“Левые в 90-е годы”.—Тезисы к дискуссии в Ленинграде (перевод с английского). [1990, декабрь].

1. Падение бюрократических режимов в Восточной Европе, сопровождающееся глубоким кризисом социал-демократии, создает новую мировую ситуацию. Правые политические силы пока что ведут в осуществлении экономических и социальных перемен и проводят эти перемены в интересах привилегированных элит, предлагая свободный рынок и капитализм как единственную универсальную модель для будущего. Однако, это решение нынешнего мирового кризиса не может гарантировать ни преуспевания, ни демократию для большинства людей мира, живущих в бедности. Она не может создать условия и для стремительной модернизации s Восточной Европе и в Третьем мире. Эта политика не может решить экологические проблемы и не может сделать жизнь большинства людей более гуманной и безопасной. Вот почему необходим новый социалистический проект и новая стратегия для левых сил как альтернатива капиталистическому проекту.

2. Как социал-демократические, так и сталинистские идеологии были государственническими и перераспределительными. Кроме того, и та, и другая традиции исходили из организационного централизма. Мы отвергаем как государственничество, так и централизм старых социалистов. С другой стороны, мы отвергаем попытки неолибералов использовать естественное справедливое недовольство людей государственными бюрократиями как идеологическое оправдание приватизации. Приватизация как таковая не приносит ни большего благосостояния, ни большей эффективности. Она не гарантирует трудящимся новых прав, не создает сама по себе новых рабочих мест.

3. Мы говорим: “Ни больше государства, ни меньше государства, но другое государство”. Мы нуждаемся в новом децентрализованном и демократическом государстве и его институтах, которые обеспечивают реальное участие большинства в принятии решений, дают общинам (населению) реальные возможности контролировать свое собственное развитие. Мы нуждаемся в новых децентрализованных формах общественной собственности, связанных с самоуправлением и участием трудящихся во всех принципиальных решениях. Мы поддерживаем расширение муниципального владения, муниципальной собственности на средства производства, а также общественных инвестиций под демократическим контролем.

4. Рыночные отношения необходимы, но они не могут стать главным регулятором социально-экономической жизни. Рынок может играть роль регулирующего механизма, обеспечивающего обратную связь в экономике, но его действие не может быть расширено на внеэкономическую сферу и не может определять приоритеты развития. Необходимо создать интегрированный механизм, обеспечивающий социальные гарантии, заменяющий бюрократические подачки и превращающий социальные гарантии в неотъемлемые легальные права граждан. Образование, здравоохранение и жилье должны быть доступны для всех.

5. Необходимо создать интегрированный механизм самоуправления и демократического планирования, что обеспечило бы массам доступ к процессу принятия решений, затрагивающих их жизнь. Так же, как и демократический механизм для согласования интересов. Только в контексте демократического планирования может быть сформирован социально приемлемый рыночный механизм.

6. Политическая демократия является высшей ценностью. В тех случаях, когда интересы некоторых общественных групп или партий приходят в противоречие с интересами демократического развития, приоритет должен быть за демократией. Если те или иные экономические проекты не пользуются поддержкой большинства, они должны быть остановлены. Эта комбинация политической и экономической демократии создает условия, когда все участники политической борьбы и все общественные группы интересов вынуждены принимать во внимание интересы общества как целого. Они должны будут каждый день разрабатывать такую стратегию, которая была бы приемлема для большинства.

7. Принцип прав наций в том случае, если он расходится с принципом прав человека, должен быть подчинен принципу прав человека, т.е. права человека—более высокий принцип. Право наций на самоопределение не может быть реализовано за счет подавления прав меньшинств и нарушения демократических норм.

8. Экологические преобразования и гуманизация экономического развития должны быть главным приоритетом левых, как на местном уровне, так и на национальном и международном уровне. Сильный, контролируемый обществом общественный сектор, демократическое планирование, планирование капиталовложений и реальное местное самоуправление необходимы, чтобы обеспечить экологические перемены, которые нужны.

9. Социалистическая левая политика не может и не должна осуществляться через нейтралистские и антидемократические структуры. Левые организации сами по себе должны стать моделью демократии. Мы отвергаем идею авангардной партии, монополизирующей право говорить or имени пролетариата. Пет монополии на истину, и наше право выражать интересы трудящихся должно быть доказано нашей деятельностью среди населения.

10. Социалистические и экологические преобразования идут на пользу всему человечеству, но не могут быть осуществлены без решающей борьбы трудящихся. Задача левых состоит в том, чтобы не только абстрактно говорить о будущем преобразовании мира, но и защищать интересы тех, кто живет на зарплату сейчас и здесь. Мы должны сопротивляться всем попыткам частных предпринимателей и государственных бюрократий сокращать заработную плату и решать свои проблемы за счет трудящихся. Высокая производительность не может быть достигнута за счет снижения безопасности труда, т.е. понижения уровня охраны труда, или за счет массовых увольнений. Только мобилизация на защиту повседневных интересов трудящихся может открыть возможность для сильного и успешного левого движения, которое меняет общество.

11. Современный мир становится все более и более единым. Международные рынки становятся асе более интегрированными, международные компании координируют свои усилия, и международные бюрократии возникают в то время, как правительства Соединенных Штатов, России, Западной Европы и Японии также координируют свои действия. Сейчас время для того, чтобы международные левые тоже стали координировать свои действия. Социалистические, лейбористские и экологические партии Запада могут найти пути для практического сотрудничества с левыми в Восточной Европе и Третьем мире. Поддержка борьбы Третьего мира необходима, поскольку эти страны являются жертвами наихудшей эксплуатации. Мы также должны сопротивляться экспансии правых неолиберальных идеологий в Россию и Восточную Европу, что создает реальную угрозу для того, чтобы эти страны стали своего рода отсталой периферией капиталистического центра. Глобальные перемены и глобальная альтернатива требуют координированных международных усилий. В едином мире левые тоже должны быть едины.

Борис Кагарлицкий Боб Бреннер Кит Вайнер

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс, Ленинград, 1990, декабрь. 4, 3 с.