“Революционная реформа”. Проект платформы Социалистической Партии.

[1989, октябрь-ноябрь].

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека это процесс самоосвобождения. Историческая перспектива развития—формирование таких общественных форм, которые постоянно расширяли бы возможность каждого человека реализовать свои способности, освобождали бы его от всего того, что мешает ему вести подлинно человеческое существование.

Сделать человека в максимальной степени хозяином своей судьбы, независимым от внешних и неподвластных ему сил—будь то власть государства или власть капитала, преодолев отчуждение работника от средств производства и отчуждение гражданина от принятия общественных или правительственных решений, сменить общество наемных работников и государственных подданных обществом равноправных граждан, свободно выбирающих свою судьбу— вот традиционные цели социалистического движения, верность которым мы стремимся сохранить.

Социалистическая партия—по своей природе изначально гуманистическая. Социализм я нашем понимании— общество, гарантирующее людям максимальную свободу на основе равноправия, в том числе на основе равного доступа к принятию экономических решений, равного доступа к участию в управлении обобществленной собственностью. Это не предполагает попыток сделать всех одинаковыми, подверстать всех под один образец. Напротив— именно здесь появится возможность для каждого выявить свое собственное лицо, максимально воспользоваться результатами своего личного труда.

Социализм для нас—не некоторый законченный идеал, который должен быть осуществлен раз и навсегда, а длительный исторический, период создания новых общественных форм, основанных на сочетании экономической и политической демократии. В разных странах социалистическая перспектива может выглядеть по-разному я зависимости от конкретных экономических, политических и культурных условий, в зависимости от уровня развития. Совершенно очевидно, что в высокоразвитых странах Запада, стоящих на пороге постиндустриальной эры, пытающихся преодолеть экологический кризис и найти достойное применение огромному технологическому потенциалу, который в условиях капитализма порождает новые диспропорции и безработицу, социалистическая перспектива обретает иные формы, нежели в Восточной Европе, охваченной всесторонним кризисом и стремящейся любой ценой преодолеть растущее технологическое отставание от Запада, или в странах Третьего мира, страдающих как от наиболее варварских форм традиционной капиталистической эксплуатации, так и от бюрократических тоталитарных режимов. Но это не отменяет главного—необходимости перехода к обществу без эксплуатации и отчуждения. Именно поэтому многочисленные режимы, использующие социалистическую фразеологию для прикрытия своего господства, в действительности не имеют ничего общего с социализмом.

Мы отвергаем утопии, но мы твердо придерживаемся избранных нами ценностей и идеалов. Попытки реализации утопий безупречного общества на практике, как показал опыт XX века приводят к полной противоположности тому, что было вначале обещано. Вместо общества без недостатков и противоречий, появляется система, доводящая до абсурда все те противоречия, которые требовалось преодолеть. Тоталитарная утопия не только воспроизводит худшие черты капитализма—бесправное положение трудящихся, отчуждение личности, социальное неравенство, но и подрывает веру людей в возможность полноценного освобождения, компрометирует саму идею нового общества. Однако в такой же мере бесперспективна и беспринципная политика, ориентированная только на нужды сегодняшнего дня, лишенная цели и идеологии. В конечном счете кризис утопического сознания порождает именно такую политику-политику власть имущих, которые уже не верят в собственную утопию, смеются над -собственными обещаниями и гордятся собственным цинизмом. Это политическое мышление не имеет ничего общего с подлинным политическим реализмом—оно тоже основано на иллюзии будто можно добиваться результатов, не имея цели. Политический цинизм и беспринципность—оборотная сторона и тоталитарной утопии, свидетельство ее кризиса. Он не может лечь в основу действительного обновления. Именно поэтому мы отвергаем цинизм, чтобы восстановить ценности. Необходимо вернуть обществу веру в себя, дать возможность людям опереться на собственные силы, сохранив подлинную культурную преемственность—в том числе и по отношению к революционным традициям прошлого, окончательно отвергнуть тоталитарную утопию. Движение общества к более демократическим формам самоорганизации—вот суть социализма, которая должна быть реализована самим обществом в процессе долгой и трудной работы.

Нас объединяет уверенность, что именно этот путь является оптимальным, что именно эти принципы помогут преодолеть кризис, переживаемый нашей страной и миром. Именно поэтому мы социалисты, именно поэтому мы считаем необходимым создание СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

Часть I. Где мы находимся?

К концу XX века Советский Союз подошел а состоянии глубочайшего и всестороннего кризиса. Не только надежды на социальную справедливость и всеобщее благосостояние, пробужденное в массах русскими революциями 1917 года, оказались в конечном счете обманутыми, но и великодержавная политика правящей бюрократической олигархии, в жертву которой регулярно приносились интересы масс, потерпела полный крах. Несмотря на призывы к возрождению державы или “восстановлению” изначально провозглашенной равноправной федерации Советских республик единое государство все больше распадается на составные части.

Революция 1917 года, провозгласив социалистический идеал, не привела к его осуществлению на практике. Рабочие и крестьяне, участвовавшие в революции, искрение верили, что закладывают основы новой справедливой власти, которая навсегда покончит с угнетением и отсталостью. Именно этот порыв трудящихся масс, впервые ощутивших себя творцами истории и хозяевами страны, был главной причиной первоначальных побед революции, но он не мог гарантировать успешного осуществления провозглашенных целей.

Попытки создания социализма в отсталой стране, не имевшей развитой промышленности, изолированной от остального мира и разрушенной многолетней войной, не могли завершиться успехом. Отсталый российский капитализм, тесно связанный с варварским самодержавным режимом, рухнул не сумев за время своего существования подготовить условий для демократического развития.

Революционная власть я подобной ситуации закономерно приняла форму диктатуры, первоначально опиравшейся на поддержку трудящихся, но все более изолировавшей себя от масс. Стремительная бюрократизация и вырождение режима в конечном счете привели к формированию тоталитарной диктатуры и системы личной власти Сталина. Коммунистическая партия, монополизировав власть, перестала быть полноценной политической партией и превратилась в элемент государственной машины.

Работа по индустриализации страны, которую не сумел осуществить русский капитализм, была завершена новой властью с помощью тоталитарных методов внеэкономического принуждения. Эта бюрократическая карикатура на социализм не только не соответствовала тем представлениям об обществе всеобщей свободы, которые были изначально провозглашены международным социалистическим движением, но и дискредитировала идеалы этого движения перед трудящимися всего мира. Тем самым события, происходившие в нашей стране, объективно способствовали сохранению и укреплению капиталистических отношений как единственной реальной на тот момент альтернативы тоталитаризму в индустриальных демократиях Запада.

На протяжении десятилетий правящие круги использовали коммунистическую и социалистическую фразеологию для прикрытия своего господства, ничего общего с социализмом не имеющего. Сложившаяся система бюрократической эксплуатации трудящихся отказывала массам в праве на самоуправление. Система социальных гарантий была заменена социальными подачками, ставящими трудящегося человека в полную зависимость от воли и благорасположения начальства. Государственная собственность так и не стала общественной иди общенародной, поскольку общество или народ были полностью отчуждены от принятия государственных решений и не имели никакой возможности влиять на использование и распределение “своей” собственности. За фасадом формальной “общенародной” собственности скрывалась бесконтрольная экономическая и политическая власть бюрократической олигархии, монополизировавшей контроль над средствами производства и использованием прибавочного продукта.

Сложившаяся в стране к началу 30-х годов тоталитарная система, основанная государственно-бюрократической эксплуатации трудящихся внеэкономическом принуждении (статократия), не только не имела ничего общего с социализмом, но в значительной мере воспроизводила докапиталистические отношения. В результате принудительной коллективизации и форсированной индустриализации произошло раскрестьянивание деревни, разрушение традиционного уклада. Рост числа людей, занятых в промышленности, не означал автоматического формирования рабочего класса, поскольку не успевала сложится классовая культура, а массы переселенцев из деревни полностью “растворили” небольшую прослойку кадровых потомственных рабочих. Значительная часть населения таким образом была по существу деклассирована.

Единственной организующей силой в подобном деклассированном обществе оставался бюрократический аппарат, закреплявший свое господство с помощью террора. Эта система, опиравшаяся на централизованной управление и монополизм в экономике, репрессивное подавление недовольства в политике и догматизм в идеологии, была способна ценой варварского использования ресурсов и полного пренебрежения к человеческой жизни обеспечивать быстрое развитие производительных сил в 30-40 годы. Были заложены основы современного индустриального общества, создана мощная военная машина. Однако уже с начала 50-х стало ясно, что форсирование индустриального роста на основе централизованного планирования автоматически не обеспечивает успешного технологического развития.

Начало научно-технической революции к необходимость соревнования с передовыми капиталистическими странами вынудили правящие круги провести первую либерализацию системы в 50-60 годы. В экономике стали проявляться государственно-монополистические тенденции. Замена внеэкономического принуждения наемным трудом в промышленности и сельском хозяйстве, определенное расширение прав и возможностей творческой и научной интеллигенции позволили сохранить достаточно высокие темпы роста экономики, укрепление военной мощи и продолжение внешней экспансии государства в течение этого периода, однако не могли разрешить принципиальных противоречий, присущих системе. Структура экономической и политической власти, сохранившая основные черты, характерные для тоталитаризма, все больше сдерживали развитие производительных сил в условиях индустриального общества. Экстенсивное использование ресурсов оборачивалось обостряющимися дефицитами и обострявшимся экологическим кризисом. Разрастание государственно-бюрократического аппарата управления привело х окончательной утрате центром контроля над своими собственными подразделениями, проводившими самостоятельную “ведомственную” политику. Обострялись внутриаппаратные противоречия между “центром” и “местами” и между различными частями самой центрально бюрократии, начал складываться бюрократический плюрализм интересов.

С середины 70-х годов возможности подновленной тоталитарной системы были исчерпаны. Темпы роста экономики неуклонно снижались, поддержание военного могущества и сохранение имперского господства над зависимыми странами Восточной Европы и Третьего мира давались со асе большим трудом. Рост жизненного уровня, имевший место в 50-7-е годы, к 80-м годам полностью прекратился, а затем началось и его снижение. Технологическая отсталость от ведущих держав капиталистического Запада, существенно сократившаяся в предшествующие десятилетия, вновь начала стремительно увеличиваться. Начавшаяся в США, Японии и Западной Европе технологическая революция—массовое внедрение компьютеров, электроники, роботов—фактически поставила вашу страну в одну группу с большинством развивающихся стран, перечеркнув многие предшествующие достижения наших ученых и рабочих, самоотверженно трудившихся ради создания современного индустриального потенциала.

Нарастающий кризис толкнул правящие верхи на путь перемен. Но несмотря на существенную либерализацию режима речь не шла и не могла идти о переходе к демократическому и социалистическому развитию. Видя крах системы централизованного монополистического управления, правящие круги все больше стремились компенсировать ее кризис путем внедрения капиталистических методов. Провозгласив политику поощрения кооперативов, правящие круги создали условия, при которых кооперативы с одной стороны превратились в разновидность частного предпринимательства, а с другой стороны оказались тесно привязаны к государству. Не умея мобилизовать собственный научный потенциал страны, они возложили свои надежды на смешанные предприятия, деятельность которых лишь усиливает технологическую зависимость. Значительная часть смешанных предприятий осталась на бумаге, другие занялись торгово-посреднической деятельностью, практически ничем не способствуя модернизации советской экономики и ее успеху на внешних рынках.

Продажа акций государственных предприятий, реорганизация ведомств по образцу капиталистических фирм, поощрений частной инициативы и создание свободных экономических зон не могли заметить целостной стратегии социально-экономических преобразований. Все эти мероприятия, выгодные части аппарата управления и средних слоев, ничего не дали большинству трудящихся, которое оставалось по-прежнему отчуждено от власти и собственности. Стремительное обуржуазивание правящей бюрократии, начавшееся еще в период правления Брежнева и приобретшее необратимый характер после прихода к власти Горбачева, не придало нашим верхам ни динамизма, ни компетентности, присущих западной буржуазии и с западными фирмами укрепляло социальное положение наиболее динамичной части правящего аппарата, позволяло узаконить его привилегии, нор не делало советскую экономику более эффективной, а общество более справедливым.

В условиях технологической отсталости, финансовой зависимости и при полном отсутствии развитого буржуазного класса, на создание которого Западу потребовались столетия, западническая стратегия правящих кругов обрекла нас на роль страны Третьего мира. Коммунистические лозунги, время от времени ритуально повторяемые правящей верхушкой вновь служили лишь прикрытием для политики ведущей народ к обновленному рабству.

Безуспешные попытки интегрировать страну в мир капиталистического разделения труда, стихийный распад старых структур управления и внедрение рыночных отношений при полном отсутствии опыта их регулирования—все это вместе ведет не столько к перестройке системы, сколько к углублению кризиса. Расплачиваться за неудачу подобных реформ должны массы. Быстрый рост инфляции, и снижение покупательной способности рубля, сокращение рабочих мест и увеличение числа безработных при упорном нежелании и неумении властей что-нибудь сделать для решения проблем занятости, усиления эксплуатации трудящихся на рабочих местах сопровождается быстрым ростом благополучия избранного меньшинства. Массы страдают и от результатов централизованного бюрократического хозяйствования в течение предшествовавших десятилетий и от ликвидации централизованного планирования, и от реформ и от некомпетентного и непоследовательного их осуществления.

Естественным результатом такой политики становится социальная напряженность. В результате правящие круги не только оказываются неспособными продолжать ими же самими провозглашенную демократизацию, но и вынуждены заботиться об укреплении своей авторитарной власти. Верхи понимают, что любая попытка реальной демократизации приведет к тому, что народное недовольство сметет подобные реформы вместе с реформаторами, но они не могут и не желают отказаться от избранного курса, ибо только он отвечает их интересам?

Сохранение антидемократической сущности власти в сочетании с внедрением элементов отсталого и зависимого капитализма создает своеобразную форму конвергенции—соединение худших сторон обеих систем. Укрепление связей с Западом само по себе не является гарантией либерализма. Тем не менее правящие круги нашей страны и их капи1алистические партнеры вынуждены учитывать общественное мнение в странах с парламентской демократией. Интересы новых привилегированных слоев—управленческой, коммерческой и научной элиты, являющихся наиболее серьезной социальной опорой режима, также диктуют необходимость известной либерализации для избранных. Эта либерализация, однако, ни в коем случае не перерастает в народовластие. Интенсивные информационные контакты с внешним миром и усиление информационного обмена внутри страны сопровождаются сохранением и созданием многочисленных ограничением и барьеров, не останавливающих, а дезорганизующих информационные потоки. Полугласность вместо свободы печати, бесправный Съезд Народных Депутатов вместо полновластного народного собрания (парламента), выборы кандидатов на “индивидуальной” основе вместо соревнования политических партий— вот характерные черты либерально-авторитарного режима.

Оборотной стороной либерализма являются репрессии, направленные как правило не против отдельных представителей оппозиции, а против массового движения.

Политические силы, действующие в стране, разделяются прежде всего именно по их отношению к антидемократической либерализации. Либеральная часть правящих кругов и ее попутчики из среды интеллигенции, независимо от используемых ими идеологических этикеток, выступают за то, чтобы продолжать идти по избранному пути, одновременно пытаясь исправить наиболее грубые ошибки, допускаемые на каждом шагу правительством. Подобные требования легли в основу платформы официальной “парламентской” оппозиции, сложившейся после выборов на Съезд народных депутатов в 1989 году. Подвергая резкой критике правительство, эта оппозиция не выработала и не могла выработать радикальной стратегической альтернативы провозглашенному курсу, ограничиваясь предложениями по частным вопросам и призывами ускорить реформы. Подобная слабость оппозиции объяснялась прежде всего ее крайней неоднородностью недемократическим характером выборов и отсутствием в стране массовых оппозиционных партий, которые могли бы выдвинуть альтернативную программу, выражающую интересы масс.

Более консервативная часть господствующего аппарата выступает за возврат ко временам стабильности и порядка, однако эта политика не имеет никаких перспектив, поскольку именно полная невозможность управлять по-старому и толкнула верхи на путь перемен.

Кризис имперского централизованного государства вызвал к жизни мощные национальные движения, фактически оказавшиеся у власти в некоторых частях Советского Союза. Эти движения неоднородны. Наряду с национально-демократическими тенденциями в них немалую роль играют и национально-бюрократические, причем зачастую именно последние контролируют принятие решений. В итоге, национальные движения часто вступают в столкновение между собой, поворачиваются против меньшинств на “собственной территории”, утрачивают свой первоначальный демократический потенциал. В конечном счете социальная природа бюрократии одинакова во всех частях страны и поддержка “своих” бюрократов против “центра” сама по себе не гарантирует демократических преобразований. Лишь антибюрократическое единство трудящихся всех народов и наций может стать надежной основой для торжества демократии.

Обострившийся экономический кризис и неудача реформ вызвали к жизни поднимающееся по всей стране движение трудящихся масс, борющихся за свои права. Организуясь для забастовок, выдвигая свои требования советские рабочие впервые почувствовали себя полноправными гражданами страны, осознали свои классовые интересы, увидели свою силу. Это движение, представляющее единственную реальную альтернативу правящей олигархии и ее политике в масштабах всего Советского Союза, не может успешно развиваться без политической организации. Поддержка массами популярных лидеров и формирование широких популистских Народных Фронтов, выдвигающих самые общие программные требования, стихийные забастовки, заканчивающиеся созданием рабочих комитетов, были необходимым первым этапом политизации и самоорганизации масс. Но остановиться на этом значило бы отказаться от стратегической инициативы. Мы считаем: для того. чтобы движение трудящихся стало реальной альтернативой власти бюрократии, чтобы оно могло взять судьбу страны в свои руки, необходимо создание в СССР

Социалистической партии.

Эта партия, опирающаяся на наиболее передовые слои трудящихся, стремится выражать интересы большинства народа. Наша цель: выход из кризиса не за счет интересов масс. Наш путь: революционные реформы.

Часть II. Демократическая перспектива

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Социализм есть демократия, распространенная на сферу экономики. Это не только значит, что социализм предполагает существование и развитие всех традиционных демократических институтов, опыт показывает, что любые революционные преобразования в экономике без политических свобод оборачиваются своей противоположностью. Экономическая демократия не может быть реальной без демократии политической точно так же, как политическая демократия не может быть полноценной без демократии экономической.

Борьба за политические свободы и права человека является первейшей задачей социалистов. Мы выступаем за политический плюрализм, предполагающий право граждан образовывать независимые от власти политические партии, профессиональные союзы, различные общественные ассоциации и объединения. Все политические партии должны иметь разные права и свободно соревноваться я ходе выборов. Деятельность политических партий и иных общественных организаций может быть пресечена лишь я том случае, если она оказывается связана с применением насилия, ущемления прав граждан, совершением уголовных преступлений. Ликвидация политических организаций должна быть возможна лишь в судебном порядке.

Государство должно оказывать помощь политическим партиям при проведении избирательных кампаний. Размеры помощи должны быть пропорциональны количеству мест, полученных в ходе предшествующих выборов.

Социалисты выступают за свободные, прямые и равные выборы в Верховный Совет (парламент) страны, в руках которого должна находится вся полнота власти. Правительство должно формироваться партией или коалицией партий, получивших большинство в ходе выборов. Никаких ограничений не должно быть ни при выдвижении, ни при регистрации кандидатов.

Осуществление прав граждан должна гарантировать независимая от власти система судебных органов. Мы выступаем за выборность судей при одновременном введении суда присяжных. Судебная реформа должна повысить роль адвокатуры в том числе и на этапе предварительного следствия.

Защита социальных прав трудящихся должна быть гарантирована независимостью от власти профессиональных союзов. Сосуществование нескольких профсоюзных объединений может дать возможность массам выбрать организацию, в наибольшей мере способную защищать их права. Выступая за профсоюзный плюрализм, социалисты в то же время считают необходимым сотрудничество всех организаций, союзов и движений, отстаивающих экономические права трудящихся.

Политическая свобода немыслима без свободы печати. Социалисты выступают против любой монополии на информацию, будь она государственной или частной. Все политические и общественные организации должны получить право на издание собственных органов. Государственное телевидение и радио должно предоставлять время я эфире всякой общественной группе, собравшей определенное количество подписей и всем политическим партиям, пропорционально количеству отданных за них голосов. Общественные организации или коллективы журналистов должны получить право на создание собственного кабельного телевидения и радиостанций.

Государственные СМИ должны управляться демократическими органами, сформированными их коллективами. Органы информации, непосредственно принадлежащие Советам различного уровня, могут быть либо самоуправляемыми, либо иметь руководителей избранных на общем заседании Советов на заранее определенный срок. Независимые некоммерческие издания могут получать субсидии из общественных фондов, не подчиняющихся непосредственно правительству.

Закон должен гарантировать религиозные, культурные и национальные права граждан, реальное выполнение законов должно обеспечиваться деятельностью демократических механизмов на всех уровнях. Политические свободы не будут практически реализованы на местах без сильного местного самоуправления, обладающего широкой экономической самостоятельностью. Вмешательство центральной власти а дела местных демократических органов недопустимо.

Интересы различных регионов и национальных групп могут быть прочно защищены лишь в условиях федеративного государства. Хотя Россия была провозглашена федеративной Республикой еще Учредительным Собранием, она никогда не была построена по принципам федерализма. Независимо от того, какие именно территории и на какой основе останутся в составе СССР, Российская республика должна быть превращена в полноценную федерацию, в которой все регионы (Европейская Россия, Сибирь, Дальний Восток и т.д.) получают равные права.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Демократическая политика в национальном вопросе может быть основана только на одновременном уважении права наций на самоопределение и прав человека. Межнациональные отношения, сложившиеся в нашей стране за последние десятилетия, настолько запутаны и противоречивы, что зачастую реализация одних прав осуществляется в ущерб другим.

Признание прав человека приоритетными означает, что реализация национальных прав должна осуществляться только через демократические механизмы (свободные, равные и тайные выборы, референдумы, переговоры между заинтересованными национальными группами и их движениями).

Мы выступаем за культурно-национальную и территориальную автономию и полное равноправие всех наций и народностей. Все народности, компактно проживающие на своей территории, должны получить возможности для самоопределения—в том числе и внутри федерации. Данный принцип должен последовательно реализовываться в отношении всех национальных меньшинств. Административно-национальные границы мо1ут пересматриваться по решению большинства жителей спорных территорий.

Народы Латвии, Литвы и Эстонии, как и любых других республик должны сами решать свою судьбу путем свободного выбора. Право на отделение от федерации и создание собственного государства должно не только формально признаваться, но и уважаться центральным правительством. В то же время мы считаем необходимым решительно выступать против любой национальной дискриминации на территории нашей страны и за ее пределами, защищая права любого национального меньшинства на автономию—в том числе и право русскоязычного меньшинства за пределами России.

Вопрос о будущем Союза ССР должны буду решить сами народы, населяющие нашу страну. Федерация должна быть основана на новом союзном договоре, четко определяющего полномочия центрального и местных правительств, права республик и автономных территорий, вопросы собственности на природные ресурсы, соотношение федерального и национальных законов, возможные процедуры улаживания конфликтов, право выхода из федерации.

Мы считаем необходимым, чтобы любые изменения в Конституции нового союзного государства утверждались Верховными Советами каждой республики, обладающими правом вето. Необходимо создать условия для реальной защиты интересов национальных меньшинств в законодательных органах. Конституция должна предусматривать четкое распределение функций и обязанностей между палатой народных депутатов и федеральной палатой (Советом национальностей).

При любом варианте развития мы будем выступать за последовательно демократический подход к национальному вопросу и за предоставление максимальной автономии национальным меньшинствам внутри и вне Российской федерации.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Цель социалистических преобразований состоит в том, чтобы гарантировать каждому человеку достойные условия жизни. Разнообразие человеческих индивидуальностей и потребностей делают бессмысленной всякую попытку механического уравнивания людей между собой. Но общество должно гарантировать всем своим членам полное равенство прав и возможностей. Существование имущественного неравенства становится социальной проблемой с того момента, когда начинает создавать угрозу равноправию граждан. Поэтому всем людям, независимо от их социального положения, происхождения, национальности или вероисповедания, должны быть гарантированы одинаковый доступ к образованию, здравоохранению, а также достойные человека жилищные условия.

Перераспределительная политика, осуществляемая с помощью налогов, льгот и субсидий, должна быть построена таким образом, чтобы наиболее преуспевающая часть общества должна была вносить и наибольший вклад в выполнение социальных программ.

Системы материального поощрения и оплаты труда должны устанавливаться самими коллективами безо всякого вмешательства извне. Уравнительное распределение в пределах коллектива вполне может сочетаться с высокой эффективностью труда при условии, что коллектив обладает подлинной самостоятельностью.

Право каждого жителя страны на качественное и бесплатное образование и медобслуживание должно быть гарантировано так же твердо, как и неприкосновенность личности. Национальные меньшинства должны получать возможности для обучения на родном языке, а также им должны быть созданы условия для сохранения собственного образа жизни. Практическая реализация политики культурно-национальной автономии должна оплачиваться не за счет национальных общин, я преимущественно за счет государственного бюджета.

Развитие экономики должно обеспечивать реализацию основных потребностей населения. Наряду с жильем, образованием, обучением и продовольственным обеспечением в число основных потребностей входит и доступ к культурным ценностям, информации и т.д. Необходимо не просто определить исчисляемый в рублях прожиточный минимум, но и обеспечить реальное удовлетворение данных потребностей в том объеме, который соответствует уровню развития общества. На это должны быть ориентированы все программы социального страхования, пенсионного обеспечения, помощи молодежи и т.д.

ЭКОЛОГИЯ

Любые социальные и политические программы могут реализовываться лишь при условии выживания людей. Экологические гарантии должны быть поставлены в один ряд с политическими и социальными. Наряду с проведением государственной политики, направленной на преодоление экологического кризиса (закрытия и перепрофилирования грязных производств, внедрения "чистых" технологий и т.д.), мы считаем необходимым созданием механизма общественного экологического контроля снизу. Это предполагает:

— четкое определение меры и видов наказания за различные экологические преступления, прав и обязанностей всех органов власти и самоуправления по охране экологического равновесия; повышение штрафов и санкций до такого уровня, когда их оплата становится разорительной для предприятия, строгое запрещение любым государственным органам покрывать расходы на оплату штрафов из своего бюджета, введение штрафов в конвертируемой валюте для предприятий, работающих на экспорт;

— полную экологическую гласность, включая право любой группы граждан получить любую экологическую информацию от любого органа власти, предприятия или организации, включая и Министерство Обороны, обязательность публикации данных экологического мониторинга в СМИ Советов;

— повсеместное введение независимой экологической экспертизы как необходимого условия при решении любых спорных вопросов;

— предоставление жителям' территории, на которой осуществляются различные экономические проекты, права “вето”, порядок организации и проведения местных референдумов должны быть зафиксированы в законе.

Программы экономии энергии и других ресурсов в масштабах страны, региона и города должны быть приоритетными. Это позволит уменьшить нагрузку на окружающую среду, вызываемую человеческой деятельностью без уменьшения валового национального продукта. Мы выступаем за прекращение строительства Атомных электростанций и за максимальное использование альтернативных источников энергии.

В районах, где сложилась тяжелая экологическая обстановка, должны быть разработаны и осуществлены под контролем местного населения и свободно избранных органов власти комплексные программы переориентации экономики—перепрофилирование предприятий, рекультивирование земель, переобучение работников и т.д.. Средства для осуществления подобных программ должны выделяться из федерального бюджета прежде всего за счет штрафов, наложенных на предприятия-загрязнители.

ЭКОНОМИКА

Социалисты выступают за демократическую экономику, в которой удовлетворение человеческих потребностей является главной целью и главным стимулом. Интересы человеческой личности не могут быть принесены в жертву ни плану, ни прибыли. Мы выступаем против любого—государственного или частного—монополизма в экономике, за самоуправление трудящихся на производстве и сознательное демократическое формирование обществом стратегии своего развития.

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Многообразие задач и различия условий в разных отраслях народного хозяйства диктуют необходимость сосуществования различных форм собственности и управления в социалистической экономике. Формальное провозглашение “общенародной собственности” совершенно не гарантирует подлинного общественного контроля над экономическим развитием страны. Юридическими собственниками основной массы средств производства должны стать советы различных уровней. Только такая система позволит обществу через своих избранников в Советах осуществлять реальный демократический контроль над экономической жизнью. Было бы наивно и утопично предполагать, будто можно в централизованном порядке направлять деятельность каждого отдельного предприятия даже при наличии современной компьютерной техники и демократических методов принятия решений. Необходимо, чтобы в собственности Верховного Совета находились лишь крупнейшие предприятия общенародного значения и важнейшие проекты экономического развития. Остальные предприятия—в зависимости от их значения в экономике региона, города, области и т.д.—должны быть переданы в собственность соответствующих Советов более низкого уровня, вплоть до микрорайонов. Аналогичным образом должны осуществляться и капиталовложения.

Только переход юридических прав собственности в руки избранных народом Советов обеспечит демократический и социалистический характер экономики. Являясь собственниками предприятий и инвестиционных фондов. Советы одновременно должны предоставить широкую самостоятельность трудовым коллективам и создать условия для формирования органов самоуправления на производстве. Отношения между коллективами предприятий и Советами могут строиться на основе арендных договоров или соглашений о передаче средств производства в пользование (владение) коллективов на взаимно согласованной основе.

Эта система должна создать условия для естественного соединения политической и экономической демократии, децентрализованного рационального управления “сверху” с самоуправлением. Она позволит сочетать интересы потребителей и производителей, учитывать экологические требования и задачи перспективного развития страны, отрасли, города или региона одновременно с интересами отдельных самоуправляющихся коллективов.

В результате реорганизации экономической системы и передачи реальной хозяйственной власти Советам различных уровней в стране могут сложиться пять основных типов собственности и управления.

1. Государственный сектор, действующий в рамках директивного централизованного планирования должен охватывать большую часть тяжелой, добывающей и обрабатывающей, а также оборонную промышленность и железнодорожный транспорт. Трудовые коллективы этих отраслей должны получить гарантированное законом право участия в принятии касающихся их решений по вопросам охраны и организации труда, систем заработной платы и распределения сверхнормативных прибылей. Количество централизованно планируемых показателей должно быть минимальным. Для поддержания жизнеспособности и модернизации предприятий, необходимых для успешного развития экономики в целом, будут использованы государственные дотации.

Назначение директоров и установление жестких государственных цен на предприятиях этого сектора должны обеспечить четкую ориентацию предприятий на обслуживание приоритетных народнохозяйственных и общественных задач, а в случае необходимости—организованное реконструирование и перепрофилирование предприятий данных отраслей. Юридическим собственником государственных предприятий должно быть не правительство, а Верховный Совет Союза или республики.

2. Самоуправляющиеся государственные предприятия должны составить основу обрабатывающей промышленности. Коллективы предприятий должны получить возможность выбора руководства и самостоятельного принятия всех ключевых решений. В государственный бюджет должны поступать только налоги и фиксированные платежи, а все остальные средства должны полностью оставаться в руках органов самоуправления. Самоуправляющиеся госпредприятия должны получить возможность свободного объединения в ассоциации, демократического избрания руководящих органов ассоциации и право свободного выхода из ассоциаций. Ассоциации самоуправляющихся предприятий могут самостоятельно выбирать формы своих отношений с собственниками средств производства. В долгосрочной перспективе преобладающей формой отношений станет либо аренда средств производства, либо соглашение о передаче собственности Советов во владение (пользование) предприятий на взаимно согласованных условиях.

3. Муниципальный сектор должен охватывать большую часть предприятий розничной торговли, местную, пищевую промышленность, значительную часть строительных предприятий, городской транспорт, часть легкой промышленности и другие предприятия, обслуживающие непосредственно нужды города. Предприятия муниципального сектора могут передаваться в аренду трудовым коллективам.

4. Предприятия коллективной трудовой собственности, принадлежащие тем, кто на них работает, могут создаваться в различных отраслях без государственных капиталовложений или путем выкупа государственных предприятий их трудовыми коллективами. Сельскохозяйственные предприятия общественного сектора могут быть также переданы в собственность их коллективам. Эти предприятия должны быть ориентированы на достижение общественных целей с помощью методов косвенного регулирования.

5. Частно-кооперативный сектор может получить развитие в сфере торговли и услуг, легкой промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях. В отличии от предприятий коллективной собственности предприятия частно-кооперативного сектора принадлежат не всему коллективу, а конкретным лицам и используют наемный труд. Эксплуатация наемного труда в частно-кооперативном секторе может быть ограничена с помощью налоговой политики. Подключение частно-кооперативных предприятий к достижению общественных задач может достигаться как с помощью косвенного регулирования рынка, так и на основе их сотрудничества с государственными и муниципальными предприятиями.

Считая необходимым сосуществование различных форм и видов собственности, включая и частно-кооперативную, социалисты одновременно категорически выступают против передачи государственных предприятий в частные руки. Предприятия, созданные за счет общественных фондов, могут и должны передаваться в распоряжение их коллективов, а не частных собственников или акционеров. Превращение государственных предприятий в акционерные общества или их переход в частную собственность не дает ни прироста общественного продукта, ни автоматического повышения эффективности, создавая лишь условия для паразитического присвоения привилегированными социальными группами плодов чужого труда. Замена чиновника капиталистом не приносит пользы трудящимся. Работники должны сами стать хозяевами предприятий.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Важнейшим условием формирования эффективной и демократической экономики является создание соответствующих механизмов планирования, регулирования и принятия решений. Для того, чтобы общество могло быть действительным хозяином своей судьбы, все важнейшие экономические решения и планы должны утверждаться парламентом и вступать в силу только после демократического обсуждения.

Избранное народом правительство должно, опираясь на специализированные научно-исследовательские учреждения, разрабатывать основные направления социально-экономического развития. После принятия их парламентом согласование конкретных экономических задач должно происходить ьа основе переговоров между Министерством народного хозяйства и ассоциациями самоуправляющихся предприятий. Количество министерств должно быть минимальным, их состав и функции должны устанавливаться парламентом (наряду с Министерством Народного Хозяйства и Министерством финансов целесообразно создать Министерство транспорта и Министерство сельского хозяйства).

Основной формой планирования должно стать установление макро-экономических рамок для ассоциаций и предприятий. Планом должны устанавливаться оптимальные параметры развития отрасли и масштабы допустимых отклонений от данных параметров. На этой основе ассоциации, предприятия и трудовые коллективы могут разрабатывать собственные планы исходя из рыночных и других условий. Нарушители макро-экономических рамок должны подвергаться экономическим санкциям .(дополнительные налоги, лишение государственных льгот, кредитов и др.).

Ключевым моментом гибкого планирования должно стать ценообразование. Наряду с твердыми ценами, устанавливаемыми для предприятий традиционного госсектора (сырье, энергия, некоторые важнейшие виды оборудования) и на продовольствие, должны действовать и ориентировочные государственные цены. Цены большинства товаров смогут колебаться в зависимости от рыночной конъюнктуры, но в пределах, устанавливаемых макро-экономическим планом. На модные изделия, товары частного сектора (и наиболее современную технологию) цены будут формироваться свободно.

Средствами регулирования являются также налоги, субсидии и госзаказы. Налоговая политика должна носить последовательно антимонополистический характер, стимулировать приоритетные отрасли и сдерживать рост цен.

Необходимо четко разделить функции центрального и регионального планирования. Основой для такого распределения является перераспределение собственности между Советами различных уровней. Центральное планирование должно решать исключительно задачи общенационального развития—определяя важнейшие экономические параметры и приоритеты. Тем самым центр будет лишь определять рамки для самостоятельного составления планов Советами различных уровней или объединениями предприятий.

В свою очередь рынок должен служить прежде всего источником объективной информации о результатах выполнения принимаемых решений. Рыночные отношения позволят также решать бесчисленное количество мелких и частных проблем или ликвидировать диспропорции, возникающие в процессе планирования.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЫ

Современная международная экономика становится все более взаимосвязанной и ни одна страна не может находиться в стороне от глобальных процессов. В то же время контроль над глобальными процессами все более сосредотачивается в руках крупнейших транснациональных корпораций и финансовых центров, принимающих решения безо всякого контроля снизу. Зависимость стран Восточной Европы, Китая и СССР от центров мирового капитализма в последнее время неуклонно возрастает.

Мы выступаем за активное участие нашей страны в международном экономическом сотрудничестве на основе подлинной экономической независимости. Включаясь в международное разделение труда, наша страна одновременно должна добиваться создания демократических органов планирования и регулирования экономики на международном уровне, создания международных и общеевропейских программ развития, подконтрольных демократическим органам и отвечающих интересам народов, участвующих в них стран.

Мы считаем возможным создание в рамках общеевропейских или региональных программ сотрудничества международных предприятий и объединений, находящихся в общеевропейской или межгосударственной собственности. Только такое решение создаст условия для быстрого внедрения новейших технологий при сохранении равноправия участников международных программ.

Механизм создания смешанных предприятий, сформировавшийся в нашей стране и в других странах Восточной Европы, защищает лишь интересы иностранных вкладчиков капитала и крупнейших ведомственно-бюрократических групп внутри страны. Этот механизм должен быть радикальным образом пересмотрен. Все привилегии для иностранных вкладчиков любой формы собственности должны быть полностью уравнены в правах со смешанными предприятиями. Коллективы смешанных предприятий должны получить возможность участия в принятии решений на той же основе, что и коллективы предприятий, находящихся в собственности Советов. Предприятия, загрязняющие окружающую среду или нарушающие законодательство нашей страны, должны быть экспроприированы. В дальнейшем следует рассмотреть и возможность выкупа Советами различных уровней действующих на их территории смешанных предприятий.

В перспективе привлечение иностранного капитала допустимо лишь под строгим контролем демократических Советов и в рамках законодательства, гарантирующего защиту нашей экономической независимости и прав трудящихся. Предпочтительной формой сотрудничества с западными фирмами внутри страны должны стать компенсационные сделки, а не создание смешанных предприятий. Необходимо поощрять самостоятельный выход отечественных предприятий на внешний рынок. Государство должно оказывать им активную помощь в поисках партнеров, подключении к международным программам сотрудничества и т.д. Укреплению позиций наших предприятий на мировом рынке может служить и введение конвертируемого рубля, но лишь при условии предварительного оздоровления отечественной экономики и упорядочивания финансовой системы.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Экономическое развитие страны должно обеспечивать ее самостоятельность и благосостояние в современном мире. Попытки механически копировать экономическую стратегию Запада не приведут ни к чему другому, кроме усиления зависимости и отсталости. Общество должно выработать собственные приоритеты, обеспечивающие в будущем кашу самостоятельную роль в мировой экономике.

Мы считаем необходимым:

— переориентация со строительства гигантских и крупнейших заводов на мелкие и средние предприятия, использующие местные ресурсы и обслуживающие конкретные локальные рынки;

— разработка и внедрение экологических технологий, альтернативных источников энергии, дирижаблестроение и др.;

— максимальное использование интеллектуального потенциала страны, разработка качественно новых изделий и технологий, их экспорт;

— переориентация внешнеэкономических связей на страны Третьего мира таким образом, чтобы совместно используя накопленный нами интеллектуальный потенциал, технический опыт и трудовые ресурсы, общими силами добиться экономической самостоятельности и удовлетворения основных потребностей наших народов.

Децентрализация и демократизация экономической власти, переход собственности в руки Советов позволит разработать перспективные региональные программы развития.

Часть III. Социальная политика

ПРИОРИТЕТЫ

Модернизация экономики и перепрофилирование большого числа производств (свертывание военной промышленности, устранение грязных технологий) не должны сопровождаться ростом безработицы. Социальная политика должна обеспечить поддержание полной занятости, одновременно избегая роста инфляции и не сдерживая технический прогресс. Разрешение этих противоречий возможно лишь в том случае, если:

— будут осуществляться массированные государственные капиталовложения в создание новых рабочих мест на основе наиболее современных технологии;

— будет создана система переквалификации, и профессионального обучения, учитывающая реальные возможности и потребности людей (для этого необходимо не только вложение значительных государственных и муниципальных средств, но и создание соответствующих демократических структур, дающих право голоса свободным профсоюзам, выборным представителям трудящихся);

— будет стимулироваться переобучение высвобождающихся работников непосредственно на предприятиях (коллективы, сокращающие свой штат, обязаны будут либо предоставить новую перспективную специальность высвобождаемым, либо внести средства в государственный или муниципальный фонд переобучения);

— будет организована высокоэффективная система оказания помощи людям, ищущим работу, включая предоставление субсидий и льготных займов инициативным группам и частным лицам, стремящимся к созданию новых предприятий в приоритетных для общества сферах.

Все эти задачи не могут быть решены без эффективного планирования в центре и демократического самоуправления на местах.

ЗАНЯТОСТЬ

Ключевой задачей социальной политики в условиях кризиса социалисты считают борьбу за рациональную полную занятость. Необходимо добиваться перераспределения рабочих мест, изменения сложившейся структуры экономики, а следовательно и структуры занятости, одновременно предотвращая рост безработицы и неконтролируемую инфляцию.

Введение пособий по безработице в размере прожиточного минимума, учитывающих наличие иждивенцев и трудовой стаж работников, необходимо, но не решает проблемы. Рост общей суммы выплачиваемых пособий в условиях обостряющегося положения с занятостью может лишь усилить инфляционные тенденции и способствовать развитию неконтролируемых процессов в экономике. Кроме того право на труд, по нашему мнению, является ключевым социальным правом, которое должно быть абсолютно гарантировано обществом.

Исходя из этого, мы считаем:

1. Сокращение рабочих мест должно производиться на предприятиях, находящихся я государственной собственности, только после того, как будут созданы условия для переобучения работников и начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в отраслях, являющихся стратегически приоритетными для общества:

— информатика и электроника;

— сфера услуг,

— развитие и внедрение экологических технологий.

Местные органы власти должны сдерживать тенденции к сокращению занятости с помощью налога на высвобождение работников (предприятие, сокращающее работника я связи с реорганизацией или рационализацией, должно одновременно внести значительные суммы на его переобучение и создание новых рабочих мест в ФОНДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ, создаваемые местным Советами).

Переобучение должно быть обеспечено не только для рабочих, но и для служащих, которые в первую очередь затронет политика рационализации. Для работников пожилого возраста, не имеющих возможности освоить новые специальности, должна быть предусмотрена возможность добровольного досрочного выхода на пенсию без потери в стаже. Нормативная рабочая неделя для всех секторов экономики не должна превышать 40 часов при условии, что коллективы подучат право самостоятельно определять продолжительность собственного рабочего времени.

Необходимо одновременно поощрять создание кооперативов и индивидуальных предприятий в приоритетных отраслях с помощью налоговых льгот, что позволит обеспечить дополнительный рост количества рабочих мест без добавочных капиталовложений и рациональное распределение этих рабочих мест.

Мы считаем целесообразным создание во всех отраслях экономики рабочих мест с неполным рабочим днем и 'гибким графиком труда при условии полного равноправия работников данной категории с остальными работниками при получении отпусков, пенсий, обеспечении социальных гарантий и т.д.. Занятость в течение неполного рабочего дня (неполной недели) не должны лишать работников права на получение пособий, хотя сумма пособий в данном случае должна автоматически сокращаться. Для работающих пенсионеров или студентов частичная занятость не должна вести к потере пенсии или стипендии. Любые пособия, пенсии и стипендии должны автоматически повышаться в соответствии с изменением стоимости жизни. Необходимо провести также корректировку ухе начисленных пенсий в соответствии с реальным прожиточным минимумом. Это должно привести к повышению не только минимальных, но и средних пенсий. Рост заработков в системе частичной занятости не должен вести к автоматическому сокращению выплачиваемой доли пособий. Необходимо законодательное регулирование подобных вопросов.

Трудящиеся должны получить возможность свободно распоряжаться своим отпуском: выбор срока ухода в отпуск, право разделить его на две или несколько частей и т.д.

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

Реальное равноправие женщины в обществе должно не только провозглашаться конституцией, но и закрепляться целым комплексом социальных и законодательных мер:

— запретить использование женщин для выполнения тяжелых физических работ, выделив государственные субсидии для соответственного обновления технологии;

— запретить использование женского труда в ночные смены;

— создать надомные рабочие места для женщин в рамках муниципального сектора экономики, заботиться о том, чтобы сокращение тяжелого труда для женщин не вело бы автоматически к росту женской безработицы;

— увеличить продолжительность отпуска по рождению ребенка, предоставить женщинам право дробить этот отпуск, предоставить семьям право разделить отпуск по рождению ребенка между супругами;

— увеличить капиталовложения в строительство детских садов, ясель и т.п. в рамках муниципального сектора, предоставить муниципалитетам субсидии центрального правительства на эти цели.

ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В период после революции 1917 года наша страна была одной из первых в мире, учредившей всеобщее бесплатное образование и общедоступную бесплатную медицину. На протяжении десятилетий мы оставались мировыми лидерами в этой области, стимулируя своим примером демократические преобразования на Западе. Реформы в области здравоохранения и образования были одним из условий стремительного роста нашей экономики на протяжении нескольких десятилетий, создания передовых по тем временам предприятий в ряде ключевых отраслей, развития науки и укрепления военной мощи. В настоящий момент, однако, не только утрачено наше прежнее лидирующее положение, но и поставлены под угрозу завоевания прежних лет. Кризис систем здравоохранения и образования, достигший небывалых масштабов в 80-е годы, не только представляет серьезную угрозу для нормального развития общества, но и свидетельствует об окончательном исчерпании возможностей традиционной общественно-экономической системы.

Попытки решить проблемы образования и здравоохранения за счет поощрения частно-кооперативного предпринимательства и коммерциализации государственных услуг в этой области не способствуют преодолению кризиса. Создание организаций, обеспечивающих качественное образование и здравоохранение для привилегированного меньшинства, лишь усугубит проблемы большинства и обострит общий кризис, поскольку приведет к переходу наиболее квалифицированного персонала в частно-кооперативные и коммерческие предприятия. В тяжелом положении окажутся не только более бедные слои населения, но и небольшие города, сельская местность или отдаленные от центра районы страны, где коммерческая организация медицины окажется либо нерентабельной, либо непомерно более дорогой, нежели в центре. Это усугубит социальную несправедливость, поскольку право на образование и здоровье должно быть гарантировано каждому в одинаковом объеме независимо от его происхождения, места жительства или доходов.

Альтернативой частно-коммерческому подходу является демократический подход, предполагающий полное равноправие граждан при одновременной свободе выбора.

Пациенты должны получить возможность выбирать себе врача и поликлинику, родители выбирать для своих детей школу и класс. Государственные дотации, выплачиваемые школам и больницам, а следовательно и доходы учителей и врачей, должны быть поставлены в зависимость от количества пациентов или учеников, добровольно выбравших их. Использование выделенных из бюджета средств должно быть полностью под контролем органов самоуправления, сформированных, законодательно закрепленных норм обучения и медицинского обслуживания при полной свободе во всех остальных вопросах. Возможно также участие родительских комитетов в принятии решений, касающихся школ.

Местные органы самоуправления должны получить возможность создавать Фонды социальной помощи, предназначающиеся для улучшения медицинского обслуживания на их территории. Средства этих фондов могут быть использованы для того, чтобы предоставлять семьям тяжело бальных людей скидки при получении дорогих лекарств, покупать дорогостоящее и уникальное медицинское оборудование, оплачивать дополнительные медицинские услуги (домашние врачи и т.д.).

Необходимо вложение дополнительных средств для создания новых школ, поликлиник и больниц. Капиталовложения в эту Сферу должны производиться несмотря на любые экономические трудности, поскольку они являются гарантией будущего прогресса страны. Несмотря на любые экономические трудности следует изыскать средства для того, чтобы сократить среднее количество учеников в классах до 20 человек, ликвидировать дефицит учебных пособий, подготовить и издать новые учебники по общественным наукам. Школы должны получить возможность выбора между несколькими альтернативными учебниками при условии, что все эти учебники отвечают определенным научно-образовательным условиям.

Специализация в школьном образовании должна гарантировать учащимся качественную подготовку по выбранным ими дисциплинам при одновременном получении ими основных общеобразовательных знаний. Ученики старших классов должны получить реальную возможность выбора специализации.

Права учащихся должны быть закреплены законодательно, также как права родителей и учителей. Реформа образования должна предоставить всем заинтересованным сторонам максимальные возможности для участия в принятии затрагивающих решений.

В сфере высшего образования необходимо:

— восстановить принцип “университетской автономии”, предполагающий выборность ректоров и деканов всех высших учебных заведений и широкие права демократически сформированных ученых советов в вопросах организации научной работы, создать в институтах, училищах и университетах административные советы, предоставив им полную свободу я использовании принадлежащих высшим учебным заведениям средств, включая государственные дотации, признать за административными советами университетов права, равные правам местных советов на своей территории;

— осуществить на практике студенческое самоуправление, обеспечить участие студентов старших курсов и аспирантов в принятии затрагивающих их решений, создать в Советах, управляющих дулами высших учебных заведений, вторую палату, избираемую студентами;

— официально признать студенческие организации, предоставив им возможность постоянной работы в высших учебных заведениях;

— создать условия для индивидуализации обучения, соединив узкий круг обязательных дисциплин с выбором преподавателя и возможностью выбора из широкого круга факультативных курсов;

— обеспечить деидеологизацию обучения за счет изменения структуры общественных дисциплин, предоставления студентам возможности выбора спецкурсов.

Реформа высшего и среднего образования не должна проводиться “сверху. Реальное осуществление перемен невозможно без демократических организаций, отстаивающих интересы преподавателей и учащихся, без их постоянного участия в разработке и осуществлении преобразование.

ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА

Принципиальная задача общества должна состоять в том, чтобы обеспечить всем его членам достойные человека жилищные условия. Каждый гражданин должен иметь реальную возможность пользоваться гарантированным минимумом жилой площади, оплачиваемым по минимальным ценам. Гарантируемый минимум должен составить приблизительно 20 кв.м общей площади на человека и 10 кв.м дополнительной площади на семью.

Для получения средств на реализацию жилищных программ может быть использован налог за излишки жилой площади, поступающий в бюджет местных органов власти. Одновременно следует отменить любые административные ограничения на размеры жилой площади, занимаемой гражданами. Задача демократических преобразований состоит не в том, чтобы всех механически уравнять, а в том. чтобы заставить более богатую и преуспевающую часть граждан содействовать улучшению социальных и жилищных условий для более бедных слоев общества.

Налоговая система должна заставить любые организации, ведомства и предприятия более рационально использовать имеющиеся в их распоряжении здания и земельные ресурсы.

Широкие права и свободные выборы местных Советов (муниципалитетов)—ключевое звено, без которого невозможно проведение демократической социальной политики. Распоряжение субсидиями, поступающими из общенациональных (федеральных) фондов, должно осуществляться только через представительные демократические органы. Принцип, которому мы должны следовать—Центр выделяет, места распределяют.

СТРАНЕ НУЖНА ПАРТИЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗАЩИЩАЮЩАЯ ИНТЕРЕСЫ ТРУДЯЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМ. ПАРТИЯ. СОЕДИНЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ И ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ, ПАРТИЯ ВПОЛНЕ ЕВРОПЕЙСКАЯ И ГЛУБОКО НАЦИОНАЛЬНАЯ, ПАРТИЯ СТРЕМЯЩАЯСЯ СОЧЕТАТЬ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРЕМЛЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ДЕМОКРАТИЗМ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПАРТИЯ, ГДЕ НАЙДУТ СЕБЕ МЕСТО И РАБОЧИЕ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ПАРТИЯ, ЯВЛЯЮЩАЯСЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЛЕВЫХ СИЛ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Может ли такая партия быть создана в наши условиях? Мы верим, что это возможно. Мы обращаемся за поддержкой ко всем, кто разделяет наши идеалы и наши надежды. Нам нужны ваша помощь и ваше участие. Время общих слов и неформальных объединений кончилось. Наступает время серьезной политической борьбы.

Если вы верите в возможность СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ, если вы считаете, что интересы ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ и ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ не должны приноситься ни в жертву прибыли, ни в жертву бюрократическому плановому “валу”—ПОМОГИТЕ НАМ.

В этом случае формирующаяся СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ—ЭТО ВАША ПАРТИЯ

Часть VI. Антикризисная экономическая программа (основные принципы)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Опыт Восточной Европы и нашей собственной страны я 80-е годы убедительно показал как несостоятельность старых административных методов управления, так и неудачу попыток “чисто” рыночного решения или механического сочетания элементов бюрократическо-административного планирования и свободного рынка.

Западным странам потребовалось несколько столетий для формирования развитых форм рынка, после чего естественным образом исторически сложился и целый арсенал средств регулирования. Механический перенос этих методов на нашу почву невозможен уже потому, что наши проблемы качественно отличаются от проблем, с которыми традиционно сталкивалась западная экономика. Важнейшим условием формирования свободного рынка на Западе была также цивилизованная и развитая буржуазия, полностью отсутствующая в нашей стране.

В условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и дезорганизации хозяйства, попытки раскрепощения рыночных сил ведут лишь к обострению кризиса.

Автоматическое расширение прав директоров в области ценообразования при отсутствии уже сложившейся системы рыночных связей приводит не к возникновению рынка или конкуренции, а к стремительному росту инфляции, свобода выбора партнера и фактическая отмена монополии внешней торговли в условиях острого дефицита всех важнейших товаров не только не порождает свободную конкуренцию, а напротив создает новые возможности для развития монополизма и разрушение уже сложившихся хозяйственных связей, ускоряет рост цен и в конечном счете усиливает тенденцию к “вымыванию” на внешний рынок всех качественных товаров, остро необходимых на внутреннем.

Невозможность свободной конкуренции связана и с исторически сложившейся культурой производства, при которой одно или два крупнейших предприятия монополизируют производство любых видов продукции и машиностроения. Антимонополистическое законодательство в таких условиях принципиально ничего не дает, поскольку монополизм вызван объективно сформировавшейся в стране технологической структурой, системой разделения труда и т.д.. Для того, чтобы поставить предприятия перед необходимостью действительного соревнования, необходимо осуществление комплексной программы реструктурирования экономики, долгосрочных инвестиционных программ, строительство новых и реорганизация действующих предприятий, рационально контролируемый импорт и определенный контроль над экспортом, а это, в свою очередь, невозможно без сильного и эффективного планирования, ответственного перед обществом.

Бессмысленными и опасными являются и попытки выхода из кризиса за счет внешних займов. Увеличение задолженности СССР ведет к усилению долгосрочной зависимости нашей страны от международных банков, переориентации экономики на обслуживание внешнего долга, окончательному превращению СССР в страну Третьего мира. Попытки механически подключиться к стихийно сложившемуся в рамках мировой капиталистической системы международному разделению труда не приведут к резкому улучшению ситуации, поскольку для успешного проникновения на рынки западных стран новым экспортерам требуются десятилетия, а в условиях кризиса мы не можем претендовать ни на что иное, кроме роли второстепенного поставщика сырья. Аналогичным образом западный капитал, вкладываемый в нашу экономику, не может стать серьезным фактором модернизации, поскольку иностранные фирмы объективно заинтересованы именно в укреплении нашей зависимости, эксплуатации дешевого сырья и рабочей силы, вывозе “грязных технологий” и т.д.

В целом такие методы приводят лишь к снижению жизненного уровня населения, росту социальной напряженности и нарастанию хаоса в экономике.

Преодоление кризиса требует сознательной и последовательной экономической стратегии, пользующейся поддержкой широких слоев общества и реально учитывающей жизненные интересы трудящихся, а также геополитические и национальные интересы страны.

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ

Преодоление кризиса невозможно без использования внеэкономических и внерыночных методов, позволяющих обеспечить быструю мобилизацию средств и ресурсов для проведения структурных реформ—в том числе и для создания условий, при которых товарно-денежные отношения могли бы наконец использоваться для успешного решения задач социальной и экономической политики.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

В условиях всеобщего товарного дефицита и распада сложившихся хозяйственных связей необходимо гарантировать каждому гражданину и каждому предприятию необходимый минимум обеспечения его повседневных потребностей. Карточная система традиционно создает широкие возможности для бюрократизации. Для того, чтобы предотвратить это, следует четко закрепить в законе и сделать общеизвестными нормы для каждого человека и каждого предприятия. Нормы должны быть равными для всех и исключать всякую возможность произвола. Товары и ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества сверх необходимого и определенного законом минимума, должны не перераспределяться, а поступать в свободную продажу. Старые бюрократические органы контролировавшие снабжение и распределение ресурсов, должны быть упразднены. Задача центра должна состоять исключительно в четком выполнении обязательств по поставкам гарантируемого минимума. Такая система позволит несмотря на существующий кризис обеспечивать бесперебойное функционирование экономики, равноправие предприятий и одновременное формирование механизма оптовой торговли.

Передача власти Советам должна означать и реальную передачу в их руки всех распределяемых по внерыночным каналам товаров и ресурсам, пропорционально численности населения и совокупной потребности имеющихся на их территории предприятий. Советы должны иметь неограниченную возможность использовать продукцию муниципальных предприятий сверх поставок в общегосударственный перераспределительный фонд по своему усмотрению (продать, выменять, повысить нормы в своем регионе).

НОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Передача собственности в руки Советов передает под их контроль и большую часть капиталовложений. Это является важнейшей гарантией против инфляционных капиталовложений из центрального бюджета, незавершенного строительства и т.д., поскольку ресурсы Советов остаются крайне ограниченными. Центральная власть в соответствии с программами, принятыми демократическим путем должна:

— гарантировать как с помощью налоговых льгот, так и с помощью административного контроля производство необходимого минимума товаров в государственный перераспределительный фонд, обеспечивающий жизнедеятельность экономики и общества в целом;

— с помощью налогов м кредитов способствовать местным капиталовложениям в приоритетные отрасли—охрану окружающей среды, транспорт и дорожное строительство, повышение эффективности общественных служб, технологическое перевооружение производства и развитие новых технологий, переобучение трудящихся в соответствии с местными программами развития, одновременно сдерживая рост устаревших, “грязных” или неэффективных, дорогостоящих производств м программ развития, отказывая а предоставлении кредитов.

Производство продукции, обеспечивающей важнейшие народнохозяйственные потребности и приоритеты развития, должно быть гарантировано также государственными заказами. Следует создать условия, когда госзаказ станет выгодным, а предприятия начнут соревноваться за него. Выполнение госзаказа должно сопровождаться налоговыми льготами и, в случае необходимости, дополнительными ресурсами (но не за счет общегосударственного перераспределительного фонда). В условиях, когда центральное правительство, поручая определенный заказ предприятиям или ассоциациям предприятий, само будет брать на себя целый ряд материальных обязательств перед ними, опасность принудительного включения чрезмерно большой части продукции в госзаказ исчезнет сама собой.

Количество управляющих органов и министерств в центре должно быть сокращено до функционального минимума (министерство народного хозяйства, транспорта и связи, сельского хозяйства, энергетики), полномочия этих органов четко определены. В то же время в пределах своих полномочий каждый орган должен облазать всей полнотой власти. Госплан должен быть заменен институтом планирования, разрабатывающим экономическую программу, предоставляемую правительством на утверждение Верховного Совета. Государственный банк также должен подчиняться Верховному Совету, назначающему его руководителя, а местные отделения Госбанка подчинены непосредственно Советам соответствующего уровня.

Советы различных уровней, действующие в различных регионах страны, должны иметь свободу в формировании собственных структур управления, при условии, что создаваться она будет исключительно за счет из собственного бюджета и дотаций от самоуправляющихся предприятий, заинтересованных в их деятельности.

Вышестоящие органы не должны вмешиваться во внутренние дела предприятий, организованных по принципам самоуправления. Даже предприятия, находящиеся под прямым контролем центрального правительства и Верховного Совета должны получить возможность для демократического участия трудовых коллективов в решении внутренних вопросов.

РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

Повышение экономической эффективности в масштабах страны не может быть обеспечено за счет стихийного развития сложившейся народнохозяйственной структуры, поскольку эта структура будет воспроизводить на новом уровне все присущие ей диспропорции и противоречия, только в “рыночной* форме. Необходимо создание новых отраслей и предприятий при одновременном свертывании производства и сокращении рабочих мест в ряде старых. Приоритетными направлениями мы считаем:

— транспорт м связь, а также производство оборудования для этой сферы;

— экологически чистые технологии;

— обновление технологий в важнейших, традиционных отраслях тяжелой и добывающей промышленности;

— обновление жилищного фонда;

— производство оборудования для образования и здравоохранения, отвечающего современным стандартам и пригодного как для использования в нашей стране, так и для экспорта в страны Третьего мира;

— компьютеризацию;

— развитие сферы услуг,

— подъем сельского хозяйства.

Необходимо вести борьбу с монополистическими тенденциями, неизбежно порождаемыми сложившейся народнохозяйственной структурой. Для этой цели недостаточно принятия антимонополистического законодательства. Необходимо проведение целой серии мер, включая невозможно осуществить без целостной долгосрочной программы, разработанной и осуществленной на основе принципов демократического планирования.

Ограничению монополизма может служить и контролируемый импорт, а также свободный доступ предприятий к информации о технологических альтернативах и сопоставимых товарах.

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Важнейшей задачей в условиях кризиса становится регулирование инфляции. Это предполагает утверждение подвижной шкалы заработной платы и пенсий, обеспечивающих автоматические надбавки по мере повышения цен, сокращение государственных расходов на управленческий аппарат, вооружения и т.д.. Понижение цен предприятиями должно стимулироваться налоговыми льготами.

Налоговая и кредитная политика должна обслуживать важнейшие приоритеты развития—создание рабочих мест в модернизированном секторе, обеспечению социальной справедливости. Прогрессивный налог должен быть действительным инструментом для изъятия сверхприбылей и сверх-доходов. Для этого необходимо автоматическое исчисление ставок налога на основе среднего дохода граждан и предприятий за истекший год, понижение налога для лиц и предприятий со средними доходами при одновременном повышении для обладателей высоких и сверх-высоких доходов. Эффективное налоговое законодательство может использоваться также для охраны окружающей среды и преодоления жилищного кризиса в городах.

Эффективное проведение финансовой политики государства в условиях, кризиса и дезорганизации финансового обращения требует существенной централизации банковского дела, сохранения контроля над валютными операциями, движением денежных потоков внутри страны даже если это будет сопровождаться сохранением развитого черного рынка.

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Поскольку частное и иностранное предпринимательство гораздо труднее поддается общественному контролю, оно неизбежно превратится в источник дополнительных трудностей для любых программ экономической стабилизации. В то же время попытки ограничить деятельность частного сектора и западных фирм с помощью одних лишь запретов вряд ли могут иметь успех. Необходимо отменить все льготы, предоставляемые совместным предприятиям, основанным в стране зарубежными фирмами, уравнять • правах предприятия, принадлежащие государству (Советам) с кооперативными и смешанными предприятиями, тем самым осуществив на практике принцип равноправия всех форм собственности и предоставив общественному сектору возможность равноправной конкуренции с частно-кооперативными и смешанными предприятиями.

Использование наемного труда в частно-кооперативном секторе должно быть ограничено с помощью налогов. В остальных отношениях частно-кооперативные и общественные предприятия должны облагаться налогами на одних и тех же основаниях. На всех предприятиях включая совместные предприятия, созданные у нас в стране иностранными фирмами, могут быть сформированы рабочие советы, имеющие право участия в принимаемых решениях и контроля над действиями администрации.

Необходима последовательная борьба против паразитирующего на обществе “бюрократического” и “мафиозного” капитала. В ряде случаев возможно превращение проданных в частные руки акций госпредприятий в облигации для последующей передачи предприятий в полную собственность Советов и во владение (аренду) самоуправляющимся трудовым коллективам. Мелкие и средние предприятия на взаимно согласованных условиях могут быть переданы в полную собственность их работникам. В случае если частно-кооперативные или иностранные предприятия нарушают действующее законодательство они могут экспроприироваться.

Самостоятельность частно-предпринимательского и иностранно-предпринимательского сектора должна быть по возможности подчинена демократически сформулированным приоритетам развития. Исходя из этого, мы считаем что частно-кооперативные или акционерные предприятия могут создаваться лишь на основе новых капиталовложений и нового строительства, и будем категорически выступать против любых планов приватизации (передачи в частные руки) действующих предприятий государственного сектора.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Подъем сельского хозяйства необходим не только для преодоления продовольственного кризиса, но и для нормализации обстановки во всех других сферах, в том числе и финансовой. Улучшение ситуации в этом секторе экономики должно быть достигнуто прежде всего за счет организационной перестройки при минимальных капиталовложениях непосредственно в производство—существенные капиталовложения необходимы в развитие транспорта и инфраструктуры, социальное развитие деревни, строительство хранилищ для сельскохозяйственной продукции.

Многообразие условий, от которых зависит развитие сельского хозяйства в разных частях страны, полностью исключает всякую возможность эффективного централизованного управления. Решения об оптимальных формах хозяйствования, организации производства, капиталовложениях и формах собственности на средства производства могут быть приняты лишь на местах.

Демократически избранные местные Советы должны стать юридическими собственниками земли с правом принимать решения о дальнейшем ее использовании. В зависимости от конкретных условий выбор может быть сделан в пользу создания муниципальных сельскохозяйственных предприятий на основе колхозов или совхозов, передачи земли а аренду частным фермерам, производственным артелям и т.д., преобразования колхозов в свободные самоуправляемые кооперативы.

Закупочная политика должна быть пересмотрена на основе принципов продналога, означающих равные минимальные нормы поставок для всех предприятий определенной зоны. Существенно пересмотрена должна быть и система дотаций на продовольствие. Сохраняя государственное субсидирование продовольствия, являющееся помимо всего прочего и средством против инфляции, мы должны прекратить использование дотаций для покрытия убытков понесенных предприятиями из-за неэффективного хозяйствования и закупок непомерно дорогой техники. Субсидия должна выплачиваться на единицу выпущенной и проданной государству конечной продукции независимо от финансового положения данного предприятия.

Важнейшим условием подъема сельского хозяйства является предоставление ему дешевой, эффективной и современной техники. Препятствием для этого являются отсутствие реального выбора у сельскохозяйственных предприятий и монопольное положение производителей сельхозтехники. Для того, чтобы покончить с подобным положением дел необходимо обеспечить реальное соревнование между поставщиками техники. Необходим контролируемый импорт оборудования, разукрупнение предприятий, производящих сельскохозяйственную технику, систем обслуживания и т.д.. Необходимо максимально поощрять внедрение экологических технологий, снижающих потребность в дорогостоящей и ненадежной технике. Одним из путей решения этой проблемы могло бы стать развитие коневодства.

РАСКРЕПОЩЕНИЕ МАСС

Самоуправление, как источник инициативы снизу, может стать реальным фактором экономического обновления. В условиях инфляции и дефицита товаров, когда традиционное "материальное стимулирование" перестает действовать, производственная демократия сама по себе становится важнейшим стимулом для трудящихся.

Мы выступаем за реальное право рабочих и инженеров избирать и смещать всех должностных лиц на предприятии, право органов самоуправления оспаривать, а в случае необходимости и отменять их решения, за установление такого порядка, когда управленческий аппарат работал бы по найму у коллектива. Это означает не замену господства чиновников над рабочими, господством рабочих над чиновниками, а ликвидацию чиновничества как особой закрытой касты, установление социального равенства. Низшим и средним слоям аппарата это обеспечит рост доходов, так как будет устранено абсурдное положение при котором заработная плата низшего звена работников управления оказывается ниже заработной платы квалифицированного рабочего.

Демократизация экономики создаст новые стимулы для повышения производительности и качества труда. Экономика самоуправляющихся предприятий должна в первую очередь стать ЭКОНОМИКОЙ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. Это значит, что рост производительности и эффективности производства автоматически позволит коллективам сокращать обязательное рабочее время, предоставляя каждому работнику возможность свободного выбора—дополнительная работа и дополнительный заработок, смена вида деятельности, отдых. Коллективы должны получить законодательно закрепленное право на самостоятельное регулирование собственного рабочего времени. В масштабах страны рабочая неделя должна быть сокращена для любых производств и отраслей до 40 часов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

1. Программы прямого сотрудничества со странами Третьего мира, прежде всего с крупнейшими и наиболее развитыми из них, сталкивающихся с проблемами, аналогичными нашим—совместная разработка современных технологий, позволяющая общими усилиями мобилизовать имеющийся научно-технический потенциал для преодоления отсталости и зависимости, сотрудничество в программах экологизации экономики, налаживание экономических связей по линии “Юг-Восток” (позволяющих сократить валютные расходы при импорте потребительских товаров и технологий), создание вместе со странами Третьего мира картеля должников для борьбы за максимально выгодные условия погашения внешнего долга, финансовая взаимопомощь.

2. Оживление восточноевропейской интеграции на новой политической и экономической основе, предполагающей полную политическую независимость участвующих государств и уважение прав человека в каждой из стран, при одновременном проведении согласованной политики в области технологического развития, выплаты внешнего долга и экономических отношений с Западом, транспорта, энергетики, защиты окружающей среды и т.д..

3. Участие в процессе общеевропейской интеграции при условии решительной борьбы за создание демократических механизмов принятия решений, превращение международных программ сотрудничества в подконтрольные общественности заинтересованных стран.

Исходя из демократически сформулированных задач развития необходимо существенно изменить структуру экспорта и импорта. Создание эффективного и гибкого механизма контроля за внешней торговлей должно стать одним из важнейших условий успеха антикризисной программы. Для этих целей необходимо прежде всего разработать и принять общие для всех предприятий, организаций и общественных институтов нормы внешнеторговых операций, что было бы гарантией против бюрократического произвола в каждом отдельном случае.

Часть V. Наши политические задачи

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Выступая за последовательное народовластие и раскрепощение сил общества социалисты не только признают необходимость существования других, в том числе и противостоящих нам партий, организаций и движений, но и рассматривают любое покушение на их права и свободу, как покушение на собственные права. В вопросах защиты прав человека и обеспечения демократической законности мы готовы сотрудничать с любыми партиями, организациями и группами, разделяющими общедемократические принципы:

— единое и равное избирательное право, отмена любых политических привилегий для любых партий и организаций, недопустимость назначения депутатов официальными “общественными организациями”, недопустимость существования каких-либо барьеров (окружных предвыборных собраний и т.п.);

— плюрализм политических, профсоюзных и общественных организаций;

— недопустимость предварительной цензуры в средствах массовой информации;

— гарантированное законом право на забастовку;

— соблюдение законодательных норм, обеспечивающих неприкосновенность жилища и личности. Мы считаем, что формирование политических партий, массовых движений и независимых профсоюзов само по себе является важнейшим шагом вперед на пути к созданию лучшего общества, мы видим в этом необходимое условие для реализации наших представлений о социализме.

Мы полностью разделяем цели и ценности экологического движения и будем оказывать ему всяческое содействие. В то же время мы убеждены, что решение экологических проблем невозможно без глубоких экономических и политических преобразований. Единый фронт социалистов и экологического движения должен складываться не только в борьбе против загрязнения окружающей среды, но и в борьбе за эти преобразования.

Демократическая солидарность не мешает нам иметь собственную тактику и стратегию, собственные оценки складывающейся ситуации и деятельности других политических группировок. В любом случае мы сохраняем за собой право на самостоятельную организацию и самостоятельные действия.

Мы будем решительно поддерживать движения и организации, выступающие за права трудящихся, защищающие их интересы. Реформы не должны осуществляться за счет масс. Исходя из этого мы будем решительно вести борьбу против сил, стремящихся к ликвидации социальных гарантий, к принятию экономических и политических решений без участия большинства, в ущерб его интересам. Точно также мы будем решительно выступать против группировок, проповедующих национализм, насилие, антидемократизм.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА

Важнейшей задачей социалистов является участие в избирательной борьбе на всех уровнях. Борьба за прогрессивное большинство в Советах является ключевым моментом в ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ. Мы стремимся не только критиковать господствующие круги и выдвигать новые идеи, но и сформировать подлинную ПОЛИТИЧЕСКУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ, способную предложить обществу иное направление реформ и осуществить эти реформы.

Участвуя в избирательной борьбе, мы отдаем себе отчет в необходимости иных, “внепарламентских” форм деятельности. Социалисты должны активно действовать на предприятиях, участвовать в борьбе, направленной на защиту повседневных интересов трудящихся. Важнейшая задача нашего движения состоит в формировании новой политической культуры. Призывы к “новому мышлению” сегодня раздаются со всех сторон, в том числе и сверху, но в действительности формирование НОВОГО МЫШЛЕНИЯ невозможно без одновременного выхода на передний план новых политических сил. Наша задача состоит в том, чтобы показать практический образец политики, построенной на основе ценностей социальной солидарности, справедливости и демократии. Мы убеждены, что любые рассуждения об общечеловеческих ценностях носят демагогический характер, если одновременно попираются политические и социальные права, если не осуществляется политика, гарантирующая социальную безопасность каждого челна общества и сохранение природы.

ГЛОБАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Социалисты в СССР являются частью международного демократического и социалистического движения. Мы разделяем основные ценности левых сил Запада и демократических движений Третьего мира.

Будучи сторонниками широкого единства всех сил, выступающих за более справедливый, более демократический мир, мы считаем необходимым сотрудничество с различными левыми течениями, сформировавшимися исторически как в развитых, так и в развивающихся странах.

Социалистические и социал-демократические партии, коммунистические партии, преодолевшие сталинское наследие, революционные марксисты и экологисты опираются на различные социальные слои и выдвигают различные программы, но в тех случаях, когда эти организации действительно последовательно отстаивают интересы трудящихся и остаются верны провозглашаемым всеми ими общим идеалам социального и политического освобождения, сотрудничество между ними возможно и необходимо. Различия между левыми силами в разных частях мира и внутри отдельных стран отражают естественное многообразие культур, политических возможностей и идей, “также неоднородность самих трудящихся масс. Этот естественно сложившийся плюрализм левого лагеря не служит препятствием для успеха при условии, что все организации и движения уважают права других на собственный путь и одновременно стремятся максимально координировать усилия. Этот процесс невозможен без конфликтов и противоречий, борьбы различных концепций и доктрин, но мы считаем ключевой исторической задачей сегодняшнего дня обеспечить МЕЖДУНАРОДНУЮ СОЛИДАРНОСТЬ ЛЕВЫХ СИЛ В БОРЬБЕ ЗА НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОРЯДОК. ЗА ТОРЖЕСТВО ДЕМОКРАТИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ.

Поддерживая равноправные товарищеские контакты с представителями различных международных социалистических течений, мы, советские социалисты, стремимся тем самым содействовать сплочению левого лагеря в глобальном масштабе.

Именно из России начались крупнейшие политические расколы внутри социалистического движения. Мы считаем своим моральным долгом ныне содействовать преодолению этих расколов.

Путь к единству лежит не через попытки механического и искусственного объединения различных сия, а через совместные действия, через политические дискуссии и через общее критическое переосмысление предшествующего исторического опыта левых партий и движений. Мы считаем старые барьеры и старые размежевания устаревшими и не соответствующими задачам современного мира. Новое размежевание и новая солидарность должны быть основаны не на отношении к историческим событиям, а на отношении к сегодняшнему миру, на желании или нежелании его изменения.

Новый международный порядок должен гарантировать реальное равноправие между народами, ликвидацию военных блоков, преодоление экономической зависимости и отсталости стран Восточной Европы и Третьего мира, победу над экологическими опасностями. Свобода и благополучие для каждого могут быть гарантированы лишь свободой и благополучием для всех. Мы верим, что наше будущее, наш успех и наша судьба связаны с судьбой человечества. Мы не можем ни преуспеть, ни погибнуть в одиночку. Именно поэтому мы с самого начала связываем дело революционных реформ в нашем Отечестве с борьбой за справедливость и свободу в других частях мира.

Только таким путем может быть реально осуществлена наша главная цель— ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ МИРЕ.

[Документ подготовлен теоретической группой Московского комитета новых социалистов в октябре—ноябре 1989 г.

Авторский коллектив: Д.Воловик, О.Воронин, А.Воронов, Б.Кагарлицкий, М.Малютин, Е.Островский, Л.Шерова и др.]

Источник: "Революционная реформа". Проект платформы Социалистической партии, (на титуле: московский Комитет новых социалистов); Москва, 1989, декабрь, принтер+ксерокс, 50 стр.