“Путь прогресса и социальной демократии”. Основа программы СДПР. (Временная редакция).

[1990, октябрь].

Свобода, справедливость, солидарность.

Программа начинается с краткой преамбулы, в которой поясняется почему “мы, члены СДПР” выбираем такую политическую философию и такой путь политической активности, и как связаны с нашей повседневной жизнью идеи свободы, справедливости и солидарности.

1. ПУТЬ РОССИИ В XX ВЕКЕ. ТУПИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА.

XX век начался для России с надежд, но прошел под кровавым знаком небывалой трагедии. Издержки болезненного процесса модернизации, дополненные отвлечением огромных масс людей от производительного труда на фронты мировой войны, привели к стремительному разбуханию массы люмпенов и нарастанию антигуманистических иждивенческих настроений.

В условиях нарастающей разрухи власть была узурпирована партией большевиков, которые использовали для этого свою жесткую организацию и беззастенчивую демагогию, обращенную к низменным инстинктам толпы. Этому способствовала также близорукая политика правящих кругов, цеплявшихся за власть и эгоистическая линия либеральной оппозиции, заигрывавшей с народом. Культурные политические силы проявили неспособность составить сильное коалиционное правительство. Большевиками силой были ликвидированы все демократические свободы.

Изначально порочная утопическая цель, поставленная коммунистической партией, заключалась в построении единого общества, тоталитарно управляемой и планируемой “единой фабрики”. Большевики обещали народу мир, а дали многолетнюю гражданскую войну, которая, по сути, не завершилась и до сих пор, проявляясь в глубоком политическом и культурном расколе общества. Обещали крестьянам землю, но отобрали ее окончательно, превратив их в крепостных, подвергая невиданной и при феодалах эксплуатации, намеренно истребляя людей голодом. Обещали власть людей труда, но вместо этого запретили рабочие партии и профсоюзы, не останавливаясь перед расстрелами безоружных рабочих. Обещали взлет культуры, но уничтожили почти всю интеллигенцию. Вот итог 70-летнего беспощадного эксперимента над народом России:

— уничтожены десятки миллионов людей;

— разорена богатейшая страна, ее народ ввергнут в нищету;

— установлен режим бесправия и всеохватывающая система полицейского надзора и репрессий;

— уничтожены механизма самоорганизации и саморазвития общества;

— перешло критическую отметку загрязнение природы;

— почти разрушены традиционные институты и ценности—семья, религия, мораль, предприимчивость и инициатива.

Историческая вина большевиков—это властолюбие, нетерпимость и аморальность в политике. Историческая беда миллионов, поверивших большевикам—это низкие уровень образования и культуры, неразвитость начал самоуправления, неуважение к правам и свободам личности.

В начале 20-х годов под угрозой всероссийского антибольшевистского восстания коммунисты пошли на новую экономическую политику ограниченного разрешения предпринимательства. Однако НЭП не была новой гуманной политикой большевиков, всегда рассматривалась как временное отступление.

Опыт НЭПа свидетельствует о способности коммунистической политики к определенной гибкости в экстремальных условиях. Одновременно он доказывает, что никакие частные уступки коммунистических властей в экономической сфере не могут гарантировать от тоталитарной реакции без уничтожения партийной монополии на власть, без образования полноценного гражданского общества.

В экономике страны с конца 20-х годов началась форсированная индустриализация, в топку которой были брошены миллионы человеческих судеб. СССР превратился в индустриальную державу, однако это пошло не на пользу, а во вред рядовым его гражданам, ибо рост уровня жизни намного отставал от укрепления режима, ведущего необъявленную войну со своим народом. Главным результатом индустриализации стало оформление военно-промышленного комплекса, не имеющего аналогов в мире.

Трудящиеся были превращены в бесправных работников на государственных предприятиях, к которым они были прикреплены всеобщей паспортной системой, нехваткой жилья, циничным .трудовым законодательством и репрессиями. Общественные организации (молодежные, профессиональные, женские), имеющие главной целью защиту интересов отдельных групп граждан, были огосударствлены и потеряли свою функциональную сущность, превратившись в бюрократические организации, служащие усилению эксплуатации человека государством.

“Железный занавес” изолировал советское общество от мировой цивилизации. Человек превратился из субъекта свободной деятельности в объект беспощадной эксплуатации и манипуляции со стороны всевластной партийно-коммунистической олигархии, которая все больше оформлялась в новое, противостоящее всему остальному обществу сословие (главным образом люмпенского происхождения)—советской номенклатуры.

В последние десятилетия тоталитаризм вступил в стадию своего дряхления. Экономический тупик и ослабление военно-стратегических позиций СССР вынудили верхушку номенклатуры приступить к оздоровлению системы (“Ускорение”). а потом, по мере его провала и к осуществлению модернизаторских преобразований (“Перестройка”).

Социальный эксперимент, начатый в 1917 году, подходит к концу. С ослаблением преследований за политические действия возникло и стало стремительно развиваться легальное демократическое движение. В этом движении обретает свое достойное место современная российская социал-демократия.

Можно ли говорить о заслугах тоталитаризма в нашей стране? Нет. Небольшие “достижения”, связанные с его господством, были куплены такой ценой, узнав которую, любой нормальный человек в ужасе отшатывается. Позитивным результатом жестокого пути послужит лишь извлекаемый урок: нет и не может быть альтернативы общечеловеческим ценностям и плюралистической демократии.

Народы России никогда не мирились с коммунистическим игом. Рабочие демонстрации 1918 года, крестьянские восстания 1921, движение за права человека 60-х—70-х годов—вехи Сопротивления. Свой вклад в него вносила и возрождавшаяся в ту пору российская социал-демократия.

2. 1.2. НЫНЕШНЯЯ РАССТАНОВКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ И ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.

В течение всего этого времени продолжалось разрушение КПСС—станового хребта тоталитаризма. Значительная часть номенклатуры уже смирилась с будущим уходом КПСС с политической арены и рассматривает ее в качестве временного орудия для реализации главной своей на сегодня задачи—захвата государственной собственности и легализации этого захвата.

В связи с этим на современном этапе необходимо противостояние двум главным видам монополизма—номенклатурному и постноменклатурному.

Номенклатурный монополизм—это сохранение реальной старой власти, вмешательство органов и аппарата КПСС в политические и хозяйственные процессы, сохранение в их руках каналов управления и информации, власть местной бюрократии. Основа номенклатурного монополизма—засилье военно-промышленного комплекса.

Постноменклатурный монополизм—это стремление той же номенклатуры и связанных с ней мафиозных сил использовать имеющуюся у них власть и монопольное положение для установления своего господства в новой рыночной системе. Эта трансформация может произойти под любыми лозунгами: “социализма”, “либерализма”, “деидеологизации”. Указанным авторитарным тенденциям должно быть противопоставлено настойчивое развитие демократических начал в обществе, его самоорганизация.

На политическую арену выходит новая социальная группа—новый средний класс, представленный интеллигенцией, квалифицированными рабочими, динамичной частью управленцев. Эта группа несет в себе начала инициативы, предприимчивости, самостоятельности, подлинной профессиональной квалификации, свободомыслия.

А наиболее дальновидная часть номенклатуры поставила крест на КПСС и пытается преобразовать политическую и административную власть в экономический капитал—так образуется номенклатурная буржуазия. Будучи неспособной обеспечить рост производительности, номенклатурная буржуазия потребует а качестве компенсации увеличения нормы эксплуатации, а для этого—подавления нарождающихся демократических прав и свобод.

Альтернатива этому—демократические методы приватизации, осуществляемой гласно и по закону, создание благоприятных условий для нового среднего класса. Социал-демократия выступает с позиций социального и политического партнерства, что в нынешних условиях означает: способствовать формированию нового среднего класса и осознанию им противоположности своих интересов интересам не только традиционной номенклатуры, но и номенклатурной буржуазии. Рабочее движение может выступить решающей силой при выборе пути и не допустить свертывания демократических институтов.

3. 1.3. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ.

СДПР—партия последовательного реформизма: мы проводим политику постоянного совершенствования общественных структур в направлении их гуманизации, демократизации и повышения эффективности.

СДПР—партия труда. Отдавая должное важной роли собственника, на первое место в своей политике мы ставим интересы свободного и квалифицированного наемного работника.

СДПР действует ненасильственными методами и в рамках закона.

СДПР—партия социального партнерства и компромисса.

СДПР—демократическая партия. Мы стремимся, чтобы как можно большее число граждан могло участвовать в принятии решений по важным для них проблемам.

1.4. НАШИ ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ.

Нас объединили идеи социальной, политической и экономической демократии. Мы считаем себя наследниками российского народничества и социал-демократии (меньшевизма), антитоталитарного освободительного движения. Приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми.

Основные ценности—свобода, справедливость, солидарность, которые существуют только в единстве. Пренебрежение чем-либо одним или абсолютизация оборачиваются против трудящихся.

Важно создать предпосылки для спокойного развития. На создание таких предпосылок и ориентирована наша программа.

В экономике это—утверждение рынка, то есть механизма саморегуляции, свобода человека распоряжаться своим трудом и его продуктами.

В духовной сфере—возрождение морали. В политике—утверждение демократии.

1.5. ОБЩЕСТВО. В КОТОРОМ МЫ ХОТИМ ЖИТЬ.

Раскрываются понятия политической демократии, экономической демократии и социальной демократии.

2 РАЗДЕЛ

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

2.1. ГРАЖДАНСКИЙ МИР

Гражданский мир в России является необходимейшей предпосылкой любого прогресса.

Сущностной чертой тоталитарно-коммунистической системы является десятилетиями непрерывно длящаяся гражданская война.

Продолжающийся распад социальных, экономических и идеологических связей опережает становление новых структур. Понижается жизненный уровень, растет насилие в самых разных формах. Исполнительная власть близка к параличу, законы не исполняются в массовом масштабе. Мораль, подорванная длительным коммунистическим господством, уже не сдерживает темные инстинкты. Огромными массами людей овладевает чувство безверия, бессилия, озлобленности к нетерпения. На политическую арену выходят безответственные истеричные политики, пытающиеся играть на низменных чувствах толпы—на мести, на склонности к насилию, на нежелании признать за оппонентом какие-либо права. Рухнули старые мифы, и пустое пространство место занимается черносотенными или необольшевистскими идеями. Мы стоим на краю. В любой момент может быть спущен курок и начнется неуправляемая реакция социальных волнений, что • стране, перенасыщенной оружием массового уничтожения, химическими производствами и АЭС может привести к катастрофическим для всего мира последствиям. В этих условиях перед СДПР и всеми цивилизованными ситами встает сверхзадача обеспечить мирный, эволюционный путь России к мировой цивилизации, к экономическому, политическому, мировоззренческому плюрализму.

Гражданский мир является и самоценностью, и необходимым условием прогрессивных преобразований. Это требует:

1) достижение единства всех демократических сил;

2) установления партнерских отношений со всеми политическими движениями и идеологическими течениями, признающими приоритет общечеловеческих ценностей, включая и политических оппонентов;

3) целенаправленного поиска поддержки в рядах политических противников наиболее цивилизованных, культурных групп, способных к диалогу и признающих приоритет гражданского мира;

4) резкого увеличения расходов на культуру и образование, выведения их из-под возможного удара рынка;

5) обеспечения сильной социальной защиты, особенно на период перехода к рынку;

6) противодействия паразитическим устремлениям номенклатурной буржуазии;

7) создания единого блока “гражданский мир”, включающего все цивилизованные, в том числе и умеренно консервативные, силы;

8) формирования на этой основе коалиционного правительства народного доверия;

9) противодействия выходу дестабилизационных процессов за цивилизованные рамки;

10) пропаганды во всех средствах массовой информации гражданского мира как определяющей ценности.

4.2.2. ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Имперская политика центра, итерировавшего национальные особенности, подавление национального самосознания породили нынешнюю остроту национального вопроса, грозящую взорвать весь демократический процесс. СДПР .считает недопустимым ущемление прав гражданина на почве национальной принадлежности и выступает за реализацию права наций на самоопределение. Территориальная целостность Российской Федерации должна сохраняться не принуждением, а созданием единого экономического пространства с развитым федеральным ринком.

Поддерживая национально-освободительные движения СДПР предостерегает против манипулирования этими движениями в интересах национал-номенклатуры. СДПР выступает против допускаемых частью национальных движений перехлестов и взрывов национализма. Необходима помощь тем народам, которые особенно сильно пострадали от коммунистического правления.

Б. СДПР считает, что СССР' как унитарное государственное образование изжил себя.

Образование суверенных государств может сыграть огромную позитивную роль в переходе плюралистическому обществу, так как облегчит формирование правительств, пользующихся доверием народа и поэтому способных пройти через социальную напряженность, сопровождающую коренные реформы. . СДПР прилагает все усилия, чтобы распад империи не принял хаотического характера, что может повлечь кровь и страдания людей. Нельзя допустить массового исхода десятков миллионов людей. Необходима терпимость ко всем малым народам.

Республики, входящие в СССР, экономически и этнически тесно связаны и зависят друг от друга. Поэтому независимо от устремлений новых политиков эти республики в дальнейшем будут иметь тесные многосторонние отношения. Наша задача—добиться, чтобы эти отношения были возможно более мирными, взаимовыгодными и тесными.

Мы выступаем против гипертрофированной политизации межнациональных отношений. Необходимы постоянные переговоры, заключение договоров и установление стабильных взаимовыгодных связей.

5.2.3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

А. КУЛЬТУРА. Экономический и социальный прогресс—не самоцель, они служат освобождению и развитию человеческой личности. Культуру мы понимаем в широком смысле слова: она проявляется в повседневно образе жизни. Приоритеты:—перестройка в соотношении производства материальных и других ценностей;

— охрана прав интеллектуальной собственности:

— деидеологизация воспитания и просвещения;

— законодательные гарантии развития национальных культур;

— создание фондов развития культуры, льготное налогообложение спонсоров этих фондов и самих творческих работников. Подход социал-демократов к культуре одухотворяется сверхцелью—развитием современного цивилизованного человека, творца исторического развития России, без которого все гордые планы пойдут насмарку.

Б. ОБРАЗОВАНИЕ и неразрывно связанное с ним исследование—непременное условие прогресса.

Необходимы:

— демократизация образования, передача его местным органам власти;

— право государства поддерживать интересующие его программы за счет центральных средств:

— деидеологизация образования;

— неотложное принятие законов о правах несовершеннолетних, о статусе учителя и порядке его назначения, попечительских советах, частных учебных заведениях, льготном налогообложении спонсоров образования;

— сочетание бесплатного базового образования с возможностью использования личных средств.

В. НАУКА И СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

Для развития общества необходимо поднятие престижа умственного труда, оформление понятия интеллектуальной собственности.

Финансирование фундаментальной науки должно производиться преимущественно из государственного бюджета путем выделения средств на основе конкурса идей для работы временных коллективов.

2.5. РАЗОРУЖЕНИЕ, ВОПРОСЫ ОБОРОНЫ.

Сохранение мира является политической, а не военно-технической задачей. Добрососедские отношения с другими странами и народами являются лучшей гарантией мира. Необходимы шаги по много- и одностороннему сокращению военного бюджета, который представляет сейчас непосильное бремя для экономики.

Вооруженные силы должны находиться под контролем парламента и немедленно быть деполитизированы. Необходима демилитаризация всех социальных институтов и общественного сознания. При этом необходимо соблюдать права военнослужащих и демобилизующихся. Их жизненный уровень не должен падать в случае демобилизации. необходима социальная защита.

6.3 РАЗДЕЛ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗАДАЧИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ

Мы считаем основой экономики производителя—трудящегося и предпринимателя, которые в сотрудничестве преумножают свою собственность и тем самым национальное богатство.

Основные принципы нашей экономической политики:

— свобода предпринимательской инициативы и защита прав собственности;

— признание важной социальной роли предпринимателя;

— оздоровление денежно-финансовой системы;

— социальное партнерство всех слоев общества, в частности, коллективные договоры трудящихся с работодателями;

— поддержка малого бизнеса и народного предпринимательства;

— полная ответственность хозяйственного субъекта за результаты своей деятельности;

— право собственности граждан на землю;

— демонополизация экономики;

— воздействие общества и государства на рынок, не нарушающее систему саморегулирования;

— переориентация экономики на социальные и потребительские нужды;

— создание рынка товаров, труда, финансов;

— возможно более равноправное включение я мировое рыночное разделение труда;

— обеспечение людям возможности самореализации;

— социальное обеспечение и страхование;

— право человека на экологически чистую среду обитания.

3.2. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

А. К СОЦИАЛЬНОМУ РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

— рынок естественен для человека;

— он должен быть социально ориентирован;

— многоукладность (смешанная экономика). Все уклады должны иметь гарантии защиты • Конституции. Б. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ

— неотчуждаемость прав личности на хозяйственную инициативу;

— свободный выбор форм труда;

— работник имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное для достойного существования;

— закрепление в законе обязанностей работодателей по обеспечению социальных прав:

— максимальная продолжительность рабочего времени;

— минимальный еженедельный отдых:

— минимальный оплачиваемый отпуск;

— право на свободное создание профсоюзов, не подлежащих регистрации в органах власти;

— права на забастовку;—формы разрешения трудовых споров.

При любых путях проведения реформ не должны сужаться уже имеющиеся социально-экономические права трудящихся.

В. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Одно из главных препятствий—усиливающийся разрыв между денежной массой и товарным покрытием. Необходимы целевые займы у населения под товары длительного пользования, продажа акций предприятиям, введение в оборот новых товаров: земли, жилья, бывшего военного имущества, фондов предприятий.

Г. ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ, ПРИВАТИЗАЦИЯ

Нужно высвободить хозяйственную инициативу на всех уровнях, одновременно противодействуя захвату приватизируемой собственности номенклатурой и мафией.

Процесс передачи отдельным гражданам тех ценностей, которыми сейчас распоряжается государство, составляет сущность Приватизации—ядра экономической реформы. Главными проблемами приватизации являются необходимость совместить предприимчивость и социальную защищенность и избежать коррупции и разгула спекуляции. Необходимы:

— преимущества для членов трудового коллектива;

— часть стоимости основных фондов должна быть распределена бесплатно в виде сертификатов, дающих право на приобретение акций;

— остальные должны потупить в свободную продажу и стать основой стабилизации денежного обращения;

— конвертируемость валюты создаст условия для привлечения иностранного капитала. Необходимо и создать гарантии против возможного чрезмерного усиления позиции иностранного капитала в России.

Д. ПРОБЛЕМА ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ.

Частная собственность с правом владения, пользования и распоряжения. Каждый сельский житель имеет право бесплатно получить надел земли, который он в состоянии эффективно обработать. Последующее расширение—за счет купли, аренды и т.д. Необходим земельный кадастр.

Е. СВОБОДА ТРУДА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Для действительно свободного рынка труда необходимо свободное передвижение рабочей силы в экономическом пространстве. Для этого:

— отмена паспортной системы и прописки;

— принятие закона о въезде и выезде;—формирование рынка жилья;

— сокращение площадей с ограниченным режимом передвижения;

— свобода не работать;

— свободный доступ к информации о потребностях в трудовых ресурсах;

— закрепление в законе и реализация права на предпринимательство, что создаст дополнительные рабочие места. Необходимо упрочение принципов культурного предпринимательства, для чего необходимо запрещение монопольной деятельности, защита интересов потребителей, преследование нечестное коммерческой деятельности.

Ж. ПРЕДЕЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Важнейшие здесь сферы:

экология, социальное обеспечение, оборона, демонополизация, смягчение последствий безработицы и инфляции. Конкуренция—насколько возможно, регулирование—где необходимо.

3. К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ РЫНКУ ТРУДА.

Во-первых, свобода найма и увольнения при соблюдении законодательства и социальных гарантий; во-вторых, регулирование верхних пределов доходов только через налоговую систему. Необходимо создание социального механизма, включающего:

— широкодоступную систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

— сеть центров службы трудоустройства;

— специальные программы содействия занятости в трудоизбыточных районах и помощи отдельным группам населения, испытывающим в этом плане особые трудности (молодежь, инвалиды), систему изучения и прогнозирования состояния рынков рабочей силы.

Необходимо немедленно приступить к созданию организационных предпосылок для развития рынка труда в переходный период: службы занятости, системы гарантий и компенсаций высвобожденным работникам; фондов занятости и пенсионных; системы мер по защите труда женщин и молодежи.

И. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН.

Важнейшей традиционной задачей социал-демократии является обеспечение высокого уровня социальной защищенности. У нас это прежде всего защита от произвола со стороны монопольного работодателя-государства. Сейчас наиболее важными мерами СДПР считает:—выплату пособий по безработице, обеспечивающих прожиточный минимум;

— расширение объема временных и надомных работ;

— гарантии пенсий не ниже прожиточного минимума;

— создание страховых, фондов (отчисления предприятий, граждан и государства);

— организация общественных фондов, благотворительных столовых, пунктов выдачи одежды, ночлежных домов;

— бесплатный гарантированный минимум медицинского обслуживания.

Далее перечисляются другие многочисленные конкретные меры.

К. К СПАСЕНИЮ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Не замыкаясь в конкретных социально-политических реалиях, социал-демократы убеждены в том, что будущее человечества зависит от того, сохраним ли мы наш общий дом—Землю. Нельзя забывать, что любые экологические проблемы могут быть разрешены лишь в открытом,, цивилизованном, демократическом обществе.

Коммунистический тоталитаризм проявил свою разрушительную сущность и в отношении к окружающей среде. Десятилетия хищнического природопользования вынуждают нас в виде первичной задачи выдвинуть принятие неотложных и масштабных мер по регенерации среды обитания.

Необходимо усовершенствовать или перепрофилировать загрязняющие среду предприятия. Мы требуем материальной компенсации населению, проживающему в районах экологического бедствия, за счет виновников загрязнения.

Мы призываем к созданию государственных и региональных фондов для финансирования природоохранных мероприятий.

Мы убеждены в том, что новые проекты можно принимать к исполнению только при положительном заключении всесторонней и независимой экологической экспертизы.

Мы считаем необходимым осуществлять действенный контроль за состоянием среды обитания. К средствам такого контроля должен иметь доступ каждый гражданин.

Мы полагаем необходимым наделение органов местного самоуправления реальными правами и экономическими рычагами воздействия на характер хозяйственного освоения и использования территорий.

Мы понимаем, что в условиях экономического кризиса и хронического дефицита надо осторожно подходить к таким крайним мерам как закрытие предприятия. Предпочтение должно отдаваться прогрессирующей системе штрафов, сумма которых с каждым месяцем обостряла бы необходимость для собственника предприятия уменьшать загрязнение окружающей среды. Полученные средства направлять на реализацию экологических программ. В числе конкретных мер мы предлагаем осуществлять в масштабах всей страны:

1. Сокращение энерго- и водопользования. Налоговые льготы малоотходным технологиям.

2. Объединения различных экологических служб в одно ведомство.

3. Формирование материальной базы экологической службы.

4. Создание системы биомониторинга.

5. Создание экологических карт.

6. Создание программ экологического воспитания и образовали”.

7. Перевод транспорта на экологически более чистое топливо.

8. Создание системы содействия производству экологически чистых производств и безвредных товаров. Стимулирование и развитие экологически чистой энергетики.

9. Создание страхового фонда на случаи экологических аварий.

10. Создание математических моделей прогнозирование экологических ситуаций.

11. Просветительскую деятельность, экологическое образование всех слоев населения.

12. Создание чистых безотходных технологий производства.

8.2.4. ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И

3.2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Социал-демократы исходят из представлений о целостности и взаимосвязанности мира, о единой судьбе человечества, нуждающегося в объединении усилий для решения глобальных проблем. Внешняя политика должна строиться на принципах мира, демократии, гуманизма и солидарности.

Необходимо включение в европейские интеграционные процессы, содействие привлечению современных технологий и капиталов, широкомасштабная подготовка квалифицированной рабочей силы через работу наших граждан за границей и использование иностранных специалистов.

Помощь другим странам, необходимая по гуманитарным соображениям, должна быть прекращена для диктаторских режимов.

Основной частью внешней политики является обеспечение максимально благоприятных условий для развития народов России на основе благосостояния и гуманизма. Для этого нужен прежде всего мир. Мир—это не только не война, но и сосуществование народов без насилия, эксплуатации и угнетения. Мир можно обеспечить только совместными усилиями.

От проблемы мира неотделима проблема развития. Обнищание стран третьего мира, где живет большая часть человечества, угрожает всеобщему миру и окружающей среде. Поэтому мы будем способствовать установлению нового более справедливого экономического порядка. Мы хотим в перспективе прекратить экспорт вооружений.

9.4 РАЗДЕЛ.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИКА СОЮЗОВ.

Основа демократии—развитое гражданское общество, т.е. система независимых отношений граждан и институтов: семья, профсоюзы, партии, землячества, культурные общества, религиозные общины, свободная пресса, творческие союзы. СДПР будет всячески способствовать их становлению. Мы подчеркиваем первичность гражданского общества и необходимость контроля с его стороны над демократическим правовым государством.

СДПР считает себя неотделимой частью общедемократического движения.

СДПР И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

В сложившейся ситуации СДПР видит следующие основные направления своей деятельности в рабочем движении:

1. При передаче и законном закреплении средств производства за частными (индивидуальными или групповыми) предпринимателями СДПР будет солидаризироваться с рабочим движением, направленным на отстаивание экономических прав и интересов работников наемного труда. При этом СДПР будет разъяснять, что наиболее эффективное средство достижения этих целей—социальное партнерство наемных работников и предпринимателей, а не "классовое противостояние".

2. СДПР солидаризируется с требованиями рабочего движения, направленными на отстаивание права трудовых коллективов на учет их позиции при выборе вида собственности и формы хозяйствования;

СДПР поддерживает борьбу за полноправие и самоуправление трудовых коллективов государственных предприятий (в том числе за право коллективов распоряжаться результатами хозяйственной деятельности, за полноправие Советов трудовых коллективов, за найм руководителей органами самоуправления);

СДПР солидаризируется с требованиями трудящихся, касающихся судьбы убыточных предприятий (их закрытие лишь в случае отказа трудового коллектива от безвозмездного получения предприятия в коллективную собственность), а также будет отстаивать право трудовых коллективов на выкуп (по их желанию) предприятий.

3. СДПР, выступая за развитие рыночных отношений на основе разнообразия и равноправия форм собственности и хозяйствования, должна проводить пропаганду и агитацию в рабочем движении, противопоставляя свое понимание путей выхода из экономического кризиса консервативным настроениям и тенденциям. СДПР будет разоблачать провокационное запугивание трудящихся “ужасами” рынка, отстаивая возможность и необходимость преодоления диктата и монополизма партийно-государственного аппарата как в политической, так и в экономической области. СДПР будет разъяснять также реальность стабилизации и улучшения жизни людей при соответствующей целенаправленности реформ, грамотности программ и их исполнителей, подконтрольности органов власти всех уровней демократическим общественным организациям.

Мы считаем своей обязанностью всячески способствовать созданию свободных профсоюзов и их объединений интеллектуально, организационно и политически.

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА.

Основные принципы нашей молодежной политики:

— содействие молодежной инициативе и предприимчивости;

— создание равных стартовых возможностей для каждого молодого человека:

— обеспечение занятости среди молодежи, в том числе через налоговые льготы трудоустраивающим молодежь предприятиям и систему обучения;

— введение альтернативной гражданской службы;

— поддержка создания независимых молодежных объединений;

— создание условий для досуга в культурных формах. 10.5 РАЗДЕЛ

КАК РАБОТАТЬ НА МЕСТАХ

Тактичность, интеллигентность, внимание к чужому мнению, готовность к компромиссу и поиску взаимоприемлемых решений—кому, как не социал-демократам возрождать этот стиль человеческих взаимоотношений. Политическая тактика должна включать в себя:

— формирование прочного союза демократических сил для осуществления реформ совместными силами;

— поиск компромисса с центристскими, колеблющимися элементами:

— разработка совместных программ развития, формирование коалиционного правительства;

— постоянный диалог со всеми общественными силами, отстаивание исключительно ненасильственной формы решения социальных и политических проблем общества;

— противодействие экстремистским силам, ориентированным на насилие;

— тесное взаимодействие с рабочим движением, гражданскими инициативами, профсоюзами и другими общедемократическими движениями;

—участие в выборах, в работе муниципальных органов, помощь в реализации на местах прогрессивных экономических и социальных реформ;

— политика “малых дел”, “борьба за рабочую копейку”, за справедливое распределение благ в условиях пока еще реального дефицита и карточной системы; создание союзов потребителей;

— содействие социально-политической активности трудящихся, в том числе созданию независимых профсоюзов, новых структур самоуправления;

— проведение независимых научных экспертиз, социологических опросов: инициирование и участие в выработке конструктивных альтернатив • виде законопроектов и программ развития.

Деятельность партии развертывается в двух основных сферах: в гражданском обществе и в органах власти и управления.

В своей деятельности в сфере гражданского общества СДПР проводит следующую политику:

— содействует оформлению, выражению, самоорганизации и согласованию различных групповых интересов;

— стремится к цивилизованному разрешению возникающих конфликтов;

— выступает против чрезмерной политизации институтов гражданского общества, особенно против превращения их в “приводные ремни” тех или иных партий, осознавая в то же время, что эти институты—важный источник усиления влияния партии;

— поддерживает социально-интегрирующие начала в деятельности общественных организаций, массовых движений, культурных обществ, органов самоуправления, средств массовой информации и т.д.

Приоритетными направлениями деятельности СДПР в сфере “гражданского общества” являются:

— социально-организационное оформление экономических отношений, прежде всего отношений между работополучателями и работодателями (создание профсоюзов трудящихся и предпринимательских объединений, палат труда и посредническо-примирителъных служб, деятельность в органах самоуправления и соучастия в управлении на производстве, присутствие партии на рабочих местах);

— самоорганизация населения по месту жительства и по защите интересов (советы и комитеты самоуправления, потребительские общества, экологические инициативы, ассоциации защиты прав потребителей и т.п.);

— работа с деятелями культуры;—работа по самоорганизации и социальной защите “слабых” групп (дети и подростки, молодежь, женщины, пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Как парламентская партия, мы придаем особое значение деятельности в представительных (парламентских и муниципальных) органах. Партия использует свое присутствие и работу в них как для воплощения своих программных установок в конкретные нормативные акты и управленческие решения, так и для пропаганды идей и принципов политической, экономической и социальной демократии, социал-демократических подходов к решению конкретных проблем.

Деятельность членов СДПР в представительных органах определяется следующими принципами:

— депутаты-члены СДПР, исходя из принципов солидарности и целесообразности, добровольно объединяются в социал-демократические фракции (группы), в которые могут входить и беспартийные депутаты, разделяющие наши ценности и принципы;

— в своей деятельности депутаты-члены СДПР руководствуются законом, совестью, интересами избирателей и предвыборной программой, независимы от текущих решений партийных организаций и органов;

— депутаты-члены СДПР-стремятся к максимально возможному учету интересов разных социальных слоев и групп и для этого работают в контакте с представителями других демократических сил, вступают при необходимости в долго временные коалиции или заключают соглашения по конкретным вопросам;

— социал-демократические депутаты стремятся к высокому качеству принимаемых документов и решений, для чего привлекают к их разработке и экспертизе как специалистов из числа членов СДПР, так и независимых экспертов, в том числе зарубежных.

СДПР отводит большую роль местному (муниципальному) самоуправлению считая его неотъемлемой частью системы народовластия а России. Сердцевиной местного самоуправления социал-демократы считают приоритетность решений органов местной власти в пределах своей компетенции над любыми подзаконными нормативными актами, касающимися находящейся под их юрисдикцией территории.

Должны быть обеспечены гарантии автономий и местных властей и оптимальное законодательное расширение их компетенции за счет компетенции высших инстанций, что способствовало бы наиболее легитимному, эффективному и контролируемому управлению на местах.

Должны быть обеспечены гарантии автономии местных властей и оптимальное законодательное расширение их компетенции за счет компетенции высших инстанций, что способствовало бы наиболее легитимному, эффективному и контролируемому управлению на местах.

Существующая ныне система Советов, никогда по сути не имевшая власти, оказалась неспособной эффективно выполнять функции местного самоуправления и нуждается в замене. Отказ от термина “Совет” имеет, по мнению партии, также и символическое значение.

Вместе с тем, период кризиса а стране—не время для крупномасштабных административных реформ. Поэтому СДПР считает необходимым осуществлять самоуправление в рамках существующего административно-территориального деления, отложив оптимизацию районирования страны до стабилизации социально-экономической и политической ситуации.

11.6 РАЗДЕЛ

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

СДПР считает подготовку, принятие и проведение в жизнь Новой Конституции главным стратегическим стрежнем происходящей в России социально-правовой революции.

Члены и сторонники СДПР активно участвуют в этой работе. Благодаря их последовательной позиции в перечень конституционных положений включены такие категории, как гражданское общество, социально государство, социальная демократия, социальное партнерство, местное самоуправление и социальное рыночное хозяйство.

Мы считаем важнейшей задачей ближайшего времени формирование и укрепление структур “Демократической России”. Изменение соотношения политических сил ставит в повестку дня поиск мирных путей выхода из кризиса и передачи власти от незаконно ее осуществляющих органов КПСС к демократически избранным органам. Формой этого процесса может быть “Круглый стол”.

Он возможен только под давлением “снизу”—со стороны рабочего и общедемократического движений. Он должен проходить на ypовне СССР в целом, так как только здесь могут быть решены ключевые проблемы.

Члены СДПР—депутаты местной власти .должны уделять огромное внимание малым задачам по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения. Особое внимание должно быть уделено обеспечению товарами первой необходимости и контролю за их распределением, санитарному состоянию населенных пунктов, вопросам энергообеспечения жилищ, детских садов, школ, больниц.

Важной формой координации деятельности и обмена опытом могут стать депутатские группы. Необходимо также:

— создание региональных информцентров;

— развитие программной деятельности и исследовательских подразделений;

— вступление в Социалистический интернационал;

— развитие партийной печати.

ФИНАЛ

Мы выходим на политическую арену, не навязывая обществу догматических взглядов, во предлагая реальный путь возвращения в мировую цивилизацию.

Мы готовы нести за будущее России свою долю ответственности и тем самым начать искупление своей вины за десятилетия крови, страха и молчания.

СДПР заявляет себя партией гражданского мира и демократического прогресса.

Мы добьемся свободы, справедливости и духовного возрождения России!

(Принята на II-м программном съезде СДПР 25-38 октября в г. Свердловске).

Источник: Бюллетень партийно-политической информации. Вып.2, Москва, 1991, январь. (В титуле: Независимый центр партийно-политической инфорамации). Препринт, 61 с.