“Круглый стол”: что это такое? [Пояснительная записка к проекту Заявления Координационного совета движения “Демократическая Россия” и инициативе Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина. 1991, апрель]

В своем докладе на III (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР Б.Н.Ельцин выступил с важнейшей инициативой: предложил начать подготовку к переговорам основных политических сил страны за Круглым столом.

Предложение российского лидера прозвучало в момент жесткого обострения конфронтации в нашем обществе.

Заметим, что демократическое движение выступило с идеей Круглого стола еще на первых массовых митингах в феврале—марте 1990 года. Тогда на наше предложение пришла косвенная реакция. Член Политбюро А. Н. Яковлев отшутился—“это были бы переговоры облака в штанах с облаком без штанов”...

Сегодня, когда демократическое движение уже вряд ли кто-либо решиться назвать “облаком без штанов”, идея Круглого стола требует скорейшей проработки и реализации.

“Круглый стол”—эта форма активно применялась в 1988-1989 гг. в ходе мирных демократических революций в Центральной и Восточной Европе. Важно учесть этот опыт, вне зависимости—нравится он кому-то или нет.

ЗАДАЧИ КРУГЛОГО СТОЛА

Круглый стол призван стать отправной площадкой для разрешения острого общественного конфликта через политический компромисс между участниками переговоров.

Компромисс—это постоянная “Круглого стола”. Ее поддержание требует достаточной политической культуры, отказа от экстремизма.

Устойчивость договоренностей зависит от политической устойчивости противостоящих партий и движений, их способности сохранять гибкость, открытость и ответственность.

Круглый стол закрепляет политический плюрализм, обеспечивая демонополизацию власти. Он может использоваться в качестве “зонтика” для заведомо уходящей политической монополии КПСС, обеспечивая во имя предотвращения погромов ее “мирный” отход. С дальнейшим ростом массового озлобления по отношению к коммунистической партии такой мирный уход ее уже невозможен.

Круглый стол поможет нам определить условия, этапы и содержание конституционно-правового процесса в России и в Союзе в целом.

Круглый стол—составная часть антикризисной программы. Невозможно приступить к антикризисным действиям, не сформировав антикризисное правительство.

УСЛОВИЯ ДИАЛОГА Равноправный диалог возможен только при соблюдении сторонами ряда условий. Среди них:

— готовность сторон к диалогу и серьезная заинтересованность в успехе переговоров;

— признание нынешним руководством равенства партнеров, недопущение любых проявлений патернализма;

— гласность в работе; выдвигаемые позиции, протоколы и объективный ход переговоров публикуются в доступной печати; допускается параллельная публикация заявлений сторон по итогам заседаний; допустимость проведения закрытых заседаний с согласия обеих сторон;

— неприкосновенность участников переговоров; во время работы Круглого стола руководство гарантирует его участникам полную тайну переписки, телефонных переговоров, подготовительных собраний, консультаций и проч.;

власти должны публично заявить о безопасности участников переговоров во время и после их проведения—независимо от характера высказываний и итогов переговоров. Успех Круглого стола зависит от нейтральности государственных служб (армии, правоохранительных органов, госбезопасности, прокуратуры). И этому стоит уделить особое внимание.

СТОРОНЫ КРУГЛОГО СТОЛА

В заседаниях участвуют небольшие по числу “команды”. Состав команды стороны определяют в зависимости от характера обсуждаемой проблемы.

Главное: состав команд подбирать из тех авторитетных и компетентных политиков, которые смогут составить ВРЕМЕННОЕ КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО ДОВЕРИЯ И НАРОДНОГО СОГЛАСИЯ.

Стороны “Круглого стола” могут составить: руководители КПСС и лидеры Демократического конгресса (объединяющего демократов различных республик). В эти команды уже вписываются и представители рабочего движения, и представители корпораций (промышленников, аграрников и проч.

Ключевое значение приобретает набор коалиционной команды демократических сил, представленной авторитетными политиками, которые готовы договориться друг с другом и работать вместе. В команду войдут руководители российского парламента и правительства, ведущие политики (первая “двадцатка” по результатам давно проводящихся опросов общественного мнения), лидеры трех ведущих оппозиционных партий (ДПР, СДПР, РПР), руководители рабочего и профсоюзного движения.

Итак, инициатива выдвинута. Мы не можем остаться сторонними наблюдателями. Требуются аргументированные выступления в парламенте, в средствах массовой информации.

Далее—определить в течении двух недель механизм и процедуру проведения, принципы комплектования, тематику переговоров, этапы работы, список основных проблемных комиссий, перечень основных итоговых документов, порядок разрешения коллизий “Круглого стола национального согласия”. Следующий шаг—формирование “команды оппозиции”. Участникам Круглого стола важно заручиться мандатом от общества. Это предполагает согласованные действия вне парламента (забастовочное движение, митинги, деятельность партий и независимых профсоюзов, трудовых коллективов, органов местного самоуправления). Требование начать масштабные переговоры с ясным перечнем вопросов скоро станет главным для всех честных граждан. Ибо оно пронизано миролюбием и созидательным духом. “Команда” имеет 3 уровня:

а) “политики”—люди, завоевавшие авторитет в обществе, с опытом работы в демократическом движении, имеющие за плечами поддержку политических организаций, умеющие вести диалог;

б) “эксперты”—компетентные профессионалы, готовые к выработке тех или иных документов Круглого стада;

в) “организаторы”—владеющие талантом координатора, обеспечивающие информационный обмен.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К КРУГЛОМУ СТОЛУ

Итак, инициатива выдвинута. Мы не можем остаться сторонними наблюдателями. Требуются аргументированные выступления в парламенте, в средствах массовой информации.

Далее—определить в течении двух недель механизм и процедуру проведения, принципы комплектования, тематику переговоров, этапы работы, список основных проблемных комиссий, перечень основных итоговых документов. порядок разрешения коллизий “Круглого стола национального согласия”. Следующий шаг—формирование “команды оппозиции”. Участникам Круглого стола важно заручиться мандатом от общества. Это предполагает согласованные действия вне парламента (забастовочное движение, митинги, деятельность партий и независимых профсоюзов, трудовых коллективов, органов местного самоуправления). Требование начать масштабные переговоры с ясным перечнем вопросов скоро станет главным для всех честных граждан. Ибо оно пронизано миролюбием и созидательным духом. В скором времени оппозиции предстоит выступить с четкими требованиями, с обозначением нашей стратегической линии, с пакетом конкретных антикризисных мер.

Останется провести консультации с высшим руководством и ведущими политическими организациями об условиях и содержании работы.

Не позднее апреля должна пройти первая серия переговоров. Если этого не случится, то в мае месяце революционный хаос уже удержать не удастся...

ПРОГРАММА ПЕРЕГОВОРОВ

Депутат В.Исаков, признав идею Круглого стола “симпатичной”, выразил-таки сомнение: видимо пока на стол нечего положить. Это явная передержка нашего “сверхоппортуниста”.

Программу переговоров фактически очертил Б.Н.Ельцин в своем докладе на внеочередном Съезде. Главные ее пункты:

— скорейшая реорганизация союзных органов власти;

— управление союзным экономическим пространством;

— создание временного коалиционного правительства народного доверия и народного согласия;

— определение путей урегулирования внутригосударственных и межгосударственных отношений Российской Федерации.

В случае успеха данного начинания на союзном уровне. Круглый стол мог бы взять на себя ряд полномочий Президента. Совете Федерации, союзного Съезда—полномочий контрольных и распорядительных. В критической ситуации такое оправдано—легче согласовывать решения, принимаемые в разных сторонах и разными уровнями.

...Таким образом. Круглый стол призван не только наметить контуры новой политической и экономической системы, но и начать решение конкретных проблем, возникающих в переходе от авторитарного к демократическому обществу.

Переходить же придется самому обществу.

Н. д. (народный депутат) РСФСР О.Г. Румянцев

[Москва. 1991. апрель!.

Источник: “Новости социал-демократии”—Информационный внутрипартийный бюллетень Правления Социал-демократической партии Российской Федерации. Принтер+ксерокс, тираж 1700 экз., тип “самиздат”, 1991, № 17, апрель, cmp. 1-3.