Демократический наказ. Программные тезисы [к XIX партийной конференции] по перестройке политической системы в СССР (Пути к демократическому социализму). [1988, май].

Навстречу XIX партийной конференции.

В жизни нашего общества происходят значительные позитивные перемены. Курс руководства партии во главе с М.С.Горбачевым на практическую перестройку всех сторон жизни общества получает широкую поддержку. Особенность этого курса—его направленность на реализацию многогранных человеческих интересов: через развитие народной инициативы и расширение самоуправления, осуществление реформ как экономического механизма, так и политической надстройки, преобразование всей социально-культурной среды. Революционная перестройка понимается нами как переходный период к исторически длительному становлению форм и способов жизнедеятельности общества в рамках демократического социализма.

Исходя из необходимости конструктивной поддержки этого курса, и стремясь внести свой вклад в развернувшееся обсуждение вопросов демократизации общества, тесно связанных с повесткой Х1Х-ой партийной конференции, клуб “Демократическая перестройка” подготовил настоящие программные тезисы. Они являются результатом коллективных исследований и размышлений группы обществоведов г. Москвы, работающей в рамках самодеятельного семинара “Модели социализма”. Тезисы одобрены в основном на общем собрании клуба “Демократическая перестройка” 3 мая 1988 г. После доработки материал был принят Советом клуба и рекомендован для публичного обсуждения. Широкая дискуссия по тезисам проведена в дискуссионном зале клуба в помещении ЦЭМИ АН СССР 10 мая 1988г.

1. Оценка политической ситуации

Состояние политических институтов и политических отношений в нашей стране является сегодня главной причиной критической ситуации. Произошло практическое исчерпание возможностей развития в рамках сталинской модели тоталитарно-диктаторского “социализма”. Модели, в которой господствует авторитет силы. На протяжении десятилетий происходило укрепление структур, имеющих мало общего с подлинным народовластием. Это лишило общественную жизнь фактической легальной альтернативности и возможности выбора, загнав ее в узкие рамки норм и инструкций. Закрепленный Конституцией 1977 года тезис о т.н. “общенародной государственной организации” стал отражением господства неподконтрольной государственно-бюрократической машины. Отчуждение большинства общества от политики, от власти, от принятия решений стало явным. Субъектами политики вместо сообществ граждан являются аппараты управления. Фактически отсутствует общественный контроль масс за действием этих аппаратов. Произошло перерождение общественных и политических организаций: они утратили характер прогрессивных движений и не способны более представлять интересы большинства своих членов.

Сегодня происходит возрождение общечеловеческих гуманистических ценностей. Восстанавливаются и такие важные для развития нации категории как “человечность”, “духовность”, “инициатива”, “предприимчивость”, “состязательность”, “гласность” и др. Они должны быть не только провозглашены, но и заложены в политико-социальную систему перестройки, в конкретные экономические решения. Главный тормоз перестройки—различные монополии: идеологические, кадровые, ведомственные. Они пронизывают все подсистемы общества, приводя к несправедливости, коррупции, засилью бюрократии и идеократии. Они отторгают индивидов, не подчиняющихся логике командно-административной системы, либо парализуют их деятельность. Самовоспроизводящаяся: система живет по своим законам, мало связанным с народом, но монопольно принимает важные для него решения. Становится ясным:

требуются новые организационные формы и социальные технологии, способные воплотить разбуженные перестройкой стремления и надежды в конкретные дела, обеспечив возрождающимся идеалам и их подвижникам конкретное поле деятельности. Полагают, что отсутствие продолжительных демократических традиций, противоречивость общественного сознания, кризисное состояние экономики, невысокий уровень правовых и других знаний, стремление решать вопросы без должного осмысления, с одной стороны, и социальная апатия широких слоев населения, питающая неверие в результативность перемен, и уравнительные настроения с другой—превращают политическую реформу в источник повышенной опасности. Но источником еще больших бед станет отсутствие политических перемен. Процесс оздоровления общества нуждается в ясной и взвешенной программе политико-правовых реформ. Программе, свободной от мифов и утопий; свободной как от слепого подражания готовым формам западной демократии, так и от неотрадиционалистских лоскутных одежд.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

2.1.Целью реформы является создание политических условий для развития советского общества по пути демократического социализма, единственного, на наш взгляд, пути содержательного развития общества. Социализм - это идеал и целевой принцип политики реформ, отвечающий интересам народа. Мы понимаем под ним:

— гуманизацию общественного прогресса путем создания и расширения условий для свободного и гармоничного развития каждого и всех членов общества;

— отсутствие любых форм угнетения и дискриминации, возможности произвола и насилия над личностью;

— добровольно-трудовой образ жизни (высокий статус общественно-полезного труда—как источника общественно-нормального уровня доходов при справедливой их дифференциации, как способа развития личности);

— народовластие на всех уровнях и во всех звеньях жизни общества (реальное представительство всех социальных групп и сообществ в определении целей, создании условий и управлении средствами общественного развития);

— политическое равноправие и равенство всех перед законом, организованный общественный контроль трудящихся за функционированием основных подсистем и механизмов социальной, экономической, политической жизни;

— высокую степень защищенности личности стабильными государственными гарантиями прав и свобод при их сопряженности с системой обязанностей человека перед обществом;

— планомерный характер ключевых процессов общественного воспроизводства в сочетании с развитием инициативы, самостоятельности и состязательности хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов соизмерения их вкладов в экономический результат;

— демократизм в согласовании экономических интересов при субординированности функций всех звеньев и уровней хозяйства—как способ координации действий на основе равноправия, гибкости и эффективности управления.

2.2.Поэтапно-комплексный характер реформы

Политическая реформа должна затрагивать как систему политических институтов, так и сферу политических отношений и норм. Содержательно она должна состоять в выдвижении новых способов преодоления предкризисных явлений в различных сферах общества. Политика должна стать полем формирования самосознания различных групп, выражения и согласования их интересов в ходе свободного обмена информацией и идеями и отработки норм политической практики.

Реформа не должна привести к возникновению масштабного конфликта, хаоса, реставрации тоталитаризма. Взвешенные шаги должны предприниматься одновременно в различных направлениях. Постепенное, но непрерывное наращивание преобразований с усилением их взаимовлияния позволит преодолеть разрыв между целями политической реформы и степенью интенсивности ее начальных шагов.

2.3. Главная задача реформы—преобразование общественной среды

Реформа должна способствовать развитию гражданской культуры. Ее освобождению от глубокой непрактичности, от извращенных критериев гражданского, личного и социально-политического поведения. Культурное поведение есть основа реальной управляемости общества, гарантия повышения его политической мобильности, развития самоуправленческих начал. Формирование демократической политической культуры должно основываться на терпимости к плюрализму мнений, убеждений, действий, на согласии, готовности к сотрудничеству, на отказе от насилия, на развитии политических методов убеждения.

2.4. Сокращение гипертрофированной и определяющей роли политической системы по отношению к обществу Это—принцип деполитизации управления и политизации общественной жизни. Повышение автономности экономики, социальной сферы, культуры, активизации общественных организаций, групп и движений приведет к многообразию способов политического действия, повышению свободы политического маневра. Это освободит общество от управленческого волюнтаризма.

2.5. Преобразование монопольно-аппаратного блока власти в демократический механизм народовластия Предстоит воссоздать представительную систему социалистического самоуправления. Органы реальной политической власти—место проявления политической воли различных автономных групп общества, всех субъектов политической, экономической, территориально-административной систем. Политически блок народовластия основывается на политическом и общественном согласии различных организаций, сил, движений относительно основных общественных ценностей и идеалов.

2.6. Принцип разделения властей вместо их неоправданного совмещения

В системе государственных и политических институтов обеспечивается четкое разделение функций: общеполитических, властных, согласовательных, нормотворческих, административных, контрольных, исполнительных. В устойчивой политической системе ни один орган не должен обладать всей полнотой власти. В конечном счете уравновешенная система разделения властей сделает излишним вмешательство партии и органов государственного принуждения в хозяйственные, государственно-административные и общественные дела властнонажимными средствами.

2.7. Построение социалистического правового государства

Реформа должна предусматривать построение социалистического правового государства, опирающегося в своем развитии на интересы и волю масс, а не на волюнтаризм функционеров командно-административной системы. Система законов общества должна стать непротиворечивой, компактной, ориентированной на динамичное развитие общества (разрешено все, что не запрещено законом). Не может быть субъектов политической системы, стоящих над законом. Само общество должно стать источником правотворчества, следить за тем, как, где и какими средствами государство вмешивается в жизнь граждан.

3. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ

Начатый прогрессивными силами в руководстве КПСС курс на радикальную перестройку общества может стать эффективным и получить гарантии необратимости лишь в случае опоры на широкие социальные слои. Опыт всех “революций сверху” говорит о том, что прочность их результатов целиком зависит от поддержки широким низовым социальным действием. Без низовой социальной активности эти результаты могут быть легко аннулированными при любом изменении соотношения сил в центральном аппарате управления или сведены на нет тихим саботажем чиновников на местах. Продолжение и успех перестройки зависят от того, удастся ли вовлечь в нее действительно широкие социальные силы.

Формой их участия в перестройке должны стать (и уже становятся) массовые общественно-политические движения, самодеятельные объединения и их союзы, выступающие за преодоление казарменной деформации социализма, за демонтаж командно-административной системы, за возвращение социализму гуманного облика. Создание правовых и организационных основ для подобных движений—лучшая гарантия расширения прямого участия масс в политическом процессе. Мощным резервом перестройки являются миллионы рядовых членов партии, не имеющие привилегий и не заинтересованные в сохранении командно-карательных методов управления, демагогии и подавления инициативы в самой партии. Демократизация самой партии—пробный камень политики перестройки. Не пройдя этого рубежа нельзя рассчитывать на органичное, “мирное” развитие процесса.

4. СИСТЕМА КОНКРЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Оценка типических черт ситуации и предложенные параметры политики реформ позволяют нам определить набор социально-политических технологий, дающих понимание—“что делать” и “как делать” в ходе реформы политической надстройки в СССР.

4.1. Партия

а) Статус партии

КПСС должна доказать на деле свое право называться политическим авангардом общества. Руководящая роль партии, в нашем понимании,—это не конституционно закрепленная монополия, а повседневное реальное подтверждение своей роли инициатора политического процесса, своей направленности на согласование и интеграцию различных общественных отношений и интересов—на основах научного социализма. Прежде всего, следует отказаться от (ставшей тормозом развития партии) логики борьбы за монопольное курирование всех сторон общественной жизни. Необходимо преобразовать партию из корпоративной организации, управляющей “от имени народа” при помощи переродившейся касты партократов, в открытое общественно-политическое движение. Это движение должно пополняться активно политизирующимися гражданами, убежденно разделяющими демократические идеалы социализма и содействующими претворению в жизнь программы обновления общества. Предстоит преодолеть серьезные стереотипы партийного администрирования, отказавшись от: монополии на отправление властных функции, монополии на кадровую политику и информацию, от ошибочного тезиса о постоянном возрастании руководящей роли партии. перейдя к проведению научно выверенной политической работы я массах.

б) Вопросы партийного строительства и внутрипартийной демократии Исходя из того, что партия должна иметь глубокие и разветвленные открытые связи я обществе, следует существенно изменить способ формирования и пополнения самой партии. Политический авангард народа должен формироваться самим народом на добровольно-выборной основе. При приеме я КПСС решающим должно стать мнение трудового коллектива или общественной организации. Следует ликвидировать кандидатский стаж, снять неоправданные квоты и социальные показатели в партийном строительстве, определить как порядок публичного отзыва из партии, так и порядок добровольного выхода из нее с гарантиями неизменности должностного и социального статуса. Подавляющее большинство партийной работы должно осуществляться на общественных началах.

Провести кардинальные организационные изменения в партийной жизни:

а) Обеспечить свободу группировок, предоставить им право инициативной организации дискуссий по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни, гарантировав пропорциональное представительство в консультативных органах КПСС и возможность изложения своих взглядов в открытой печати; внести уставные гарантии для защиты мнения меньшинства, появляющегося по любым вопросам, обеспечив его гласное распространение, обсуждение и восприятие большинством;

б) Обеспечить обязательное проведение дискуссий перед всеми пленумами ЦК, конференциями, съездами с обязательной публикацией выступлений;

в) На партийных форумах выдвигать кандидатов на конференции, а кандидатов в политические палаты Советов на основе платформ и программ действий этих кандидатов;

г) Принятие решений коллегиальными партийными органами должно осуществляться на основе прямого голосования по нескольким альтернативным вариантам решений;

д) Ограничить срок пребывания выборных партийных руководителей на посту двумя периодами (не более 8-10 лет); члены партии должны содействовать выполнению решений коллегиальных партийных органов, но не их руководителей;

е) Упразднить структуры партаппарата, дублирующие хозяйственные органы; сделать органы партконтроля независимыми от органов партии, с обязательным участием непартийных граждан. (Другие предложения по демократизации внутрипартийной жизни содержатся в Обращении внеуставной партийной группы “Перестройка” к XIX партийной конференции).

в) Государственно-правовая регламентация статуса и функций партии

Пора четко определить в законодательном порядке полномочия и порядок деятельности органов партии, порядок их взаимоотношения с органами власти и управления, а также внепартийными гражданами. Предлагаем ввести в Конституцию СССР новые статьи о партии вместо размытой формулировки статьи 6. Подготовить закон СССР о партийной деятельности, в котором определить:

— у партии не должно быть властных функций вне самой партии; партия добивается проведения своей политической линии только через коммунистов, работающих в органах власти, государственных учреждениях и общественных организациях;

— взаимоотношения партии и судебно-правовой системы: место в ней партийных документов (никакие партийные постановления не могут превышать правомочия государственных законов); ответственность партии и ее членов перед законом: право любого гражданина и организации обжаловать через суд действия партийных руководителей и органов в случае превышения ими властных полномочий; запрет на вмешательство партийных органов в деятельность судебно-правовой системы;

— место партии в избирательной системе и ее взаимоотношения с политическими палатами 'Совета народных депутатов;

— уравнение на практике прав и обязанностей партийных и внепартийных граждан во всех областях—в т.ч. в выборе профессий и рода занятий, занятии должностей, оформлении анкет (через снятие пункта о членстве я КПСС), материальном обеспечении (через ликвидацию всех привилегий номенклатуры, спецобеспечения и проч.);

— формы и механизмы согласования мнений членов партии и других общественно-политических организаций (одним из таких механизмов может стать конституционная организация типа Союз демократических сил в поддержку перестройки), с определением их рекомендательных и нормотворческих полномочий.

4.2. Советы народных депутатов

Советы славное звено социалистического самоуправления народа. “Вся власть советам!”—этот лозунг должен обрести вторую жизнь. Рожденный в трех революциях советский способ построения органов народовластия сродни идеям и духу перестройки. Совет есть единственный и полноправный орган власти на подведомственной ему территории.

а) Реформа избирательной системы

Она должна проходить совместно с реформой структуры власти. Реализация избирательного права должна быть связана с практическими социальными интересами избирателей. Это достижимо в рамках многофункционального представительства:

а) выборов “снизу” в Советы по территориальным округам, трудовым коллективам, общественным (в т.ч. самодеятельным) организациям и группам; и

б) выборов в консультативные органы при Советах от съездов и конференций массовых общественно-политических и национальных организаций, от форумов функциональных представительных органов (типа Торговой палаты, ВСНТО и проч.).

Выборы проводятся по конкретным программам, по многомандатным округам, по правилам, гарантирующим реальный отсев претендентов, с отсутствием умолчания или наличием “запасных” депутатов. Обеспечивается заблаговременная информация о программах и личных качествах кандидатов—от лица как сторонников, так и противников. Необходимо оградить кандидатов от любых помех в ходе избирательной кампании. Выдвижение кандидатов свободное, без ограничения их числа, так что любая правоспособная группа граждан могла бы выдвинуть своего кандидата. Необходим контроль за процессом голосования, независимый от властей данного округа: контроль может осуществлять орган, формируемый на паритетной основе из представителей различных групп избирателей и средств массовой информации.

б) Реорганизация статуса и структуры Советов народных депутатов

Социальные силы и группы сегодня не имеют доступа к системе практического обсуждения и принятия государственных решений. Советы никого не представляют уже в силу того, что депутаты выдвигаются по производственно-отраслевому принципу, а решение принимаются по межотраслевым и территориальным вопросам. Для каждой социальной группы необходимо резервировать самостоятельные депутатские квоты с проведением выборов отдельно по каждой из социальных секций.

Для представительства разнообразных практических интересов и мнений следует преобразовать Советы в двухпалатные, где:

а) Первая палата—общественная, состоит из раздельных депутатских секций и компетентна принимать и обсуждать проекты решений по практическим вопросам труда, распределения, социально-бытовых, территориальных условий;

б) Вторая палата—политическая—компетентна рассматривать законопроекты (постановления, решения) с учетом их соответствия общей политической линии и возвращать их для коррекции в первую палату.

Первая палата формируется трудовыми коллективами, советами трудовых коллективов и их съездами, соответствующими секциями народных Советов (это трудовая секция) и по территориальным избирательным округам общественными организациями и группами граждан (территориальная секция).

Верховные Советы СССР и союзных республик должны стать высшей профессиональной политико-юридической инстанцией на постоянной основе, стать работающими корпорациями многофункционального представительства. Основой их реальной ответственности должна стать солидная материальная и организационная база. Следует рассмотреть вопрос о разумной величине региональной единицы для Советов регионального уровня: нынешний разрыв в величине между республикой (РСФСР и др.) и областью не позволяет концентрированно выражать региональные интересы.

в) Исполнительная власть

Исполнительная власть должна быть отделена от нормотворческой и контролирующей в лице собственных Советов: Советы должны дебатировать, принимать и контролировать решения долгосрочного и среднесрочного характера, а Исполкомы—осуществлять проведение в жизнь конкретной программы действий. Чтобы работа исполкомов стала результативней, следует формировать их по принципу целеустремленной “команды” помощников при главе исполкома, с согласия Совета. Выборы главы исполкома Совета и его зама проводятся прямым голосованием рядовых избирателей. Досрочное снятие главы исполкома Совета, равно как и досрочный отзыв депутата, осуществляется за конкретные злоупотребления (а не за расхождения во взглядах), причем—поэтапно, с обсуждением вопроса в прессе, в дебатирующем органе при гарантии на защиту, включая выдвижение своей кандидатуры при перевыборах.

4.3 Президент СССР—независимый глава государства

Сегодня, вопреки положению Конституции страны, реальные функции главы государства осуществляет Генеральный секретарь ЦК КПСС. На переходный период (до полного укрепления механизмов и норм социалистического самоуправления) следует создать пост Президента СССР. Он обладает широким кругом властных полномочий, действует в строгом соответствии с законом и по консультации с президентским (государственным) советом. Президент страны избирается путем всеобщего прямого равного и тайного голосования.

4.4 Реформа судебно-правовой системы

. Преобразование судебно-правовой системы направлено на обеспечение юридических гарантий развития демократических структур и отношений. Этим целям соответствуют следующие мероприятия:

а) учреждение высшего Конституционного суда как независимой правовой инстанции, разрешающей вопросы соответствия законов и иных нормативных актов и решение Конституции и общему законодательству, рассматривающей внутригосударственные конфликты; б) обеспечение реальной независимости и компетентности судей всех уровней, для чего: перерайонировать сферы юрисдикции с тем, чтобы они не совпадали с административным делением территорий; образовать автономные партийные организации судей-членов партии, подчинив их непосредственно съезду партии (в перерывах между съездами—ЦК); корпус судей формировать решениями Верховного суда или Высшего судейского совета, управляющего продвижением и сменяемостью судей согласно Затону о судьях;

назначать судей высших судов из числа представителей юридической науки, подтвердивших свою компетентность;

в) расширение коллегиальности состава народных заседателей в составе судебных коллегий и предоставить Коллегии народных заседателей исключительное право вынесения вердикта виновности, решения должны приниматься единогласно;

г) упразднение практики закрытого законодательства (указов, инструкций и проч.) за исключением случаев, предусматриваемых Законом о государственной тайне.

4.5. Реорганизация органов государственного принуждения

а) Выделить из прокурорско-судебной системы следствие и судебное делопроизводство, обеспечив на практике исключительную компетенцию суда (перед прокуратурой, органами МВД и КГБ) в отношении признания виновности/невиновности.

б) Создать службу генерального адвоката, включив в нее систему уполномоченных и по правам граждан. Дать право гражданам с момента начала следственных дел привлекать адвоката.

в) Образовать в Советах постоянные комиссии по внутренним делам и государственной безопасности, г) В целях создания механизма демократической защиты от возможных превышений полномочий правоохранительных органов ввести практику обязательных регулярных отчетов правоохранительных органов перед Советами соответствующего уровня и собраниями граждан, включая сюда отчеты КГБ о внутренней безопасности.

д) Преобразовать КГБ в орган, занимающийся обеспечением внешней безопасности страны, исключив надправовые компетенции по внутриполитическим и идеологическим вопросам.

е) Установить порядок и сроки рассекречивания дел правоохранительных органов, открыв доступ ко всем прекращенным делам для исследователей, писателей, журналистов и обеспечением их публикаций в печати в полном объеме.

ж) Обеспечить право каждого гражданина возбуждать судебное преследование любого должностного лица, органа, решений государственных, административных и правоохранительных органов (в т.ч. и коллегиальных), минуя органы прокуратуры.

4.6. Повышение роли общественных организаций в общественно-политической жизни страны

В ходе перестройки значительно возрастает роль общественных организаций, становящихся одним из важнейших элементов политической системы. Обеспечение им этой роли делает необходимым законодательное закрепление и фактическое проведение в жизнь принципа свободы союзов. Граждане могут создавать любые общественные организации, если цели их создания и формы деятельности не противоречат Конституции и общему законодательству. Нужен единый общесоюзный закон об общественных организациях. Он закрепит основной принцип свободы союзов, а также правовые гарантии деятельности общественных организаций и их членов, включая: возможность судебного обжалования отказа от регистрации, судебный порядок роспуска организации, возможность реальной защиты организацией интересов своих членов, возможность ведения издательской деятельности, возможность выдвижения своих кандидатов на выборах в Советы. Такому Закону и принятым в его развитие Законам союзных республик должны подчиняться все общественные организации страны.

4.7. Профсоюзы.

Профсоюзы изменялись в соответствии с логикой развития нашей политической системы. Постепенно они были оттеснены от управления народным хозяйством, подавлены были их защитные функции, профсоюзы стали средством подавления производственной демократии на местах, “школой” бюрократии, резервным питомником номенклатуры.

Для превращения профсоюзов в реальную силу по защите и представительству интересов трудящихся необходимо:

а) полностью изменить их построение—пирамидальную систему подчиненности, венчаемую ВЦСПС. Каждый профсоюз, организованный на уровне предприятия, должен располагать самостоятельностью решать: следует ли ему объединяться с себе подобными и по какому принципу. Дать возможность создания параллельных профсоюзных ячеек на одном и том же предприятии с одинаковыми правами и обязанностями. Дать право на образование профсоюзной организации работникам разных предприятий—по признаку одинаковой специальности. Отраслевые профсоюзы преобразовать в добровольные федерации самостоятельных низовых организаций;

б) обеспечить право профсоюзов на защиту и обеспечение преемственности завоеванных социалистическим рабочим движением социально-правовых гарантий труда: 8-часового рабочего дня, оплачиваемых отпусков, гарантий от увольнения по причинам, лежащим вне нарушения условий трудового договора увольняемым, надежной социальной компенсации при расторжении трудового договора не по вине трудящегося и др.;

в) дать право на свободный выход из профсоюза без лишения государственных гарантий социального обеспечения; предоставление этих гарантий должно стать независимым от членства в профсоюзе;

г) принять демократическое профсоюзное законодательство, устранив несовершенство трудового законодательства; четко определить санкции за нарушение этого законодательства со стороны любых лиц, будь то администрация или руководство профсоюзов;

д) обеспечить право любых профсоюзов на образование фондов и приобретение имущества, обязав государственные органы содействовать им в этом; обеспечить полную гласность финансово-хозяйственной и отчетной деятельности профсоюзов всех уровней;

е) обеспечить право “вето” в отношении любых действий администрации, касающихся интересов работников.

4.8. Гарантии обеспечения прав человека в СССР.

В сфере соблюдения прав человека прежде всего следует создать юридический механизм, реально гарантирующий соблюдение, последовательное уважение и воплощение гражданских прав и свобод, декларированных Конституцией СССР. Необходимо осуществить приведение Конституции и всех внутренних норм и кодексов в соответствие с международными правовыми нормами, положениями международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированном нашей страной в 1973 г. и имеющим, согласно международному праву силу закона на территории СССР.

В обеспечение этих положений следует - обеспечить гуманизацию советского законодательства, рассмотрев, я частности, вопросы:

— снятие ограничений на передвижение граждан СССР на территории страны и за ее пределами, без потери прав гражданства;

— свободы выбора местожительства для каждого советского гражданина и отмены пунктов “Положения о паспортной системе СССР”, связанных с пропиской; постепенного перехода к отмене паспортной системы вообще;

— обеспечение социальных мер, направленных на предупреждение т.н. тунеядства и бродяжничества, с отменой уголовных наказаний за них;

— юридических гарантий на свободу вероисповедания и свободную пропаганду своих убеждений ненасильственными способами;

— возможность отказа от военной службы с легальной заменой ее на альтернативную гражданскую службу;

обеспечение общественного контроля за прохождением военной службы в армии. 4.9. Развитие национальных отношений.

Наша страна была задумана—при создании СССР—как союзное государство, основанное на принципах социалистического федерализма. Необходимо возродить ленинский подход к республиканским и автономным советским образованиям, ибо “де-факто” восторжествовал отвергнутый в 1922 г. сталинский план автономизации. Решая вопросы о границах республик и автономных образований и их принадлежности к Союзу ССР, нужно опираться на:

а) мнение населения соответствующей территории, выявленное путем референдума, и б) положения Конституции СССР. Для реального успеха национальных отношений следует на практике уравнять статус РСФСР со статусом остальных республик, сняв искажения как в одну, так и в другую сторону. В рамках республик и автономных образований всемерно развивать принцип региональной самоокупаемости и экономического суверенитета.

Особое внимание следует уделять социально-культурным и языковым вопросам. С целью снятия напряжения в национальных вопросах целесообразно:—отменить обязательный пункт “национальность”

4.11. Гарантии свободы слова и печати.

Необходимо гарантировать развитие гласности до превращения ее из политической линии в действительную свободу слова. Для этого необходимо:

а) полностью упразднить всякую политико-идеологическую цензуру, установив строго оговоренную судебную ответственность авторов и издателей за нарушение закона о печати;

б) снять все барьеры на пути издания вневедомственных органов печати, издаваемых независимыми группами на кооперативной или иной основе, прекращение таких изданий осуществляется только по суду;

в) обеспечить свободный доступ населения к множительной и компьютерной технике, в т.ч. к импортной технике. Оптимальным способом реализации этих мер была бы единовременная отмена всех нормативных актов и практики запретительного характера в сфере информации. Разработать и принять после всенародного обсуждения Закон о государственной тайне; все, что не попадает под его положения—должно придаваться гласности.

4.12. Демократизация науки и культуры.

Реформа политической надстройки невозможна без широкой демократизации в науке и культуре. Научно-обоснованные программы развития общества могут формироваться лишь на базе свободных, межведомственных и вневедомственных исследований (дополняющих, а если нужно—и оспаривающих результаты ведомственных разработок). Следует создать условия для публичной состязательности множества альтернативных концепций, предлагаемых общественными науками. Эти исследования не должны подвергаться идеологическому давлению и искусственной изоляции, не должны обслуживать лишь потребности госзаказа. Плановые и заказные работы должны дополняться независимыми научными программами, выдвигаемыми и разрабатываемыми отдельными учеными, самодеятельными коллективами, независимыми фондами и корпорациями.

5. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ

Экономическая реформа—необходимое и исходное звено начатых в нашем обществе преобразований. Учитывая это, клуб “Демократическая перестройка” готовит отдельную программу, а которой предложит направления экологизации экономики. Сейчас же следует высказать следующее.

Существующая система организации и управления производством реально противоречит заложенным в социалистических производственных отношениях потенциям. С каждым новым шагом хозяйственной реформы все более будет проявляться нынешняя незавершенность самой концепции реформы. Трудящиеся по-прежнему отчуждены не только от управления общенародной собственностью, но не являются хозяевами и непосредственно на своих предприятиях. Концепция реформы доведена пока до принятия самофинансирующегося и самоуправляющегося положения предприятий и объединений, до демократизации управления на уровне предприятий. Этот шаг, однако, не решает еще задачи утверждения трудящихся в положении сохозяев и соуправляющих общенародной собственностью. Становится необходимым:

а) Распространение подрядных отношений внутри предприятий с охватом хозрасчетом первичных коллективов и звеньев производства.

б) Изменить отношения между предприятиями и министерствами (ведомствами), с четким определением прав и ответственности первых и вторых. Министерства должны осуществлять юридический контроль (и только) за правомерностью решения Советов трудовых коллективов. Органы управления, выступая “держателями” основных фондов отрасли передает их в ответственное пользование (аренду) коллективам предприятий. Единственным источником доходов для “держателей” становятся технические новшества, отдача от капиталовложений в новые технологии.

в) Уравнять в правах и ответственности центральные органы управления—Госплан, Минфин и Госбанк СССР. Упразднить монопольное положение Госплана с его натуральными приоритетами.

г) Установить хозрасчетные отношения центральных органов отраслевого управления и территорий (в т.ч. через введение платы за пользование природными ресурсами). Это позволит преодолеть бессилие местных органов в определении лица территории, сделать равными партнерами регион и отрасль.

д) Реорганизовать деятельность всей правительственной системы:—повысить самостоятельность кабинета министров и ответственность правительства и всех его членов перед Верховным Советом страны;—подчинить деятельность правительства и его аппарата законодательной власти, его полномочия наступают только после вынесения вотума доверия в Верховном Совете;—создать пост правительственного спикера и его информационное бюро, регулярно информирующих как депутатов Верховного Совета, так и средства массовой информации о деятельности правительства.

Перестройка требует создания сильного и единого правительства, высоко ответственного за реализацию экономической политики, деятельность которого поддается общественному контролю по многим каналам и демократическими средствами.

е) Предлагаем созывать местные, республиканские, всесоюзные съезды представителей Советов трудовых коллективов для обсуждения и решения коренных социально-экономических вопросов: проектов народнохозяйственного законодательства, выборов хозяйственных руководителей, определения направлений инвестиционной, структурной, финансовой политики. Необходим Народнохозяйственный совет трудовых коллективов, без которого работники не смогут подняться над уровнем проблем своего предприятия и стать сохозяевами общенародной собственности. Функциями такого совета станет не только обсуждение альтернативных проектов и выбор решений, но и вовлечение трудящихся в реальные процессы управления. Решения съездов СТК могли бы выноситься на обсуждение и решение трудовых секций соответствующих Советов народных депутатов. Это сомкнуло бы органы, где граждане представлены как работники (СТК) и органы, где граждане выступают как жители и общественные активисты.

Оживление общественной жизни за последние годы, и, особенно, за последние месяцы, подводит (постепенно) различные слои населения к пониманию необходимости политических преобразований в СССР. Мы надеемся, что наши предложения не только дадут повод для размышлений, но и послужат материалом для дискуссий общественности о путях построения демократического социализма в нашей стране.

“Демократический наказ” разработан рабочей группой в составе: А.Бузин, Л.Волков. В.Кардаильский, А.Липкин, О.Румянцев, А.Трофимов, К.Янков.

В работе также приняли непосредственное участие: М.Айвазян, Э.Аметистов, В.Варданян, В.Корсетов, Е.Красников, В.Кузнецов, П.Кудюкин, И.Минтусов, В.Павлов, В.Перламутров, А.Фадин, а также Г.Ракитская.

Под общей редакцией О.Румянцева.

[Москва, 1988, май] Источник: Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. 19 страниц, Москва, 1988, май.