Доклад председателя Всесоюзного объединения депутатов (ВОД) “Союз” Ю.В.Блохина [на 11-м съезде ВОД. 1991, апрель]

Страна сегодня находится в условиях надвигающейся катастрофы. Убедительное свидетельство этому—нарастающий спая производства и галопирующее снижение уровня жизни; разрастающиеся забастовки и расширяющееся межнациональное противостояние, усиливающееся безвластие и рост беззакония.

Где выход из создавшегося в стране положения? Что нужно сделать для того, чтобы остановить развал, выжить и обеспечить развитие страны?

Для нас ясно, что необходимо бороться за сохранение и упрочение нашего общего дома—Союза Советских Социалистических Республик. Это наши главные объединяющие цели. Однако их сегодня уже недостаточно для того. чтобы наше депутатское объединение могло стать самостоятельным движением, понятным для большинства здравомыслящего населения страны.

В сегодняшних условиях всеобщего разброда мнений и точек зрения для нас очень важно найти свой идейный стержень, вокруг которого можно было бы консолидировать всех наших сторонников независимо от их социального и имущественного положения—членов партий и беспартийных, верующих и атеистов, людей разной национальной принадлежности и соотечественников за рубежом, зрелых и молодых, т.е. всех, кто одинаково обеспокоен судьбой нашего многовекового государства.

С этой целью ВДО “Союз” в настоящее время ведет разработку “Программы выживания в условиях тотального кризиса” и “Стратегии развития страны”, которые, как нам представляется, должны отличаться от аналогичных правительственных разработок, явно страдающих декларативностью и, как показало время, нежизнеспособностью, и от программ наших так называемых “радикальных демократов”, где намечаемое реформирование неминуемо приведет к расколу общества, ожесточенной борьбе и не исключено—к гражданской войне.

Хотя, конечно, это не означает, что мы отвергаем все и вся в предлагаемых программах. В них, бесспорно, есть очень много конструктивного и полезного. Все это используется нами.

При этом главной целью нашей Программы, в отличии от всех до сих пор предлагавшихся программ, является гарантированное устранение угрозы жизни и защита чести и достоинства каждого советского человека.

При этом признаются недопустимыми: гражданская война; расчленение страны и потеря ее государственности;

приход к власти криминалитета; массовая безработица, нищета и голод; ущемление прав и свобод граждан по национальному, языковому, партийному, религиозному признаку и по месту жительства; разваливание даже недостаточно эффективных государственных и народнохозяйственных структур, без создания взамен новых; экологические катастрофы и дальнейшее разрушение социально-психологической среды.

И, уже сейчас ясно, что без решительных чрезвычайных мер выполнить эти необходимые условия невозможно.

С учетом этого Программа разделена на этапы. В ней 1991—1992 годы рассматриваются как период выживания, я том числе 1991 год предусмотрен я режиме чрезвычайного положения, а 1992 год—переход к стабилизации. Непосредственно стабилизация общественно-политического и социально-политического положения в стране намечена на 1992—1993 годы, затем ожидается экономический рост в 1993—1995 годах с последующим развитием в течение 1995—2005 годов и постепенным врастанием в мировую систему хозяйствования.

Самые срочные меры в Программе на этапе выживания:

1) прекращение кровопролития и недопущение кровавых конфликтов во взрывоопасных регионах (Прибалтика, Молдова, Нагорный Карабах, Южная Осетия и др.);

2) проведение весеннего сева и снятие угрозы повсеместного голода.

И, несмотря на то, что решение первой проблемы преступно затягивается в надежде на несуществующий “консенсус”, а второй—в определенной степени уже запоздало, однако действовать нужно, не все еще потеряно и спасти положение можно. Для этого необходимо немедленно ввести Чрезвычайное положение по всей территории страны. Проект Программы предусматривает его ввод на шестимесячный период—апрель—октябрь месяцы.

Чрезвычайное положение—это то необходимое и решающее условие, без которого все другие меры останутся благими пожеланиями: катастрофа неминуема.

Президент СССР Михаил Горбачев должен пойти на это. Это его моральный и нравственный долг. Есть и правовая база этому—статья 113 Конституции СССР—пункт 13 и Закон СССР “О правовом режиме чрезвычайного положения”.

И тут не нужно пугаться этих слов о чрезвычайном положении. Достаточно посмотреть нашу прессу, послушать наши радио и телевидение, везде одно и то же—твердят, что положение чрезвычайное, что нужны чрезвычайные меры.

Действительно, общий кризис налицо. Нужны “шоковые” действия во благо всех. Промедление смерти подобно!

Чрезвычайное положение обеспечит условия, необходимые для проведения в жизнь неотложных мер по выживанию государства и стабилизации общественно-политического положения, среди которых выделяются три ключевых группы:

1) проведение сева и обеспечение страны продовольствием;

2) укрепление вертикальных структур власти государства. Для обеспечения населения продовольствием необходимо:

— обеспечить весенний сев посевными материалами и, в первую очередь, всеми необходимыми материальными ресурсами, включая сельскохозяйственное оборудование, запчасти и горюче-смазочные материалы;

— оказать всемерную поддержку фермерству а полевых работах, подключив их к системе государственного снабжения;

— в кратчайший срок увеличить размеры приусадебных земельных наделов и предоставить такие участки всем желающим сельским жителям;

— выявить все государственные запасы продовольствия, в том числе находящиеся в распоряжении сельхозпредприятий, баз, магазинов, организаций и кооперативов, и ввести строгий контроль за их расходованием: организовать строжайший контроль производственной деятельности предприятий пищевой промышленности и поставщиков сельхозпродукции, при нехватке продуктов для гарантированного распределения населению—запретить всякую свободную их продажу;

— для обеспечения сохранности продуктов при транспортировке, хранении и в торговле поощрять частную и предпринимательскую деятельность в этих сферах по принципу: “Лишь бы не пропало”. Для снятия социально-психологического напряжения в обществе нужно:

— снизить цены на товары первой необходимости и увеличить компенсации в связи с общим ростом цен не менее, чем в три раза, отменить пятипроцентный “президентский” налог с продажи товаров;

— с целью недопущения безработицы необходимо активизировать создание дополнительных рабочих мест путем целевого финансирования системы малых предприятий, а также дорожного строительства и ремонтных работ и т.п.;

— объявить мораторий на забастовки, митинги и демонстрации;

— приостановить деятельность всех политических партий и организаций, включая КПСС,—вплоть до роспуска тех из них, которые выступают с сепаратистских, националистических позиций:

— ввести контроль за деятельностью средств массовой информации со стороны Верховного Совета СССР;

— отменить дискриминационные законы, создающие межнациональную напряженность. Наконец с целью укрепления вертикальных структур власти следует.

— восстановить единство банковской системы во главе с Государственным банком СССР и обеспечение безусловной передачи всеми республиками своей доли в общесоюзный бюджет;

— перевести все виды транспорта и основных средств связи на военное положение и вывести их из подчинения местных органов власти;

— создать институт полномочных представителей Президента СССР на местах, которые брали бы на себя всю полноту власти при саботаже либо противодействии со стороны республиканских или местных органов власти;

— установить общее правило, по которому органы власти, проводящие политику, противоречащую принимаемым руководством страны решениям, лишаются права руководить нижестоящими органами власти и управления, и для последних решения этих органов власти теряют силу; асе должностные лица обязуются не выполнять указаний своего руководства, если они противодействуют решениям руководства страны.

В чрезвычайный период, а затем в период стабилизации и роста потребуется также обеспечить единство экономического и правового пространства на всей территории страны;

организованно провести разгосударствление собственности и не допустить “дикой приватизации”, ведущей не к современной, а к дикой стадии капитализма;

оживить деятельность легкой промышленности;

улучшить переориентирование военно-промышленного комплекса на удовлетворение спроса население на товары народного потребления;

остановить идущее полным ходом разрушение научно-технического потенциала, особенно фундаментальной науки;

всемерно поддержать семью, материнство и детство;

должна развиваться система здравоохранения и культуры. Следует широко привлечь к обеспечению выживания и развития страны, как к задаче спасения народа и Отечества,—возможности армии и духовенства.

Таковы, по нашему мнению, основные, не терпящие отлагательства, меры чрезвычайного порядка.

И если Президент СССР не может выполнить свой конституционный долг, выступить “гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан. Конституции и законов СССР, принять необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР... безопасности и территориальной целостности страны...”, согласно пункта 1 и 2 статьи 127/3, то, я надеюсь, что депутатская группа “Союз”, как ведущая парламентская сила, готова взять на себя и разделить со всеми общественными силами, поддерживающими ее позицию, всю полноту ответственности за реализацию конституционным путем всех выше названных мер чрезвычайного положения.

Что касается остальных этапов программы, этапов развития и постепенного врастания в мировую систему хозяйствования. то они имеют целью—создание динамично развивающейся хозяйственной системы: раскрепощение товаропроизводителей; разгосударствление экономики путем введения ассоциированных форм собственности; формирование новых агропромышленных отношений; последовательную либерализацию цен и укрепление рубля; развитие самоуправления республик и территорий, возрождение духовности и повышение культурного уровня общества;

создание цивилизованной многопартийности.

Товарищи! Результаты референдума 17 марта показывают, что СССР, как и ранее Россия, остается не просто одной шестой частью суши, самой большой страной на географической карте планеты и даже не просто единым экономическим пространством, которое ныне пытаются раздробить. Он остается живым историческим организмом, поэтому попытки расчленить его под всевозможными благовидными предлогами и разными способами—следует теперь квалифицировать как преднамеренное покушение на его жизнь.

Собственно, с этой точки зрения мы смотрим и на проект нового Союзного договора о Союзе суверенных республик.

Вообще, если говорить прямо, то проект нового Союзного договора нам не нужен.

Во-первых, у нас есть Союзный договор от 1922 года, подписанный полномочными представителями всех республик, и ничего зазорного нет в том, чтобы в него были внесены необходимые уточнения и дополнения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. И это было бы этично по отношению к навей истории, какой бы хорошей или плохой она ни была, х нашим предкам, общими усилиями которых было сделано много для того, чтобы государство выстояло, чтобы Союз ССР был, чтобы работал в интересах всех населяющих его народов, больших и малых. И, во-вторых (что самое убедительное в этом споре—нужен или не нужен новый Союзный договор), вновь приходится говорить о результатах общесоюзного референдума. Более 2/3 всего голосовавшего населения отдало свой голос за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и это не смотря на давление радикальных средств массовой информации на психику и сознание нашего народа!

Между тем, вам всем настойчиво навязывают, не считаясь с мнением всего нашего многонационального народа, новый Союзный договор и заложенные в нем концепции государственного устройства, уже доказавшие свою несостоятельность за истекшие годы перестройки, уже приведшие к межнациональному противостоянию и недоверию, к братоубийству и кровопролитию, к нарушению производственно-экономических связей между республиками и регионами—со всеми вытекающими отсюда последствиями для экономики государства и каждой республики.

Вопреки решениям Верховного Совета СССР и IV Съезда народных депутатов СССР о сохранении названия нашего государства—Союза Советских Социалистических Республик, названия, емко характеризующего основы нашего Союза,—социалистический общественный строй, федеративное государственное устройство и советскую систему власти, в проекте Союзного договора оно подменяется понятием “Союз ССР” (видимо, у его авторов рука не поднялась дать полный разворот аббревиатуры СССР). Отсюда впечатление обмана.

Возможно это связано не с совместимостью Президентской формы управления государством и властью Советов. Так нужно решать эту проблему! Президентская власть пока не показала своей жизнеспособности—нс следует ли прислушаться к голосам, призывающим вернуться к ее пронизывающим, в отличии от президентской, системе Советской масти? Но зачем же не договаривать, скрывать, действовать вопреки свободному волеизъявлению народа?

В этой связи я задаю себе и всем вам вопрос—так кому же нужен новый Союзный договор?

И на этот вопрос напрашиваются два ответа: во-первых, тем, кто давно оторвался от интересов своего народа, кто привык властвовать и жаждет укрепления своей власти, кто особенно не страдал в годы застоя и кто сегодня тоже у руля и готов удельно княжить. Этому сколь угодно примеров, если посмотреть чуть внимательнее по сторонам.

Во-вторых, тем, кому мешает ваше свободное и независимое государство, кто спит и видит его как сырьевой придаток в системе мирового хозяйства. Действительно, если мы разделимся на несколько десятков государств, то это так и будет. При этом возможно разрастание гражданского противостояния и братоубийственной гражданской войны.

Если же говорить конкретно о содержании нового Союзного договора, то с его подписанием исчезнет единое государство, а останется 15 независимых государств, и это еще не предел; есть сообщество государств* нет власти Советов в лице Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР как выбранного демократическим путем органа, а в замен нечто качественно новое—Совет Федерации, который согласно проекту Договора, принимает решение о его подписании.

Таким образом, с подписанием нового Союзного договора нет СССР как единого федеративного государства и начинается ликвидация советской власти как единой системы представительных органов государственной власти.

Теперь об очень важном вопросе—о необходимости формирования массового общественно-политического движения “Союз” на платформе депутатской группы “Союз”.

Напомню, первоначально, уже около полутора лет тому назад, возникла депутатская группа “Союз”, затем, 1 —2 декабря 1990 года состоялся Учредительный съезд, образовавший Всесоюзное объединение народных депутатов всех уровней “Союз”.

Наши позиции сейчас разделяют многие народные депутаты союзного уровня—их более 700 человек со всей страны, вместе с тем у нас зарегистрировано не меньшее число народных депутатов республиканского и местного (городского и районного) уровней.

Сейчас в той или иной стадии формирования действуют депутатские группы “Союз” в Москве и Ленинграде (с сетью районных групп), РСФСР, на Украине, в Казахстане, Литве, Латвии, Эстонии, Молдове, есть представители депутатского объединения в республиках Средней Азии.

До недавнего времени мы считали, что членами депутатского объединения могут быть только депутаты. Обосновывалось это тем, что каждый из нас представляет своих избирателей и у каждого у нас за спиной их не один десяток тысяч человек, а то и сотни тысяч. И наша задача—выполнить их наказы и достаточно для этого использовать возможности депутатской группы “Союз”.

Однако позже появилась потребность в создании Всесоюзного депутатского объединения “Союз”, что необходимо было для взаимного обогащения депутатов как союзного, так республиканского и местного уровней.

Не только депутаты, но и избиратели стали обращаться с просьбой вступить в объединение “Союз”—с тем, чтобы работать и помогать “Союзу”. При этом явно .просматривается нарастание интереса к депутатам “Союза”, прямо высказывается мысль, то деятельность “Союза”—последняя надежда на распад государства.

В этой связи считаем не только оправданным, но и просто необходимым поддержать этот порыв; депутатское объединение и группа “Союз” должны стать основой массового общественно-политического движения “Союз”.

В условиях, когда политизировано практически все общество, депутатскому корпусу нельзя замыкаться в себе. Нужно спуститься с Кремлевского холма, работать в гуще событий, среди народа, слиться с ним.

Без опоры на широкие слои населения успеха у ВДО “Союз” не будет! Для объединения всех здравомыслящих сия в массовом общественно-политическом движении подготовлены Устав и Программа действий Всесоюзного объединения; депутатов “Союз” и их избирателей.

Принятие съездом этих документов позволит усилить организующее начало в работе объединения “Союза”. При этом сегодня на первый план выдвигается задача защиты населения от необдуманных постановлений и решений Высшего руководства и Правительства страны и местных органов власти, резко снизившийся уровень жизни населения, поставивший на грань вымирания в первую очередь малоимущих, инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и труда.

Было бы не плохо, чтобы участники съезда дали свои предложения для расширения и уточнения круга практических задач ВДО “Союз”, понятных всем, и которые направляли бы депутатский корпус и их избирателей на конкретные дела.

[Москва, 21-22 апреля 1991г.]

Источник: "Политика"—Всесоюзная еженедельная газета., 1991, № 4, май, Москва.