Резолюция III Пленума Правления СДПР “Политический кризис и позиция СДПР”. [1990, декабрь].

22-23 декабря 1990

Москва

Как показал II съезд народных депутатов РСФСР и ход IV съезда народных депутатов СССР, кризис в стране приобрел новое качество. В основном подтвердились анализ и прогнозы в документе “Политическая ситуация а стране и задачи СДПР”.

Полная стратегическая беспомощность руководства СССР усугубляет развал управления и деградацию экономики. Место последовательной политической линии занимает тактическая игра, становящаяся самоцелью и все более определяемая личными амбициями, симпатиями и антипатиями президента СССР и его ближайшего окружения. Все шире применяются методы политического и военного шантажа. Именно в этом контексте можно рассматривать отставку Шеварднадзе.

Наращивание формальных подкомиссий президента не ведет к выходу из кризиса, поскольку и имеющиеся используются крайне некомпетентно. Возникла ситуация, когда правительство находится в оппозиции как к различным политическим силам, так и к народу в целом. Хотя очевидна бесперспективность силовых решений с точки зрения решения экономических и социальных проблем, искусственно нагнетается обстановка, якобы оправдывающая их применение. К тому же наблюдается “феномен* привыкания общества к насилию, вялотекущая гражданская война на границах СССР. Чрезвычайно опасным является навязывание республикам архаичной модели союзного договора в сочетании с попытками конституционно реставрировать жесткую унитарную иерархическую систему исполнительной власти, заморозить старую систему экономических связей, которая и породила катастрофическое положение. Союзный договор предлагается президентом как средство сохранения власти цивилизованной бюрократии, а не Союза как такового.

Надежду на преодоление трудностей, на выход из кризиса дает перенос реальных управленческих и властных функций в республики, так же как укрепление демократического движения, при всей неоднозначности и неравномерности данных процессов.

В России сделаны важные шали к осуществлению государственного и экономического суверенитета, положено начало прогрессивному законодательству, разработан демократический проект конституции. Это встречает ожесточенное сопротивление союзного руководства, которое полностью сомкнулось с реакционной КП РСФСР. Прежде всего этим сопротивлением предопределена малая результативность II съезда народных депутатов РСФСР. Следует сказать и о нерешительной, а подчас двусмысленной позиции части руководства республики, о слабости и ошибках демократических сил, в том числе и руководства и Моссовета и Ленсовета.

Вновь доказала свою несостоятельность советская система власти. Появление демократического большинства в ряде местных советов не превратило в эффективные органы местного самоуправления. Все более острой становится необходимость радикального отказа от принципов советской системы и перехода к парламентско-муниципальному устройству.

Видя неизбежность разрушения однопартийной системы, некоторые политические силы, и прежде всего—КПСС, пытаются не допустить становления многопартийности. Нам пытаются навязать гаранта демократии, беспартийную систему, когда политические лидеры формируют команды из лично зависимых от себя людей. СДПР решительно выступает против клиенткой политической системы и будет способствовать формированию многопартийной системы при которой политические лидеры находятся под постоянным контролем рядовых членов своих партий.

Принципиальными формами работы социал-демократии является защита прав работников наемного труда через независимые профсоюзы. Для СДПР прежде всего—через Соцпроф. Нельзя не учитывать, что новым факторам политической ситуации становится движение Советов трудовых коллективов государственных предприятий. Оно несет я себе конструктивный заряд, направлено на демократизацию хозяйственной жизни трудовых коллективов и против таких способов разгосударствления и приватизации, которые закрепляют подавляющую часть средств производства за бывшей и новой номенклатурой.

В условиях угрозы диктатуры вновь создаваемые региональные и межреспубликанские Советы трудовых коллективов, базирующиеся на демократических принципах, рабочие и стачечные комитеты, в том числе и объединенный забастовочный комитет страны, могут выполнить роль реального организатора общенародного сопротивления реакции.

Исходя из анализа ситуации, III пленум Правления считает необходимым заявить следующее:

1. Россия не может подписать союзный договор, не являющийся результатом соглашения республик, т раньше, чем будет принята конституция Российской Федерации.

2. СДПР поддерживает проект конституции Российской Федерации, подготовленный конституционной комиссией и выступает с инициативой компании сбора подписей за вынесение на референдум проекта конституции, опубликованной в газете “Аргументы и факты” (1990, № 47).

3. В случае реставрации тоталитаризма или попыток установления авторитарного режима, в том числе и путем введения прямого президентского правления в России, СДПР препятствует этому всеми доступными ненасильственными средствами (забастовки и т.н.).

4. Пленум Правления выступает инициатором создания межпарламентского политического комитета из депутатов союзного и республиканского уровня, являющихся наиболее авторитетными лидерами демократического движения.

5.Рекомендовать социал-демократическим организациям РСФСР и СССР добиваться равноправия всех форм собственности и всех форм организаций трудящихся.

Источник: Копия оригинала. Принтер+ксерокс. 1 стр. Москва, 1990, декабрь.