Концепция деятельности Министерства труда Российской Федерации [1991, сентябрь].

К Х Пленуму Правления СДПР г. Москва, 28-29 сентября 1991 г.

1. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА

Главное направление перестройки деятельности Министерства—его превращение в один из ведущих органов государственного управления по осуществлению социально-экономической политики. Это должно выразиться в таких новых функциях министерства, как:

— полноправное участие (от лица государства) в механизме трехсторонних (рабочее движение—ассоциация предпринимателей

— правительство) консультаций и соглашений;

— активная роль в разрешении конфликтов в социально-трудовой сфере;

— согласование интересов в сфере труда и занятости между субъектами федерации;

— осуществление реформы трудового законодательства и создание политико-правовых предпосылок формирования цивилизованного рынка труда;

— мониторинг социально-экономической ситуации в республике; информационное обеспечение и консультирование структур исполнительной власти по вопросам возможных сценариев развития событий.

Изменение функций министерства будет происходить и в связи с возрастающей политизацией проблем труда и занятости. Например, политика в области занятости кроме традиционных элементов (создание служб трудоустройства, организация общественных работ, социальная поддержка безработных, переподготовка кадров и т.д.) должна охватить управление следующими процессами:

— вынужденная миграция по политическим, этническим, экологическим и иным основаниям, трудовая эмиграция;

— появление обширных зон социального бедствия и массовой безработицы в региональном (места концентрации неперспективных отраслей) и структурно-отраслевом (в т.ч. в связи с конверсией и сокращением сооруженных сил) разрезах.

Маргинализация социальной структуры общества в период перехода к рынку повышает требования к политике в отношении “крайних” групп населения. С другой стороны, социально-структурная политика должна включать механизмы поддержка городских сельских предпринимателей, недопущение депривации наиболее квалифицированных групп работников физического и умственного труда), и более квалифицированных групп работников физического и умственного труда). Наконец, нужна разумная политика в отношении слоев населения с особо высокими доходами (регулирование дифференциации, в т.ч. налоговыми методами при сохранении стимулов деловой активности). Очевидно, что соответствующие мероприятия носят по преимуществу политический (социально-политический) характер, требуют определенных приоритетов с учетом складывающейся политической ситуации.

В равной степени это относится и к политике доходов и заработной платы. Основной механизм регулирования доходов (учет инфляции компоненты в заработках и доходах, гарантирование минимальных размеров оплаты труда. увязка динамики денежных доходов с задачами по экономической стабилизации) должен стать переговорно-консультативный процесс между основными агентами рынка труда.

Все это подтверждает необходимость формирования Министерства труда и занятости в новой структуре исполнительной власти Республики в качестве органа, компетенция которого выходит за рамки традиционных социального (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение) и экономического (экономика, финансы и т.п.) блоков управления. С учетом социально-политической нагрузки на министерство было бы желательно обеспечить возможности для его прямого выхода на Предсовмина.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА

С учетом новых функций и традиционной для министерств труда сферы ответственности могли быть предложены следующие основные направления работы Министерства труда и занятости РСФСР:

— Стратегическое планирование и формирование механизма социального партнерства. Важнейшими задачами в рамках данного направления деятельности должны стать налаживание механизма трехсторонних консультаций и переговоров, поддержание регулярных контактов с профсоюзным и рабочим движениями, выработка механизмов разрешения массовых конфликтов в социально-трудовой сфере (забастовки), выработка форм поддержки предпринимательской активности и самостоятельной занятости, сотрудничество с ассоциациями работодателей. При этом на первом этапе ключевой проблемой должно стать содействие (разумеется, косвенное) процессу становления самих социальных партнеров (трансформация отраслевых монополизированных профсоюзов в действительно профессиональные объединения, поддержка предпринимательства и процесса приватизации, отработка механизма представительства интересов в условиях диверсификации профсоюзного и предпринимательского движения).

— Регулирование рынка труда и занятости населения. Структурные и экономические преобразования выдвигают проблемы занятости и смягчение последствий безработицы в число ключевых проблем социально-экономической политики. Предстоит сформировать сеть государственных и коммерческих служб занятости (бирж труда), включая создание системы лицензирования коммерческих структур и системы взаимодействия со структурами местной власти, ведающими вопросами занятости. В более широком плане речь идет о формировании информационно-организационной инфраструктуры управления рынком труда. Особое внимание должно быть уделено поиску нетрадиционных методов смягчения безработицы (муниципальное фермерство, частичная занятость, контрактная трудовая эмиграция и др.).

— Социальная поддержка населения на рынке труда и регулирование цены рабочей силы. Вместо традиционного регулирования заработной платы через системы “спускаемых” тарифов и окладов предполагается перейти к системе тарифных соглашений, в которых в зависимости от степени становления рынка труда будут обеспечиваться минимальные гарантии оплаты по основным профессионально-квалификационным группам и определяться консенсусные пределы роста заработной платы.

Вторая важная задача в рамках данного направления—материальная поддержка безработных (система пособий), учитывающая как задачи поддержания достойного уровня жизни, так и необходимость сохранения стимулов для поиска работы и переквалификации. Должны быть выработаны специальные программы в отношении социальных групп населения, испытывающих трудности на рынке труда.

— Реформа трудового законодательства и формирование системы правовой защиты населения в социально-трудовой сфере. Задачи обновления трудового законодательства должны быть направлены на его упрощение при одновременной унификации источников трудового права: на раскрепощение рабочей силы, становление гуманизированного рынка труда (включая новые подходы к решению вопросов найма-увольнения рабочей силы, объективизацию профессионально-квалификационных процедур); на поощрение хозяйственной предпринимательской инициативы, формирование механизма правовой ответственности нанимателя за социальные хозяйственной деятельности предприятия; на пересмотр схемы социальных гарантий (переход от прямого государственного обеспечения к повышению юридической и финансовой ответственности за выполнение соответствующих норм). Активизация контрольных функций за соблюдением норм трудового права (и в первую очередь в области найма-увольнения) потребует создания системы прецедентного арбитражного правотворчества в рамках общих норм закона и высочайшей квалификации и добросовестности арбитров.

— Региональная политика на рынке труда и проблемы миграции. Специфика России состоит в наличии множества региональных рынков труда со своими социокультурными и иными особенностями. Выработка гибких подходов к политике занятости, учитывающих эти особенности, одна из важнейших функций Министерства. Пристального внимания требуют проблемы вынужденных мигрантов (беженцев), прежде всего этнических и экологических.

— Условия и охрана труда. Главное здесь—формирование механизма, обеспечивающего должную социальную направленность научно-технического прогресса на производстве, соблюдение социально-трудовых стандартов и экологических нормативов. Потребуется, по-видимому, создание контрольно-инспекционных служб, системы социально-трудовой экспертизы различного рода проектов, а также финансово-экономического механизма, обеспечивающего прогрессивные сдвиги в данной сфере. Одновременно должен быть решен вопрос о компетенции Министерства труда в решении вопросов социального страхования (кроме страхования по безработице, которое несомненно должно входить в круг его ведения).

— Международное сотрудничество и проблемы трудовой эмиграции. Интеграция советской экономики и экономики России в мировую предопределяет необходимость поиска путей вхождения и в международный рынок труда. Проблемы трудовой эмиграции иностранных рабочих в Республике, российских рабочих за рубежом, регулирования занятости в свободных экономических зонах—также должны быть в центре внимания Министерства.

С учетом новизны ряда задач, отсутствия адекватного кадрового обеспечения, некоторых других ограничений развертывание основных направлений деятельности потребует определенного времени. В то же время сложность и актуальность стоящих задач диктует весьма напряженный график. Думается, что при соответствующей поддержке (в т.ч. со стороны Верховного Совета) можно будет рассчитывать на формирование полноценной системы управления трудом и занятостью (не только министерской структуры, но целостной системы соответствующих служб и механизмов) до конца года.

Необходимо правовое закрепление новых функций Министерства, механизмов его взаимодействия с другими элементами системы управления (как по вертикали, так и по горизонтали). Соответствующее положение можно было бы подготовить и утвердить в месячный срок.

[Принято на Х Пленуме Правления СДПР 28-29 сентября 1991 г. в Москве]

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс. 2 с. Москва, 1991, 28-29 сентября