Номенклатура или демократическая приватизация. Что нужно знать об этом рабочему и специалисту предприятия? (Листовка Московской организации СДПР). [1991. лето]

1. В чем заключается социально-экономический смысл проводимой реформы?

В ее основе лежит разработанный “мозговым центром” номенклатуры—Старой площадью (аппарат ЦК КПСС)— план “обмена власти на собственность”, т.е. в политическом отношении перейти от постсталинистского тоталитарного государства к государству авторитарной власти того же номенклатурного сословия за “демократической” декорацией, а в экономическом—передать в руки партноменклатуры крупную и наиболее доходную собственность. Естественно, что сохранение номенклатурой государственных, экономических и политических рычагов и в будущем будет обеспечивать для этого сословия режим наибольшего благоприятствования, а людям труда, как и большинству народа,— это зависимое и приниженное положение, в котором его всегда хотела видеть капээсесовская “аристократия”.

2. Какую экономическую реформу пытается провести номенклатура?

В основе реформы нашей экономики, которую номенклатура будет пытаться реализовать в ближайшем будущем лежит концепция “номенклатурной приватизации”. Баталии авторов различных “вариантов” разыгрываются все вокруг этого варианта, как якобы единственно возможного. Вот его основные черты без пропагандистской ретуши:

2.1. Игнорируется исходный юридический факт—принадлежность всей госсобственности всем членам общества в равных долях.

2.2. Разгосударствление предприятий и другой собственности производится без одновременного образования конкретных собственников, которыми в этом случае могли бы стать в индивидуальном порядке члены трудового коллектива, как акционеры, владеющие контрольным пакетом акций.

2.3. В варианте разгосударствления без немедленной демократической приватизации фактическими хозяевами предприятий становятся высшие чины номенклатурной администрации. Свободно владея фондами и прибылью предприятия, манипулируя его производственными мощностями, площадями, кадрами, коммерческими возможностями, определяя кадровую политику и уровень заработной платы, они, как это уже доказала практика, будут озабочены прежде всего сколачиванием собственного капитала, созданием и присвоением собственных малых, совместных и т.п. предприятии, паразитирующих на основном. 2.4. Номенклатурное акционирование предприятий, как следующий шаг, будет иметь целью прежде всего захват основных производственных фондов предприятий через систему контролируемых высшей партноменклатурой коммерческих банков.

2.5. Одновременно государственная власть будет использоваться для поддержания исключительно низкого уровня заработной платы у основной части рабочей силы и низкого жизненного уровня большинства населения (для компенсации экономической неэффективности формируемой экономической системы). Важным подспорьем в реализации этих планов будет безудержная инфляция, искусственно заниженный курс рубля.

2.6. Главный порок номенклатурной приватизации помимо ее вопиющей социальной несправедливости—крайняя экономическая неэффективность. Ориентированные на скорейшее обогащение номенклатурные рвачи не способны осуществить структурную и технологическую перестройку промышленности. Работники же основной части предприятий потеряют последние стимулы к высокопроизводительному труду. В этой ситуации нас ожидает развал сложных производств и инфраструктуры с катастрофическими последствиями. Не стоит надеяться и на иностранную помощь—крупные инвестиции в хаос “номенклатурного рынка” окажутся просто невозможны. Кредиты же будут проедены и разворованы.

3. Экономической программе номенклатуры существует демократическая альтернатива.

В основе демократической альтернативы лежит социал-демократический подход к решению стоящих перед обществом задач на путях социальной, экономической и политической демократии.

В политическом плане—это народное нет авторитарной политической системе, которую номенклатура хотела бы поставит на место отжившей свое власти капээсесовского партийного аппарата. Власть на местах должна принадлежать не номенклатурным бонзам-префектам, а демократически избранным народом представительным органам—советам.

В основу экономической реформы должна быть положена концепция демократической приватизации, главные принципы которой следующие:

— демонополизация промышленности, т.е. ликвидация большинства отраслевых министерств, государственно-номенклатурных концернов и фальшивых акционерных обществ (разделение их на полностью самостоятельные предприятие), для дсмонополизированных предприятий отмена обязательного госзаказа и их переход на работу по прямым договорам и на свободный рынок, полное освобождение хозяйственной инициативы;

— введение в промышленности, торговле и сфере услуг всеобщего акционариата в форме продажи работникам за символическую плату, покрывающую только орграсходы, большей части акций предприятия в равных долях, остаток акций распределяется между государственными стабилизационным и компенсационным фондами;—создания Государственного фонда ценных бумаг, образуемых из компенсационной части акций приватизированных предприятий и в результате передачи в него акций разгосударствленных банков: лица, не получившие акции в результате приватизации госпредприятий должны быть компенсированы в равных долг. к ценными бумагами этого фонда;

— бесплатная приватизация жилья дополняется приватизацией в пользу жителей соответствующих земельных отводов и нежилых помещений на акционерной основе по принципу: один житель—одна доля;—глубокая перестройка аграрного сектора в направлении его приватизации и введения частной собственности на землю, каждый гражданин России должен получить гарантированное право на владение минимальным участком земли;

— в переходный период всем гражданам с фиксированными доходами и работникам госпредприятий должен быть обеспечен согласованный с местными выборными органами власти жизненный уровень, для лиц наемного труда—с учетом стоимости аренды жилья на свободном рынке;

— госпредприятия независимо от ведомственной подчиненности, неспособные обеспечить социально-приемлемый уровень зарплаты или решающие свои проблемы с помощью массовых увольнений подлежат (по требованию трудовых коллективов) приватизации на основе трудового акционариата;

— по завершению первого этапа структурной перестройки вводится свободно конвертируемый рубль.

4.Чего можно добиться уже сегодня?

4.1. Прежде всего—требовать повышения заработной платы и улучшений условий труда при сохранении занятости. В случае отказа, мотивированного недостатком средств,—требовать демократической приватизации предприятия, независимо от ведомственной принадлежности. С учетом падения реальной покупательной способности рубля для возвращения к уровню зарплаты 1988г. номинальная зарплата должна быть увеличена не менее, чем в 4 раза. В дальнейшем должна быть введена контролируемая свободными профсоюзами валютная индексация зарплаты и тарифов, т.е. они должны пропорционально увеличиваться с падением валютного курса рубля.

4.2. Следует добиваться включения в стоимость рабочей силы (а, следовательно, зарплаты) коммерческой стоимости аренды жилья в Москве, а также полновесного, лучше валютного, страхования жизни, здоровья и работоспособности работников.

4.3. Основным направлением борьбы за повышение доходов работников предприятия и сохранения занятости должна быть демократическая приватизация. Этот принцип универсален и должен противопоставляться как наступлению на реальную заработную плату, так и попыткам путем создания малых и т.п. предприятий паразитировать на основных производствах, ухудшать их основные экономические показатели и состояние технической базы, на износ использовать рабочую силу. Первым шагом в этой борьбе должно быть требование перевода предприятия на аренду на началах полной самостоятельности и самоуправления с правом последующего выкупа по остаточной балансовой стоимости.

5. С чего начать?

Первый шаг—образование на предприятии пусть небольшой, но организованной группы сторонников демократической приватизации из пользующихся авторитетом рабочих и специалистов. Важно, чтобы члены этой группы были независимы от влияния администрации, местных органов КПСС и официальных профсоюзов.

5.2. Установить связь с Московским комитетом Движения за экономическую и социальную демократию для получения необходимых консультаций и материалов.

5.3. Ознакомить трудовой коллектив с концепцией и целями борьбы за экономическую демократию, создать профгруппу свободного профсоюза.

5.4. При успешных результатах пропаганды провести конференцию трудового коллектива, на которой переизбрать СТК и отозвать из Совета предприятия представителей трудового коллектива. Потребовать у администрации перезаключения колдоговора с новым СТК (или местным комитетом свободного профсоюза, с соответствующим поручением от СТК).

5.5. Провести переговоры с администрацией о возможном сотрудничестве в демократической приватизации предприятия.

Следует помнить, что цель борьбы за социальную и экономическую демократию—не конфронтация, а достижение социальной справедливости и партнерства, повышения материального благосостояния работников и экономической эффективности предприятия. Поэтому саму эту борьбу следует вести, твердо выдерживая основную линию, максимально мягкими методами, ориентируясь прежде всего на достижение соглашения. И лишь встретив серьезное сопротивление и неприятие, опираясь на передовую часть трудового коллектива и в союзе с другими участниками Движения в Москве, усиливать давление, не выходя за рамки первоначально поставленных целей.

[Москва, 1991]

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс. 4 стр. Москва, 1991, июль.