Программные тезисы Социалистической Партии Трудящихся [1991, декабрь]

Приняты первым Съездом Социалистической партии трудящихся 21-22 декабря 1991 года,

г. Москва

Социалистическая партия трудящихся, выступая как правопреемница гуманистических идей и традиций КПСС, объединяет в своих рядах и считает своими сторонниками тех, кто разделяет наше стремление жить в обществе, построенном на основе следующих взаимосвязанных принципов:

— Свобода как неотъемлемое право каждой личности на выбор и самоопределение в любой сфере общественной жизни—экономической, политической, духовной при условии соблюдения интересов и прав других граждан, интересов общества в целом;

Социальная справедливость как равенство людей в правах и возможностях, как прямо на ту долю общественного богатства, которая соответствует его личному трудовому вкладу в процесс создания этого богатства, как право каждого на социальные гарантии при нетрудоспособности;

— Солидарность как добровольно взятая на себя свободными и самостоятельными гражданами ответственность не только за себя, но и за других; как совместная ответственность различных социальных групп и слоев в обеспечении достойной жизни нетрудоспособной части населения—детям, старикам, больным и инвалидам;

— Демократия как исключительное право народа быть источником и носителем власти, как право каждого гражданина прямо или через избранных им представителей участвовать в решении всех проблем общества;

— Патриотизм и интернационализм как стремление сделать свою Родину сильной и процветающей, исходя при этом из признания равенства прав всех народов планеты, из стремления к тесному международному сотрудничеству в нашем целостном и взаимосвязанном мире.

НАШИ ЦЕЛИ

Социалистическая партия трудящихся, включаясь в политическую жизнь страны на сложном этапе отечественной истории и сознавая свою ответственность перед людьми, выделает как приоритетные три взаимосвязанные стратегические цели.

I. Сохранение Российской Федерации как исторически-сложившегося государственного объединения проживающих на ее территории народов.

Возрождение экономического м политического союза, сбережение и развитие культурно-исторической общности народов СССР.

Мы видим будущее Российское государство как добровольное объединение суверенных национально-территориальных образований и социально-экономических регионов на основе Федеративного договора и обновленной Конституции.

Россия может и должна стать подлинной Федерацией, обеспечивающей свободное развитие всех народов, связанных на протяжении века общностью исторической судьбы.

II. Вывод страны из кризиса на пути социалистического развития.

Мы считаем, что социальной платой за выход страны из кризиса не должно быть обнищание основной части населения, резкое социальное расслоение, основанное не на трудовом вкладе в создание национального богатства, а на спекуляции и несправедливом перераспределении, что чревато серьезными общественными потрясениями.

Для мирного и цивилизованного продвижения по пути существенного прогресса необходима общественная система, которая совместит надежные социальные гарантии с достоинствами многоукладной экономики и соревновательностью, при действенном участии трудящихся во владении и управлении производством, в распоряжении ими результатами своего труда.

Требуется не разрушение накопленного потенциала и доказавших свою жизнеспособность хозяйственных структур, а их разумное использование с одновременным формированием новых, более эффективных я перспективных.

Путь к подлинно демократическому обществу и правовому государству не будет быстрым и легким. Потребуется и противостояние рецидивам любых форм тоталитаризма. Социалистическая направленность демократических преобразований может м должна быть реализована ненасильственными методами, с опорой на массовую поддержку работников умственного и физического труда в условиях национального и социального согласия.

Только реальный прогресс свободы м народовластия, социальной справедливости и общего благосостояния, духовного богатства м общечеловеческой нравственности мы рассматриваем как действительное движение к будущему социалистическому обществу. Именно на этом пути можно скорее всего и с наименьшими потерями выйти из кризиса, в который ввергнута страна.

III. Движение к социализму в общем развитии человечества.

Наша страна никогда не выпадала из общего процесса развития человечества и всегда активно влияла на его ход. Велик— Октябрьская революция, само существование, достижения и неудачи первого в истории государства трудящихся, избравшего социалистический путь развития, во многом определили процессы социализации и общественного прогресса во всем мире.

Нынешний кризис советского общества, несет в себе угрозу дестабилизации всего мирового сообщества. Объективно никто не может быть заинтересован в его разрастании.

Бесперспективными м опасными являются намерения решать проблемы глобального ресурсного, экологического м демографического кризиса, экономического спада в западных странах путем превращения России и других республик СССР в эксплуатируемый сырьевой придаток и экологический отстойник мировой экономики.

Единственная возможность выживания человечества в нынешних условиях—переход в ближайшие десятилетия к научной, социально регулируемой организации общества, которая позволит обеспечить необходимый жизненный уровень людей в условиях ресурсных и экологических самоограничений.

У России есть все данные, чтобы на пути созидания и конструктивного равноправного сотрудничества занять достойное место одного из лидеров социального прогресса человечества.

В достижении этого, в продвижении к обществу, в котором свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и, тем самым, получит практическое воплощение сущность коммунистической идеи, мы видим высшую цель деятельности партии.

НАШИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Реализация заявленных принципов и стратегических целей требует соответствующих политических, экономических я социальных механизмов. В создании таких механизмов партия видит свои основные задачи.

1. В политической области

— Создание в России правового государства, в котором будет реально обеспечено верховенство закона и равенство всех граждан перед законом, где не допускается дискриминация по национальному признаку, ущемление прав любых народов - больших и малочисленных, в том числе права на суверенитет и независимость, соблюдаются общепризнанные в мире права человека.

Скорейшее подписание договора о Российской Федерации с конституционным закреплением прав и обязанностей субъектов Федерации и федерации в целом по отношению друг к другу, с гарантией защиты на государственном уровне граждан России, проживающих за ее пределами.

Предотвращение ликвидации Советов народных депутатов, восстановление на всех уровнях управления сильной советской власти на основе баланса ее составляющих—представительной, судебной и исполнительной.

— Внесение необходимых изменений в избирательное законодательство для перехода к выборам по партийным гнидам и территориальным (национально-территориальным) округам.

— Обеспечение приоритета государственных интересов России и ее ответственности как одной из правопреемниц СССР на международной арене при проведении внешней политики.

— Поддержание разумного баланса во внешних сношениях России с учетом ее геополитического положения как

— Участие в международном разделении труда с преимущественной опорой на собственные трудовые, материальные и интеллектуальные ресурсы. Главное обсуждение концепции и планов взаимоотношений с иностранными кредиторами (условия предоставления кредитов, размеры, программы инвестиций, способ и источники выплаты). Сочетание государственной монополии на внешнюю торговлю основными стратегическими материалами с либерализацией ее по ряду других товаров.

II. В сфере экономики.

— Обеспечение перехода к многоукладной экономике с обязательным выполнением следующих условий: равноправие (экономическое и юридическое) всех форм собственности при сохранении приоритета ее коллективных форм;

преимущественное право трудовых коллективов в выборе форм хозяйствования, владения и распоряжения собственностью.

— Переход к широкому разгосударствлению и приватизации лишь после создания на основе государственной поддержки системы малых предприятий, как наиболее эффективного поглотителя рабочей силы, и предотвращения, тем самим, массовой безработицы.

— Использование приватизационных счетов, начисляемых каждому гражданину в соответствии с его трудовым вкладом в национальное богатство, для участия всего взрослого населения страны в процессе разгосударствления и

— Активное содействие трудовым коллективам в преобразовании государственных в народные предприятия с коллективно-долевой формой собственности, либо в акционерные общества открытого типа, при сохранении контрольного пакета акций в руках трудового коллектива или государства и приоритетным правом выкупа остальных акций коллективом а разумные сроки.

— Признание земли общенародным достоянием, частью среды обитания человека, не подлежащим передаче в частную собственность.

— Предоставление крестьянам права выбора форм владения землей, включая пожизненное владение ею с правом передачи по наследству.

Безвозмездная передача земли из земельного фонда Российской Федерации для коллективных, фермерских, личных подсобных хозяйств, садово-огородных товариществ, строительства индивидуальных домов.

— Ресурсное и техническое обеспечение фермерских хозяйств при сохранении и развития рентабельных колхозов и совхозов; государственная поддержка развития- базы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, социальной сферы села с помощью льгот и дотаций.

Всестороннее содействие кооперированию фермерских хозяйств, преобразованию колхозов и совхозов в предприятия с коллективно-долевой формой собственности.

— Реформирование системы налогообложения в целях: стимулирования роста производства в натуре, создания новых рабочих мест, наращивания выпуска товаров народного потребления; льготное налогообложение для организаций и предприятий, оказывающих поддержку развитию культуры, образования, спорта, занимающихся благотворительностью.

— Проведение денежной реформы без ущерба для трудовых сбережений с введением параллельной единицы денежного обращения (по типу советского червонца).

— Введение обязательного декларирования доходов.

— Сохранение сильного государственного сектора экономики, обеспечивающего общенациональные и оборонные потребности страны.

— Введение в практику планирования социально-экономического развития страны—тактического, призванного стимулировать рост производства, и стратегического, нацеленного на крупные структурные преобразования в экономике и социальной сфере.

— Разработка государственной политики постепенного выравнивания уровней социально-экономического развития и экологической нагрузки в различных регионах Российской Федерации.

III. В области научно-технического прогресса.

— Срочная реализация мер по спасению разрушающихся сейчас элементов "потенциала развития"—научного и технического потенциала, рабочего и инженерно-технического состава промышленных отраслей оборонного комплекса, системы среднего и высшего образования.

— Создание государственных фондов—фундаментальных исследований, научно-технических программ, технологического развития, конверсии—с распределением средств этих фондов на конкурсной основе при концентрации их на приоритетных направлениях.

— Формирование в регионах России негосударственных инновационных фондов с привлечением средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции, банков иностранных инвесторов и других заинтересованных организаций.

IV. В оборонной сфере.

— Разработка в рамках концепции “разумной оборонной достаточности” государственной программы реформы Вооруженных Сил, которая должна обеспечивать: сохранение их высокой боеготовности к основного кадрового состава, повышение социального статуса военнослужащих и престижности военной службы.

— Разумный уровень конверсии без ущерба для обороноспособности страны, использование в интересах народного хозяйства высококвалифицированного кадрового, научно-технического я производственного потенциала оборонного комплекса.

— Принятие закона, предусматривающего профессиональную, срочную и альтернативную службу а армии при гарантиях правовой и социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

— Создание на основе кадров и техники, высвобождаемых при реорганизации Вооруженных Сил и конверсии оборонного производства государственной системы прогнозирования стихийных бедствий, высокомобильной службы ликвидации последствий природных катастроф и технологических аварий.

V. В социальной области.

— Создание условий для эффективной занятости всех граждан с учетом их способностей и общественных потребностей, исходя из того, что право на труд—неотъемлемое право каждого дееспособного человека, что в нашей стране имеются все необходимые условия для исключения безработицы как социального явления.

— Реализация системы мер, обеспечивающих максимальное соответствие доходов всех граждан их трудовому вкладу в национальное богатство путем соответствующего налогообложения доходов и наследства, регулирования государством общих условий производства и потребления.

— Сохранение государственных гарантий права человека на жилище.

— Развитие системы социальных гарантий, обеспечивающих защиту семьи, материнства и детства, доступные всем слоям населения формы дошкольного воспитания детей, бесплатное образование в средней и высшей школах.

— Обеспечение всех граждан доступной и эффективной системой здравоохранения, гарантирующей всем возможность бесплатного лечения; конституционное закрепление права проживание в экологически безопасной среде обитания.

— Укрепление органов правопорядка современными техническими средствами, финансами, квалифицированными кадрами для эффективной защиты жизни, чести, достоинства и имущества граждан от криминальных посягательств. Неотложные меры.

— Законодательное установление пенсий, стипендий и максимальной заработной платы на основе “потребительской корзины” в соответствии с уровнем государственно-регулируемых и рыночных цен.

— Сохранение государственного регулирования цен и тарифов на товары и услуги первой необходимости и предназначенные для детей. Гарантированное обеспечение продуктами питания детей во всех регионах России.

— Обеспечение гарантированного минимального уровня снабжения продовольствием всех регионов на основе карточного распределения и с учетом местных особенностей.

VI. В области молодежной политики.

— Разработка государственной системы обеспечения молодежи равных стартовых условий для вступления в самостоятельную жизнь, вхождения в рыночную экономику, удовлетворения потребностей в профессиональном и культурном развитии.

— Поддержка прогрессивных молодежных движений и организаций, ставящих своей целью социальную защиту учащейся и трудящейся молодежи.

— Создание совместными усилиями государства и общественных организаций системы социальной поддержки и реабилитации молодежи, вынесшей на своих плечах ликвидацию Чернобыльской аварии и афганскую войну.

VII. В духовной сфере.

— Создание и реализация государственной программы сохранения и развития духовного и культурного наследия народов страны, поддержки многонациональных обычаев и традиций, повышения социального статуса творческих работников, работников сферы культуры и образования.

— Взятие под опеку государства всех общенациональных памятников культуры, музеев, театров, библиотек, госуниверситетов, академий, медицинских и культурных центров.

— Законодательные и фактические гарантии невмешательства государства в творческие процессы, исключение попыток любого диктата в отношении творческих работников.

— Разработка и реализация программы по формированию в общественном сознании идей государственного патриотизма, ценности дружбы народов, человеческой солидарности.

— Реальное обеспечение многообразия взглядов и позиций в средствах массовой информации, свобода слова и печати.

* * *

Чтобы реально решать задачи общественного развития в интересах конкретного человека труда и общества в целом. Социалистическая партия трудящихся должна быть:

— партией общественного прогресса, отстаивающей социалистический путь развития общества;

— партией научного анализа, творчески использующей методологию марксизма-ленинизма, развивающей свою теоретическую базу за счет всего прогрессивного, что рождается мировой и отечественной общественной мыслью;

чуждой догматизму и начетничеству;

— партией, разнообразной и гибкой в формах и методах своей деятельности, исходящей из постоянного учета реальной ситуации, действительного уровня общественного сознания, политического опыта масс, предоставляющей широкую свободу действий первичным и региональным организациям, сильной и дееспособной инициативой каждого ее члена;

— партией, открытой к сотрудничеству с силами социалистической и демократической ориентации, со всеми, кому дороги Отечество, его честь, достоинство и прогресс;

— партией, действующей в рамках Конституции и законов России, широко использующей методы парламентской работы с опорой на свои фракции в Советах всех уровней.

НАШИ ЛОЗУНГИ:

ПРЕКРАТИТЬ РАЗРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, РАСПРОДАЖУ РОССИИ! ОСТАНОВИТЬ ОГРАБЛЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ, ОБНИЩАНИЕ МИЛЛИОНОВ! ПРЕДПРИЯТИЯ—ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВАМ! ЗЕМЛЮ—ТЕМ. КТО НА НЕЙ РАБОТАЕТ! РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТРУДУ, А НЕ ПО КАПИТАЛУ! ЗА СОВЕТЫ. ДЕМОКРАТИЮ И ЗАКОННОСТЬ! ОБЩЕСТВУ—ГРАЖДАНСКИЙ МИР! ДОВОЛЬНО РАЗРУШАТЬ—ДАВАЙТЕ СОЗИДАТЬ!

Источник: Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. Москва 1991г. декабрь.