Рыбкин И.П. Доклад на 1-ом съезде Социалистической партии трудящихся 21 декабря 1991 г. “О социально-экономической ситуации в России”

Уважаемые товарищи делегаты и гости Съезда!

По поручению Оргкомитета и народных депутатов РСФСР—членов нашей партии представляю Вашему вниманию и суждению наш взгляд на социально-экономическую ситуацию в России ее краткий анализ, мы полагали необходимым это сделать, ибо сведения об истинном положении вещей сколь многочисленны, эмоциональны, столь и разрознены, противоречивы. Однако всю силу происходящих потрясений ощущает на себе каждый трудовой человек России.

Задача анализа ситуации облегчается тем, что в своем названии и в программном заявлении, в уставном документе принятых Учредительной конференцией два месяца назад, наша Социалистическая партия заявила о намерениях отстаивать интересы трудящихся, наемных работников физического и умственного труда, малообеспеченных слоев нашего Российского общества, мирным конституционным путем способствовать выходу его из глубокого политического, экономического и духовного кризиса.

Политический спектр сил, преобразующих Россию, достаточно пестр, на первый взгляд, разбросан и размыт. Но это только на первый взгляд. При внимательном рассмотрении выявляется достаточно четкая закономерность:

из 15 зарегистрированных в Минюсте партий и движений лишь СПТ говорит о трудовом человеке, о рабочем, крестьянине, пролетарии умственного труда—интеллигенте как о своей социальной базе. Все остальные ориентированы на так называемый средний слой предпринимателей и собственников. Блок партий и движений “Дем.Россия” всегда заявлял о своей антикоммунистической направленности, и после незаконного запрета Компартии в нем преобладает точка зрения, тенденция и стереотипы либерализации и отнюдь, не социализация пути я развитии России. Идет мучительная перемена общественного строя вслед за Польшей и другими странами Восточной Европы и по тем же программам.

В плане национально-государственного устройства а полной мере реализуются февральские резолюции "Дем.России" перед референдумом 17 марта, где подробно заявлено, почему наше государство не может быть Союзом, почему не может быть советским и социалистическим и почему вообще не может быть единым федеративным государством.

Левые силы социалистической ориентации естественные союзники, пока разбросаны и переживают эйфорию малых суверенитетов. Однако сама логика жизни, борьбы за интересы человека труда, убеждены, приведет их к единому блоку. Мы должны этому способствовать.

В настоящее время все без исключения сферы экономики РСФСР находятся в состояния глубокого кризиса. Снижается национальный доход. В важнейших отраслях народного хозяйства падает выпуск продукции.

Основная причина сложившейся социально-экономической ситуации заключена, по нашему глубокому убеждению, в потере управляемости производством, финансами, денежным обращением, норой в откровенном попрании Закона. Трудно, но во многом придется согласиться со словами Вице-Президента А.В.Руцкого, что в России сегодня нет ни демократии, ни власти.

Недостаточные темпы роста национального дохода а 1986-1989 гг. сменилось в 1990 и 1991 гг. его абсолютным снижением. В прошлом году объем национального дохода сократился на 5%, за 11 месяцев с.г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года—на 11%. В целом за год ожидается снижение примерно на 12%.

Производство продовольственных товаров сократилось на 8%, а товаров народного потребления в целом—на 1% (в ноябре—на 6%). Розничный товарооборот уменьшился а сопоставимых ценах на 7,7%. Причем в объеме товарооборота 45% заняли затраты людей, вызванных ростом розничных цен.

Все больше раскручивается спираль инфляции, дефицитными стали практически все товары. Более половины населения республики оказалось за чертой бедности. С одной стороны сформировался элитный рынок для небольшой части населения (коммерсанты, брокеры, банкиры, теневики, иностранцы и др.), которые пользуются коммерческими и валютными магазинами, недоступными по цене более 85% населения. С другой стороны практически полностью разрушен потребительский рынок и для значительной части населения возникла проблема физического выживания, нарастает социальная напряженность и недовольство широких масс народа.

Начиная с 1987 г. практически приостановился рост производства валовой продукции сельского хозяйства, а в 1990 и 1991 гг. начался просто серьезный спад сельскохозяйственного производства. За 11 месяцев с.г. производство продуктов сельского хозяйства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось на 10%.

Резко сократились закупки скота, птицы и зерна на 16%, молока—на 14%, яиц—на 7%. За период с начала года продовольственных товаров произведено на 9% меньше, чем за январь-ноябрь прошлого года. На 13-14% сократилось производство мяса, животного масла, сыра, консервов; на 8-9% колбасных изделий и цельномолочной продукции. [?]

Грустно в чем-то упрекнуть крестьянина, ибо он был по сути дважды обманут правительством России—по так и не отоваренным чекам-90 и купонам-91 льготной встречной торговли промтоварами за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции.

Продавая в этом году плановое зерно по 29 коп. за 1 кг м сверхплановое—во 46 коп. за 1 кг, крестьяне ожидали встречной торговли по твердой госцене, а им предлагают товары уже по коммерческим биржевым ценам. Но ведь и зерно на бирже стоит теперь по 6 руб. за 1 кг. Так может быть произвести перерасчет по этой цене за сданную продукцию?

Возникают вопросы: когда же Россия выйдет из тисков экономического кризиса, когда россияне будут жить как население большинства цивилизованных стран мира, что нужно для этого сделать? [?].

Основной вывод, который овладел сегодня умами большинства политиков, научной общественности и практиков заключается в том, что выход из кризиса и обновление России возможны только на пути проведения радикальных экономических реформ. Речь идет о том, чтобы в течение нескольких лет создать основы многоукладной экономики. ориентированной на удовлетворение потребностей людей.

Сегодня для многих становится предельно ясным, что переход к рынку должен быть не стихийным, диким, как это имело место ранее, а организованным и регулируемым. Этот переход должен сопровождаться эффективными мерами по социальной защите и адаптации населения к жизни в условиях рынка, продуманной налоговой политикой. И Верховным Советом республики по сути завершена разработка блока законов по переходу экономики в новое состояние.

Каковы, на наш взгляд, главные направления предстоящих действий? Они состоят в том, чтобы, во-первых, ресурсы общества получили реального хозяина, заинтересованного не столько в их распределении, как это имеет место в настоящее время, а а их приумножении. Во-вторых, необходимо решительно превратить всех хозяйствующих субъектов не зависимо от того, с какой формой собственности и формой хозяйствования они связаны, в свободных экономических агентов, собственников результатов труда, собственников прибыли, функционирующих по законам рынка.

В-третьих, чтобы было проведена глубокая структурная перестройка экономики, повышающая ее эффективность с целью переориентации народного хозяйства на нужды человека. В-четвертых, обеспечить полное освобождение нашей экономики от идеологической засоренности и сверхполитизации. Попутно замечу. Разве не симптоматично, что 14 из 15 (все кроме нас) зарегистрированных в Минюсте России партий и движений заявили о своей опоре только на средний слой, слой предпринимателей.

Вот это и есть переполитизация и сверхполитизация. Реализация этих стратегических задач позволит не только стабилизировать экономику, обеспечить выход из кризиса, но и реально обновить Россию.

В силу этого наша страна оказалась перед необходимостью одновременного решения сразу нескольких крайне трудных к по масштабам и по сложности задач:

— осуществление политической реформы, связанной с развалом СССР (в полном соответствии с февральскими революциями и движениями “Дем.Россия”) на отдельные самостоятельные республики и формированием их государственности, объединением их в Содружество Независимых Государств. Этот процесс находится на начальной стадии своего развития. Без решения проблемы государственности России и управляемости страны экономическая форма обречена на провал. [...]

— проведение мер по социально-экономической стабилизации и восстановление разрушенного потребительского рынка

— осуществление собственно радикальной экономической реформы, но таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов.

Все эти задачи ждут своего решения, и наша партия готова принять свою долю забот. Наиболее острая ситуация в настоящее время сложилась в финансово-денежной сфере, идет обесценивание рубля, теряется его значение как меры стоимости, средства платежа и накопления. Все это приводит к резкому снижению реальных доходов населения, его уровня жизни. Государство превратилось в банкрота и его положение быстро ухудшается.

К середине декабре 1991 года дефицит Союза и республик составлял около 300 млрд. рублей, внутренний долг равен одному триллиону рублей, а внешний—70 млрд. долларов. Государству не хватает денег для выплаты зарплаты работникам образования, здравоохранения, науки, армии, милиции, пенсионерам, студентам и др. и оно вынуждено печатать деньги: 28 млрд. рублей в 1990 г. и 130-140 млрд. в 1991 г.

С другой стороны деньги в больших количествах концентрируются у части населения (у менее 15%) около 800 млрд. рублей, некоторых предприятиях—400 млрд. рублей и коммерческих банках—500 млрд. рублей. Причем эти деньги не имеют товарного покрытия, то есть это пустые деньги. В чем причина такой ситуации, когда у государства денег мет, а в определенных секторах не знают куда их девать? Во-первых, слишком велики затраты государства на оборону, управление, участие и помощь другим странам, ряд социальных программ, не имеющих материального покрытия, а доходы государства не соответствуют его расходам.

Во-вторых, количество денег в обращении растет, а количество товаров уменьшается. Только за последние 9 месяцев производство упало на 15%, а доходы населения, причем резко дифференцированно, у определенной части возросли на 70%.

В-третьих, рыночные структуры (кооперативы, малые и совместные предприятия и др.) товаров производят мало, а доходы получают большие. Так за 1990 г. кооперативы заработали 70 млрд. рублей, а произвели товаров для населения всего на 10 млрд. рублей. На 60 млрд. рублей увеличился спрос на рынке, что увеличило давление на цены. Инфляцию подталкивают также коммерческие банки. Так, например, годовая ставка кредита в 20-25 процентов мала для наших коммерсантов, у которых норма прибыли на вложенный капитал составляет сотни процентов за .счет перепродажи товаров. Но эта ставка кредита недоступна нашему производству и оно сокращается из-за отсутствия финансирования:

у государства денег нет, а коммерческий кредит для коммерсантов, а не для производства.

В-четвертых, на инфляцию и дефицит влияют деньги населения и предприятий, накопленные в предыдущие годы (неудовлетворенный и ажиотажный спрос).

В-пятых, дешевые госкредиты, независимые дотации, субсидии и льготы увеличивают количество денег, но не товаров я стране.

Кризисные явления в экономике углубляются за счет изношенности основных производственных фондов, разрушения хозяйственных связей, развала командной системы без создания новых хозяйственных механизмов, политической нестабильности, нарушения межреспубликанских связей и срыв поставок. Политика договорных цен и надбавок к ценам в последние годы позволила предприятиям в условиях монополии и отсутствия конкуренции увеличивать прибыль и одновременно сокращать производство, что стимулирует инфляцию и дефицит.

Из этих данных следует, что производство упало я этом году менее 10%, в прошлом году еще меньше, а полки магазинов пусты, словно наше производство перестало совсем работать. В чем тут дело, куда деваются произведенные товары? По мнению специалистов не менее половины всех промышленных товаров попадает к потребителю через теневой рынок, часть товаров по государственным ценам [?] продается [?] некоторые объемы товаров продаются в специальных магазинах и др., какая-то часть нелегально переправляется за рубеж. В результате на полках магазинов, как говорится, хоть шаром покати.

На пути создания рынка перед нашей страной стоят не только такие препятствия, возникшие недавно, как политическая нестабильность, развал Союза, отсутствие необходимой государственности, но и такие причины, которые создавались десятилетиями. Это прежде всего структурная монополизация и ее военизированный характер. По международным меркам наше производство монополизировано на 70-80 процентов, несколько тысяч предприятий—абсолютные монополисты, они производят изделия для всей страны, у них нет конкурентов. Такую монополию нельзя ликвидировать только с помощью антимонопольного законодательства. Необходимо создавать отечественных конкурентов, а для этого аналогичные производства.

Все мы сходимся сегодня в одном: нужна демонополизация, нужно разгосударствление. Но как?

Первоочередному разгосударствлению и приватизации подвергаются сейчас предприятия тех сфер, где негосударственные структуры наиболее целесообразны. К ним относятся прежде всего отрасли непосредственно обслуживающие население: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, автосервис и т.д. До конца текущего года в России намечено приватизировать 1,4 тыс. магазинов, около 400 объектов общественного питания, 1,6 тыс. предприятий Росбытсоюза. Предполагается до середины 1992 года с учетом задач формирования конкурентной среды две трети предприятий указанных сфер преобразовать в предприятия, принадлежащие членам трудовых коллективов, кооперативы, семейные и частные предприятия.

Активно начался процесс по разгосударствлению и приватизации государственной Собственности в промышленности, особенно среди мелких и средних предприятий. На 1 сентября 1991 г. в собственность коллективов перешло 45 промышленных предприятий. И здесь мы должны поддерживать позицию Российского Союза трудовых коллективов в том, чтобы, приоритет отдавался созданию акционерных обществ, коллективных (неродных) предприятий с согласия трудовых коллективов.

Известно, что мелкие предприятия широко используются во всех развитых странах. В США, например, предприятия с численностью до 100 человек составляют 30%. В Южной Корее на одно крупное предприятие приходится 100 мелких. Поэтому ставится задача ускорить процесс образования рыночной среды а промышленности, изменить саму ее структуру, быстрее сформировать здесь конкурирующие между собой организационные структуры нового типа.

На сегодня в Российской Федерации уже насчитывается более 2,5 тысяч негосударственных предприятий, в том числе 2 тысячи предприятий, 29 акционерных обществ. Во многих из них активное участие принимают зарубежные партнеры. [?]

Несмотря на значительное технологическое отставание от развитых стран Запада, в Российской Федерации есть немало отраслей и отдельных технологических направлений, гае паритет научно-технического уровня разработок с передовыми зарубежными аналогами признается бесспорным. Сюда можно отнести, кроме чисто военных отраслей, медицину, биотехнологию, химию, атомную энергетику и ряд других. Широкому внедрению передовых идей и технологий в промышленное производство препятствует я основном острый дефицит прецизионного технологического и измерительного оборудования, высококачественных материалов и средств очистки, начального инвестирования промышленных предприятий. Участие зарубежных фирм в преодолении этих препятствий на пути реализации имеющихся в России многочисленных проектов и законченных разработок наукоемких технологий позволит в короткие сроки окупить вложенные затраты и на этой основе расширить сферу взаимовыгодного сотрудничества.

Вполне очевидно, что нельзя решить проблему перехода к рынку, не решив задачу конверсии страны.

Зарубежный опыт (Германия, Япония) свидетельствует о прямой зависимости эффективности перестройки экономики от тяжести военно-промышленного комплекса. Экономическое чудо стран Юго-Восточной Азии осуществляется в условиях максимального сокращения военных расходов. Речь в данном случае идет о сокращении статей социальной защиты военнослужащих, а о финансировании вооружений, дорогостоящих программ, приведении финансовых расходов в соответствии с реальной военно-политической концепцией оборонной достаточности и необходимостью увеличения производства товаров для народа.

В настоящее время предприятия оборонного комплекса России выпускают около 50 процентов товаров народного потребления машиностроительного производства. Особенностью многих оборонных предприятий является высокий научно-технический и технологический уровень обеспеченность высококвалифицированными кадрами. Нет сомнения, что этот потенциал нельзя просто разбазарить, он должен служить народу.

Не один год необходим для продуманной, выгодной конверсии военного производства. Проблемы переходного периода усугубляются еще и тем, что наша страна не имеет рыночной инфраструктуры, где, например, в США работает свыше 10 миллионов человек.

Отсутствует также этическая и психологическая подготовленность населения к рынку западного типа. И вот теперь вся страна в напряженном ожидании ждет 2 января и нового броска цен, так называемой их либерализации.

Полагаю, большинство из нас по достоинству оценивает мужественное решение Президента Б.Н.Ельцина принять на себя обязанности Премьер-министра. Фракции левых сил социалистической ориентации предсказывали и приветствовали этот шаг. С симпатией относятся к составу и действиям молодых и энергичных политиков в правительстве России во главе с Е.Т.Гайдаром. Но есть условия, которые не взять на абордаж скачком.

С учетом этих условий шоковая терапия для нашей страны, в силу малой нашей неподготовленности может быть разрушительной. Такие инструменты этой терапии как либерализация цен и интенсивная м порой принудительная широкомасштабная приватизация пригодны по мировому опыту для “больных” рыночных стран м на худой конец для полурыночных стран.

Мы склонны отдавать отчет в том, что современная разбалансированность экономики возникла уже после 1985 года и она явилась следствием известных политических м экономических ошибок руководства страны. Понимаем:

для относительно быстрой сбалансированности экономики у нашей страны существует причиненные возможности и мы о них уже сказали.

Одной из наиболее сложных проблем сбалансированности экономики является “погашение” накопленных неотоваренных денег. Эта сумма у населения, предприятий и коммерческих банков превышает один триллион рублей. Эти деньги в значительной части появились в экономике в результате ошибочной политики государства и они не являются результатом труда людей. Поэтому как они легко появились в экономике, также должны из нее уйти с помощью денежной реформы. Никакого другого практически пригодного способа для решения этой проблемы кет. Денежная реформа широко использовалась для стабилизации экономики разных стран. Весьма удачной, например, была денежная реформа я ФРГ после войны. Попытки решить проблему сбалансированности только с помощью либерализации цен и приватизации госсобственности закончится экономическим и социальным хаосом, в реально сложившейся социально-экономической ситуации. В нашей монопольной экономике при свободных ценах они не могут прийти в равновесие, так как у нас отсутствует конкуренция, а гиперинфляция может привести к полной потере управляемости монопольного производства и его разрушения. Приватизация монопольных предприятий только увеличивает степень монополизации экономики и еще дальше отдалит нас от рынка.

Причем денежная реформа выгодна не только большинству населения (не менее 85%) у которого денег нет, но тем, у кого есть деньги. Либерализация цен как единственная мера связана со значительным ростом цен и обеспечиванием денег и резким обнищанием десятков, миллионов человек, что не может не вызвать народного протеста. В результате рыночные структуры будут разрушены и возникнет на долгие годы “аллергия” к рынку. В случае денежной реформы потери денег будут соизмеримы с их потерей при либерализации цен, но большинство населения она не коснется, а рынок будет сбалансирован, но при низком уровне цен, без обнищания населения и разрушения промышленного и научно-технического потенциала страны.

Для создания рынка я переходный период целесообразно использовать положительный опыт ряда стран (НЭП в СССР, Китай, Венгрия и др.) В этом случае вводятся рыночные отношения при сохранении общенародной собственности на крупные и средние предприятия. Коллективы предприятий становятся собственниками произведенного товара и действуют на рынке как свободные товаропроизводители, но при контроле и страховке государства. Опыт всех стран, где был введен такой ограниченный рынок показал, что в первые 5-10 лет эффективность экономики значительно увеличилась, жизненный уровень населения возрастал без заметной инфляции и безработицы.

Аграрный вопрос—он всегда был не простым: не простой и для нашей страны выход из продовольственного кризиса видится на основе реализации новых экономических отношений на селе, проведения широкой земельной реформы, экономического стимулирования всех эффективных способов хозяйствования на земле. Центральное направление этих реформ связано с возрождением крестьянства. Речь идет о том, чтобы дать возможность крестьянину всем желающим свободно получать землю, технику, удобрения, долгосрочные и краткосрочные кредиты для обзаведения всем необходимым для результативного ведения крестьянских хозяйств. Отсюда возникает необходимость приоритетного внимания увеличению выпуска техники, оборудования, удобрений и т.д. для сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей с учетом различных форм хозяйствования.

Проведение преобразований в аграрном секторе России увязывается с экономической заинтересованностью селян, возрождением запущенных или утраченных отраслей сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в Российской Федерации создано более 41, 5 тысячами крестьянских (фермерских) хозяйств: площадь предоставляемой им земли превысила 1,6 млн. гектаров, средний размер земельного участка составляет 40 гектар.

Активно проводится приватизация предприятий, обслуживающих сельское хозяйство с тем, чтобы создать конкурентноспособную систему негосударственных торгово-закупочных и сервисных организаций. Все это создает благоприятные условия для сотрудничества с зарубежными крестьянскими, фермерскими хозяйствами, более широкого участия иностранных инвестиций в преобразовании и возрождении Российского села.

Вместе С тем, идеал форсированного развития фермерства в нашей стране не является бесспорной. По опыту США доля производства семейных ферм непрерывно уменьшается, а растет объем крупных капиталистических несемейных ферм с наемным трудом. Так, в 1970 г. число крупнейших ферм составляло 0, 1 процента от общего числа ферм, доля их чистого дохода была равна 17, 6 процента, а в 1987 году эти цифры были равны 1, 3 и 45,3 процента. По прогнозам к 2000 году основная часть товарной продукции США будет производится в крупных хозяйствах. Этот опыт говорит о том, что надо ориентироваться не столько на мелкие фермы, сколько на крупные сельскохозяйственные предприятия, работающие на коммерческой основе на рынке. Такие хозяйства могут быть созданы быстро и без чрезмерных затрат, которых требует фермерский путь развития, на основе колхозов и совхозов, уже имеющих материальную основу (специалистов, мощную технику и заводы для производства, строения и т.п.). Продовольственные магазины в городах, а также базы хранения и автотранспорт в городах целесообразно отдавать в аренду таким крупным хозяйствам. Они будут создавать снабженческо-сбытовые кооперативы для соединения производства и розничной торговли в единые системы, контролирующие движения продовольствия от поля до сумки потребителя.

Что касается фермерских хозяйств, то они должны найти свою нищету в сфере производства продовольствия, где они более конкурентоспособны чем крупные коммерческие хозяйства.

Исходя из тех положений какой должна быть позиция нашей партии, по плановому выживанию в сложнейших условиях коренного реформирования политики и экономики России?

1. Заявляя себя партией, которая намерена отстаивать интересы наемных работников умственного и физического труда, малообеспеченных слоев населения, прямо надо говорить о поддержке экономических реформ российского правительства при одном условии: они не должны ущемлять интересы человека труда.

2. Мы поддерживаем заключение Соглашения о Содружестве Независимых евразийских государств, ибо видим в нем одно из направлений к их стабильности в интеграции и процветании в будущем цивилизованном политическом и экономическом Союзе. [?]

3. Необходимо сократить дефицит госбюджета путем сокращения непомерных расходов государства на управление, оборону.

4. Сбалансировать материальные и денежные потоки с помощью жесткой денежной реформы по типу послевоенной реформы Эрхарда в ФРГ, которая стала сейчас неизбежной. Ликвидировать или модернизировать отсталые производства, больше поглощающие ресурсы, чем выпускающие продукции. Разгосударствление, приватизация должны производиться непременно с учетом воли трудовых коллективов, а не в обход их.

5. Предусмотреть упреждающую компенсацию для малообеспеченных слоев населения при либерализации цен. Защитить беспомощную в условиях рынка часть населения (дети, пенсионеры, инвалиды) с помощью карточной системы и твердых цен на товары первой необходимости.

6. Ввести индексацию доходов для работников неприбыльных государственных предприятий (учителей, врачей, студентов, ученых, военных, служащих и др.), защитить с помощью индексации денежные сбережения населения.

Мы высказываем свою тревогу по поводу угрожающего и даже порой необратимого характера который приобретает эмиграция на Запад. Необходимо найти средства для создания Фонда поддержки российского интеллигента.

7. И, наконец, одно из самых главных. Как парламентская партия мы должны на всех уровнях бороться за то, чтобы асе три ветви российского древа власти были полны жизнедеятельностью и равноправием, чтобы не зачахли власти законодательная, советская и судебная под жестким напором власти исполнительной, порой непомерно решительной и даже нахрапистой, чтобы дилетантизм был вытеснен профессионализмом во всех структурах власти.

8. Мы готовы к сотрудничеству со всеми партиями и движениями во имя блага России. Исходим из убеждения, что должны способствовать созданию Блока левых сил социалистической ориентации.

Народным депутатам РСФСР, республик, краев, областей, городов, районов и поселков—членами СПТ следует в Советах всех уровней не откладывая инициировать оформление единого Блока фракций левых сил.

Более подробно, я думаю, о нашей программе на ближайший период, период стабилизации скажут в своих докладах А.Н.Мальцев и Г.И.Скляр, несомненно, делегаты I Съезда.

[Москва, 21 декабря 1991г.]

Источник: Копия оригинала. Машинопись + ксерокс. Москва 1991, декабрь.