“За что выступают социалисты?” Краткое изложение программных принципов [Социалистической партии. 1990, ноябрь].
Кризис общества
Страна находится на пороге нового этапа я своей истории. Кризис старых структур власти и развал системы тоталитарного управления заставляют правящие круги искать выхода из тупика за счет наступления на права трудящихся и сплошной приватизации собственности. Это позволяет бюрократической олигархии закрепить свои привилегии в новой форме, узаконить их” перераспределить власть и собственность между различными группами внутри господствующей верхушки.
“Общенародная” собственность, которая всегда принадлежала народу лишь на словах, сейчас непосредственно присваивается теми самыми кругами, которые несут наибольшую ответственность за кризис нашего общества.
Возникновение безработицы, дефицит капиталовложений в условиях, когда предприятия остро нуждаются я модернизации, снижение жизненного уровня граждан и ликвидация зачатков производственной демократии, допускавшихся прежним законодательством, усугубляют социальную напряженность.
Трудность сложившейся ситуации состоит в том, что общество должно сразу обеспечить и выход экономики из хаоса, восстановить нормальные хозяйственные связи между различными регионами и предприятиями, насытить потребительский рынок товарами и завершить недоделанную тоталитарным режимом работу по формированию предпосылок современного индустриального общества—создание инфраструктуры, современных средств массовых коммуникаций и т.д., одновременно начав работу по переходу от старого индустриального производственного базиса к постиндустриальным структурам.
Опыт Восточной Европы и нашей собственной страны в 80-е годы убедительно показал как несостоятельность старых административных методов управления, так и неудачу попыток “чисто” рыночного решения или механического сочетания элементов бюрократическо-административного планирования со свободным рынком.
Западным странам потребовалось несколько столетий для формирования развитых форм рынка, после чего естественным образом исторически сложился и целый арсенал средств регулирования. Механический перенос этих методов на нашу почву невозможен поскольку наши проблемы качественно отличаются от проблем, с которыми традиционно сталкивалась западная экономика.
В условиях тотального дефицита товаров и услуг и дезорганизации хозяйства, попытки раскрепощения стихийных экономических процессов ведут лишь к обострению кризиса.
Невозможность свободной конкуренции связана и с исторически сложившейся структурой производства, при которой практически во всех отраслях одно или несколько крупнейших предприятий являются монополистами. В таких условиях антимонопольное законодательство принципиально ничего не дает. Для того, чтобы поставить предприятия перед необходимостью действительного соревнования, необходимо осуществление комплексной программы реструктурирования экономики, долгосрочных инвестиционных программ, строительство новых и реорганизация действующих предприятий, контролируемый импорт и определенный контроль над экспортом, а это,
в свою очередь, невозможно без сильного и эффективного программирования экономических процессов, ответственного перед обществом.Подобное программирование должно гарантировать обеспечение основных потребностей населения, не сковывая инициативы предприятий, не подрывая стимулов для их развития. В период преодоления кризиса этого можно достичь, директивно установив минимальный базовый уровень объемов производства, сняв лицензирование и установив льготное налогообложение на продукцию, производимую сверх государственного заказа. Одновременно с этим должны быть введены жесткие административно-штрафные санкции в том случае, если при невыполненном госзаказе продукция предприятия реализуется по каналам или ценам, не предусмотренным госзаказом.
Собственность, план, рынок.
Развитие товарного рынка необходимое условие для формирования эффективной экономики. Однако мы убеждены, что тотальное введение частной собственности так же не гарантирует экономической эффективности, как всеобщая национализация не могла гарантировать социальной справедливости. В стране, где отсутствуют западные традиции и не существует современной цивилизованной буржуазии, на формирование которой Европе и Америке потребовались столетия, стихийно складывающийся рынок возникает лишь в наиболее варварских и примитивных формах.
Без сознательного преобразования существующей структуры экономики любая крупномасштабная приватизация автоматически приводит к замене государственного монополизма частным (при том, что частные монополии еще труднее контролировать
).Развитие предпринимательства “снизу”, возникновение новых фирм, создающих новые рабочие места и продукцию, должно всячески поощряться. Кооперативы и предприниматели должны получить доступ к дешевому кредиту, помещениям, сырью. Создание частных супермонополий на базе старой централизованной государственной собственности как раз и является одним из серьезнейших препятствий для этого.
“Локомотивом”, способным вытянуть страну из кризиса может быть только преобразованный и демократизированный общественный сектор экономики. Государственные предприятия, решающие задачи различного уровня, должны находиться в собственности различных Советов. Демократические органы власти должны располагать собственными инвестиционными фондами, используя сконцентрированные
в них средства для создания рабочих мест, модернизации и экологизации производства, переобучения работников.Представительные органы власти не могут и не должны заниматься непосредственным хозяйственным управлением и не должны существовать за счет доходов от хозяйственной деятельности. Источником средств для гражданской власти могут быть только официально утвержденные налоги. Задача демократических Советов, по нашему мнению, должна состоять в определении приоритетов развития и основных направлений, по которым надлежит использовать общественные средства.
Мы считаем, что непосредственное управление предприятиями может осуществляться как самими коллективами, выбирающими или нанимающими своих менеджеров, так и самостоятельной в своих действиях администрацией, ответственной перед Советами за использование вложенных в предприятие общественных средств. В последнем случае трудящимся также должно быть гарантирована возможность участия в управлении производством.
Многообразие форм собственности и хозяйствования в общественном секторе (включая собственность или владение коллектива) позволит сформировать гибкий децентрализованный хозяйственный механизм, связывающий воедино производственную и гражданскую демократию, обеспечивающую права трудящихся и социальные гарантии “на местах
” без громоздкой и неэффективной бюрократии в центре, являющейся бедствием как коммунистических, так и капиталистических режимов.Дееспособная демократия
Мы прекрасно отдаем себе отчет, что существующие сейчас в стране Советы, независимо от того, кто составляет в них большинство, неспособны решать ни задачи экономического развития ни даже обеспечить нормальный процесс принятия решений.
Распад единой “монолитной” бюрократической пирамиды привел к возникновению бессчетного множества местных бюрократий на всех уровнях, ведущих беспорядочную борьбу друг с другом за власть, привилегии и раздел бывшей “общенародной” собственности. Несмотря на формальное провозглашение в стране демократических свобод—многопартийности, свободы печати и т.д.. в стране отсутствуют элементарные условия для формирования и развития гражданского общества. Складывающиеся социальные группы (за исключением бюрократии) еще не осознали в полной мере своих интересов и не обрели навыков самоорганизации. По существу, в настоящий момент возникает
не демократическая, а скорее феодальная государственность.Совершенно естественным оказывается в таких обстоятельствах стремление многих “либеральных” политиков как в центре, так и на местах преодолеть неуправляемость страной за счет установления авторитарного режима, свертывания немногих имеющихся демократических свобод, роспуска политических партий и Советов, установления системы личной власти.
Такая политика представляет страшную угрозу для будущего страны и ее народов. Подавление инициативы снизу и репрессии, неизбежно следующие за установлением групповой или единоличной диктатуры подрывают способность общества к обновлению.
Альтернативой “либеральному” авторитаризму, толкающему нас назад к варварству под прикрытием красивых фраз о “свободном рынке” и “возвращении в цивилизацию” может быть лишь борьба за демократическую реформу власти, создание новых дееспособных Советов и нового демократического большинства в них, развитие культуры, повышение квалификации и качества труда.
Только работающая, а не декларируемая демократия—как в государстве, так и на производстве,—может решить наши проблемы. Только создание новых дееспособных демократических органов и структур на всех уровнях поможет сформировать в стране власть ответственную перед обществом и перед законом. Без демократической и эффективной реформы власти на местах не может быть и успешных попыток решения национального вопроса, не может быть подготовлен жизнеспособный союзный договор, не может быть переустроена Россия, не может быть надежно обеспечена и независимость народов, стремящихся иметь собственное национальное государство. Мы уверены, что лишь подъем движения трудящихся, осознание
ими своих интересов и борьба за свои права—смогут создать у нас в стране такую власть.Только солидарность трудящихся может стать альтернативой межнациональной розни. Только силы, не связанные с интересами бюрократических олигархий, не участвующие в межрегиональной и межреспубликанской грызне могут переломить ход событий. Такие силы, по нашему мнению, должны ставить в основу своей деятельности интересы и требования граждан, их благосостояние и достоинство.
Такой силой и стремится стать Социалистическая партия.
Наши ценности
Сделать человека в максимальной степени хозяином своей судьбы, независимым от внешних и неподвластных ему сил—будь то власть государства или власть капитала, преодолев отчуждение работника от средств производства и отчуждение гражданина от принятия общественных или правительственных решений, сменить общество наемных работников и государственных подданных
обществом равноправных граждан, свободно выбирающих свою судьбу— вот традиционные цели социалистического движения, верность которым мы стремимся сохранить.Свобода невозможна без равноправия между людьми. В современном цивилизованном обществе существует юридическое равноправие—формально закон одинаков для всех, декларируется и политическое равенство граждан. Однако полноценное политическое равноправие недостижимо в условиях экономических систем, делящих людей на полноправных владельцев собственности и наемных работников, вынужденных продавать свою рабочую силу, отчуждать свой труд. Путь к свободе человека лежит через преодоление экономического и социального отчуждения, через освобождение труда.
Как в обществе, где господствует государственно-бюрократическая форма собственности, так и при господстве крупного капитала в условиях товарно-денежных отношений, преодоление отчуждение невозможно. Современный западный капитализм достиг, судя по всему, высшей формой развития, четко показав, чего на его основе можно достичь и чего достичь не удается. Добившись высочайшего уровня развития производительных сил и благосостояния в развитых западных странах, это общество оказалось неспособно не только полностью решить проблему бедности, отчуждения, но и породило новые противоречия—глобальный экологический кризис, разделение мира на зависимую, все более отстающую “периферию” и высокоразвитый индустриальный “центр”, преуспеяние которого во все возрастающей степени связано с сохранением отсталости остального мира.
Мир становится все более и более тесен. Земля слишком мала, чтобы оставались нерешенными эти проблемы. Человечество будет двигаться вперед и современное устройство мира не останется неизменным. Перед нами начало перехода человечества к качественно новому этапу своего развития, и задача нашей страны в том, чтобы войти в него вместе со всеми остальными народами и не превратиться в тормоз истории.
Социализм в нашем понимании—общество, гарантирующее людям и народам максимальную свободу на основе равноправия, в том числе на основе равного доступа к принятию экономических решений, равного доступа к участию в управлении общим достоянием. Это не предполагает попыток сделать всех одинаковыми, подверстать всех под один образец. Напротив—именно здесь и появится возможность для каждого выявить свое собственное лицо, максимально реализовать свои возможности.
Социализм для мае—не некоторый законченный идеал, который должен быть осуществлен раз и навсегда, а длительный исторический процесс эволюции старых общественных форм и возникновения и развития новых, основанных на сочетании экономической и политической демократии. В разных странах социалистическая перспектива может выглядеть по-разному в зависимости от конкретных экономических, политических и культурных условий, в зависимости от уровня развития. Совершенно очевидно, что в высокоразвитых странах Запада, стоящих на пороге постиндустриальной эры, пытающихся преодолеть экологический кризис и найти достойное применение огромному технологическому потенциалу, социалистическая перспектива обретает иные формы, нежели в Восточной Европе, охваченной всесторонним кризисом и стремящейся любой ценой преодолеть растущее технологическое отставание от Запада, или в странах Третьего мира, страдающих как от наиболее варварских форм традиционной капиталистической эксплуатации, так и от бюрократических тоталитарных диктатур.
Мы отвергаем утопии, но твердо придерживаемся избранных нами ценностей и идеалов. Попытки реализации потребительских утопий “безупречного общества”, основанного на распределительном равенстве, на практике неизбежно приводят к полной противоположности тому, что было обещано вначале. Вместо общества без недостатков и противоречий появляется система, доводящая до крайности все те противоречия, которые требовалось преодолеть. Тоталитарная утопия не только воспроизводит худшие черты раннего капитализма—бесправное положение трудящихся, отчуждение личности, социальное неравенство, но и подрывает веру людей в возможность полноценного освобождения, дискредитирует саму идею нового общества. Однако
в такой же мере бесперспективна и беспринципная политика, ориентированная только на нужды сегодняшнего дня. В конечном счете кризис утопического сознания порождает именно такую политику—политику власть имущих, которые уже не верят в собственную утопию, смеются над собственными обещаниями и гордятся собственным цинизмом. Это политическое мышление, преобладающее в нашем обществе до настоящего времени, не имеет ничего общего с подлинным политическим реализмом— оно тоже основано на иллюзии, будто можно добиваться результатов, не имея цели.Политический цинизм и беспринципность—оборотная сторона тоталитарной утопии, свидетельство ее кризиса. Он не может лечь в основу действительного обновления. Именно поэтому мы отвергаем цинизм, чтобы восстановить ценности. Необходимо вернуть обществу веру в себя, дать возможность людям опереться на собственные силы, сохранив подлинную культурную преемственность—в том числе и по отношению к революционным традициям прошлого, и окончательно отвергнуть тоталитарную утопию. Движение
общества к более демократическим формам самоорганизации—вот суть социализма, которая должна быть реализована самим обществом в процессе долгой и трудной работы.Утверждено на заседании исполкома Социалистической партии 30 ноября 1990 года. [Москва].
Источник:
Аннотированный информационный бюллетень. Орган московской секции Социалистической партии. Спецвыпуск. Принтер+ксерокс. Москва, 1991, ноябрь.