Декларация принципов Социал-демократической партии Дагестана.

[1990, июнь].

I. Смена коммунистических режимов, как результат “бескровных” революций в Восточной Европе и тот факт, что наша страна находится на грани катастрофы, свидетельствует о кризисе идеологии и практики коммунизма. Более чем полувековой опыт насильственного воплощения теоретической утопии увенчался полным крахом. Пятилетие “перестройки” в стране и республике сделало очевидным: тоталитарная по сути партийно-государственная структура органически не способна как к самореформированию. так и проведению нужных для народа реформ.

Положение в республике усугубляется тем, что сильны традиции авторитаризма и догматизма; широко распространена коррупция и практика сколачивания мафиозных структур, нарастает опасность обострения межнациональных отношений. Демагогия об “идеалах и принципах социализма” призвана скрыть кричащие социальные язвы дагестанского общества.

В этих условиях зарождающаяся (или возрождающаяся) дагестанская социал-демократия, будучи частью общесоюзного и мирового социал-демократического движения, призвана стать наряду с другими демократическими силами, одной из альтернатив правящим структурам.

Отмежевываясь от идеологии и практики “казарменного социализма”, мы объединяемся в социал-демократическую партию, партию Дагестана (СДПД)—партию, стремящуюся возродить идеалы традиционной демократии и гражданственности, характерные для общественной жизни Дагестана в историческом прошлом.

II. НАШИ ПРИНЦИПЫ

1. В отличие от КПСС СДПД не претендует на подчинение себе народных масс на основе массового членства и логики “демократического” централизма. Дагестанская социал-демократия входит в жизнь как парламентская партия, опирающаяся в своей политической деятельности на волю избирателей. Наш принцип—принцип разума и компетентности, а не силы. Этот принцип делает нас последовательно демократической партией, принципиально отрицающей любые формы диктатуры, насилия и вождизма.

2. Мы отвергаем государственную идеологию—марксизм-ленинизм и не претендуем на создание раз и навсегда верного единого учения, обладающего рецептами на все случаи жизни. Социал-демократия исходит из логики реальной жизни и изменчивости общественных потребностей. Этот принцип делает нас последовательно реформистской партией.

3. Дагестанская социал-демократия, в отличие от КПСС не претендует на роль классовой и авангардной партии, партии, подчиняющей логике “идеала” будущего настоящую жизнь. Мы выступаем как партия, нацеленная на поиски консенсуса (согласия) между различными социальными силами. Мы ориентированы на компромисс и сотрудничество со всеми демократическими силами и не претендуем на то, что одни в силах решить задачу возрождения Дагестана. Наши союзники (единомышленники) “слева”—это демократическое реформаторское крыло в КПСС; а также зарождающиеся в Дагестане независимые профсоюзы и демократическое движение и “справа”—либеральные или конституционные демократы. Мы считаем также необходимым диалог и сотрудничество с демократическими (антитоталитарными) силами в религиозном движении в Дагестане.

4. В межнациональных отношениях СДПД выступает за учет интересов всех национальных групп, проживающих в Дагестане, за гласное и демократическое (с учетом интересов меньшинства) решение накопившихся проблем. В отличие от КПСС мы отвергаем принципы вульгарного интернационализма и практику авторитарно-бюрократического регулирования вопросов национального равноправия. Наш принцип—это постоянный поиск путей достижения национального согласия в Дагестане, опора на диалог и реформы. Мы говорим “НЕТ” идеям национальной исключительности и вражды к другим народам.

III. НАШИ ЦЕННОСТИ И ДУХОВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

1. Наши духовные источники: идеи демократического социализма, развиваемые в партиях Социнтерна, наследие международного социал-реформизма и мировой гуманистической мысли, а также демократические традиции и гуманистические ценности народов Дагестана.

2. Мы, как часть социал-демократического движения разделяем ценности: свободы и гражданского достоинства, социальной справедливости и социальной защищенности, солидарности, классового и гражданского мира. Мы считаем все эти ценности одинаково важными. Они взаимозависимы и существование каждого является необходимым для существования остальных.

3. Мы признаем значение религиозно-духовных ценностей в прогрессивном развитии общества. Мы—за безусловное уважение к фундаментальной ценности человечества—свободе совести, а полном соответствии с Декларацией Прав Человека и Венскими договоренностями 1939 г.

4. Мы считаем важным создание условий для подлинного возрождения нравственно-духовной жизни, творческой свободы и культуры в дагестанском обществе.

IV. НАШИ ПРОГРАММНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

а) Политическая демократия и сфера межнациональных отношений.

1. Главным для нас является вопрос об устранении монополии на власть, создании гарантии недопущения диктатуры в политике в любой ее форме. Из кризиса нельзя выйти с той же структурой власти, которая привела нас к нему. Еще в большей мере сказанное относится к Дагестану.

2. Мы считаем, что в соответствии с принципами правового государства должно быть осуществлено отделение (политической, религиозной, атеистической) идеологии от государства. Государственные и правоохранительные органы должны служить народу в целом, а не части его в лице какой-либо одной партии.

Основой государственно-правового строительства в Дагестане должны быть неотчуждаемость прав личности на самостоятельную общественно-политическую, интеллектуальную и хозяйственную инициативу; приоритет прав человека перед государственными интересами.

3. Дагестан в будущем мы видим суверенной демократической республикой. Форма демократии в Дагестане должна определяться исходя из историко-культурных особенностей и демократических традиций народов Дагестана. То понимание демократии, которое отвечает духу и общественным потребностям дагестанцев должно найти свое отражение в Конституции Дагестана. Но говорить о демократии в Дагестане можно, однако, только тогда, когда его народы имеют возможность свободного выбора между различными политическими альтернативами в рамках свободных. на многопартийной основе выборов, когда независимая судебная система основ дается на равенстве перед законом всех субъектов права (граждан, государственных органов и общественных организаций).

4. Мы считаем необходимым достижение реального суверенитета Дагестана, его политической, экономической и культурной самостоятельности в рамках союза ССР—союза суверенных равноправных государств.

Для нас принципы приоритета суверенитета народа над государственным суверенитетом и делегирования “центру” прав “снизу” на основе свободного волеизъявления народов автономий, являются незыблемыми.

5. Должны быть выработаны механизмы представительства всех народов Дагестана в законодательном органе (парламенте или “Меджлисе”), а также—учета интересов всех национальных групп, проживающих в Дагестане.

Право нации на культурную автономию должно получить государственные гарантии. При решении национальных проблем мы должны исходить из интересов национального равноправия, и ценностей межнационального согласия.

6. Мы разделяем приверженность народов Дагестана идеям суверенитета, национального достоинства и самоуважения. С этих позиций Дагестан должен иметь:

а) свои государственные символы (герб, флаг и гимн);

б) новую конституцию, включающую в себя законы о гражданстве, о государственных языках и символах, о местном самоуправлении (с учетом историко-культурных традиций дагестанцев).

7. Содействие и помощь в реализации национально-культурных запросов дагестанцев, проживающих за пределами республики (в том числе и вне Союза ССР) и тесное с ними сотрудничество должно стать неотъемлемым элементом государственной политики в республике.

б) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

1. Мы разделяем идеи и принципы экономической самостоятельности Дагестана и ОТВЕТСТВЕННОСТИ его народов за результаты своего хозяйствования. В этих же целях должна быть демонтирована полуколониальная и низкорентабельная структура ведомственно-управляемой экономики республики, ориентированной на производство, преимущественно промежуточных продуктов (полуфабрикатов). Должны быть ликвидированы административные структуры командной экономики, в том числе, и в сельском хозяйстве.

2. Выступая за рыночное хозяйство и ликвидацию государственной монополии в экономике—условия развития подлинно гражданского общества—мы, вместе с тем, против превращения рынка в единственный организующий принцип общества. Мы считаем многоукладную экономику и равноправие различных форм собственности (включая свободу предпринимательской деятельности и частную собственность), основой экономического прогресса. Чтобы собственность работала на общество и не имела монопольный характер, нужны не запреты, а антимонопольное законодательство, независимые профсоюзы и система социального контроля за экономикой.

3. Мы считаем, что не государственная, а СОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ (акционерная, коллективная и др.) собственность в виде системы малых (семейных) и средних предприятий, является приоритетной в условиях Дагестана, и прежде всего а сфере услуг и производства потребительских товаров.

4. Разгосударствление, приватизация (передача в частную собственность) должны сопровождаться следующими мерами: 1 Обязательное предоставление ежегодных деклараций о доходах (и их источниках) всеми гражданами;

2) введение эффективных санкций за сокрытие доходов: 3) прогрессивное налогообложение, в том числе—и на наследство; 4) формирование единых налоговых служб, подотчетных Советам.

5. Необходимо в кратчайшие сроки разработать программу снижения безработицы, уровень которой в Дагестане очень высок. В числе путей решения этого мы видим: 1) создание в Дагестане условий для привлечения инвестиции как из союза ССР, так и из-за рубежа; 2) создание свободной экономической зоны в Дагестане с гарантиями неприкосновенности иностранных инвестиций.

в) СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

1. Последовательная борьба за эффективную социальную защищенность человека—вот основа нашей социальной политики. Социал-демократическая альтернатива предполагает сочетание “рыночной” экономикой с “нерыночной” социальной политикой. Стабильность в экономике и обществе обеспечена, если неизбежный рыночный отбор и расслоение компенсируются внеэкономическим перераспределением, основанным на социальной солидарности.

2. Основополагающим правом человека должно стать право на получение социальной помощи и прожиточного минимума.

3. К гарантиям социальной защищенности относятся:

а) возможность обжалования действий должностных лиц и учреждений в суде всеми без исключения гражданами;

б) новое трудовое законодательство и его распространение на работающих по найму во всех секторах:

в) право на забастовку, в т.ч.—политическую и забастовку солидарности;

г) индексация фиксированных доходов (пенсий, стипендий, пособий) и регулярное их повышение с ростом цен;

д) система социальных пособий (в т.ч. и по безработице) и услуг для бедных, многодетных семей, студентов и безработных;

е) система бесплатных услуг в медицине, образовании, культуре для лиц с низкими и средними доходами;

ж) ликвидация системы привилегий и спецльгот, установленной для партийно-государственной элиты.

З) ПУТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАШИХ ЦЕЛЕЙ В своей деятельности СДПД стремится:

— содействовать формированию основ гражданского общества в Дагестане, его освобождения от государственного насилия;

— активно участвовать в выборах народных депутатов всех уровней, реализовывать через них свои программы и содействовать связям депутатов с общественностью;

— контролировать деятельность органов власти, оказывая поддержку их позитивной деятельности:

— развивать прямую демократию: митинги, референдумы, забастовки и кампании гражданского неповиновения (при сопротивлении властей демократическим преобразованиям);

— проводить опросы населения; вырабатывать конструктивные альтернативы а виде законопроектов и программ развития;

— поддерживать гражданские инициативы я различных сферах;

— популяризировать идеи социал-демократии и вести издательскую деятельность;

Дагестанская социал-демократия полна решимости утверждать а нашем обществе действительно СВОБОДУ, справедливость, солидарность.

[Принята на Учредительном съезде СДПД. Махачкала. 23-24 июня 1990г.]

Источник: Пакет программно-уставных документов СДПД. Копия оригинала. Машинопись+ксерокс. 15 с. Махачкала, 1990, июнь. С. 2-6.