Программа Демократической партии России


Оглавление

Преамбула

1. Наше мировоззрение

2. Общество и демократические силы сегодня

3. Почему нужны партии

4. Что мы предлагаем

5. Этапы деятельности партии и принципы сотрудничества

6. Чьи интересы отражает ДПР

Сегодня представляется, очевидным, что теория и практика строительства коммунизма (и его первой фазы - социализма) доказали свою полную несостоятельность. Во всех демократических странах люди живут свободнее, богаче и честнее. Поэтому следует признать, что Октябрьский переворот оказался исторической трагедией для народов России.

Демократическая партия России объединяет людей, сознательно отказывающихся от социалистического выбора. Мы открыто ставим перед собой задачу ненасильственного изменения политической и экономической системы и превращение России в цивилизованную страну.

ДПР - партия парламентского типа, созданная для политической борьбы конституционными методами.

1. Наше мировоззрение

Демократическая партия России является партией, для которой высшая ценность - свобода человека.

Основа нашего мировоззрения выражена в следующих принципах:

- индивидуальные свободы человека (политические, экономические, вероисповедание и т.п.) даются ему от рождения. Никто не вправе их отнять или ограничить, они являются основой конституционной системы, их защита и развитие является главной целью государственной власти;

- главной гарантией индивидуальных свобод человека является гражданское общество;

- свободное и конкурентное предпринимательство, основанное на частной собственности, является лучшей созидательной силой, раскрывающей творческий потенциал человека;

- духовное и материальное процветание страны возможно лишь тогда, когда вмешательство государства в социальную, экономическую, политическую жизнь граждан жестко ограничивается.

Коммунистической идеологии мы говорим однозначно "нет".

Выдвигая демократическую альтернативу тоталитарной системе мы стараемся обратить внимание россиян, что, помимо социалистического выбора, с коммунистической перспективой есть еще другой выбор, который сделала почти вся современная цивилизация.

Отдавая высший приоритет праву каждого человека иметь свои убеждения, мы никогда не переносим свое неприятие коммунистической идеологии на конкретных людей. Каждый из них, обладая свободной волей, всегда может сделать свой выбор.

2. Общество и демократические силы сегодня

Сохраняющаяся монополия КПСС на власть, созданная ею система не только не позволяют стране выйти из тупика, но, нагнетая напряженность, сопротивляясь демократическим преобразованиям, стремительно ведут страну и ее экономику к развалу.

Отсутствие сильной, хорошо организованной, конструктивной, демократической оппозиции, способной конкурировать с КПСС в борьбе за власть могут сделать ситуацию безвыходной.

Сегодня положение в обществе таково, что возможны два пути развития событий.

Первый: демократические силы объединяются в блок и побеждают на предстоящих президентских выборах России и последующих выборах исполнительной власти "по всей вертикали" и повсеместно. Далее - неизбежное подписание нового Союзного договора республиками, остающимися в Союзе , потребует и новых структур власти. Здесь демократические силы России должны скоординировать свои усилия с демократическими силами других республик и также выиграть выборы в Союз.

Это бескровный, цивилизованный вариант взятия власти и все будет зависеть только от способности демократических сил вести предвыборную борьбу, а при необходимости, приблизить выборы (митинги, акты протеста вплоть до целевых забастовок).

Второй: демократические силы по мере ухудшения ситуации нагнетают обстановку в обществе до выхода людей на улицы и бунта. Восточно-Европейский вариант. Можно не предугадывать исхода, кто в результате придет к власти - демократ или "черный полковник". Непреложный факт, что у нас это не обойдется малой кровью.

Для ДПР приемлем только первый вариант общественного развития.

3. Почему нужны партии

Осуществление второго варианта может произойти само по себе. Способствовать его ускорению могут необъединенные демократические силы, либо объединенные именно с целью проведения этого варианта.

Предотвратить насилие, заставить власть и общественно-политические силы идти по первому, цивилизованному пути, могут только объединенные в структуры, имеющие взаимодействие и подчиненные определенной дисциплине демократические силы - партии.

Только блок демократических партий способен победить КПСС на выборах и привести к власти команды с одной программой дальнейших действий.

Создание партий, как фундамента демократии, главное условие построения демократического, а затем и правового государства.

4. Что мы предлагаем

4.1. Права и свободы человека

Наша цель - политическое, экономическое и духовное возрождение народов Российской Федерации. Для этого необходимо положить в основу государственного устройства следующие принципы.

4.1.1. Только защищая права человека, государство может ограничить права другого человека на основе принципа "свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого".

4.1.2. Личные свободы реализуются в следующих правах человека:

- экономическая свобода личности в праве на частную собственность и предпринимательство;

- политическая свобода охватывает свободу слова, собраний, демонстраций и т.д.;

- гражданская свобода предусматривает свободу передвижения и выбора места жительства внутри страны и право выезда из страны.

4.1.3. Необходимым условием для реализации экономических свобод является свобода торговли, которая обеспечивает свободное движение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В результате ресурсы оказываются там, где они выше оценены и, соответственно, будут наиболее эффективно эксплуатироваться.

4.2.Политическая структура общества

4.2.1. В демократическом обществе не должно быть политических организаций, проповедующих какие бы то ни было формы насилия, сеющих вражду и рознь среди различных групп населения, стремящихся к политической монополии.

4.2.2. Мы выступаем за то, чтобы политические организации не подменяли деятельность органов государственной власти, не выполняли властных государственных функций.

4.3. Гражданин и государство

Процветание народа невозможно без устойчивой и эффективной государственной власти.

Свободный человек сам несет ответственность за свою судьбу. Поэтому в свободном обществе свободных людей государство не должно стремиться решать какие-либо проблемы своих граждан, руководствуясь принципом: свобода каждого кончается там, где начинается свобода другого. Обо всем остальном - еде, одежде, жилье, работе свободный человек заботится самостоятельно.

Для свободного человека страна есть совокупность граждан, а не нечто стоящее над ними. Свободный человек гордится общим наследием и верен общим традициям, но не признает никакой общей цели, не являющейся добровольной совокупностью целей отдельных граждан. Только для достижения таких целей, которые, не ограничивая свобод каждого гражданина, признаны подавляющим большинством граждан, государству вручаются дополнительные полномочия.

Вместе с обязанностями по защите свободы эти полномочия образуют сферу компетенции государственной власти. Здравый смысл диктует, что на государство целесообразно возложить ответственность за:

- защиту территории страны и интересов ее граждан от посягательств извне;

- экологическую безопасность страны;

- защиту чести, достоинства, прав собственности и духовных прав граждан;

- соблюдение законов, договорных обязательств;

- функционирование кредитно-денежной системы;

- защиту экономической свободы, достигаемую поощрением свободной конкуренции и предотвращением монополизации рынка;

- социальную защиту нетрудоспособных граждан.

Этот перечень, конечно, не исчерпывает всех функций современного государства (например, в нем нет государственных программ научных исследований и т.д.). Но уже из него видно, насколько велика опасность того, что государственная власть поглотит свободу гражданина. Носителями государственной власти являются всегда конкретные люди. Даже если поначалу властью будут обладать люди доброй воли и пусть даже власть их не развратит: власть привлечет и вырастит людей иной породы.

Поэтому необходимы механизмы, защищающие свободу гражданина от государственной власти. Таких механизмов два: принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, а также децентрализация, рассредоточение власти. Однако эти механизмы не будут работать, если отсутствует надлежащее политическое и экономическое устройство государства.

4.4. В сфере экономики

В экономике мы за рыночную систему хозяйствования, в которой обеспечены все экономические свободы граждан.

Для стимулирования деловой активности необходимо:

- упрощение порядка регистрации новых предприятий, кооперативов, малого и частного бизнеса;

снижение налоговых ставок с предприятий различных форм собственности и предпринимателей;

- снижение размеров подоходных налогов с граждан;

- установление свободных цен на уголь и регулируемых на нефть и газ;

- упрощение проведения операций по экспорту и импорту для предприятий всех форм собственности и предпринимателей.

При проведении приватизации необходимо:

- скорейшая приватизация предприятий, отраслей, обслуживающих сельское хозяйство, сферу услуг и быта, торговли;

- немедленная приватизация неэффективно используемых земель колхозов и совхозов;

- оставление в распоряжении бюджетов местных Советов не менее 80% поступивших от приватизации средств.

Для защиты экономических свобод от непомерного вмешательства государства необходимы:

- стабильность налоговой политики, ставка налога должна быть стабильной не менее 5 лет;

- прекращение безудержной денежной эмиссии;

- ценообразование с постепенной либерализацией и, соответственно, индексацией доходов населения.

Стремясь к привлечению иностранных инвестиций, мы выступаем за предоставление льготного режима инвеститорам.

Самая идеальная рыночная система не может развиться на пустом месте. Мировой опыт показал, что сильные и эффективные рыночные экономики формировались не без помощи зарубежного капитала. Поэтому создание благоприятных условий для иностранных инвестиций на территории России - это не уступка кому-то за рубежом, а насущная потребность России.

4.5. В сфере структуры власти

Мы за президентскую форму власти в России, за эффективную исполнительную власть:

от губернатора, через мэра города к председателю исполкома сельского района. Эти должностные лица избираются всем населением. Они комплектуют свои кабинеты с последующим утверждением соответствующими Советами. Исполнительная власть в районах городов, в поселковых и сельских советах не избирается, а назначается соответственно мэрами и председателями исполкомов.

Высший законодательный орган Российской Федерации - Верховный Совет численностью 450-500 человек. Существующий ныне Съезд аннулируется. Численность Советов других уровней должна быть ниже существующей в 5-6 раз. Депутаты работают на профессиональной основе. Советы ниже городского и сельского районного не формируются. В функции Советов входят:

бюджет (формирование и контроль исполнения); местные налоги, распоряжение муниципальной собственностью, землей, местное нормотворчество и др.

Советы не вмешиваются в деятельность исполнительной власти. Глава исполнительной власти может вернуть решение Совета для повторного рассмотрения. В этом случае главенство Совета подтверждается 2/3 голосов. Одновременно Совет этим же количеством голосов может признать неправомочность решения главы исполнительной власти, вынести ему вотум недоверия.

4.6. В сфере социальной зашиты

Государство обязано социально защитить нетрудоспособное население (дети, старики, инвалиды, учащиеся, временно нетрудоспособные, а также лица, имеющие недостаточную квалификацию).

Социальная защита нетрудоспособного населения осуществляется с помощью госбюджетного финансирования, а также на основе частного страхования и поощрения деятельности благотворительных фондов.

Характерной чертой защиты должна стать ее точная адресованность, т.е. помощь из общественных фондов потребления не тем, кто у власти, а тем, кто в ней нуждается. Это достигается не дотациями к ценам, а непосредственной финансовой помощью нетрудоспособным лицам.

Когда нетрудоспособность - результат недостаточной квалификации, государство финансирует переквалификацию рабочей силы, вступая для этих целей в партнерские отношения с предпринимателями.

Молодые семьи должны иметь право на получение долгосрочных льготных кредитов для приобретения (или строительства) жилья, обзаведение домашним хозяйством. Кредитуемая сумма должна подлежать индексации.

Учреждения здравоохранения, образования, культуры, которые содержатся за счет бюджета, должны иметь право на индексацию выделяемых средств.

4.7. В сфере экологической зашиты

Экологическая защита достигается путем жесткого государственного контроля с применением санкций в рамках гражданского кодекса о полном возмещении ущерба, применении высоких штрафов. Ущерб в особо крупных размерах должен влечь за собой преследование в уголовном порядке. Одновременно вводится дополнительный налог на экологически вредное производство, а также предусматриваются госбюджетные ассигнования на восстановление природной среды, когда нельзя установить непосредственно виновника ущерба. Экологическая проблема будет значительно ослаблена в результате рыночных цен на землю и другие природные ресурсы.

4.8. В сфере образования, культуры, религии

Укрепление государственности Российской Федерации и ее благоденствие требуют духовного возрождения ее народов, обращения их к вековым традициям нравственности и трудолюбия. Общечеловеческие ценности в нашем обществе должны прийти на смену десятилетиями культивировавшейся классовой морали, "непримиримой ненависти".

Подъем культуры определяется свободным выбором гражданами национальных форм духовного и интеллектуального развития, форм образования, а также поддержкой государством материальной базы образовательных и культурных учреждений и охраны памятников культуры. Государство своей налоговой политикой стимулирует производителей материальных благ к вложению сил и средств в развитие школ, высших учебных заведений, культурных центров, искусства, защиту прав интеллектуальной собственности.

Всем гражданам должна быть законодательно обеспечена свобода отправления религиозных обрядов, свобода выбора альтернативной службы при отказе от воинской службы по религиозным соображениям; все храмы должны принадлежать верующим, их общинам и церкви.

4.9. В сфере межнациональных отношений

Мы считаем, что единственно справедливой основой межнациональных отношений может быть последовательное соблюдение равенства прав граждан всех национальностей.

Мы признаем право личности на самоопределение в принадлежности к той или иной национальной культуре. Вместе с тем мы отвергаем формирование государственных структур власти по национальному признаку. Иными словами, здесь мы также исходим из приоритета прав человека над правами любого коллектива, в том числе и нации.

4.10. Внешняя политика

Мы считаем, что должен быть взят решительный курс на деидеологизацию отношений с другими суверенными государствами. Во главу угла ставятся национальные интересы России, ее безопасность, а также принцип соблюдения прав человека. Мир людей един вне зависимости от убеждений, расовой и национальной принадлежности. В нем не должно быть места конфронтации как военной, так и идеологической. Мы вместе со свободными гражданами России хотим жить в открытом и процветающем обществе, основанном на приоритете человеческих ценностей.

Что касается военной доктрины, то становится очевидным, что дальнейшая гонка вооружений будет все решительнее вступать в противоречие с нашими экономическими возможностями. Принятая сейчас доктрина необходимой оборонной достаточности не под силу разоренной стране. Все последние десятилетия именно от нас исходила главная военная угроза миру, поэтому именно мы должны сделать первый шаг к миру, предложив создание единых вооруженных сил при ООН. Эта сила будет гарантией от перерастания возможных локальных конфликтов в мировую войну, особенно в условиях постоянной угрозы со стороны диктаторов-фанатиков в некоторых странах.

Наш вариант военной доктрины: цивилизованные страны друг другу не угрожают.

5. Этапы деятельности партии

ДПР - партия парламентского типа. Поэтому ее деятельность будет определяться положением в данный момент.

В самых общих чертах можно выделить три этапа практической деятельности нашей партии:

- пребывание в оппозиции,

- выборы,

- меньшинство и большинство в парламенте.

В период нахождения партии в оппозиции будут стоять следующие задачи:

- разработка программных документов и предвыборной платформы;

- быстрое реагирование на все крупные события с целью пропаганды своей позиции;

- организационная подготовка к выборам на основе укрепления и создания новых организаций

ДПР;

- тесный контакт со всеми политическими партиями и движениями для создания блоков и коалиций;

- формирование команд для законодательной и исполнительной власти в центре и на местах;

- увеличение численности рядов партии. Работа в оппозиции не означает, что мы - только "против". Мы будем поддерживать шаги законно избранной власти, если они совпадают с нашими целями.

В период избирательной кампании формируются несколько иные приоритеты:

- усиливается роль организационной работы, региональные и территориальные структуры строят свою деятельность уже не по административному принципу, а по избирательным округам;

- на первый план выходит работа по созданию блока ДПР с другими партиями;

- возможно организационное оформление более широкой некоммунистической коалиции с другими политическими силами России.

В случае получения меньшинства в парламенте ДПР будет строить работу на основе коалиции со всеми парламентскими партиями, если это не будет противоречить программным установкам нашей партии.

6. С кем и как мы готовы сотрудничать

Мы готовы сотрудничать с демократическими партиями и политическими организациями конструктивно-демократической ориентации, чтобы организационно и политически объединить и усилить конструктивные демократические силы и процессы в стране. Мы объединимся, чтобы создать жизненно необходимую оппозицию, успешно противостоять КПСС на выборах.

Мы готовы сотрудничать на следующих принципах, которые, на наш взгляд, способны объединить широкие народные массы и конструктивное демократическое движение в мощную силу:

- приоритет прав и свобод граждан, их равноправие вне зависимости от личных убеждении и национальной принадлежности;

- сильная государственная власть, устойчивое государство, без которых современное общество не может развиваться;

- преобразование СССР в новое федеративное государство на базе свободного самоопределения союзных республик и сохранения России как суверенного, единого участника этого союза;

- свободная рыночная экономика для свободной страны.

Свободная конкуренция, ликвидация искусственных ограничений и тормозов являются лучшим средством увеличения национального богатства и создания достойной жизни всем гражданам, кому по их жизненным обстоятельствам требуется помощь общества и государства;

- мы выступаем против любых форм экстремизма и насилия;

- мы выступаем против любых форм монополизма в политической жизни и экономике;

- мы выступаем против паразитического опустошения природных богатств страны, против превращения ее территории в зону экологического бедствия. Мы не хотим быть проклятием для будущих поколений.

При объединении усилий и сотрудничестве ближайшими задачами будут:

- выработка программы совместных действий;

- создание организационной базы для реализации этой программы на всей территории РСФСР;

- проведение широкой разъяснительной и агитационной работы о целях и задачах нашего объединения среди населения, общественных движений и партий;

- подготовка и проведение избирательной кампании единой политической силой с общими кандидатами в депутаты.

Создавая объединение конструктивно-демократических сил, мы будем стремиться активизировать политические демократические преобразования в стране и уберечь демократическое движение от грубых ошибок и насильственных действий.

7. Чьи интересы отражает наша партия

Общество, в котором создаются условия для свободного самовыражения личности, соответствует интересам трудолюбивых и компетентных людей. Поэтому наша партия ориентируется не на какой-либо класс или социальную прослойку. Наша партия - это партия, отражающая интересы социально активных людей, которые отказались от мира иллюзий в пользу социального, экономического, духовного оздоровления и возрождения и развития России.

Наша партия стремится объединить людей еще по одному важнейшему принципу. Это -ненасилие. Сегодня, когда агонизирующая командно-административная система постоянно рождает, а то и провоцирует вспышки насилия, когда угроза введения военного положения буквально нависла над страной, ненасилие становится основой для осуществления наших целей и первоочередных задач.

Мы стремимся выразить интересы не какой-то идеологии и даже не человечества вообще, а конкретного человека и, соответственно, создать государственный механизм защиты его свободы, чести и достоинства.

Мы считаем первейшим долгом оказывать противодействие всем формам ущемления прав любого человека независимо от того, откуда исходит это зло: из центра или с мест, от коммунистических или антикоммунистических властей. И потому для нас нет никаких высших интересов, скажем, борьбы с коммунизмом или сплочение демократических сил, ради которых можно пожертвовать интересами простого человека.

Мы за то, чтобы оставить в прошлом чьи-то личные политические заблуждения и амбиции. Мы приветствуем всех, кто готов прийти к нам с открытым сердцем, передать свои навыки, знания и опыт.

Мы обращаемся к соотечественникам за рубежом, ко всем, кому дорога Россия, с призывом помочь ее возрождению.

*  *  *

Текст данной Программы выражает позицию партии по наиболее общим вопросам. Наши подходы к достижению обозначенных здесь целей детализируются в предвыборной платформе. Политические приоритеты определяются в ней в зависимости от конкретной ситуации в Российской Федерации

Источник: Программа Демократической партии России. -
Пакет документов 2-го съезда ДПР.
Печать высокая. 8 с. 1991. Апрель, Москва.


   TopList