поручений, выполнявшихся членом партии.

При нехватке места в учетной карточке можно изготавливать приложение к ней.

С учетом специфики деятельности, в организации могут быть заведены и другие "дела".

Повседневный порядок работы с документами, ведения хозяйства устанавливается в самой партийной организации, исходя из численности, структуры, наличия освобожденных работников и других конкретных условий. В больших организациях в значительной степени он упрощается при наличии персонального компьютера.

При смене руководства партийной организации вся партийная документация, числящаяся за организацией, оборудование передается вновь избранному составу на основании акта о передаче. Эти акты хранятся как важнейшие отчетные документы.

Источник: Методическое пособие в помощь партийным организациям. -
Инструктивно-методический документ ДПР.
Печать высокая. 16 с. 1990. Декабрь, Москва.


   TopList