Концепция Социалистической Партии. [1989, декабрь].

1. Социалистическая партия создается на основе единой платформы—“Революционная реформа”, в которой авторы попытались синтезировать основные идеи социалистического пути к демократии в условиях нашей страны.

Программа не “рыночная” и не “антирыночная”, она предполагает соединение рыночных факторов с демократическим планированием и самоуправлением. Исходная позиция—отказ как от тоталитарных, так и от “рыночных” либеральных утопий.

2. Почему социалистическая, а не социал-демократическая партия? В среде московской интеллигенции некоторой популярностью пользуется идея ориентации на социал-демократию шведского образца. На наш взгляд это очередная утопия. Даже в Англии или Италии попытки создания социал-демократических партий по “скандинавскому” образцу провалилось (англ. СДП распалась, а итал. СДП держится на уровне 3% голосов).

Социал-демократическая модель “социализма распределения” предполагает я наличии:

— высокоразвитую капиталистическую экономику, когда проблема состоит а основном в том, как справедливо перераспределить общественный продукт в условиях изобилия;

— стабильную западную демократию, развитое и уже добившееся больших успехов рабочее движение;

— цивилизованную, динамичную и способную на уступки буржуазию, также имеющую многоисковую историю;

— специфическую культуру и традицию общественных компромиссов и др.

Всех этих условий у мае нет. Мы относимся к числу среднеразвитых стран, переживаем жесточайший кризис и для нас остро стоит вопрос не о том, как организовать распределение в условиях относительного изобилия, а о том, как элементарно наладить производство.

Успешно действующая социал-демократия—я малых и нейтральных странах (Швеция, Австрия, Финляндия, единственный член НАТО—Норвегия). Это также создает очень специфические условия деятельности.

Исходя из этого мы считаем, что опыт социал-демократии надо изучать самым тщательным образом, но он не дает нам ключевых ориентиров для решения наших проблем.

Мы исходим из необходимости соединения я политике новой Соцпартии наиболее ценных и приемлемых для нас элементов опыта различных социалистических течений:

— “экологического социализма” (“зеленые”, левые социалисты в Голландии и Скандинавских странах),

— левого крыла социал-демократии,

— народнического социализма,

— новых левых (неомарксизма),

— демократических тенденций коммунистического движения,

— революционных марксистов (троцкистов).

Мы не требуем от каждого члена партии, чтобы он обязательно был марксистом, но считаем марксистскую традицию необходимым элементом, без которого не может формироваться современная социалистическая теория и идеология.

Тем самым мы стремимся создать широкое объединение социалистических сил. В то же время мы считаем необходимым преодолеть старые различия, создавая новый облик социалистической организации: открытой, со свободными дискуссиями, но не раздираемой фракционными столкновениями.

Формула Социалистической (а не с.д.) партии лучше всего отряжает этот принцип широкого плюрализма при единстве цели.

3. Отношение к власти. Мы считаем необходимым создание радикальной организации, способной идти на конфликт, но не провоцировать конфликт ради конфликта.

Ситуация в стране во многом революционная и социалисты должны быть способны действовать по-революционному. Поэтому ведя прямую борьбу за многопартийность и выдвигая себя как реальную альтернативу господствующей бюрократии на местах и в центре, мы должны решительно перейти от традиционной тактики давления на власть, типичной для неформальных и демократических движений в 1987-89 гг. к демократической борьбе за власть.

В программе “Революционная реформа” и в документах МКНС и ИКНС подчеркивается, что КПСС не партия, а часть аппарата власти. Мы не выступаем против рядовых членов КПСС и не собираемся шельмовать рядовых аппаратных работников. Мы отвергаем примитивную антикоммунистическую демагогию некоторых неформальных вождей и попытки объяснить все бедствия страны “злодеяниями большевиков”.

Рядовые члены КПСС могут участвовать—и участвуют—в создании новой партии. Если КПСС не партия ни в западном, ни в ленинском смысле этого термина, то мы не видим препятствий для участия в нашей деятельности членов КПСС.

Это тем более относится к членам ВЛКСМ: представителям низовых звеньев комсомольского аппарата. Мы надеемся, что в конечном счете массовая Социалистическая партия сможет осуществить объединение в своих рядах наиболее дееспособных структур и людей, действовавших в рамках “старых” организаций с людьми м структурами, представляющими неофициальное общество.

Важную роль в формировании лица партии предстоит сыграть обществоведам и журналистам, стоящим на социалистических позициях, в том числе и тем из них, кто работает сейчас в официальных организациях. 3. Социалистическая партия должна опираться на массы. В советском обществе, где основой экономит является прежде всего традиционное промышленное производство, наша организация немыслима без активного участия рабочих. Именно рабочие должны в перспективе составить основу партийных организаций на местах—по крайней мере в крупнейших индустриальных центрах.

Без массового рабочего движения нет будущего для демократии в нашей стране—соцпартия должна активно содействовать его развитию, поддерживая забасткомы (рабочие комитеты) и Объединение Социалистических профсоюзов СССР (Соцпроф). Активисты партии должны работать в этих структурах и с этими структурами.

Очень важно, чтобы люди, приобретшие политический опыт а рабочем движении начали бы играть как можно большую роль в руководстве возникающей партии.

Наряду с рабочими мы стремимся опереться на “новый научный пролетариат”—ИТР, программисты м операторы компьютеров, низшие слои в системе НИИ и т.д., а также на студенческую молодежь.

4. Мы поддерживаем тесную связь с аналогичными организациями в Восточной Европе: Польская Социалистическая партия—революционная демократия. Единые левые (ГДР), Левая альтернатива (Венгрия). Готовятся международные встречи, которые могут привести к созданию своего рода “малого интернационала”, столь необходимого из-за того, что проблемы, с которыми сталкиваются социалисты Вост. Европы столь схожи.

5. В ряды формирующейся партии мы стремимся привлечь людей прошедших опыт участия в различных демократических неформальных объединениях, но мы больше всего боимся превратить партия в очередную федерацию неформальных “тусовок”. Исходя из этого, мы считаем необходимым, чтобы партия строилась исключительно на основе индивидуального членства и как единая организация. Если в нее вступит при этом меньше народу, но в тоже время она будет более дееспособной, это окажется большим преимуществом.

В каждом городе может быть только один комитет, выбранный всеми членами организации. Каждый комитет должен создаваться заново даже если в основе его лежит какая-либо уже сложившаяся неформальная группа. Эти группы могут продолжать существование или исчезнуть в зависимости от конкретных условий.

Построение организации должно быть нейтралистским, но не сверхцентрализованным. Это предполагает существование единого руководства, избранного на общем съезде, создание определенного аппарата. В то же время должно исключать вмешательство “сверху” во внутренние дела секций, попытки “назначить” нужного лидера и т.п.—что следует оговорить в уставе.

С точки зрения эффективности действий необходимо будет создание нескольких равноправных региональных комитетов, непосредственно организующих и координирующих работу. Именно эти органы, а не центральное руководство будут в ближайшее время (учитывая реальные условия деятельности, недостаток средств и техники) играть ключевую роль.

В основу устава будут положены соответствующие документы западных левых партий.

5. Непонятно, будет, ли партия создана как Социалистическая партия СССР иди только России. Это будет зависеть от желания социалистов других республик. Мы считаем, что устав может предполагать по требованию национальных групп особый статус для них—федеративные отношения или автономию (со своей программой, если она не противоречит общей программе, принятой съездом). Это относится не только к социалистам “союзных республик”. Социалистическое движение должно найти специфические формы в среде каждого народа России и соответственно в каждом отдельном случае вопрос о национальных социалистических организациях внутри партии должен решаться конкретно.

7. Деятельность Соцпартии должна проходить как в рамках существующих массовых движений—Народные фронты, рабочие комитеты и т.д. Мы должны добиваться избрания наших кандидатов на выборах и контролировать их деятельность в Советах, формируя фракции социалистов, обеспечивая их постоянные отчеты и т.д.

Другое направление деятельности—политическое обучение активистов, повышение их теоретического уровня, разработка комплексной концепции развития и т.д., пропаганда наших идей.

Мы не должны страдать “парламентским кретинизмом”. Важно понимать, что в известных ситуациях забастовки могут оказаться важнее выборов. Развитие массового движения трудящихся—важнейшая задача. Депутаты должны стать парламентскими представителями этого движения.

тельной части деятельности СОЦПРОФа в сформировавшиеся очаги рабочего движения.

Практическая деятельность СОЦПРОФа а значительной мере вписывается в существующее законодательство. Это позволило решать все вопросы социального страхования (включая оплату больничных листов) и санаторно-курортного лечения. Таким образом работник, переходящий в СОЦПРОФ, не проигрывает в своей социальной защищенности. В настоящий момент разрабатывается новая система социальной защиты.

Обладая правом издательской деятельности СОЦПРОФ и его подразделения готовят материальную организационную базу для выпуска собственных изданий в Москве и на местах.

Профсоюзные организации создаются решением собрания трудящихся, документы регистрируются Региональным советом или Координационным Советом СОЦПРОФа после чего я кратчайшие сроки происходит оформление юридического статуса в государственных и финансовых органах.

В феврале 1990 года пройдет Конференция Объединения Социалистических профсоюзов СССР, который решит вопросы текущей деятельности, подготовит и примет проекты коллективных договоров на 1990-91 гг., сформирует Оргкомитет I конгресса СОЦПРОФа, запланированного на май 1990, которому предстоит окончательно определить лицо организации, внесет коррективы в устав, сформирует долгосрочную программу, задачи и т.д.

Международное рабочее движение Рабочее движение Запада—профсоюзы, социалистические и левые партии—с первых же дней шахтерских забастовок в СССР не только выразили свою солидарность, но и заявили о готовности сотрудничать и помогать рождающемуся рабочему движению у нас в стране. Наша солидарность тоже может многое значить для рабочих Запада и Третьего мира. Интерес к рабочему движению в нашей стране огромен и многие активисты левых сил Запада связывают с ним огромные надежды.

Высокий жизненный уровень трудящихся на Западе—вовсе не является автоматическим результатом существования частной собственности, свободной конкуренции, рынка и т.д., как сейчас пытаются представить дело многие либеральные авторы на страницах официальной прессы. В бедных странах Латинской Америки или Азии, где также существует развитая частная собственность, конкуренция и т.д., положение масс оказывается еще более бедственным, нежели у нас, поскольку нет сильного организованного и единого рабочего движения, способного добиться своих целей. Достижения рабочих Запада—не результат благодеяния капиталистов или “преимуществ” частной собственности, а итог длительной и успешной борьбы трудящихся за свои права.

Можно возлагать надежды на экономическую реформу. Но до тех пор, пока в стране нет сильного рабочего движения, нет никаких гарантий, что трудящиеся что-то получат от этой реформы даже в случае се успеха. Более того, рабочие могут быть принесены в жертву реформам: прибыли могут возрастать при одновременном снижении заработной шиты, усилении эксплуатации трудящихся. Именно введение рыночных отношений в советском обществе особенно остро ставит вопрос о защите интересов трудящихся—существует опасность, что в итоге мы получим соединение худших сторон нашей традиционной системы с худшими сторонами дикого капитализма: отсутствие социальных гарантий, политическое бесправие, инфляция, произвол руководителей предприятий, безработица и т.д. Для того, чтобы перемены пошли на пользу массам, а не во вред—как уже случилось с законом о кооперации— трудящимся нужно быть организованными и сильными.

В течение последних лет западное рабочее движение потерпело целый ряд неудач. Была проиграна забастовка шахтеров в 1984 году в Англии, в некоторых странах сократилась реальная заработная плата. В настоящий момент начинается новый подъем. По общему признанию, шахтерская забастовка в СССР оказалась для этого подъема важным моральным стимулом.

Одна. из задач СОЦПРОФа состоит в том, чтобы наладить прямые связи советских трудящихся с рабочим движением западного мира, осознать общие цели, учиться на опыте друг друга.

[Принято на Всесоюзном совещании групп социалистического направления и организаций рабочего движения “Социалистическая перспектива и рабочее движение”. Москва, 24 декабря 1989]

Источник: Агитационно-листовочный материал Всесоюзного оргкомитета "3а создание Социалистической партии”., Москва, 1989, декабрь, принтер+ксерокс, 5 стр.