Проблемы социального партнерства в деятельности Министерства Труда [Совместный проект Министерства Труда и Правления СДПР. 1991, сентябрь].

Специфика нашей ситуации определяется отсутствием развитых агентов рынка труда и социального партнерства. Действительно независимые (неказенные) профсоюзы находятся по сути в зародышевом состоянии. С противоположной стороны нет частного предпринимателя как главного, работодателя. Вместе с тем возникающие организации предпринимателей (типа Научно-промышленного союза. Союза арендаторов и т.п.) обозначают чрезвычайно интересную тенденцию к нарастанию хозяйственной самостоятельности и социально-политической автономности ведомственно-хозяйственной бюрократии и “техноструктуры”, выступающих в качестве распорядителей формально государственной собственности. Стремясь к независимости от государства при принятии хозяйственных решений, эти силы стремятся сохранить государственные гарантии и опеку, минимизируя этом риск, а также, что особенно важно для нас, не прочь прибегать к мощи государства для ограничения социальных и экономических требований работников под предлогом, что они угрожают интересам экономического развития. (Своеобразным преломлением этой тенденции является позиция “казенных” профсоюзов—ФНПР—которые старательно демонстрируют свою самостоятельность и пытаются изобразить себя монопольными выразителями и защитниками прав трудящихся).

Становление субъектов системы социального партнерства неизбежно будет сопровождаться на первых порах возникновением большого количества мелких организаций (и предпринимательских, и особенно профсоюзных) с трудно определяемой представительностью. Это создаст дополнительные проблемы при создании системы социального партнерства, взаимодействии представителей работодателей и работополучателей, согласовании их интересов.

В описанных условиях Министерство труда и занятости не может ограничиваться представлением государства и его интересов в трехсторонней системе социального партнерства. На министерство ложится также задача оппонирования государственным органам и организациям, когда они выступают как работодатель, и отстаивание интересов труда в выработке концепции экономической реформы и при проведении последней. Еще одной важнейшей задачей является создание условий—нормативных и институциональных—для ускоренного становления нормальной системы социального партнерства, прежде всего его негосударственных сторон, профсоюзных и предпринимательских организаций.

Созданию полноценной системы социального партнерства и становлению ее субъектов будет способствовать прежде всего переход от государственного регулирования заработной платы через тарифную систему к регулированию договорному, через генеральные тарифные соглашения, “рамочные” общенациональные, отраслевые и региональные соглашения, коллективные договоры на предприятиях.

Насущная задача—уйти от ведомственно-отраслевой” организации отношений в народном хозяйстве, в том числе и от “вертикальной” структуры профсоюзов, подчиненной интересам ведомственно-хозяйственной бюрократии. Для этого необходимо создавать “режим наибольшего благоприятствования” для “нормальных” профессиональных и производственных союзов трудящихся, поощряя в то же время их укрупнение и создание объединений разного рода. Последнему будет способствовать введение статуса “представительного” объединения трудящихся (равно как и работодателей), хотя в наших условиях к этому вопросу надо подходить осторожно, чтобы не дать администрации возможность произвольного манипулирования и селекции только послушных партнеров. Уход в сфере регулирования социально-трудовых отношений от ведомственно-“отраслевого” принципа будет способствовать общему раскрепощению экономики и уходу ее из-под власти старых управленческих структур.

С учетом политической нагруженности социально-трудовых проблем в переходный период в систему социального партнерства должны быть включены и политические силы (партии и движения), прежде всего связанные—организационно, программно, политически, личными “униями”—с организациями трудящихся и предпринимателей.

Создание системы социального партнерства должно быть начато с формирования трехсторонних (а с учетом политических сил—четырехсторонних) консультативных органов на разных уровнях. С этой целью планируется создать Экспертно-консультативный совет по труду при Министерстве труда и занятости, аналогичные органы в регионах. Требуется максимальное привлечение представителей профсоюзов, предпринимательских объединений и политических сил к разработке нормативных актов и политических решений, касающихся сферы социально-трудовых отношений, совместная с ними проработка возможных последствий принятия и реализации соответствующих документов.

А.Н.Шохин, Министр труда РСФСР Л.Б.Волков, член Президиума Правления СДПР, народный депутат РСФСР Л.М.Кудюкин, член Правления СДПР

(Документ обсужден на Х Пленуме Правления СДПР в Москве 28-29 сентября 1991 г. в Москве]

Источник: Копия оригинала. Лринтер+ксерокс. 1 с. Москва, Ml, 28-29 сентября