О выборах глав местных администраций в РСФСР. Обращение [X Пленума Правления] Социал-демократической партии Российской Федерации [к гражданам России. 1991, сентябрь].

Проект.

Граждане Россия!

Президиум Верховного Совета РСФСР назначил на 24 ноября выборы глав местной администрации в городах и районах.

Мы приветствуем решения, направленные на совет с народом, на выборность и ответственность перед гражданами тех, кто принимает решения, влияющие на нашу с вами жизнь. Но мы должны честно предупредить о тех последствиях, к которым может привести поспешное и непродуманное решение о проведении выборов.

Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выдвинутая еще в XVIII веке, сыграла выдающуюся роль в становлении современных демократических государств. Подлинное разделение властей в нашей стране, создание сильных и авторитетных законодательной, исполнительной и судебной властей—непременное условие превращения России в свободное и демократическое государство. Но нельзя доводить этот важнейший принцип до абсурда, разделяя представительную и исполнительную власти на первичном уровне управления, наиболее близком к нуждам и чаяниям простых людей.

Опыт демократических стран показывает, что представительная и исполнительная власть, разделенная на верхнем уровне, едина на уровне нижнем. Нигде не выбирают совершенно независимо друг от друга, да еще в разное время, представительный орган (Совет) и мэра—главу администрации. Объем власти на этом уровне не так велик, чтобы его можно было разделить между ними без постоянных споров и склок, даже если закон подробно прописал полномочия каждого. За то недолгое время, которое прошло после выборов в Москве мэра, мы уже стали свидетелями таких споров между Моссоветом и Г.Х.Поповым. Давайте же извлекать уроки из пройденного! Или мы хотим, вместо энергичного продвижения вперед, увязнуть в склочном болоте по всей стране?

То, что нынешние Советы, громоздкие и пустословные, избранные полтора года назад, в эпоху коммунистического владычества, почти повсеместно отстали от жизни—непреложный факт. Но пытаться подправить это состояние прямыми выборами администрации—средство негодное. Чего мы хотим—многочисленными конфликтами между прогрессивными мэрами и мафиозно-коммунистическими Советами полностью дискредитировать саму представительную власть, и, отбросив ее. перейти к авторитаристскому режиму маленьких и больших вождей? Но самый демократичный вождь, избавленный от ответственности перед представительным собранием с неизбежным в нем большинством и меньшинством, с неизбежным разбросом мнений, рискует превратиться в маленького фюрера, отвечающего только перед вождем вышестоящим. Особенно когда до следующих выборов целых пять лет: как известно из нашей истории, этого достаточно, чтобы на следующих выборах народ единодушно, с чувством глубокого удовлетворения, отдал свои голоса за ...”

Не лучше будет и там, где, вспоминая о том, что при Брежневе в магазине была колбаса, люди перебивающиеся нынешней осенью хлебом, картошкой и кашей, мерзнущие в своих домах, выберут мэров из старой коммунистической мафии. Такая возможность реальна—хотя бы потому, что во многих и многих наших малых городах просто не найдется кандидата, готового взвалить на себя огромный груз ответственности за целый город или район, и при этом действительно демократически настроенного, для кого интересы простого человека выше номенклатурной кормушки. А кандидаты-“бывшие” найдутся везде, они уверены, что это им на роду написано—руководить. Такие новоявленные мэры все сделают для того, чтобы затормозить необходимые обществу и экономике перемены, ибо перемены эти неизбежно ведут к уменьшению их собственной власти. И довод у них будет неотразимый: их избрал народ!

Но с властью на местах надо что-то делать, оставлять Советы, как есть—нетерпимо. Поэтому мы предлагаем:

переизбрать одновременно и Советы, и администрацию. При этом на нижнем уровне, в городах и районах, не нужно их разделять. Мировая практика знает много способов выбрать прямо и мэра, и Совет, при которых они не будут конфликтовать. Например, можно выбирать Совет по партийным спискам, а кандидат номер один в победившем списке становиться мэром. В то же время, в Совете, перед которым ответственен мэр, будет оппозиция, которая станет ревниво следить за промахами и ошибками новой власти.

Конечно, к таким выборам надо хорошо подготовиться, а времени до 24 ноября мало. Поэтому мы предлагаем:

отсрочить выборы на месяц-другой. ЛУЧШЕ ЧУТЬ ПОЗЖЕ, НО ХОРОШО, ЧЕМ СКОРО, НО ПЛОХО.

И еще об одном хотим мы заявить. С плохим коммунистическим режимом покончено—давайте же избавимся и от его символики. Изберем вместо Советов—городские и районные Думы. А мэров на Руси никогда не было—были городские головы, градоначальники, наконец, посадники (в Новгороде).

Но если наш призыв не будет услышан и выборы мэров состоятся 24 ноября—наша партия будет участвовать в них;

ПОДДЕРЖИМ КАНДИДАТОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ ТАМ, ГДЕ ОНИ ЕСТЬ!

И в то же время—не будем участвовать в выборах там, где нет достойного кандидата. ЛУЧШЕ НЕ ИЗБРАТЬ МЭРА ВООБЩЕ, ЧЕМ ИЗБРАТЬ СОМНИТЕЛЬНОГО МЭРА!

Проект подготовил К.В.Янков и отредактировал П.М.Кудюкин

[Проект был обсужден на Х Пленуме Правления СДПР. 28-29 сентября 1991г. Москва]

Источник: Копая оригинала. Принтер. 1 с. Москва, 1991, сентябрь.